Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Особенности взоимодейстия природы и обществаСтр 1 из 5Следующая ⇒
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дисциплина "Экологические основы природопользования" имеет две особенности. Во-первых, она является принципиально новой интегрированной дисциплиной, которая связывает физические и биологические явления, образуя мост между естественными и общественными науками. Во-вторых, она не принадлежит к числу дисциплин с линейной структурой, т. е. развивается не по вертикали (от простого к сложному), а по горизонтали, охватывая все более широкий круг вопросов. Эта дисциплина, образно говоря, стала перекрестком для специалистов многих направлений: натуралистов и инженеров, экспериментаторов и ученых-теоретиков, биологов, математиков, медиков, метеорологов и др. Ни одна отдельная наука не способна решить все задачи по совершенствованию взаимодействия общества и природы, так как это взаимодействие имеет социальные, экономические, технологические, географические и другие аспекты. Решать эти задачи может лишь интегрированная наука, целью которой является изучение основных закономерностей рационального взаимодействия общества и природы. Учебная программа "Экологические основы природопользования" базируется на биолого-экологических знаниях студентов, полученных в период обучения в общеобразовательном учреждении, и является основой для изучения общепрофессиональных дисциплин "Безопасность жизнедеятельности" и "Охрана труда". Примерная программа рассчитана на 32 часа для базового уровня профессионального образования. При разработке рабочей программы учебной дисциплины были внесены дополнения и изменения в содержание в связи с профилем и спецификой подготовки специалистов Псковского колледжа строительства и экономики. Последовательность изучения учебного материала и распределение учебных часов по разделам соответствует рекомендациям примерной программы учебной дисциплины, утвержденной Управлением учебных заведений среднего профессионального образования Минобразования России. Рабочая программа рассмотрена предметной (цикловой) комиссией и утверждена заместителем директора по учебной работе Псковского колледжа строительства и экономики. При изучении учебной дисциплины внимание студентов акцентируется на ее прикладной характер, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности.
Для проведения занятий используются лекционно-семинарные занятия, разбор производственных ситуаций, проведение дискуссий по актуальным вопросам экологии, работа с методическими и справочными материалами, применение технических средств обучения и компьютерной техники, организация экскурсий на предприятия, входящих в структуру природоохранного комплекса, а также организации и предприятия отрасли, использующие природоохранные технологии. При изложении учебной дисциплины по соответствующим разделам и темам используются нормативные документы Российской Федерации, а также инструктивные руководящие материалы отраслевых Министерств и ведомств. Для развития творческой активности студентов рекомендуется выполнение ими самостоятельных творческих работ по проблемам природопользования. В процессе изучения учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" студентам предлагается выполнение итогового испытания в виде зачета. Основные начала природопользования заложены в экологии — науке о взаимодействии и взаимосвязи различных факторов среды с живыми организмами. Термин "экология" впервые употребил Э. Геккель в 1866 г. Слово "экология" образовано от греческого «экос» — «дом, родина» и «логос» — наука. В буквальном смысле экология — это наука об организмах у себя дома. Экология как наука зародилась в конце XIX в. Первоначально это была биологическая наука, которая изучала популяции животных и растений в среде их обитания. Позднее экология получила широкое развитие на стыке многих естественных (биология, медицина, география, физика, химия) и гуманитарных (экономика, социология, политология) наук. Основным объектом экологии является экосистема — совокупность живых организмов и среды их обитания. Кроме того, экология изучает и группы организмов одного вида, входящих в экосистемы, — популяции, а также отношение к среде отдельных организмов.
