Вопрос 13 Объекты, цели и задачи системного анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 13 Объекты, цели и задачи системного анализа



Объектами системного анализа в теоретическом аспекте являются:

- общие закономерности проведения исследований, направлен­ные на поиск наилучшего решения проблем на основе системного подхода (отработка методики системного анализа, содержание от­дельных этапов системного анализа, взаимосвязи, существующие ме­жду ними и другие);

- конкретные научные методы исследования - определение це­лей и их ранжирование, дезагрегирование систем на их составные элементы; определение взаимосвязей, существующих как между эле­ментами системы, так и между системой и внешней сферой и другое;

- процесс интегрирования различных методов и приемов иссле­дования, разработанных как в рамках системного анализа, так и в рам­ках других научных направлений, взаимообусловленных совокупно­стью методов системного анализа.

Объектом системного анализа в прикладном аспекте являются конкретные различные проблемы, возникающие при создании и функ­ционировании систем, и выработка рекомендаций по конструированию новых или усовершенствованию действующих систем. В то же время они являются и объектом целого ряда других научных дисциплин как общетеоретических, так и прикладных. Системный анализ играет роль каркаса, объединяющего все необходимые методы, знания и действия.

Целью системного анализа является выработка практических ре­комендаций по выбору наилучшего варианта решения на основе полной и всесторонней проверки различных вариантов с точки зрения количест­венного и качественного сопоставления затраченных ресурсов с полу­ченным эффектом. Анализ практики проводимых системных исследова­ний и возможных постановок задач показывает, что для конкретного ис­следования цели проведения системного анализа могут быть совершен­но различными. Возможны следующие постановки задач:

- правильно и с возможно большей четкостью сформулировать проблему и перевести ее из разряда неструктурированных в разряд слабо структурированных;

- собрать информацию, относящуюся к делу, для того, чтобы на­метить хотя бы приблизительные мероприятия по исследованию про­блемы и последующей разработке системы;

- выявить в полной мере назначение системы, решающей про­блему, с тем, чтобы определить ее состав, методы действия и взаимо­действия с другими системами;

- разработать несколько вариантов возможного развития систе­мы при различных внешних условиях, которые создаются в будущем, для того, чтобы подготовить информацию для последующего принятия решений;

- выбрать единственный наилучший курс развития системы при определенных внешних условиях с учетом динамики их изменения в перспективе;

- выявить основные цели развития социально-экономических объектов, детализировать их по подсистемам и видам деятельности;

- выявить критерии эффективности функционирования системы в целом и взаимосвязь критериев эффективности ее подсистем;

- проверить эффективность взаимодействия подсистем экономи­ческой системы, выявить образовавшиеся диспропорции и узкие мес­та, наметить мероприятия по их совершенствованию;

- сформулировать цели создания автоматизированной системы управления, обосновать ее функциональную структуру, составить план ее последовательной разработки и внедрения;

- упорядочить руководство разработкой сложного комплексного проекта, выявить функции управления и на их основе обосновать ор­ганизационную структуру управления;

- проверить эффективность работы предприятия, взаимодейст­вия различных подразделений организации вплоть до отдельных ис­полнителей.

Даже этот достаточно неполный перечень задач показывает, что системный анализ направлен на решение в первую очередь конкрет­ных проблем.

 

При этом системный анализ ориентирует ис­следователя не на разработку окончательной модели или процесса принятия решения, а на разработку методики, содержащей средства, позволяющие постепенно формировать модель, обосновывая ее адек­ватность.

Системный анализ, как научное направление имеет присущие ему определенные принципы, логические элементы, этапность и ме­тоды его проведения. Наличие этих компонентов и делает анализ ка­кой-либо проблемы системным. Умение правильно их использовать при решении проблем во многом предопределяет возможность полу­чения требуемого результата.

 

Вопрос 14Понятия и параметры описания систем

Термин "система" используется в тех случаях, когда исследуемый объект настолько сложен, что его невозможно предста­вить в графической, аналитической или описательной форме и иссле­довать как единое целое. Систему можно определить как целостность, состоящую из множества элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, выделенную из внешней среды с определенной целью в рамках определенного временного интервала.

Для любой системы характерно:

1. Наличие объекта, который представляет собой совокупность элементов. Объекты могут быть материальными, понятийными или зна­ковыми. В качестве объектов могут рассматриваться не только сами ве­щи, понятия и знаки, но и совокупность их свойств или их отношений. 2. Наличие субъекта исследования или наблюдателя. Это может быть отдельный человек, машина, коллектив людей, вза­имодействующих с машинами.

