Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 13 Объекты, цели и задачи системного анализа
Объектами системного анализа в теоретическом аспекте являются: - общие закономерности проведения исследований, направленные на поиск наилучшего решения проблем на основе системного подхода (отработка методики системного анализа, содержание отдельных этапов системного анализа, взаимосвязи, существующие между ними и другие); - конкретные научные методы исследования - определение целей и их ранжирование, дезагрегирование систем на их составные элементы; определение взаимосвязей, существующих как между элементами системы, так и между системой и внешней сферой и другое; - процесс интегрирования различных методов и приемов исследования, разработанных как в рамках системного анализа, так и в рамках других научных направлений, взаимообусловленных совокупностью методов системного анализа. Объектом системного анализа в прикладном аспекте являются конкретные различные проблемы, возникающие при создании и функционировании систем, и выработка рекомендаций по конструированию новых или усовершенствованию действующих систем. В то же время они являются и объектом целого ряда других научных дисциплин как общетеоретических, так и прикладных. Системный анализ играет роль каркаса, объединяющего все необходимые методы, знания и действия. Целью системного анализа является выработка практических рекомендаций по выбору наилучшего варианта решения на основе полной и всесторонней проверки различных вариантов с точки зрения количественного и качественного сопоставления затраченных ресурсов с полученным эффектом. Анализ практики проводимых системных исследований и возможных постановок задач показывает, что для конкретного исследования цели проведения системного анализа могут быть совершенно различными. Возможны следующие постановки задач: - правильно и с возможно большей четкостью сформулировать проблему и перевести ее из разряда неструктурированных в разряд слабо структурированных; - собрать информацию, относящуюся к делу, для того, чтобы наметить хотя бы приблизительные мероприятия по исследованию проблемы и последующей разработке системы; - выявить в полной мере назначение системы, решающей проблему, с тем, чтобы определить ее состав, методы действия и взаимодействия с другими системами;
- разработать несколько вариантов возможного развития системы при различных внешних условиях, которые создаются в будущем, для того, чтобы подготовить информацию для последующего принятия решений; - выбрать единственный наилучший курс развития системы при определенных внешних условиях с учетом динамики их изменения в перспективе; - выявить основные цели развития социально-экономических объектов, детализировать их по подсистемам и видам деятельности; - выявить критерии эффективности функционирования системы в целом и взаимосвязь критериев эффективности ее подсистем; - проверить эффективность взаимодействия подсистем экономической системы, выявить образовавшиеся диспропорции и узкие места, наметить мероприятия по их совершенствованию; - сформулировать цели создания автоматизированной системы управления, обосновать ее функциональную структуру, составить план ее последовательной разработки и внедрения; - упорядочить руководство разработкой сложного комплексного проекта, выявить функции управления и на их основе обосновать организационную структуру управления; - проверить эффективность работы предприятия, взаимодействия различных подразделений организации вплоть до отдельных исполнителей. Даже этот достаточно неполный перечень задач показывает, что системный анализ направлен на решение в первую очередь конкретных проблем.
При этом системный анализ ориентирует исследователя не на разработку окончательной модели или процесса принятия решения, а на разработку методики, содержащей средства, позволяющие постепенно формировать модель, обосновывая ее адекватность. Системный анализ, как научное направление имеет присущие ему определенные принципы, логические элементы, этапность и методы его проведения. Наличие этих компонентов и делает анализ какой-либо проблемы системным. Умение правильно их использовать при решении проблем во многом предопределяет возможность получения требуемого результата.
