Вопрос 3 Классификация социально-экономических процессов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3 Классификация социально-экономических процессов



Классификация социальных процессов может иметь разные основания: содержание деятельности, длительность ее протекания, уровень общности, роль и функции организованной системы.

По содержанию деятельности различают типы социальных процессов

1. Приспособление проявляется всегда там, где индивид или группа оказывается в новой среде. Приспособление включает:

- терпимость - проявление взаимной терпимости к системам ценностей и образцам поведения друг друга, признавая их равноцен­ность;

- аккомодацию - взаимные уступки, признание и принятие основ­ных ценностей новой ситуации при одновременном признании новой средой некоторых ценностей нового индивида;

- ассимиляцию - полное приспособление, основанное на отказе от прежних образцов и ценностей и полном принятии новых.

2. Сотрудничество основывается на согласованной деятель­ности в достижении общей цели. Смысл сотрудничества – обоюдная польза, оно возможно на основе взаимного приспособления, отказа от некоторых собственных ценностей.

3. Соперничество - противоположные стремления к получению предметов или достижению целей, существующих в недостаточном количестве. Оно возникает на почве противоположности интересов или стремления к удовлетворению одинаковых интересов при помощи средств, которыми другие группы или индивиды желают удовлетво­рить собственные интересы.

4. Конфликт - столкновение интересов различных социальных групп, сообществ людей и отдельных индивидов.

5. Дезорганизация - совокупность социальных процессов, приво­дящих к тому, что в рамках определенной общности действия, откло­няющиеся от нормы и оцениваемые негативно, превышают допустимую границу, угрожая установленному течению процессов коллективной жиз­ни. Процессы социальной дезорганизации могут быть вызваны различ­ными причинами: стихийными бедствиями, массовыми миграциями и пе­ремещением больших масс населения, личностными факторами, резким ослаблением научного управления и т.д.

6. Социальные перемещения - изменения индивидом или груп­пой социальной позиции, места, занимаемых в социальной структуре. Эти изменения могут происходить в социально-классовом положении, социально-пространственном местопребывании, нахождении в том или ином трудовом коллективе или занимаемом месте. Различают вертикальные социальные перемещения (движение вверх и вниз в системе социальных позиций) и горизонтальные (передвижение на од­ном и том же социальном уровне).

По характеру изменений, которые происходят в системе в це­лом в результате протекания процесса, различают:

-процессы функционирования, ведущие к воспроизводству ос­новных характеристик социальной организации, при которых сущест­венных качественных изменений системы не происходит;

- процессы развития;

- процессы деградации.

Относить тот или иной процесс к одной из указанных групп следует в соответствии с тем, насколько он способствует или препят­ствует достижению основных целей системы. Социальный процесс, который уводит организацию от достижения главной цели или направ­лен на реализацию «лжецелей», есть процесс деградации, он ведет к регрессивным изменениям системы. В связи с тем, что социальная ор­ганизация является подсистемой многоцелевой социотехнической сис­темы, при оценке того или иного социального процесса необходимо исходить из комплекса ее целей.

Понятие цели как будущего состояния системы тесно связано с понятием функции, которую можно рассматривать как деятельность социальной организации, направленную на достижение ее целей.

По характеру функциональной направленности выделяются сле­дующие группы процессов:

-базовые процессы - ориентированы на обеспечение главной цели и тесно с формированием и развитием ценностных, целевых ориентации членов коллектива;

- интегративно-обеспечивающие процессы - управление, комму­никационные и нормативные процессы;

- изменяюще-поддерживающие процессы - направлены на воспро­изведение и изменение социального статуса организации и ее членов.

По критерию масштабности следует различать глобальные и локальные социальные процессы. Глобальные процессы оказывают воздействие на все общество, локальные - вызывают определенные из­менения в ограниченных масштабах. Глобальный процесс может скла­дываться из отдельных локальных процессов. Причем отдельные ло­кальные процессы могут иметь противоположную ему направленность.

Все социальные процессы, происходящие в системе, взаимо­связаны между собой. Ни один из них в «чистом» виде нельзя выде­лить из их совокупности. Один социальный процесс может стать причиной другого и следствием третьего.

Вопрос 4 Принципы управления социально-экономическими процессами

Целостность сложной системы управления социально-экономическими и политическими процессами, состояние управленче­ских отношений, прежде всего, зависят от сбалансированности двух ее подсистем: объекта и субъекта социального управления. Кризис управления в большинстве случаев обусловлен именно усугубляющи­мися противоречиями между ними.

Процессы управления в силу их объективного характера являют­ся устойчивыми и определяющими в системе управления. Именно они являются главным объектом системных исследований.

Предметом же исследования объекта управления являются об­щественные отношения и процессы, социальные организации, ресур­сы и человек, неизбежно вступающий в социальные отношения и уча­ствующий в общественных процессах и социальных организациях, в реализации ресурсов. Исследователю необходимо осознать и адек­ватно выразить в научной форме все то, что происходит в объекте управления. Следует отметить, что в центре внимания находятся управленческие отношения, которые пребывают в постоянном изме­нении, где происходят различные события и явления, развивающиеся в пространстве и времени.