3. Наличие задачи, которая определяет отношение наблюдателя к объекту и является критерием, по которому производится отбор объ­ектов и их свойств. Задача в конкретных случаях получает различные интерпретации: постановка и исследование проблемы, анализ свойств объекта, конструирование и использование объекта и т.д. 4. Наличие языка, позволяющего наблюдателю отразить все свойства объекта, которые необходимо принять во внимание при ре­шении задачи. Язык понимается в общенаучном смысле как совокуп­ность комплекса понятий и взаимосвязей между ними, знаковой сис­темы (алфавита и словаря), грамматики (правил построения знаковых конструкций).

Наблюдатель, объект и задача образуют тройное единство, обеспечиваемое наличием общего языка, в котором проявляется их взаимосвязь. Для того, чтобы описать внутреннюю структуру системы, исполь­зуются такие составляющие, как подсистема, компонент и элемент. Подсистема обладает свойствами системы. Деление на под­системы направлено на вычленение совокупности элементов или ком­понентов, способных выполнять относительно независимые функции, достигать частных целей, направленных на достижение общей цели системы. Под элементом понимается простейшая неделимая часть сис­темы, предел целесообразного членения системы в процессе ее ис­следования. Предел деления определяется постановкой задачи, ре­шаемой наблюдателем, а масштаб измерения определяется инстру­ментальными возможностями, то есть языком наблюдателя. Компонент системы представляет собой группу элементов, для которых не определена подцель и не выполняется свойство целостно­сти. Они используются как составляющие промежуточных уровней ме­жду подсистемами и элементами. В любое определение системы входит понятие связи. Связь -совокупность зависимостей свойств одного элемента от свойств дру­гих элементов. Установление связи между двумя элементами означа­ет, что выявлены зависимости их свойств. Такие зависимости могут иметь односторонний и двусторонний характер. Совокупность двусто­ронних зависимостей свойств одного элемента от свойств других на­зывается взаимосвязью. Связи обеспечивают возникновение и сохранение целостности свойств системы, характеризуют ее строение и функционирование. Связи ограничивают степень свободы элементов, поскольку послед­ние, вступая в связь друг с другом, утрачивают часть своих свойств, которыми они потенциально обладали в свободном состоянии.

Связи могут быть классифицированы по следующим признакам:

- по направлении), направленные и ненаправленные;

- по силе, сильные и слабые;

- по характеру: связи подчинения, связи порождения (или гене­тические), равноправные (или безразличные), связи управления;

- по месту приложения: внутренние и внешние;

- по направленности процессов в системе в целом и в отдель­ных его подсистемах: прямые и обратные.

 

Вопрос 15Свойства и закономерности функционирования систем

Целостность системы, как одна из основных закономерно­стей ее развития, проявляется в возникновении у системы новых инте­гральных качеств, не свойственных ее компонентам. Для понимания сущность целостности, необходимо учитывать две ее стороны: свой­ства системы как единого целого не являются суммой свойств элемен­тов; свойства системы зависят от свойств элементов. В силу этого объединенные в систему элементы могут терять ряд свойств, прису­щих им вне системы, или приобретать новые свойства.

Двойственной по отношению к закономерности целостности яв­ляется обособленность или суммативность системы. Она проявляется в полной мере у системы, как бы распавшейся на независимые эле­менты. Для такого состояния свойства системы равны сумме свойств отдельных элементов.

Любая система не изолирована от других систем, она тесно свя­зана со средой. Последняя, в свою очередь, представляет собой сложное и неоднородное образование более высокого порядка, кото­рое задает требования и ограничения исследуемой системе. Отдель­ную группу представляют системы одного уровня с рассматриваемой. И, наконец, есть соподчиненные системы. Тесное единство системы со средой является закономерностью, которая называется коммуника­тивностью.

С коммуникативностью тесно связана закономерность иерар­хичности, характеризующая, с одной стороны, отношения между элементами разных уровней, и с другой стороны - взаимодействие элементов одного уровня. Более высокий иерархический уровень ока­зывает направляющее воздействие на нижестоящий, подчиненный ему уровень. Это проявляется в том, что подчиненные элементы ие­рархии приобретают новые свойства, отсутствующие у них в изолиро­ванном состоянии. Между элементами одного уровня иерархии нет яв­ных связей. Однако в силу иерархичности они связаны между собой через вышестоящий уровень. Таким образом, каждый уровень иерар­хической упорядоченности имеет сложные взаимоотношения, как с вышестоящим, так и нижестоящим уровнями.

