Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гуманизм как явление и как философское понятие.
Утверждение «Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо» допускает множество различных толкований понятия человеческое. Где простирается водораздел человеческого и нечеловеческого? Этимологически слово гуманизм происходит от термина «человечность». Гуманное отношение к чему-либо или к кому-либо означает не что иное, как человеческое отношение. Этимологическое и обыденное значения этого слова совпадают. Но как определить понятие гуманизм с точки зрения философии? Важно различать гуманизм как явление и теоретическое исследование гуманизма. Это понятие восходит к эпохе Возрождения. Именно к этому периоду относится процесс становления вполне автономной личности, развития личностного самосознания, индивидуального сознания, освобождение индивида от всеобщей регламентации жизни (сословной, церковной, производственной). Философское исследование понятия гуманизм становится возможным в связи с происхождением самого этого феномена, т.е. человека как автономной, самостоятельной, самодостаточной личности и вместе с тем немыслимой и невозможной вне общественного, социального. Антиподом гуманности, человечности, следовательно, является антисоциальность, антиобщественность. Экзистенциализм доводит исследование человеческой субъективности до полного разрыва индивидуального и социального, лишая тем самым индивидуальное его субстанциальной основы. «Человек Я-бытия Хайдеггера – цель экзистенции, человек, для которого действительная жизнь лишь в общении с самим собой, пагубная игра духа». Сартр усматривает гуманизм в том, что в человеке его существование предшествует его сущности. Индивидуальное развитие противопоставляется в этой философии историческому развитию человечества. Поэтому становление отдельного индивида не детерминировано условиями жизни общества. Изначально обреченный на свободу, каждый отдельный индивид всей своей жизнью реализует собственный, единственный в своем роде «проект» и несет полную ответственность за свое самоосуществление. Выражение «зверски убит» – не более чем метафора, если только убитый не растерзан животным, например, волком. Животное действует инстинктивно, но невозможно убивать других людей под влиянием инстинкта, если речь не идет о самозащите. Мотивы убийства всегда носят социальный характер. Когда ставится вопрос о гуманизме, то под понятием человек подразумевается, что он не только и не столько биологическое существо, сколько социальное, общественное. Чисто биологические, органические поребности, чувства людей приобретают социальный характер. Мотивы любви, мести, ненависти, протеста, справедливости, стремления к красоте, к свободе, вере, чувства патриотизма, совести не связаны с биологическими потребностями. Нравственные, политические, эстетические чувства и потребности служат проявлениями и критериями гуманного и негуманного отношения человека к другим людям, к обществу и, напротив, – общества к человеку, личности.
В доисторический период дикости род оставлял беспомощных стариков, и это не было негуманным отношением. В наше время оставить раненого в бою солдата негуманно. В драме «Полет над гнездом кукушки» показано доведение до нечеловеческого состояния в психиатрической клинике здорового человека, что является бесчеловечным и негуманным. Напротив, лишение жизни своего психически искалеченного друга – поступок гуманный в высшей степени. Гуманизм – явление социальное, и его философское, теоретическое исследование невозможно вне социальности, культуры, нравственности; с другой стороны, проблема гуманизма возникает при наличии в обществе автономной, самодостаточной личности.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.31 (0.007 с.) |