Взаимодействие человека и природы имеет свою специфику. Человек наделен разумом, и это дает ему возможность осознать свое место в природе и предназначение на Земле. С самого начала развития цивилизации человек задумывался о своей роли в природе. Являясь, безусловно, частью природы, человек создал свою особую среду обитания, которая называется человеческой цивилизацией. По мере развития она все больше вступала в противоречие с природой. Сейчас человечество подошло уже к осознанию того, что дальнейшая эксплуатация природы может угрожать самому его существованию. Таким образом, предметом изучения дисциплины "Экологические основы природопользования" является взаимодействие и взаимосвязь человека, человеческого общества со средой своего обитания. Под средой обитания следует понимать не только природную среду, но и искусственно созданную человеком физическую среду, т. е. промышленность, города, транспорт и т. д. В настоящее время многие отрасли экологии приобрели ярко выраженное практическое значение для развития различных сфер деятельности человека. В связи с этим появились новые научно-практические дисциплины (на стыке экологии и практической деятельности человека): прикладная экология, призванная оптимизировать взаимоотношения человека с биосферой; инженерная экология, изучающая взаимодействие общества с природной средой в процессе общественного производства, и др. Все эти новые прикладные отрасли экологии можно объединить в отдельной направление — природопользование. Экология рассматривает закономерности взаимодействия любого биологического вида со средой, природопользование — только человека. Для такого взаимодействия, с одной стороны, существуют общие закономерности, с другой — взаимодействие человека и природы имеет свою специфику. Так, в природе действуют объективные законы, которые человеку изменить не под силу, в обществе законы устанавливаются по воле людей. Изучение особенностей взаимоотношений человека со средой обитания невозможно без усвоения основ экологии и общих экологических законов. Специфика дисциплины "Экологические основы природопользования" определяет и основные ее задачи, решаемые совместными усилиями многих специалистов: 1. Объективная оценка состояния природных ресурсов. Оценка состояния природных ресурсов проводится по целому ряду параметров: количество, качество, степень загрязненности, влияние различных сфер человеческой деятельности на их воспроизводство и т. д. 2 Оптимизация взаимоотношений между человеком, с одной стороны, и отдельными видами и популяциями, экосистемами — с другой. Оптимизация взаимоотношений человека с природой рассматривается как необходимое условие существования человека. 3. Детальное изучение количественными методами основ структуры и функционирования природных и созданных человеком систем. Окружающая нас живая среда не является беспорядочным и случайным сочетанием живых существ. Она представляет собой устойчивую и организованную систему, сложившуюся в процессе эволюции органического мира. Любые системы поддаются моделированию, т. е. можно предсказать, как та или иная система отреагирует на внешнее воздействие. Системный подход — это основа изучения экологии.
Экологические основы природопользования — научно-практическая дисциплина, призванная быть основой оптимизации взаимоотношений человека с биосферой. Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования (СПО) и является единой для всех форм обучения. Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является естественнонаучной и направлена на формирование у студента экологического мировоззрения и способностей оценки профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Для заочного обучения
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ Дисциплина "Экологические основы природопользования" является принципиально новой комплексной дисциплиной, которая объединяет общественные и естественные науки. В общем смысле под природопользованием понимается использование человеком природной среды. При использовании природных ресурсов человек оказывает на окружающую природную среду определенное негативное воздействие, изменяя не только ее качества, но вместе с тем и условия своего существования. Таким образом, актуальным направлением, которое формируется в процессе взаимодействия человеческого общества и природы, является охрана окружающей природной среды. Ведущим направлением экологической политики должно стать формирование системы непрерывного экологического образования, охватывающей все структуры общества. Для этого на местах необходимо всячески содействовать гуманизации и экологизации сферы образования и воспитания детей. В системе профессионального образования необходимо объединять процессы приобретения профессиональных знаний и освоения экологических аспектов конкретной производственной деятельности. Необходима государственная поддержка развитию краеведения, распространению знаний о природе и взаимодействии с ней человека в средствах массовой информации, расширению сети зоопарков, природно-исторических парков, дендропарков, краеведческих музеев, ферм, демонстрирующих производство экологически чистых продуктов питания, пришкольных участков и других организаций и объектов, увеличивающих возможности непосредственного знакомства человека с природой, традициями и лучшими примерами природопользования.