Вопрос 14Понятия и параметры описания систем
Термин "система" используется в тех случаях, когда исследуемый объект настолько сложен, что его невозможно представить в графической, аналитической или описательной форме и исследовать как единое целое. Систему можно определить как целостность, состоящую из множества элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, выделенную из внешней среды с определенной целью в рамках определенного временного интервала. Для любой системы характерно: 1. Наличие объекта, который представляет собой совокупность элементов. Объекты могут быть материальными, понятийными или знаковыми. В качестве объектов могут рассматриваться не только сами вещи, понятия и знаки, но и совокупность их свойств или их отношений. 2. Наличие субъекта исследования или наблюдателя. Это может быть отдельный человек, машина, коллектив людей, взаимодействующих с машинами. 3. Наличие задачи, которая определяет отношение наблюдателя к объекту и является критерием, по которому производится отбор объектов и их свойств. Задача в конкретных случаях получает различные интерпретации: постановка и исследование проблемы, анализ свойств объекта, конструирование и использование объекта и т.д. 4. Наличие языка, позволяющего наблюдателю отразить все свойства объекта, которые необходимо принять во внимание при решении задачи. Язык понимается в общенаучном смысле как совокупность комплекса понятий и взаимосвязей между ними, знаковой системы (алфавита и словаря), грамматики (правил построения знаковых конструкций). Наблюдатель, объект и задача образуют тройное единство, обеспечиваемое наличием общего языка, в котором проявляется их взаимосвязь. Для того, чтобы описать внутреннюю структуру системы, используются такие составляющие, как подсистема, компонент и элемент. Подсистема обладает свойствами системы. Деление на подсистемы направлено на вычленение совокупности элементов или компонентов, способных выполнять относительно независимые функции, достигать частных целей, направленных на достижение общей цели системы. Под элементом понимается простейшая неделимая часть системы, предел целесообразного членения системы в процессе ее исследования. Предел деления определяется постановкой задачи, решаемой наблюдателем, а масштаб измерения определяется инструментальными возможностями, то есть языком наблюдателя. Компонент системы представляет собой группу элементов, для которых не определена подцель и не выполняется свойство целостности. Они используются как составляющие промежуточных уровней между подсистемами и элементами. В любое определение системы входит понятие связи. Связь -совокупность зависимостей свойств одного элемента от свойств других элементов. Установление связи между двумя элементами означает, что выявлены зависимости их свойств. Такие зависимости могут иметь односторонний и двусторонний характер. Совокупность двусторонних зависимостей свойств одного элемента от свойств других называется взаимосвязью. Связи обеспечивают возникновение и сохранение целостности свойств системы, характеризуют ее строение и функционирование. Связи ограничивают степень свободы элементов, поскольку последние, вступая в связь друг с другом, утрачивают часть своих свойств, которыми они потенциально обладали в свободном состоянии.
Связи могут быть классифицированы по следующим признакам: - по направлении), направленные и ненаправленные; - по силе, сильные и слабые; - по характеру: связи подчинения, связи порождения (или генетические), равноправные (или безразличные), связи управления; - по месту приложения: внутренние и внешние; - по направленности процессов в системе в целом и в отдельных его подсистемах: прямые и обратные.
Вопрос 15Свойства и закономерности функционирования систем Целостность системы, как одна из основных закономерностей ее развития, проявляется в возникновении у системы новых интегральных качеств, не свойственных ее компонентам. Для понимания сущность целостности, необходимо учитывать две ее стороны: свойства системы как единого целого не являются суммой свойств элементов; свойства системы зависят от свойств элементов. В силу этого объединенные в систему элементы могут терять ряд свойств, присущих им вне системы, или приобретать новые свойства. Двойственной по отношению к закономерности целостности является обособленность или суммативность системы. Она проявляется в полной мере у системы, как бы распавшейся на независимые элементы. Для такого состояния свойства системы равны сумме свойств отдельных элементов. Любая система не изолирована от других систем, она тесно связана со средой. Последняя, в свою очередь, представляет собой сложное и неоднородное образование более высокого порядка, которое задает требования и ограничения исследуемой системе. Отдельную группу представляют системы одного уровня с рассматриваемой. И, наконец, есть соподчиненные системы. Тесное единство системы со средой является закономерностью, которая называется коммуникативностью. С коммуникативностью тесно связана закономерность иерархичности, характеризующая, с одной стороны, отношения между элементами разных уровней, и с другой стороны - взаимодействие элементов одного уровня. Более высокий иерархический уровень оказывает направляющее воздействие на нижестоящий, подчиненный ему уровень. Это проявляется в том, что подчиненные элементы иерархии приобретают новые свойства, отсутствующие у них в изолированном состоянии. Между элементами одного уровня иерархии нет явных связей. Однако в силу иерархичности они связаны между собой через вышестоящий уровень. Таким образом, каждый уровень иерархической упорядоченности имеет сложные взаимоотношения, как с вышестоящим, так и нижестоящим уровнями.