Принципиально важным условием эффективности функциониро­вания системы является соблюдение следующего требования: раз­нообразие задач управления должно превышать разнообразием эле­ментов системы. В случаях усложнения объекта управления, обуслов­ленного изменением целей, временных горизонтов, совокупностью связей и их характера, состоянием среды и другими факторами, необ­ходимо изменить и привести в соответствие структуру управления.

Закономерность потенциальной эффективности предполагает возможность и необходимость своевременного изменения системы в связи с необходимостью реализации новых целевых требований, обу­словленных средой. Она реализуется в количественной или качест­венной оценке надежности, помехоустойчивости, управляемости и других качествах системы. При создании социально-экономических систем необходимо учитывать закономерности их функционирова­ния и развития. К ним, в первую очередь, относятся: историчность и самоорганизация.

Историчность. В условиях динамичной среды любая система не может быть неизменной, она не только функционирует, но и разви­вается, проходит стадии становления, стабильного существования,старения и разрушения. Поэтому уже на стадии создания сложных систем должны рассматриваться не только вопросы создания и обес­печения их развития, но и вопросы о ликвидации системы, когда ее функционирование перестает быть целесообразным. Закономерность историчности требует, чтобы время являлось непременной характери­стикой системы.

Самоорганизация является одной из наиболее важных на­блюдаемых черт сложных социально-экономических систем и характе­ризует их способность противостоять воздействию негативных факто­ров, адаптироваться к внешним воздействиям, изменять при необхо­димости свою структуру. В основе этой закономерности лежит сочета­ние и взаимодействие двух противоречивых тенденций. С одной сто­роны, для любой системы свойственно стремление к распаду, разде­лению. Но, с другой стороны, наблюдается стремление развития в на­правлении объединения с другими системами и перехода на более высокий иерархический уровень. Обе тенденции присущи всем соци­ально-экономическим системам. В иерархических системах в зависи­мости от преобладания одной из них система любого уровня иерархии может развиваться в направлении к более высокому уровню и даже переходить на него, или, напротив, может происходить процесс упадка и перехода системы на более низкий уровень развития.

Закономерности проявляются в свойствах систем, рациональное использование которых позволяет находить пути разрешения проблем и принимать рациональные решения. К сожалению, в большинстве ра­бот, раскрывающих сущность системного подхода и методологию сис­темного анализа, многие свойства систем не рассматриваются, что ведет к недостаточной глубине системного анализа. Исключение со­ставляет работа Б.АРайзберга и Р.А. Фатхутдинова "Управление эко­номикой", в которой свойства систем представлены в полном объеме, классифицированы и объединены в четыре группы:

- свойства, характеризующие сущность и сложность системы;

- свойства, характеризующие связь системы с внешней средой;

- свойства, характеризующие методологию целеполагания сис­темы;

- свойства, характеризующие параметры функционирования и развития системы.

 

Вопрос 16Классификация систем

Системы могут быть классифицированы по следующим призна­кам: природа элементов, роль человека в создании системы, степень участия людей в реализации управляющих воздействий, степень взаимодействия с внешней средой, уровень сложности, характер взаимосвязей между элементами системы, степень организованности, степень управляемости, уровень централизации, целеполагание, вид отображаемого объекта, реакция на возбуждающее воздействие.

В зависимости от природы элементов различают реальные (физические) и абстрактные системы. Реальные (физические) систе­мы представляют объекты, состоящие из материальных элементов. Среди них могут быть механические, энергетические, биологические, природные, социальные и другие. Абстрактные системы состоят из элементов, не имеющих прямых аналогов в реальном мире. Они соз­даются путем мысленного отвлечения от тех или иных сторон, свойств, связей, реальных объектов и являются результатом творче­ской деятельности человека.

В зависимости от роли человека в создании систем разли­чают естественные и искусственные системы. Естественные си­стемы созданы и функционируют без участия человека. Такие систе­мы, как правило, обладают свойством адаптации, то есть способно­стью реагировать на воздействие окружающей среды так, чтобы полу­чить благоприятные результаты для деятельности системы. Системы подобного типа имеют как бы заранее запланированное "конечное со­стояние", и их поведение таково, что они достигают этого состояния, несмотря на неблагоприятные условия окружающей среды.

