Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Политические и правовые учения в Германии в конце хуш-начале х1х вв.
Изучение политических и правовых учений в Германии в конце ХУШ-начале Х1Х вв. следует начать с уяснения исторической и социально-экономической обстановки, сложившейся в Германии в рассматриваемый период, расстановки классовых сил в стране, особенностей классовой борьбы и отражения ее в политической и правовой идеологии. При изучении идей исторической школы права важно знать, что ее приверженцы обращали особое внимание не на вопрос о содержании права, а на то, как оно возникает, какова история права. Они подвергли острой критике естественно-правовую теорию за революционные выводы. Следует учесть особенности исторической школы права, оправдывавшей реакционные политические и правовые институты. Вместе с тем необходимо помнить, что историческая школа права пыталась рассмотреть право как закономерно развивающееся явление, что в выводах этой школы были отдельные методологические положения, имевшие плодотворный характер. Учение Канта о праве и государстве следует рассматривать в связи с его философскими и нравственными воззрениями. Прогрессивное значение имели его взгляды о достоинстве человека, руководствующегося в своих поступках велениями нравственных законов; особую роль отводил Кант нравственному закону – “категорическому императиву”, содержание которого необходимо знать. Необходимо также уяснить, что понимание права Кантом связано с присущим человеческой личности свободой. Отсюда и определение права как совокупности определенных условий, ограничивающих произвол одного лица по отношению к другим посредством объективного общего для них закона свободы. От этики и права Кант перешел к рассмотрению государства. Под государством он понимал объединение многих людей, подчиненных правовым законам. При этом благо государства Кант видел в торжестве права и его охране. Необходимо уяснить, что мысль Канта о том, что назначение государства в совершенном праве, в соответствии организации государства принципам права, позволяет считать его одним из основателей прогрессивной концепции “правового государства”. Следует знать особенности выдвинутого Кантом принципа народного суверенитета и понять, что этот мыслитель был одним из наиболее ранних и типичных идеологов реформизма. Студенты должны разобраться в особенностях выдвинутого Кантом проекта установления "”вечного мира”.
При знакомстве с учением Гегеля о государстве и праве необходимо учитывать эволюцию политико-юридических воззрений этого мыслителя. Рассматривая взгляды Гегеля на право, надо иметь в виду, что понятие “право” употреблялось им в трех основных значениях: 1) право как свобода (“идея права”); 2) право как определенная ступень и форма свободы (“особое право”); 3) право как закон (“позитивное право”). В правовом учении Гегеля особое место занимает его концепция абстрактного права, включающая в себя проблематику собственности, договора и неправды. Суть абстрактного права в том, что в его основе лежит свобода отдельной личности (человека). Сама же свобода выражается в разумном самоограничении личного произвола. “Будь лицом и уважай других в качестве лиц”. Свобода личности, по Гегелю, свою реализацию находит в праве частной собственности. Люди являются равными как свободные личности, равны в их одинаковом праве на частную собственность (но не на размер владения собственностью). Гегелевское понимание свободы и права направлено против рабства и крепостничества. Важно учесть, что в представлении Гегеля отчуждение личности свободы несправедливо и подлежит преодолению. Следует знать разграничение Гегелем гражданского общества и политического государства. Он видел гражданское общество как антагонистическое, раздираемое противоречиями, как войну всех против всех. При этом Гегель считал, что даже при чрезмерном богатстве гражданское общество недостаточно богато, чтобы бороться с чрезмерной бедностью. Надо также знать, какие сословия внутри гражданского общества выделял Гегель. Необходимо уяснить положение Гегеля о соотношении гражданского общества и государства. Он считал, что развитие гражданского общества предполагает наличие государства как его основания, что государство есть скорее то первое, в пределах которого семья развивается в гражданское общество. Эти идеи Гегеля носили идеалистический характер. Вместе с тем следует иметь в виду, что идеи о взаимосвязи, о соотношении гражданского общества (социально-экономической сферы) и политического государства, о диалектическом характере этих связей и отношений имели большое теоретическое значение.
По Гегелю, государство представляет собой идею разума, свободы и права, это “великий нравственный организм”, “шествие бога в мире”, оно, по его мнению, выражает всеобщий интерес. Следует уяснить гегелевскую концепцию разделения властей и понять, что политическим идеалом мыслителя была конституционная монархия, в рамках которой создается возможность мирного перехода от существовавшего в то время в Германии полуфеодального строя к буржуазному. В этом вопросе Гегель, несмотря на умеренность, занимал исторически прогрессивные позиции. Студенты должны знать взгляды Гегеля на международное право и понять его знаменитого положения: “Что разумно, то действительно; что действительно, то разумно”.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.31 (0.006 с.) |