Система единых принципов существования и функционирова­ния сложных систем управления включает

1. Принципы физичности - всякой системе (независимо от ее природы) присущи законы или закономерности, определяющие причинно-следственные связи ее существования и функциони­рования. Принцип физичности включает несколько постулатов:

Постулат целостности. Сложная система управления должна рассматриваться как единое целое. Система не множество подсистем, а целостный объект, допускающий различные членения на подсисте-мы Поэтому система не тождественна никаким ее членам. Примене­ние постулата целостности состоит в раскрытии и накоплении сведе­ний о системных свойствах на всех этапах исследования и в обобще­нии их в понятия, а затем - в применении этих понятий к подсистемам при исследовании их порознь после декомпозиции.

Постулат декомпозиции систем. Анализ и синтез сложной сис­темы управления осуществляется путем расчленения ее на подсисте­мы, располагаемые по уровням, причем подсистема на данном уровне является системой на нижележащем уровне и, в свою очередь, рас­сматривается как элемент вышележащего уровня.

Постулат автономности. С точки зрения постулата целостно­сти, разнообразие декомпозиции помогает выявлению системных свойств. С точки зрения постулата автономности, большинство деком­позиций, а может быть все, кроме одной, отпадут.

2. Принцип моделируемости - сложная система, представлен­ная конечным множеством моделей, каждая из которых отражает оп­ределенную сторону ее существования. Этот важный принцип дает возможность исследовать определенное свойство сложной системы при помощи одной или нескольких упрощенных моделей. Принцип моделируемости базируется на следующих постулатах.

Постулат действия. Для изменения поведения системы требу­ется прирост воздействия, превосходящего некоторое пороговое зна­чение. Порог есть функция трех переменных: количества определен­ного вещества, количества энергии и количества определенной ин­формации.

Постулат неопределенности. Существует область неопределен­ности, в пределах которой свойства системы могут быть описаны только вероятностными характеристиками. Повышение точности определения (измерения) какого-либо количественно-описываемого свойства сложной системы сверх некоторого предела влечет за собой понижение возмож­ной точности определения (измерения) другого свойства.

Постулат дополнительности. Сложные системы, находясь в различных средах (ситуациях) могут проявлять различные системные свойства, в том числе альтернативные. Наблюдатель воспринимает одни грани сущности в одних условиях и другие сущности в других.

Постулат многообразия моделей. Определение характеристик системы на всех уровнях производится с помощью множества моде­лей. Выбор моделей зависит от целей анализа и синтеза и особенно­стей исследуемой системы.

Постулат согласования уровней. Требования к системе, фор­мируемые на любом уровне, выступают как условия и ограничения на выбор частных моделей и предельных возможностей системы на ни­жележащих уровнях. В случае невозможности выполнения требований осуществляется корректировка условий.

Постулат внешнего дополнения. Проверка истинности резуль­татов, полученных на каждом уровне, производится с использованием исходных данных, моделей и методов вышележащих уровней. Данный постулат является основополагающим в общей теории систем и его соблюдение является необходимым условием получения правильных решений на всех уровнях исследования системы.

Постулат достаточности. Последовательность уровней (эта-в) определения требуемых характеристик в процессе совершенствования сложной системы выбирается по возрастанию затрат на улучшение системы с проверкой достаточности принимаемых решений по заданным критериям эффективности.

Постулат проверенного методического обеспечения. Для ана­лиза и синтеза системы управления необходимо использовать хорошо отработанные и экспериментально проверенные модели и методики, обеспечивающие получение отдельных характеристик системы в за­данные сроки и с заданной точностью.

3. Принцип целенаправленности - функциональная тенденция целенаправленности системы на достижение некоторого состояния, либо на усиление или сохранение какого-то процесса. При этом систе­ма обладает способностью противостоять внешнему воздействию, а также использовать среду и случайные события. Этот принцип вклю­чает в себя постулат выбора.

Постулат выбора. Сложная система обладает способностью к выбору поведения и, следовательно, однозначно предсказать.способ действия и экстраполировать ее состояние невозможно ни при каком априорном знании свойств системы и ситуаций.

Познание и практическое использование этого постула­та имеет два аспекта. Первый касается стимулирования или подавле­ния «свободы» выбора. В исследовательских, творческих поисковых системах возможность выбора должна быть максимальной. Исполни­тельные системы должны иметь возможность выбора в пределах по­ставленной задачи. Второй аспект связан с количеством описаний вы­бора, его формальным представлением, качественной и количествен­ной оценкой и использованием этой оценки при решении задач.

Принципы физичности, моделируемости, целенаправленности и их постулаты составляют основополагающую базу методологии сис­темного подхода к исследованию систем управления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.213.110 (0.017 с.)