Раздел 2. ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ. В условиях перехода к рыночной экономике в деле государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды исключительно важное значение имеет создание соответствующих механизмов управления — правовой базы нормативов, а также совершенствование системы мониторинга природной среды и деятельности государственных природоохранных органов. . В государственной политике в части рационального природопользования заложены принципы обеспечения долгосрочных экологических и экономических интересов населения и хозяйствующих субъектов, их заинтересованности в охране окружающей природной среды; предусмотрены механизм контроля за соблюдением природоохранного законодательства, административные и экономические меры воздействия на нарушителей. Детально определена компетенция законодательной и исполнительной власти, специально на то уполномоченных органов, а также компетенция республик в составе Российской Федерации, автономий, краев, областей, органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА При усвоении дисциплины Экологические основы природопользования необходимо обратить особое внимание на самостоятельную работу студента. Планирование самостоятельной работы рекомендуется осуществлять по следующим направлениям:
(для заочной формы обучения)
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ. Знания студентов оцениваются на «отлично» если он глубоко понимает и разбирается в вопросах, раскрываемых в курсе Экологические основы природопользования; точно знает определения основных понятий, используемых в данной дисциплине; определяет логическую связь между группами категорий, сформулированных в процессе изучения. Знания студентов оцениваются на «хорошо» если он достаточно подробно понимает суть поставленных вопросов данной дисциплины; ориентируется в основных понятиях и определениях; способен к результативному поиску необходимой информации для решения поставленных задач в области экологических основ природопользования. Знания студентов оцениваются на «удовлетворительно» если он в основном знает и понимает суть данного предмета; может дать основные понятия и определения. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО МАТЕРИАЛАМ РАЗДЕЛОВ.
1. Что изучает наука экология? 2. Биосфера. Учение о биосфере Вернадского. 3. Экологические системы. Типы, структура, состав. 4. Система «человек – окружающая природная среда». Особенности формирования взаимоотношений составных компонентов. 5. Понятие «ноосфера». Основные принципы формирования ноосферных отношений между обществом и природной средой. 6. Антропогенная система. Особенности взаимодействия с природной средой. 7. Дать определение понятию охраны окружающей природной среды, ее основных целей. 8. Основные принципы рационального природопользования. 9. Загрязнение окружающей природной среды. Классификация. Последствия воздействия. 10.Качество природной среды. Нормирование качества. Группы нормативов. 11.Загрязнение атмосферное. Виды. Последствия. Нормирование качества атмосферы рабочей зоны, населенных пунктов, санитарно-защитной зоны. Методы защиты. 12.Загрязнение гидросферы. Экология водного хозяйства. Нормирование воздействий на объекты гидросферы. Методы и системы очистных сооружений. 13.Загрязнение почв. Последствия хозяйственной деятельности человека. Нормирование качества земельных ресурсов. Рекультивация. 14.Рациональное использование недр. Комплексная переработка полезных ископаемых. Нормы образования отходов. Методы хранения и утилизации. 15.Особенности новых эколого-экономических подходов в природоохранной деятельности? 16.Арендные отношения, лицензирование природоохранной деятельности. 17.Основные направления экологической политики России на современном этапе 18.Структура государственных органов охраны окружающей природной среды в России. 19.Что такое кадастр и какие виды его существуют? 20.Критерии определения безотходных и малоотходных производств. 21.Характеристика отходов производства и потребления. 22.Особенности хранения и переработки отходов твердых бытовых отходов. 23.Основные направления переработки промышленных отходов. 24.Как производится финансирование природоохранной деятельности? 25.Экономические категории природоохранной деятельности. Эффективность природоохранных мероприятий. 26.Оценка ущерба экологических нарушений. 27.Плата за воздействия на природную среду. 28.Экологический мониторинг. Уровни. Цели. Объекты исследований. 29.Экологические правонарушения. Виды ответственности. 30.Глобальные экологические проблемы. Возможные последствия. Методы решения.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ 1. Экология и здоровье человека. 2. Биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия человека со средой его обитания. 3. Экологический кризис. Актуальная проблема современного общества. 4. Экология человека и социальные проблемы. 5. Экологические проблемы глобального масштаба. 6. Прогноз последствий взаимодействия человека с природой. 7. Экологические проблемы урбанизированных зон. 8. Экологические аспекты профессиональной деятельности студентов как будущих специалистов. 9. Применение новых технологий в процессе очистки выбросов, размещаемых в атмосфере. 10.Эффективные методы очистки промышленных сточных вод. 11.Утилизация и вторичное использование отходов горнодобывающей промышленности. 12.Значение невозделываемых и исключаемых из хозяйственного оборота 13.