Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Групповые методы реабилитации женщин, пострадавших от внутрисемейного насилия
Групповые психотерапевтические технологии для женщин, подвергающихся насилию, направлены на оказание психологической помощи через групповую поддержку и выявление позитивных личностных ресурсов. В процессе реабилитации им рекомендуется предлагать следующие установки: ____ Групповые методы реабилитации женщин, пострадавших от... насилия____ 1. Насилие ни в какой форме и ни при каких обстоятельствах не 2. Насилие — это социальная проблема. Женщина, подвергающаяся 3. Люди, испытавшие семейное насилие, нуждаются в поддержке и При проведении групповых форм работы обязанность психотерапевта, в первую очередь, обеспечить взаимоуважение, уверенность, доверие и уравновешенность членов группы, а также предоставить возможность для того, чтобы рассмотреть проблему насилия более подробно. Необходимо не просто обсуждать значимые события, факты, но и говорить о чувствах, переживаниях в прошлом и настоящем, обсуждать конкретные планы действия. В процессе работы необходимо: 1) обеспечивать связанность высказываний. Важно спрашивать мне 2) использовать прием «зеркало», то есть отражает сказанное той или 3) направлять ход мыслей членов группы в соответствии с базовой 4) стимулировать группу, предлагая вопросы «как?», а не «почему?». При групповой работе обсуждаются следующие основные темы: 1) насилие в семье (циклы насилия и влияние насилия на женщину
2) самозащита и план действий; 3) самооценка; 4) отношения между людьми, созависимость; 5) сексуальная зависимость; 6) родительская семья, проблемы родительской семьи.
Раздел 3. Психологическое сопровождение женщин, переживших насилие в семье Женщины не всегда готовы к обсуждению и работе в когнитивном стиле, так как часто впадают в отчаяние, например, вспоминая родительскую семью. Отчаяние следует заменить надеждой, напоминая группе о том, что только сам человек отвечает за свою судьбу и за свою жизнь. В некоторых случаях, работая с женщинами, пострадавшими от различных форм внутрисемейного насилия, более эффективными методами реабилитационной работы является включение в арт-терапевтичес-кие группы. Как известно, травматический опыт не всегда поддается словесному описанию. Изобразительное творчество облегчает доступ к подавленным в результате травмы чувствам, восстанавливает самоуважение и дарит положительные эмоции. В изобразительной деятельности часто выплескиваются агрессивные тенденции, что прерывает новый цикл насилия. Для женщин, которые собрались вместе с целью перейти от старого образа жизни к новому, более здоровому, процесс творческого самовыражения является отличным инструментом, позволяющим справиться с переменами. Основными задачами арт-терапевтической группы являются усиление позиции женщин, работа с чувством вины, страха, гнева, повышение самооценки, поиск ресурсов для восстановления физического и психического здоровья, работа с будущим. Каждая женщина знает, что все присутствующие в группе имеют схожий травматический опыт. Задачей ведущей является создание как можно более безопасного пространства. Это несложно, если все женщины проходили предварительные консультации и испытывают доверие к кризисному центру и его сотрудницам. Кризисный центр часто является для них тем местом, где они чувствуют себя более безопасно, чем в реальной обыденной жизни. Поэтому при создании подобных групп целесообразна предварительная работа: очное консультирование, психотерапия, встречи с юристами. При обсуждении групповых правил обязательно обсуждаются нормы, связанные с безоценочными суждениями в отношении друг друга и изобразительных работ каждого. Предлагаются также следующие нормы: можно не комментировать свои работы, если нет желания, или вообще не работать над каким-то упражнением. Группа может использовать в качестве инструментов пастельные мелки с возможностью широкого выбора различных цветовых оттенков, акварель, гуашь, фломастеры, цветную бумагу, журнальные картинки для коллажей и др. Любое из предлагаемых упражнений можно выполнять на бумаге различного
