Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 9 Становление системного подхода в науке.
Системный подход и системные исследования в науке становятся одним из основных методологических направлений в связи с преодолением кризиса научного познания на рубеже XIX-XX веков. С методологической точки зрения, выдвижение новых системных принципов познания было связано с отказом от ряда мировоззренческих предпосылок, сознательно или бессознательно исповедовавшихся предшествующей наукой. Основными из таких предпосылок были элементаризм и механицизм. Первый исходил из постулата об онтологической данности последних наиболее простых и элементарных кирпичиков любого объекта. Это определяло не только особый тип мировоззрения, но и предопределяло направление научных исследований. Задача состояла в том, чтобы докопаться до этого простейшего, неразложимого далее элемента, объясняющего собой все остальное. Проблема исследования сложных объектов выступала как проблема сведения сложного к простому, целого к части. Споры о преимуществах того или иного подхода в том или ином отношении ведутся и по сегодняшний день. Это имеет свои причины: 1. При столкновении с неизвестным объектом наиболее простой и естественный путь его познания заключается в разложении этого объекта на составляющие его части и изучении каждой из них в отдельности, чтобы затем перейти к синтезу. 2. Реализация элементаристского принципа позволяла находить единое основание у объектов самой разнообразной природы. 3. Элементаризм черпал и черпает свою силу в том, что ему соответствует элементарная логика мышления, основанная на схеме родо-видовых отношений. Элементаристский подход до сих пор сохраняет методологическое значение в научном познании. Во второй половине XIX века новые системные принципы познания начали проникать и в сферу естествознания, например, учение Дарвина. Другим важнейшим шагом на пути совершенствования принципов научного мировоззрения становится критика механицизма и расширение на этой основе представлений о причинной связи. Одним из оснований механистического мировоззрения являлся принцип однозначного детерминизма, т.е. убеждение в том, что в конечном счете любые процессы и явления могут быть объяснены посредством жестких каузальных связей, где каждая причина порождает единственное следствие.
В дальнейшем методологическом развитии ряда специальных дисциплин постепенно возникают и развиваются новые методологические средства и способы подхода, все более отдаляющие концептуальные схемы современной науки от элементаризма, редукционизма и механицизма. Новые принципы подхода к действительности начинают применяться не только в отдельных специальных науках, но и для решения комплексных проблем, все более настойчиво выдвигаемых перед наукой и практикой в нашем веке. Попытки решения этих проблем приводят к созданию концепций большой обобщающей силы, и в их фундаменте все более значительное место занимают системноструктурные идеи. В фундаментальных научных дисциплинах развитие методологизма превращает методологию науки в самостоятельную область современного научного знания. В специальных научных дисциплинах рефлексивный момент все более тесно переплетается с конструктивным: анализ существующих и построение новых средств исследования непосредственно соединяется с процессом освоения объекта исследования. Вследствие этих трансформаций методологизм принимает форму движения в направлении создания конструктивной специально научной онтологии. Эти современные средства конструктивной онтологии служат построению модели реальности, которая выступает не как цель, а лишь как средство исследовательского движения. В качестве особого специфического продукта современных форм самосознания науки выступают нефилософские общенаучные концепции и дисциплины, к которым относится и системный анализ. Их пред- посылкой являются, во-первых, универсализация средств научного познания, все более заметная как на уровне концептуального базиса науки, так и на уровне ее формальных средств; во-вторых, уже отмечавшийся выше переход от дисциплинарного к предметному способу постановки научных задач. Схематически основные типы таких концепций и дисциплин по предметной отнесенности и функциям в научном познании предстают следующим образом: Проблемно-содержательные теории. Они непосредственно относятся к реальности, трактуемой в универсальном, а не в узкоспециальном плане, и определенным образом теоретически воспроизводят эту реальность.