Принципиально важным условием эффективности функционирования системы является соблюдение следующего требования: разнообразие задач управления должно превышать разнообразием элементов системы. В случаях усложнения объекта управления, обусловленного изменением целей, временных горизонтов, совокупностью связей и их характера, состоянием среды и другими факторами, необходимо изменить и привести в соответствие структуру управления. Закономерность потенциальной эффективности предполагает возможность и необходимость своевременного изменения системы в связи с необходимостью реализации новых целевых требований, обусловленных средой. Она реализуется в количественной или качественной оценке надежности, помехоустойчивости, управляемости и других качествах системы. При создании социально-экономических систем необходимо учитывать закономерности их функционирования и развития. К ним, в первую очередь, относятся: историчность и самоорганизация. Историчность. В условиях динамичной среды любая система не может быть неизменной, она не только функционирует, но и развивается, проходит стадии становления, стабильного существования,старения и разрушения. Поэтому уже на стадии создания сложных систем должны рассматриваться не только вопросы создания и обеспечения их развития, но и вопросы о ликвидации системы, когда ее функционирование перестает быть целесообразным. Закономерность историчности требует, чтобы время являлось непременной характеристикой системы. Самоорганизация является одной из наиболее важных наблюдаемых черт сложных социально-экономических систем и характеризует их способность противостоять воздействию негативных факторов, адаптироваться к внешним воздействиям, изменять при необходимости свою структуру. В основе этой закономерности лежит сочетание и взаимодействие двух противоречивых тенденций. С одной стороны, для любой системы свойственно стремление к распаду, разделению. Но, с другой стороны, наблюдается стремление развития в направлении объединения с другими системами и перехода на более высокий иерархический уровень. Обе тенденции присущи всем социально-экономическим системам. В иерархических системах в зависимости от преобладания одной из них система любого уровня иерархии может развиваться в направлении к более высокому уровню и даже переходить на него, или, напротив, может происходить процесс упадка и перехода системы на более низкий уровень развития. Закономерности проявляются в свойствах систем, рациональное использование которых позволяет находить пути разрешения проблем и принимать рациональные решения. К сожалению, в большинстве работ, раскрывающих сущность системного подхода и методологию системного анализа, многие свойства систем не рассматриваются, что ведет к недостаточной глубине системного анализа. Исключение составляет работа Б.АРайзберга и Р.А. Фатхутдинова "Управление экономикой", в которой свойства систем представлены в полном объеме, классифицированы и объединены в четыре группы:
- свойства, характеризующие сущность и сложность системы; - свойства, характеризующие связь системы с внешней средой; - свойства, характеризующие методологию целеполагания системы; - свойства, характеризующие параметры функционирования и развития системы.