Задачи сохранения генофонда планеты. Изменение видового и популяционного состава фауны и флоры, вызванные деятельностью человека. 14.Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды и его роль в возрождении России. 15.Природные ресурсы Псковской области. Принципы рационального использования.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная Константинов В.М., Ю.Б. Челидзе Экологические основы природопользования. - М.; Академия, МОРФ СПО, 2003 Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. Экологические основы природопользования – М.; Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», МОРФ, 2003 Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. - М.; Академия, 2002 г. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Экология России. - М.: АО "МДС", 1995
Дополнительная: Журавлев В.П., Серпокрылов Н.С., Пушенко С.Л. Охрана окружающей среды в строительстве – М.; Изд. АСВ, 1995 Гирусов Э.В., Бобылев С.Н. и др. Экология и экономика природопользования – М; Изд.политической литературы, 2003 Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России – М; Финансы и статистика, 1995 Проблемы экологии России Под редакцией Данилова-Данильяна В. И.. М: ВИНИТИ, 1993
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дисциплина "Экологические основы природопользования" имеет две особенности. Во-первых, она является принципиально новой интегрированной дисциплиной, которая связывает физические и биологические явления, образуя мост между естественными и общественными науками. Во-вторых, она не принадлежит к числу дисциплин с линейной структурой, т. е. развивается не по вертикали (от простого к сложному), а по горизонтали, охватывая все более широкий круг вопросов. Эта дисциплина, образно говоря, стала перекрестком для специалистов многих направлений: натуралистов и инженеров, экспериментаторов и ученых-теоретиков, биологов, математиков, медиков, метеорологов и др. Ни одна отдельная наука не способна решить все задачи по совершенствованию взаимодействия общества и природы, так как это взаимодействие имеет социальные, экономические, технологические, географические и другие аспекты. Решать эти задачи может лишь интегрированная наука, целью которой является изучение основных закономерностей рационального взаимодействия общества и природы. Учебная программа "Экологические основы природопользования" базируется на биолого-экологических знаниях студентов, полученных в период обучения в общеобразовательном учреждении, и является основой для изучения общепрофессиональных дисциплин "Безопасность жизнедеятельности" и "Охрана труда". Примерная программа рассчитана на 32 часа для базового уровня профессионального образования. При разработке рабочей программы учебной дисциплины были внесены дополнения и изменения в содержание в связи с профилем и спецификой подготовки специалистов Псковского колледжа строительства и экономики. Последовательность изучения учебного материала и распределение учебных часов по разделам соответствует рекомендациям примерной программы учебной дисциплины, утвержденной Управлением учебных заведений среднего профессионального образования Минобразования России. Рабочая программа рассмотрена предметной (цикловой) комиссией и утверждена заместителем директора по учебной работе Псковского колледжа строительства и экономики. При изучении учебной дисциплины внимание студентов акцентируется на ее прикладной характер, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности. Для проведения занятий используются лекционно-семинарные занятия, разбор производственных ситуаций, проведение дискуссий по актуальным вопросам экологии, работа с методическими и справочными материалами, применение технических средств обучения и компьютерной техники, организация экскурсий на предприятия, входящих в структуру природоохранного комплекса, а также организации и предприятия отрасли, использующие природоохранные технологии. При изложении учебной дисциплины по соответствующим разделам и темам используются нормативные документы Российской Федерации, а также инструктивные руководящие материалы отраслевых Министерств и ведомств. Для развития творческой активности студентов рекомендуется выполнение ими самостоятельных творческих работ по проблемам природопользования. В процессе изучения учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" студентам предлагается выполнение итогового испытания в виде зачета. Основные начала природопользования заложены в экологии — науке о взаимодействии и взаимосвязи различных факторов среды с живыми организмами. Термин "экология" впервые употребил Э. Геккель в 1866 г. Слово "экология" образовано от греческого «экос» — «дом, родина» и «логос» — наука. В буквальном смысле экология — это наука об организмах у себя дома. Экология как наука зародилась в конце XIX в. Первоначально это была биологическая наука, которая изучала популяции животных и растений в среде их обитания. Позднее экология получила широкое развитие на стыке многих естественных (биология, медицина, география, физика, химия) и гуманитарных (экономика, социология, политология) наук. Основным объектом экологии является экосистема — совокупность живых организмов и среды их обитания. Кроме того, экология изучает и группы организмов одного вида, входящих в экосистемы, — популяции, а также отношение к среде отдельных организмов. Взаимодействие человека и