Примерами подобного рода теорий могут служить концепция ноосферы и теоретическая кибернетика. Их реальное воздействие на науку проходит по двум линиям: они дают предметное выражение новым типам исследовательской ориентации в различных областях знания и, во-вторых, их появление вызывает активный процесс возникновения новых предметов изучения и соответствующих научных дисциплин. Именно после появления теоретической кибернетики началось широкое изучение процессов управления и возникновение и развитие целого комплекса управленческих дисциплин. Разновидность общенаучных концепций и дисциплин образуют также так называемые методологические концепции. Примерами могут служить структурализм в языкознании и этнографии, разновидности структурно-функционального анализа в социологии, системный анализ при решении проблем управления и экономики. Подобную роль в современной науке играют также такие дисциплины, как теория информации, теории игр и решений и др. Эти все дисциплины выступают либо как разделы современной прикладной математики, либо как относительно алгоритмизированные совокупности процедур исследования, применимые к широкому кругу явлений, т.е. в виде техники исследования определенных массовых совокупностей. Системный анализ сочетает оба этих момента. На примере таких концепций хорошо видны трудности, с которыми сопряжена формализация научного знания. С одной стороны, современная логическая техника достаточно облегчила процесс построения самых разнообразных формальных систем. Научное знание широко оперирует крайне абстрактными понятиями и категориями, и это создает мощный стимул для многочисленных построений такого рода. Но, с другой стороны, формализация может быть оправдана лишь тогда, когда движение в формальной плоскости либо непосредственно способствует получению содержательного результата, либо вооружает исследователя аппаратом, который позволяет ускорить решение задачи. Поэтому формализация имеет смысл только тогда, когда она выступает средством, а не целью исследования, в противном случае она превращается в наукообразную видимость.
Вопрос 10 Место и роль системного подхода в теории системных исследований. Системный подход - это не набор каких-либо руководств или рекомендаций для управляющих, это способ мышления по отношению к организации и управлению. Сущность системного подхода - в исследовании социально-экономическими и политическими процессами, она формулировалась разными авторами. В развернутом виде она сформулирована В. Г. Афанасьевым, определявшим ряд взаимосвязанных аспектов, которые в совокупности и единстве раскрывают сущность системного подхода в управлении: -системно-элементный, отвечающий на вопрос, из чего образована система; - системно-структурный, раскрывающий внутреннюю организацию --системы, способ взаимодействия образующих ее компонентов; -системно-функциональный, показывающий, какие функций выполняет система и образующие ее компоненты; -системно-коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы с другими как по горизонтали, так и по вертикали;
-системно-интегративный, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы; -системно-исторический, отвечающий на вопрос, как, каким образом возникла система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы ее исторические перспективы. Если предметом системного исследования является объект, представляющий собой систему, то системные характеристики такого объекта выражаются в результатах исследования. Поэтому любое системное исследование должно фиксировать хотя бы некоторые характерные особенности системного объекта. К их числу следует отнести: Целостность изучаемого объекта, из которой следует, во- первых, что система может быть понята как нечто целостное лишь в том случае, если она в качестве системы противостоит своему окружению - среде. Представление о целостности системы конкретизируется через понятие связи. Это понятие употребляется практически в любом системном исследовании. Совокупность связей и их типологическая характеристика приводят к понятиям структуры и организации системы. Хотя каждое из этих понятий не имеет общепринятого значения, однако большинство исследователей выражают через них определяемую устойчивыми связями упорядоченность системы. Структура системы может характеризоваться как по горизонтали так и по вертикали. Вертикальная структура приводит к понятию уровней системы и иерархии этих уровней. Специфически системным способом регулирования многоуровневой иерархии является управление - разнообразные по формам и по жесткости способы связи уровней, обеспечивающие нормальное функционирование и развитие системы. Наличие управления делает необходимой постановку при исследовании систем, которые располагают собственным органом управлении проблемы цели и целесообразного характера их поведения. Источник преобразования системы или ее функций лежит обычно в самой системе, поскольку это связано с целесообразным характером поведения системы. В связи с управлением и целесообразным поведением систем во многих случаях возникает проблема соотношения функционирования и развития системы, поиска соответствующих механизмов и построения единой картины объекта, в которой были бы учтены ка» синхронный, так и диахронный его срезы. По мнению ряда авторов, системный подход в управлении основывается на следующих принципах:
единства - совместное рассмотрение системы как единого целого и как совокупности частей; развития - учет изменяемости системы, ее способности к развитию, накапливанию информации с учетом динамики окружающей среды; глобальной цели - ответственность за выбор глобальной цели. Оптимум подсистем не является оптимумом всей системы; функциональност и - совместное рассмотрение структуры системы и функций с приоритетом функций над структурой; децентрализации — сочетание децентрализации и централизации; иерархии - учет соподчинения и ранжирования частей; неопределенности - учет вероятностного наступления события; организованности - степень выполнения решений и выводов.