Групповые методы реабилитации женщин, пострадавших от... насилия цвета. Если работа не нравится автору, можно взять другой лист и начать сначала. Желательно, чтобы каждая из участниц имела свои папки, где хранились бы работы в течение всего срока занятий группы. Некоторые упражнения могут проделываться дважды — в начале и конце работы группы. Например: одно из упражнений, где необходимо изобразить себя в виде растения на том или ином этапе развития. Участницы могли видеть динамику собственного состояния. В начале работы группы женщины чаще всего изображают себя в виде сломанного растения или комнатного растения в цветочном горшке. В конце работы, нередко можно видеть ярко выраженную положительную динамику самочувствия и самоощущения. Женщины изображают себя в виде деревьев с плодами, с живыми зелеными ветками. Особый терапевтический и эмоциональный эффект достигается после того, как женщины сами находят свои прежние рисунки в папках и сравнивают их. Каждый цикл занятий имеет свою логику, связанную с особенностями индивидуальной травмы и в зависимости от групповой динамики. Занятия целесообразно вести в течение пяти-семи недель по три часа в неделю, о чем сообщается группе в начале занятий. По желанию можно продолжить работу в следующем цикле арт-терапевтических занятий. Особенностью занятий является обсуждение собственных рисунков, во время которого женщины, с одной стороны, имеют возможность увидеть схожие чувства у других участниц, с другой стороны, у консультанта есть возможность дать информацию о чувстве вины, беспомощности, ощущению безвыходности и других состояниях. Женщины имеют возможность обсудить эту тему. Для облегчения контактов женщин между собой необходимо в начале каждого занятия дать возможность через изодеятельность найти в себе потенциал для выражения тех сложных чувств, с которыми они пришли на занятия: это упражнения, не касающиеся травматического опыта, а наоборот, связанные с теми периодами жизни, ситуациями, где женщина была в безопасности. Эти упражнения могут выполняться под музыкальное сопровождение с закрытыми глазами, левой рукой, и обычно очень нравятся женщинам и помогают им почувствовать себя сильнее. Уместны упражнения в начале тренинговых занятий на групповую сплоченность, где участницы группы на одном большом листе бумаги все вместе рисуют свои представления, например о безопасности. Ожидания от занятий в группе тоже выражаются изосредствами и обсуждаются.
Раздел 3. Психологическое сопровождение женщин, переживших насилие в семье При работе со страхами женщины графически рисуют пирамиду страхов, которые расположены по степени возрастания, и каждому страху присваивается свой цвет. У многих женщин в группе появились одинаковые страхи — это страхи, связанные с собственной безопасностью и безопасностью детей, страх нищеты, страх одиночества. Многие указывали на страх общения с другими мужчинами.
У женщин, подвергшихся внутрисемейному насилию, нарушаются отношения с родственниками, детьми, сослуживцами, часто они оказываются в эмоциональной изоляции. Чувства к партнеру варьируются от страха и гнева до привязанности и даже любви. Некоторые женщины хотели бы наказать партнера, некоторые считают, что он сам себя наказывает своим поведением. На занятиях необходимо помочь женщинам выразить свои чувства и принять их, так как многие считают неприемлемым выражать свой гнев. Большую роль в этом блоке играет обсуждение в группе своих работ. Следующим этапом является поиск внешних ресурсов, связанных с людьми, которые могут оказать поддержку женщине, подвергшейся домашнему насилию. Часто эта работа заключается и в выявлении антиресурсов, то есть позиции родственников, близких знакомых по отношению к пострадавшей. В этом блоке возможна работа с представлением женщин об идеальной женщине, матери, идеальном мужчине, об идеальных отношениях, семье, любви и других мифологемах. Цикл занятий завершают упражнения на видение будущего, построение «линии жизни», обсуждение перспектив, построение планов. Предлагается упражнение, связанное с изображением прошлого, настоящего, будущего, указанием направления дальнейшего движения. Особую роль играет обсуждение возможных трудностей в ближайшем будущем. Работа с изобразительными материалами может проводиться как в группе, так и в индивидуальном консультировании. К эффективным методам групповой работы с женщинами — жертвами насилия могут быть отнесены: группы поэтической психотерапии, изготовление миниатюр-масок, изобразительная деятельность. Так, в частности, метод драмотерапии предполагает разыгрывание драматических сценок с целью отреагирования и трансформации негативного эмоционального опыта. В работе с женщинами, пережившими насилие, этот метод доказал свою эффективность. Одним из приемов работы является драматическое изображение каких-либо предметов, существ, явлений природы с параллельным рассказом о переживаемых чувствах,