природы имеет свою специфику. Человек наделен разумом, и это дает ему возможность осознать свое место в природе и предназначение на Земле. С самого начала развития цивилизации человек задумывался о своей роли в природе. Являясь, безусловно, частью природы, человек создал свою особую среду обитания, которая называется человеческой цивилизацией. По мере развития она все больше вступала в противоречие с природой. Сейчас человечество подошло уже к осознанию того, что дальнейшая эксплуатация природы может угрожать самому его существованию. Таким образом, предметом изучения дисциплины "Экологические основы природопользования" является взаимодействие и взаимосвязь человека, человеческого общества со средой своего обитания. Под средой обитания следует понимать не только природную среду, но и искусственно созданную человеком физическую среду, т. е. промышленность, города, транспорт и т. д. В настоящее время многие отрасли экологии приобрели ярко выраженное практическое значение для развития различных сфер деятельности человека. В связи с этим появились новые научно-практические дисциплины (на стыке экологии и практической деятельности человека): прикладная экология, призванная оптимизировать взаимоотношения человека с биосферой; инженерная экология, изучающая взаимодействие общества с природной средой в процессе общественного производства, и др. Все эти новые прикладные отрасли экологии можно объединить в отдельной направление — природопользование. Экология рассматривает закономерности взаимодействия любого биологического вида со средой, природопользование — только человека. Для такого взаимодействия, с одной стороны, существуют общие закономерности, с другой — взаимодействие человека и природы имеет свою специфику. Так, в природе действуют объективные законы, которые человеку изменить не под силу, в обществе законы устанавливаются по воле людей. Изучение особенностей взаимоотношений человека со средой обитания невозможно без усвоения основ экологии и общих экологических законов. Специфика дисциплины "Экологические основы природопользования" определяет и основные ее задачи, решаемые совместными усилиями многих специалистов: 1. Объективная оценка состояния природных ресурсов. Оценка состояния природных ресурсов проводится по целому ряду параметров: количество, качество, степень загрязненности, влияние различных сфер человеческой деятельности на их воспроизводство и т. д. 2 Оптимизация взаимоотношений между человеком, с одной стороны, и отдельными видами и популяциями, экосистемами — с другой. Оптимизация взаимоотношений человека с природой рассматривается как необходимое условие существования человека. 3. Детальное изучение количественными методами основ структуры и функционирования природных и созданных человеком систем. Окружающая нас живая среда не является беспорядочным и случайным сочетанием живых существ. Она представляет собой устойчивую и организованную систему, сложившуюся в процессе эволюции органического мира. Любые системы поддаются моделированию, т. е. можно предсказать, как та или иная система отреагирует на внешнее воздействие. Системный подход — это основа изучения экологии. Экологические основы природопользования — научно-практическая дисциплина, призванная быть основой оптимизации взаимоотношений человека с биосферой. Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования (СПО) и является единой для всех форм обучения. Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является естественнонаучной и направлена на формирование у студента экологического мировоззрения и способностей оценки профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Для заочного обучения
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ Дисциплина "Экологические основы природопользования" является принципиально новой комплексной дисциплиной, которая объединяет общественные и естественные науки. В общем смысле под природопользованием понимается использование человеком природной среды. При использовании природных ресурсов человек оказывает на окружающую природную среду определенное негативное воздействие, изменяя не только ее качества, но вместе с тем и условия своего существования. Таким образом, актуальным направлением, которое формируется в процессе взаимодействия человеческого общества и природы, является охрана окружающей природной среды. Ведущим направлением экологической политики должно стать формирование системы непрерывного экологического образования, охватывающей все структуры общества. Для этого на местах необходимо всячески содействовать гуманизации и экологизации сферы образования и воспитания детей. В системе профессионального образования необходимо объединять процессы приобретения профессиональных знаний и освоения экологических аспектов конкретной производственной деятельности. Необходима государственная поддержка развитию краеведения, распространению знаний о природе и взаимодействии с ней человека в средствах массовой информации, расширению сети зоопарков, природно-исторических парков, дендропарков, краеведческих музеев, ферм, демонстрирующих производство экологически чистых продуктов питания, пришкольных участков и других организаций и объектов, увеличивающих возможности непосредственного знакомства человека с природой, традициями и лучшими примерами природопользования.
Раздел 1. ОСОБЕННОСТИ ВЗОИМОДЕЙСТИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.108 с.) |