Искусственные системы созданы человеком, и им присущи мно­гие свойства естественных систем. Вместе с тем, существуют допол­нительные свойства искусственных систем, например, совместимость и оптимизация. Под совместимостью понимается согласованность характеристик независимых систем при их совместной деятельности. Системы могут быть совместимыми друг с другом в одном отношении и несовместимыми в другом. Оптимизация означает приспособление системы к окружающей среде, в результате которого обеспечивается наилучшее функциони­рование системы в определенном отношении, то есть в одних отноше­ниях она может быть оптимальна, в других - нет. Поэтому важнейшим направлением анализа искусственных систем является определение критериев оптимальности функционирования и их приоритетности.

По степени участия людей в реализации управляющих воздействий выделяют технические, человеко-машинные и органи­зационные системы.

К техническим относятся системы, которые функционируют без участия человека. Это системы автоматического управления (регули­рования), представляющие собой комплексы устройств для автомати­ческого изменения координат объекта управления с целью поддержа­ния желаемого режима его работы. Они могут быть как адаптивными, то есть приспосабливающимися к изменению внешних и внутренних условий в процессе работы путем изменения своих параметров или структуры для достижения требуемого качества функционирования, так и неадаптивными. Человеко-машинные системы предполагают, что деятельность человека сопряжена с техническими устройствами, причем окончательное решение принимает человек, а средства авто­матизации лишь помогают ему в обосновании правильности этого ре­шения. К организационным системам относятся социальные сис­темы - группы, коллективы людей, общество в целом.

По степени взаимодействия с внешней средой различают закрытые и открытые системы. Закрытая система отличается тем, что в нее не поступает и из нее не выделяется энергия, масса и ин­формация и, следовательно, она изолирована от внешней среды и ее компоненты не меняются. Открытая система имеет такие отличи­тельные черты, как способность обмениваться со средой массой, энергией и информацией. Закрытость и открытость системы имеют от­носительный характер и могут меняться в процессе ее развития. По степени сложности можно выделить простые, большие, сложные и очень сложные системы. Простые системы характери­зуются малым числом внутренних связей и легкостью математического описания. Большая система - это система, не наблюдаемая едино­временно с позиции одного наблюдателя либо во времени, либо в пространстве, либо в других параметрах, и которая не может рассмат­риваться иначе как в качестве совокупности априорно выделенных подсистем. Для исследования большой системы необходимо последо­вательно рассматривать ее по частям, строя ее подсистемы по иерар­хическим уровням. Сложная система имеет разветвленную структуру и разнообразные внутренние связи, которые поддаются описанию. К ним в первую очередь относятся закрытые системы, построенные для ре­шения многоцелевых задач и отражающие разные стороны характери­стики объекта, краткосрочные научно-технические и социально-экономические проблемы. К очень сложным системам относятся следующие: имеющие разные, трудно сравнимые аспекты характери­стик объекта; построенные для решения долгосрочных многоцелевых программ; для описания которых необходимо использование несколь­ких языков; не поддающиеся непосредственному математическому описанию ввиду исключительного многообразия и сложности связей; описание которых включает взаимосвязанный комплекс разных моде­лей; долгосрочные научно-технические и социально-экономические проблемы.

В зависимости от характера взаимосвязей между элемента­ми системы делятся на детерминированные и вероятностные. Де­терминированной считается система, в которой составные части взаимодействуют точно предвиденным образом и если известно пре­дыдущее состояние, то безошибочно можно предсказать ее после­дующее состояние. Вероятностная система имеет неопределенный характер развития, для нее невозможно сделать точного детального предсказания и любое предсказание относительно поведения такой системы не может выйти из логических рамок вероятностных катего­рий, при помощи которых это поведение описывается

Управляемые системы - это системы, способные изменить свое развитие и движение, переходить в различные состояния под влияни­ем управляющих воздействий. В них всегда присутствует орган, осу­ществляющий функции управления. Управляемые системы иерархичны, то есть имеют многоступенчатое построение, при котором функции управления распределяются между соподчиненными частями систе­мы. Такая система постоянно находится в движении, ей присущ дина­мический характер.