Вопрос 16Классификация систем Системы могут быть классифицированы по следующим признакам: природа элементов, роль человека в создании системы, степень участия людей в реализации управляющих воздействий, степень взаимодействия с внешней средой, уровень сложности, характер взаимосвязей между элементами системы, степень организованности, степень управляемости, уровень централизации, целеполагание, вид отображаемого объекта, реакция на возбуждающее воздействие. В зависимости от природы элементов различают реальные (физические) и абстрактные системы. Реальные (физические) системы представляют объекты, состоящие из материальных элементов. Среди них могут быть механические, энергетические, биологические, природные, социальные и другие. Абстрактные системы состоят из элементов, не имеющих прямых аналогов в реальном мире. Они создаются путем мысленного отвлечения от тех или иных сторон, свойств, связей, реальных объектов и являются результатом творческой деятельности человека. В зависимости от роли человека в создании систем различают естественные и искусственные системы. Естественные системы созданы и функционируют без участия человека. Такие системы, как правило, обладают свойством адаптации, то есть способностью реагировать на воздействие окружающей среды так, чтобы получить благоприятные результаты для деятельности системы. Системы подобного типа имеют как бы заранее запланированное "конечное состояние", и их поведение таково, что они достигают этого состояния, несмотря на неблагоприятные условия окружающей среды. Искусственные системы созданы человеком, и им присущи многие свойства естественных систем. Вместе с тем, существуют дополнительные свойства искусственных систем, например, совместимость и оптимизация. Под совместимостью понимается согласованность характеристик независимых систем при их совместной деятельности. Системы могут быть совместимыми друг с другом в одном отношении и несовместимыми в другом. Оптимизация означает приспособление системы к окружающей среде, в результате которого обеспечивается наилучшее функционирование системы в определенном отношении, то есть в одних отношениях она может быть оптимальна, в других - нет. Поэтому важнейшим направлением анализа искусственных систем является определение критериев оптимальности функционирования и их приоритетности. По степени участия людей в реализации управляющих воздействий выделяют технические, человеко-машинные и организационные системы. К техническим относятся системы, которые функционируют без участия человека. Это системы автоматического управления (регулирования), представляющие собой комплексы устройств для автоматического изменения координат объекта управления с целью поддержания желаемого режима его работы. Они могут быть как адаптивными, то есть приспосабливающимися к изменению внешних и внутренних условий в процессе работы путем изменения своих параметров или структуры для достижения требуемого качества функционирования, так и неадаптивными. Человеко-машинные системы предполагают, что деятельность человека сопряжена с техническими устройствами, причем окончательное решение принимает человек, а средства автоматизации лишь помогают ему в обосновании правильности этого решения. К организационным системам относятся социальные системы - группы, коллективы людей, общество в целом. По степени взаимодействия с внешней средой различают закрытые и открытые системы. Закрытая система отличается тем, что в нее не поступает и из нее не выделяется энергия, масса и информация и, следовательно, она изолирована от внешней среды и ее компоненты не меняются. Открытая система имеет такие отличительные черты, как способность обмениваться со средой массой, энергией и информацией. Закрытость и открытость системы имеют относительный характер и могут меняться в процессе ее развития. По степени сложности можно выделить простые, большие, сложные и очень сложные системы. Простые системы характеризуются малым числом внутренних связей и легкостью математического описания. Большая система - это система, не наблюдаемая единовременно с позиции одного наблюдателя либо во времени, либо в пространстве, либо в других параметрах, и которая не может рассматриваться иначе как в качестве совокупности априорно выделенных подсистем. Для исследования большой системы необходимо последовательно рассматривать ее по частям, строя ее подсистемы по иерархическим уровням. Сложная система имеет разветвленную структуру и разнообразные внутренние связи, которые поддаются описанию. К ним в первую очередь относятся закрытые системы, построенные для решения многоцелевых задач и отражающие разные стороны характеристики объекта, краткосрочные научно-технические и социально-экономические проблемы. К очень сложным системам относятся следующие: имеющие разные, трудно сравнимые аспекты характеристик объекта; построенные для решения долгосрочных многоцелевых программ; для описания которых необходимо использование нескольких языков; не поддающиеся непосредственному математическому описанию ввиду исключительного многообразия и сложности связей; описание которых включает взаимосвязанный комплекс разных моделей; долгосрочные научно-технические и социально-экономические проблемы. В зависимости от характера взаимосвязей между элементами системы делятся на детерминированные и вероятностные. Детерминированной считается система, в которой составные части взаимодействуют точно предвиденным образом и если известно предыдущее состояние, то безошибочно можно предсказать ее последующее состояние. Вероятностная система имеет неопределенный характер развития, для нее невозможно сделать точного детального предсказания и любое предсказание относительно поведения такой системы не может выйти из логических рамок вероятностных категорий, при помощи которых это поведение описывается Управляемые системы - это системы, способные изменить свое развитие и движение, переходить в различные состояния под влиянием управляющих воздействий. В них всегда присутствует орган, осуществляющий функции управления. Управляемые системы иерархичны, то есть имеют многоступенчатое построение, при котором функции управления распределяются между соподчиненными частями системы. Такая система постоянно находится в движении, ей присущ динамический характер. Класс самоорганизующихся систем характеризуется стохастичностью, непредсказуемостью поведения, нестабильностью отдельных параметров, способностью адаптироваться к изменяющимся условиям среды. Системы подобного типа имеют как бы заранее запланированное "конечное состояние", и их поведение направлено на то, чтобы достичь этого состояния, несмотря на неблагоприятные условия окружающей среды. Моделирование самоорганизующихся систем наиболее сложно в связи с ограниченностью применения математических моделей и сложностью доказательства адекватности их применения. Накопление информации об объекте, как правило, носит многошаговый характер. В зависимости от уровня централизации различают централизованные и децентрализованные системы. Централизованной называется система, в которой некоторый элемент (подсистема) играет главную, доминирующую роль в ее функционировании и его небольшие изменения вызывают значительные изменения всей системы. Децентрализованная система не имеет главной подсистемы. В ней важнейшие подсистемы имеют приблизительно одинаковую ценность и построены не вокруг центральной подсистемы, а соединены между собой последовательно или параллельно.