Вопрос 11Системный анализ: понятие, сущность и область применения. Цель – выработка практических рекомендаций по выбору наилучшего варианта решения на основе всесторонней или нашей проверки различных вариантов. Как отмечалось ранее, в настоящее время не существует единой точки зрения на содержание понятия системный анализ. Среди специалистов в этой области нет единства в формировании основных характеризующих его категорий. Причем эта неоднозначность имеет в первую очередь объективные причины, а не связана лишь с недостаточной разработанностью методологии системного анализа.Ч. Хитч называет следующие "универсальные логические элементы системного анализа": 1) цель и ряд целей; 2) альтернативные средства (системы), с помощью которых может быть достигнута цель и которые представляют собой множества системных элементов или стратегий; 3) затраты ресурсов на систему; 4) математическая и логическая модель, то есть система связей между целями, альтернативными средствами, средой и требованиями, накладываемыми на ресурсы; 5) критерий выбора предпочтительных альтернатив [42]. Существуют и другие подходы к формированию категориального аппарата системного анализа. При более внимательном рассмотрении можно заметить, что различные варианты этого аппарата достаточно тесно связаны с аппаратом исследования операций и теории игр и решений. Эта связь объясняется тем, эти дисциплины являются, основными "поставщиками" методов и конкретных идей для системного анализа наряду с общими принципами. Вместе с тем, системный анализ отнюдь не совпадает с исследованием операций, хотя и заимствует у него математические методы. Эти две дисциплины отличаются, прежде всего, по масштабу проблем, к решению которых они прилагаются. Кроме того, системный анализ в отличие от исследования операций связан с ориентацией на длительные отрезки времени, с наличием специальных процедур, направленных на учет фактора неопределенности, занимающего важное место во всякой сложной проблеме. В системном анализе большее внимание уделяется организационным факторам. Наиболее точной представляется трактовка системного анализа как конкретного теоретико-прикладного направления исследований, основанного на системной методологии, и характеризующегося определенными принципами, методами и областью применения.
Системный анализ - это методология исследования трудно наблюдаемых и понимаемых свойств и отношений в объектах путем представления этих объектов в качестве целенаправленных систем и изучения свойств этих систем, взаимоотношений между целями и средствами их реализации. Если подавляющее большинство методов исследования и анализа ориентировано на непосредственное наблюдение точно определенных объектов с учетом их природы и специфики, то системный анализ, базирующийся на теории систем, учитывает принципиальную сложность исследуемого объекта, его разветвленные и прочные взаимосвязи с окружающей средой, не наблюдаемость целого ряда его свойств. Исследователь в рамках системного анализа, отталкиваясь от реального явления, от имеющихся фактических данных о его свойствах, внутренних и внешних связях, переводит их в абстрактные категории и на основе известных свойств систем выявляет новые свойства и новые взаимосвязи. Главное в системном анализе - как сложное превратить в простое, как не только трудноразрешимую, но и труднопонимаемую проблему превратить в четкую серию задач, имеющих методику решения. Системный анализ не исчерпывается расчленением сложной проблемы на более мелкие, а направлен на то, чтобы понять сущность целого, выявить факторы, влияющие на принятие решений и, в конечном счете, вернуться к целому, к проблеме. Системный анализ представляет собой совокупность определенных научных методов и практических приемов, используемых при исследовании и конструировании сложных и сверхсложных объектов и решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности, при проектировании и управлении социальными, экономическими, человеко-машинными и техническими системами. Характерным для системного анализа является то, что поиск лучшего решения проблемы начинается с определения и упорядочения целей деятельности системы, при функционировании которой возникла данная проблема. При этом устанавливается соответствие между целями, возможными путями их реализации и потребными для этого ресурсами. Системный анализ предназначен для исследования в первую очередь слабоструктурированных систем, состав элементов и взаимосвязей которых установлен только частично, для решения задач, возникающих в ситуациях, характеризующихся неопределенностью и содержащих неформализуемые элементы, которые не переводятся на язык математики. Поэтому основная особенность методик системного анализа заключается в сочетании формальных методов и неформализованного экспертного знания.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.96.239 (0.027 с.) |