Класс самоорганизующихся систем характеризуется стохастичностью, непредсказуемостью поведения, нестабильностью отдельных параметров, способностью адаптироваться к изменяющимся условиям среды. Системы подобного типа имеют как бы заранее запланирован­ное "конечное состояние", и их поведение направлено на то, чтобы достичь этого состояния, несмотря на неблагоприятные условия окру­жающей среды. Моделирование самоорганизующихся систем наибо­лее сложно в связи с ограниченностью применения математических моделей и сложностью доказательства адекватности их применения. Накопление информации об объекте, как правило, носит многошаго­вый характер.

В зависимости от уровня централизации различают цент­рализованные и децентрализованные системы. Централизованной называется система, в которой некоторый элемент (подсистема) игра­ет главную, доминирующую роль в ее функционировании и его не­большие изменения вызывают значительные изменения всей систе­мы. Децентрализованная система не имеет главной подсистемы. В ней важнейшие подсистемы имеют приблизительно одинаковую цен­ность и построены не вокруг центральной подсистемы, а соединены между собой последовательно или параллельно.

 

Вопрос 17 Основополагающие компоненты системного анализа

Разработка методики и формирование научного инструментария системного анализа должно базироваться на следующих основопо­лагающих моментах:

1. Наличие цели. Необходимость исследования определяется наличием проблемы и цели, которую нужно достичь для того, чтобы решить проблему.

2. Наличие альтернативных концепций исследования. Исследо­вание проводят в условиях, когда чаще всего имеется более одного способа такого исследования и каждый из них характеризуется опре­деленным набором параметров эффекта.

3. Наличие ограничивающих факторов. Практически всегда су­ществуют факторы, ограничивающие процесс исследования. Условно их можно разделить на три группы:

- технические факторы, определяющиеся техническими харак­теристиками объектов исследования;

- экономические факторы, связанные с ресурсами;

- социальные факторы, которые выражают требования общече­ловеческих ценностей, этики и морали.

Содержание процесса разработки методики системного исследо­вания состоит в следующем:

- определяют цели исследования и ограничения по времени и ресурсам;

- устанавливают требования к результату исследования по пол­ноте отражения свойств объекта, по измерению результатов, точности и достоверности измерения;

- устанавливают наличие и тип данных о системе управления, объекте и внешней среде;

- оценивают возможность получения дополнительных данных ка­ждого типа в процессе исследований;

- определяют множество методик, применимых при существую­щих и возможных данных;

- из числа применимых методик отбирают подмножество рацио­нальных методик, позволяющих достичь поставленных целей иссле­дования;

- формулируют критерий - правило выбора наилучшего, в опре­деленном смысле, метода из ряда рациональных;

- вычисляют значение критерия для каждой из рациональных ме­тодик;

- выбирают наилучшую, оптимальную с позиций принятого крите­рия, методику.

Результат системного анализа - это, прежде всего, устойчивое решение, не создающее дальнейших противоречий, либо сводящее их к минимуму путем принципиального разрешения проблемы или созда­ния алгоритма их динамической саморегуляции в дальнейшем по не­которому критерию. Эффективно решить сложную проблему - это, прежде всего, выбрать схему-решение и успешно реализовать ее. Две основные причины, могущие помешать решению проблемы. Во-первых, отсутствие необходимых для решений ресурсов, а, во-вторых, отсутствие самой схемы-решения.

Особенностью всех методик системного анализа является соче­тание в них формальных методов и неформализованного экспертного знания. Последнее помогает найти пути решения проблемы, не со­держащиеся в формальной модели, и на этой основе развивать мо­дель и весь процесс поиска решений.

На эффективность процесса познания существенное влияние ока­зывает выбор методики системного анализа. Это обусловлено тем, что объекты или модели представлены в виде сложных систем и их иссле­дование требует, во-первых, привлечения специалистов различных об­ластей знаний, во-вторых, организации процесса коллективной выра­ботки решения с использованием различных методов анализа и со сменой этих методов при необходимости и по мере познания объекта. Рациональная методика, используя определенный алгоритм, должна позволить последовательно продвигаться к решению проблемы.

 

 

Вопрос 18 Понятие цели, иерархичность целей и требования к формированию целей

Цель является одной из центральных категорий теорий систем и системного анализа. Как и все абстрактные категории, она имеет весьма широкое толкование и разные интерпретации. Цель - это сово­купное представление о некоторой модели будущего результата, спо­собного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реаль­ных возможностях, оцененных по результатам опыта. В широком по­нимании цель рассматривается как констатация предназначения и смысла существования системы, проблемы или объекта. Целевое на­чало возникает как отражение целей и интересов различных субъек­тов, так или иначе связанных с существованием и функционированием системы, что и должно учитываться при его формировании.