Вопрос 17 Основополагающие компоненты системного анализа Разработка методики и формирование научного инструментария системного анализа должно базироваться на следующих основополагающих моментах: 1. Наличие цели. Необходимость исследования определяется наличием проблемы и цели, которую нужно достичь для того, чтобы решить проблему. 2. Наличие альтернативных концепций исследования. Исследование проводят в условиях, когда чаще всего имеется более одного способа такого исследования и каждый из них характеризуется определенным набором параметров эффекта. 3. Наличие ограничивающих факторов. Практически всегда существуют факторы, ограничивающие процесс исследования. Условно их можно разделить на три группы: - технические факторы, определяющиеся техническими характеристиками объектов исследования; - экономические факторы, связанные с ресурсами; - социальные факторы, которые выражают требования общечеловеческих ценностей, этики и морали. Содержание процесса разработки методики системного исследования состоит в следующем: - определяют цели исследования и ограничения по времени и ресурсам; - устанавливают требования к результату исследования по полноте отражения свойств объекта, по измерению результатов, точности и достоверности измерения; - устанавливают наличие и тип данных о системе управления, объекте и внешней среде; - оценивают возможность получения дополнительных данных каждого типа в процессе исследований; - определяют множество методик, применимых при существующих и возможных данных; - из числа применимых методик отбирают подмножество рациональных методик, позволяющих достичь поставленных целей исследования; - формулируют критерий - правило выбора наилучшего, в определенном смысле, метода из ряда рациональных; - вычисляют значение критерия для каждой из рациональных методик; - выбирают наилучшую, оптимальную с позиций принятого критерия, методику. Результат системного анализа - это, прежде всего, устойчивое решение, не создающее дальнейших противоречий, либо сводящее их к минимуму путем принципиального разрешения проблемы или создания алгоритма их динамической саморегуляции в дальнейшем по некоторому критерию. Эффективно решить сложную проблему - это, прежде всего, выбрать схему-решение и успешно реализовать ее. Две основные причины, могущие помешать решению проблемы. Во-первых, отсутствие необходимых для решений ресурсов, а, во-вторых, отсутствие самой схемы-решения. Особенностью всех методик системного анализа является сочетание в них формальных методов и неформализованного экспертного знания. Последнее помогает найти пути решения проблемы, не содержащиеся в формальной модели, и на этой основе развивать модель и весь процесс поиска решений. На эффективность процесса познания существенное влияние оказывает выбор методики системного анализа. Это обусловлено тем, что объекты или модели представлены в виде сложных систем и их исследование требует, во-первых, привлечения специалистов различных областей знаний, во-вторых, организации процесса коллективной выработки решения с использованием различных методов анализа и со сменой этих методов при необходимости и по мере познания объекта. Рациональная методика, используя определенный алгоритм, должна позволить последовательно продвигаться к решению проблемы.