____ Групповые методы реабилитации женщин, пострадавших от... насилия____ возникающих мыслях, ассоциациях. Важно, чтобы образ был предложен самим клиентом, в качестве метафоры своего состояния. Например: «Я как раненый зверь», «У меня вместо сердца льдинка» и т. д. В отличие от других подходов, в которых также используется проигрывание метафоры собственного состояния (психодрама, гештальт-тера-пия и др.), драмотерапия предполагает театрализацию экспрессивного акта клиента. Разыгрываемая сценка в некотором смысле представляет собой драматическое искусство. Механизм психотерапевтического воздействия драмотерапии, таким образом, основан на достижении душевного катарсиса через творческое самовыражение. Для эффективности психологического сопровождения жертв насилия необходимо соблюдать определенные организационные и психологические условия, включающие в себя организацию пространства и времени консультирования. Помещение консультаций должно быть звукоизолированным и достаточно просторным для выполнения предусмотренных техник. Консультативные беседы организуются с периодичностью не реже одного раза в неделю. Причем для эмоционально неуравновешенных клиентов рекомендуется назначать две-три сессии в неделю. По мере психологического продвижения в работе с клиентом частота встреч уменьшается до одной в неделю. Длительность сеттинга обычно составляет один час. Первая встреча нередко длительнее, до полутора-двух часов. Поведенческий подход редко используется самостоятельно в практике психологического сопровождения жертв насилия. Однако он широко применяется в соединении с другими подходами для закрепления желаемого поведения клиента. Методы поведенческого подхода основываются на фундаментальных основах учения, открытых И. П. Павловым, Дж. Уотсоном и Б. Скиннером (Нельсон-Джоунс, 2000). Основными би-хевиоральными техниками являются систематическая десенсибилизация, релаксация, подкрепление желаемого поведения и подавление проблемного поведения, предъявление модели желательного поведения и систематическое повторение поведенческих навыков. При систематической десенсибилизации ранжируются ситуации, вызывающие страх, напряжение. Клиент осваивает технику релаксации и, находясь в расслабленном состоянии, шаг за шагом приближается ко все более трудным ситуациям. Между отдельными шагами клиент должен осуществлять релаксацию. Расслабление антагонистично напряжению и снижает страх.
Раздел 3. Психологическое сопровождение женщин, переживших насилие в семье Одним из самых распространенных методов релаксации является прогрессивная мышечная релаксация Джекобсона. Методика заключается в поэтапном напряжении групп мышц с последующим их расслаблением. Техника основана на физиологической закономерности естественной смены напряжения расслаблением после физических нагрузок. Для релаксации широко используются также музыка, визуализации и самовнушение.
Техника формирования поведения, основанная на поощрении и наказании, учитывает величину, значимость для клиента, время, последовательность и систематичность подкрепления. Подкрепление может носить как материальный, так и моральный, психологический характер. Тренинг уверенного поведения и самозащиты, который проводится при завершении психологического сопровождения, основывается на предъявлении модели желательного поведения и систематическом повторении навыков коммуникации вплоть до их закрепления. Методический прием «расскажи — покажи — сделай» предполагает, что ведущий тренинга объяснит смысл конструктивного реагирования на грубость и насилие, продемонстрирует его в игровой ситуации и предложит участникам повторить подобное поведение. Для снижения напряжения в группе создается непринужденная атмосфера с помощью разминочных игр и дискуссий. Применение бихевиоральных методик становится более эффективным, если клиент вовлекается в определение целей совместной работы и постепенно берет на себя контроль за использование этих техник. Психологические условия консультирования включают объективную и субъективную готовность клиента к решению проблем в сотрудничестве с консультантом и готовность консультанта оказать помощь, а также создать особые отношения с клиентом. Готовность клиента к консультированию включает соответствующую мотивацию, доверие к специалисту и достаточно развитое самосознание, необходимое для планируемых форм сопровождения. Готовность консультанта к работе проявляется в безусловном принятии клиента, готовности к личному изменению и умению входить в специальное состояние, роль, а также выходить из нее по окончании сессии. Если клиент вызывает антипатию либо другие неподходящие или сильные чувства, следует либо изменить свое отношение с помощью глубокой проработки, либо найти для него другого специалиста. Раздел 4 ПРИЛОЖЕНИЯ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.164 (0.028 с.) |