Цель определяют как желаемое состояние системы или резуль­татов ее деятельности, которые должны быть достигнуты в пределах некоторого интервала деятельности. Хорошо сформулированные цели проясняют то, чем является система, какой она стремится быть и чем она отличается от других ей подобных. Они должны исключить воз­можность разного толкования и в то же время оставлять простор для гибкого развития системы.

Иерархия целей в системе играет очень важную роль, так как она устанавливает взаимосвязь и обеспечивает ориентацию функциони­рования всех подсистем и элементов на достижение целей верхнего уровня. При правильно построенной иерархии целей каждое структур­ное подразделение, достигая своей цели, вносит необходимый вклад в достижение общих целей. Если цели неверно или плохо определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для

анализируемого объекта.

Накопленный опыт по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять пра­вильно сформулированные цели.

1. Цели должны быть достижимыми, не выходящими за предель­но допустимые возможности. Нереальная для достижения цель при­водит к потере ориентиров, демотивации субъектов и объектов управ­ления и негативно сказывается на функционировании системы.

2. Цели должны быть напряженными, то есть достижимыми лишь при эффективном управлении и рациональном использовании ресурсов.

3. Цели должны быть гибкими и оставлять возможности для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти во внешней и внутренней среде. Наблюдатель должен пом­нить об этом и быть готовым внести модификации в установленные цели с учетом новых требований или новых возможностей.

4. Цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить или каким либо другим объек­тивным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неиз­меримы, то они порождают разное толкование, затрудняют процесс оценки результатов функционирования системы.

5. Цели должны быть конкретными, обладать необходимой спе­цифичностью, которая помогает однозначно определить направление функционирования системы. Цель должна четко фиксировать, что не­обходимо получить в результате деятельности, в какие сроки следует ее достичь и кто должен достигать цель. Чем более конкретна цель, тем легче определить оптимальные пути ее достижения.

6. Цели должны быть совместимыми. Это предполагает соответ­ствие долгосрочных и краткосрочных целей, целей тех подсистем, от которых зависит эффективность функционирования системы.

7. Цели должны быть приемлемыми для основных объектов влияния и в первую очередь для тех, кому придется их достигать. Они должны свести воедино разнонаправленные интересы субъектов сис­темного анализа.

Процессу формирования целей предшествует качественное опи­сание развития системы и ее состояний в будущем при определенных условиях внешней среды. Это дает возможность более четко их сфор­мулировать, а в дальнейшем наметить пути достижения. На формиро­вание целей оказывают влияние как внешние по отношению к системе факторы, так и внутренние. Цели могут возникать на основе их взаимо­действия, а часто и противоречия между ними. Именно здесь заложено основное важное отличие открытых социально-экономических систем, в которых цели формулируются как внутри систем, так и устанавливают­ся внешним, по отношению к системе, субъектом.

 

Достаточно часто при формировании целей возникает необходи­мость их декомпозиции по времени и по исполнителям. Это значит, что общий конечный результат, к которому стремится система, надо рас­членить на частные задачи, решаемые в более короткие сроки. Кроме того, цели, стоящие перед системой в целом, конкретизируются по от­дельным подсистемам. В частности, для производственных систем не­обходимо добиваться того, чтобы в результате структуризации каждое подразделение четко знало общие цели и свою роль в их достижении. Существуют системы, где цели могут быть точно сформулированы только по мере достижения предыдущих целей, и эффективное управ­ление системой невозможно без их установления. Возникает потреб­ность в декомпозиции обобщенной цели во времени. Представление развернутой последовательности подцелей в виде сетевой модели требует хорошего знания объекта исследования, а следовательно, со­четание декомпозиции цели в пространстве и во времени.

 

Вопрос 19 Пути достижения целей. Подходы к построению дерева мероприятий

Возможность достижения одной цели путем использования различных средств и методов харак­терна для всех систем и, в первую очередь, социально-экономических и политических.

При определении средств достижения целей должны быть полу­чены ответы на вопросы: как, каким образом, путем создания или со­вершенствования какой системы должны быть достигнуты поставлен­ные цели.

Поскольку не все средства обладают одинаковой эффективностью с точки зрения достижения поставленных целей, а ресурсы ограничены, после количественной оценки степени предпочтения этих средств часть из них может быть не принята к практической реализации.