Вопрос 18 Понятие цели, иерархичность целей и требования к формированию целей Цель является одной из центральных категорий теорий систем и системного анализа. Как и все абстрактные категории, она имеет весьма широкое толкование и разные интерпретации. Цель - это совокупное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реальных возможностях, оцененных по результатам опыта. В широком понимании цель рассматривается как констатация предназначения и смысла существования системы, проблемы или объекта. Целевое начало возникает как отражение целей и интересов различных субъектов, так или иначе связанных с существованием и функционированием системы, что и должно учитываться при его формировании. Цель определяют как желаемое состояние системы или результатов ее деятельности, которые должны быть достигнуты в пределах некоторого интервала деятельности. Хорошо сформулированные цели проясняют то, чем является система, какой она стремится быть и чем она отличается от других ей подобных. Они должны исключить возможность разного толкования и в то же время оставлять простор для гибкого развития системы. Иерархия целей в системе играет очень важную роль, так как она устанавливает взаимосвязь и обеспечивает ориентацию функционирования всех подсистем и элементов на достижение целей верхнего уровня. При правильно построенной иерархии целей каждое структурное подразделение, достигая своей цели, вносит необходимый вклад в достижение общих целей. Если цели неверно или плохо определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для анализируемого объекта. Накопленный опыт по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели. 1. Цели должны быть достижимыми, не выходящими за предельно допустимые возможности. Нереальная для достижения цель приводит к потере ориентиров, демотивации субъектов и объектов управления и негативно сказывается на функционировании системы. 2. Цели должны быть напряженными, то есть достижимыми лишь при эффективном управлении и рациональном использовании ресурсов. 3. Цели должны быть гибкими и оставлять возможности для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти во внешней и внутренней среде. Наблюдатель должен помнить об этом и быть готовым внести модификации в установленные цели с учетом новых требований или новых возможностей. 4. Цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить или каким либо другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают разное толкование, затрудняют процесс оценки результатов функционирования системы. 5. Цели должны быть конкретными, обладать необходимой специфичностью, которая помогает однозначно определить направление функционирования системы. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки следует ее достичь и кто должен достигать цель. Чем более конкретна цель, тем легче определить оптимальные пути ее достижения. 6. Цели должны быть совместимыми. Это предполагает соответствие долгосрочных и краткосрочных целей, целей тех подсистем, от которых зависит эффективность функционирования системы. 7. Цели должны быть приемлемыми для основных объектов влияния и в первую очередь для тех, кому придется их достигать. Они должны свести воедино разнонаправленные интересы субъектов системного анализа. Процессу формирования целей предшествует качественное описание развития системы и ее состояний в будущем при определенных условиях внешней среды. Это дает возможность более четко их сформулировать, а в дальнейшем наметить пути достижения. На формирование целей оказывают влияние как внешние по отношению к системе факторы, так и внутренние. Цели могут возникать на основе их взаимодействия, а часто и противоречия между ними. Именно здесь заложено основное важное отличие открытых социально-экономических систем, в которых цели формулируются как внутри систем, так и устанавливаются внешним, по отношению к системе, субъектом.
Достаточно часто при формировании целей возникает необходимость их декомпозиции по времени и по исполнителям. Это значит, что общий конечный результат, к которому стремится система, надо расчленить на частные задачи, решаемые в более короткие сроки. Кроме того, цели, стоящие перед системой в целом, конкретизируются по отдельным подсистемам. В частности, для производственных систем необходимо добиваться того, чтобы в результате структуризации каждое подразделение четко знало общие цели и свою роль в их достижении. Существуют системы, где цели могут быть точно сформулированы только по мере достижения предыдущих целей, и эффективное управление системой невозможно без их установления. Возникает потребность в декомпозиции обобщенной цели во времени. Представление развернутой последовательности подцелей в виде сетевой модели требует хорошего знания объекта исследования, а следовательно, сочетание декомпозиции цели в пространстве и во времени.
Вопрос 19 Пути достижения целей. Подходы к построению дерева мероприятий Возможность достижения одной цели путем использования различных средств и методов характерна для всех систем и, в первую очередь, социально-экономических и политических. При определении средств достижения целей должны быть получены ответы на вопросы: как, каким образом, путем создания или совершенствования какой системы должны быть достигнуты поставленные цели. Поскольку не все средства обладают одинаковой эффективностью с точки зрения достижения поставленных целей, а ресурсы ограничены, после количественной оценки степени предпочтения этих средств часть из них может быть не принята к практической реализации. В достаточно простых случаях отбор мероприятий нижнего уровня может производиться непосредственно сравнением затрат и результатов по критерию эффективности развития и функционирования системы в целом. Однако простое сравнение эффективности мероприятий не дает основания для их отбора и включения в программу до тех пор, пока эти мероприятия разрознены и не учитывают сложного характера переплетения подцелей разного уровня для достижения общей цели. Для их учета, в частности, могут использоваться взвешенные оценки относительной важности целей. Экономические оценки эффективности отдельных путей (средств) получают поправку на "вес" данной цели в достижении общих целей. Можно выделить два подхода к выявлению комплекса мероприятий, направленных на достижение какой либо цели. Первый - построение дерева мероприятий параллельно с построением дерева целей, второй - построение дерева мероприятий после полного построения дерева целей. В первом случае на всех уровнях структуризации каждой цели ставится соответствующий комплекс мероприятий по ее реализации. Принципы структуризации в деревьях целей и комплексе мероприятий совпадают, а количество мероприятий в точности соответствует количеству целей на каждом уровне. Какой-либо дополнительной информации о структуре отдельных мероприятий и их содержании при использовании такого подхода мы не получаем. Обобщенное дерево мероприятий, структура которого очевидна и без специального его построения, поскольку она повторяет дерево целей, как инструмент управления, применить нельзя. Гораздо более эффективным является второй подход. При его использовании предполагается, что дерево мероприятий является продолжением дерева целей. Каждой цели, представленной на последнем уровне, ставится в соответствие комплекс мероприятий в виде дерева мероприятий. После анализа таких частных деревьев мероприятий и исключения повторяющихся элементов строится их обобщенное дерево. Многие цели могут иметь одинаковые мероприятия, входящие в построенные для них деревья мероприятий, поэтому между первым уровнем дерева мероприятий и последним уровнем дерева целей существуют перекрестные связи.
Вопрос 20Потребные ресурсы и их структура Ресурсная ограниченность вызывает необходимость определения приоритетности их выделения и экономного использования ресурсов. В этой связи значимость приобретает проблема ограниченной взаимозаменяемости ресурсов. Естественным является выделение в составе ресурсов трех основных их видов: живого труда, предметов и средств труда, поскольку и по натурально-вещественному составу и по функциональной роли различия между ними очевидны. К ресурсам живого труда, которыми может располагать система, относится рабочая сила, определяемая как способность человека к труду. Так, предприниматель, использующий наемный персонал, сталкивается с тем, что рабочая сила на рынке труда представляет собой специфичный товар, обладающий стоимостью, что и позволяет, в конечном счете, выразить объем затраченного труда в должной форме. Ресурсы средств труда, которыми располагает система, являются с точки зрения их денежной оценки его основным капиталом, а с позиции их натурально-вещественного состава - совокупностью разнообразных основных производственных фондов. Мерой потребления основного капитала выступает износ, денежным выражением которого являются амортизационные отчисления, представляющие собой часть стоимости основного капитала, перенесенную на готовый продукт в каждом производственном цикле. Информация, характеризующая ресурсы средств труда, должна содержать показатели, отображающие их наличие, состав по видам, техническое состояние, роль в формировании издержек производства и другие. Ресурсы предметов труда представляют собой необходимые для нормального хода производственных процессов запасы сырья, материалов, топлива и иных материальных ресурсов, включая полуфабрикаты, комплектующие изделия и запасы товаров. В денежной оценке ресурсы предметов труда образуют основную часть оборотного капитала. Проблема определения потребности в оборотном капитале является важной составной частью ресурсного обеспечения. Недостаток оборотных средств неизбежно приводит к нарушениям сроков выполнения мероприятий, а их избыток - к финансовым потерям вследствие неэффективного "замораживания" части оборотного капитала в излишних запасах товарно-материальных ценностей. Система показателей, оценивающая наличие и использование предметов труда, должна включать данные, характеризующие их натурально-вещественный состав, наличие, поступление и расход, показатели эффективности их потребления. Это позволяет определить долю предметов труда в формировании общей величины ресурсов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.163 (0.068 с.) |