В достаточно простых случаях отбор мероприятий нижнего уров­ня может производиться непосредственно сравнением затрат и ре­зультатов по критерию эффективности развития и функционирования системы в целом. Однако простое сравнение эффективности меро­приятий не дает основания для их отбора и включения в программу до тех пор, пока эти мероприятия разрознены и не учитывают сложного характера переплетения подцелей разного уровня для достижения общей цели. Для их учета, в частности, могут использоваться взве­шенные оценки относительной важности целей. Экономические оценки эффективности отдельных путей (средств) получают поправку на "вес" данной цели в достижении общих целей.

Можно выделить два подхода к выявлению комплекса меро­приятий, направленных на достижение какой либо цели. Первый - по­строение дерева мероприятий параллельно с построением дерева целей, второй - построение дерева мероприятий после полного по­строения дерева целей.

В первом случае на всех уровнях структуризации каждой цели ставится соответствующий комплекс мероприятий по ее реализации. Принципы структуризации в деревьях целей и комплексе мероприятий совпадают, а количество мероприятий в точности соответствует коли­честву целей на каждом уровне. Какой-либо дополнительной инфор­мации о структуре отдельных мероприятий и их содержании при ис­пользовании такого подхода мы не получаем. Обобщенное дерево ме­роприятий, структура которого очевидна и без специального его по­строения, поскольку она повторяет дерево целей, как инструмент управления, применить нельзя. Гораздо более эффективным является второй подход. При его использовании предполагается, что дерево мероприятий является продолжением дерева целей. Каждой цели, представленной на по­следнем уровне, ставится в соответствие комплекс мероприятий в ви­де дерева мероприятий. После анализа таких частных деревьев меро­приятий и исключения повторяющихся элементов строится их обоб­щенное дерево. Многие цели могут иметь одинаковые мероприятия, входящие в построенные для них деревья мероприятий, поэтому меж­ду первым уровнем дерева мероприятий и последним уровнем дерева целей существуют перекрестные связи.

 

Вопрос 20Потребные ресурсы и их структура

Ресурсная ограниченность вызывает необходимость определения приоритетности их выделения и эконом­ного использования ресурсов. В этой связи значимость приобретает проблема ограниченной взаимозаменяемости ресурсов.

Естественным является выделение в составе ресурсов трех основных их видов: живого труда, предметов и средств труда, поскольку и по натурально-вещественному составу и по функциональной роли различия между ними очевидны.

К ресурсам живого труда, которыми может располагать систе­ма, относится рабочая сила, определяемая как способность человека к труду. Так, предприниматель, использующий наемный персонал, стал­кивается с тем, что рабочая сила на рынке труда представляет собой специфичный товар, обладающий стоимостью, что и позволяет, в ко­нечном счете, выразить объем затраченного труда в должной форме.

Ресурсы средств труда, которыми располагает система, явля­ются с точки зрения их денежной оценки его основным капиталом, а с позиции их натурально-вещественного состава - совокупностью разно­образных основных производственных фондов. Мерой потребления основного капитала выступает износ, денежным выражением которого являются амортизационные отчисления, представляющие собой часть стоимости основного капитала, перенесенную на готовый продукт в каждом производственном цикле. Информация, характеризующая ре­сурсы средств труда, должна содержать показатели, отображающие их наличие, состав по видам, техническое состояние, роль в формирова­нии издержек производства и другие.

Ресурсы предметов труда представляют собой необходимые для нормального хода производственных процессов запасы сырья, материалов, топлива и иных материальных ресурсов, включая полу­фабрикаты, комплектующие изделия и запасы товаров. В денежной оценке ресурсы предметов труда образуют основную часть оборотного капитала. Проблема определения потребности в оборотном капитале является важной составной частью ресурсного обеспечения. Недоста­ток оборотных средств неизбежно приводит к нарушениям сроков вы­полнения мероприятий, а их избыток - к финансовым потерям вслед­ствие неэффективного "замораживания" части оборотного капитала в излишних запасах товарно-материальных ценностей.

Система показателей, оценивающая наличие и использование предметов труда, должна включать данные, характеризующие их на­турально-вещественный состав, наличие, поступление и расход, пока­затели эффективности их потребления. Это позволяет определить до­лю предметов труда в формировании общей величины ресурсов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.163 (0.068 с.)