![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Синтаксический аспект изучения речи
Синтаксический анализ речи - это изучение особенностей синтаксического строя высказывания: синтаксических единиц, синтаксических связей и соотношений. Синтаксический анализ применим для изучения как письменной, так и устной (разговорной) речи. При этом важен учет следующих синтаксических особенностей разговорной речи: - конситуативность - понимание смысла в определенной ситуации: контекст визуально-чувственная и частно-апперцептивная база; - функциональная перспектива высказывания - вынесение всего важного (рема или коммент) к началу предложения, тема или топик - в конце; - роль формально-грамматических средств в построении высказывания; - большая функциональная роль и семантическая значимость паралингвистических характеристик. Особый интерес для речи при психических расстройствах приобретает выявление элементов регресса, проявляемых в онтогенетически (детская речь) и филогенетически (внутренняя речь, архаические формы мышления) более ранних элементах. Для детской речи синтаксически характерна эгоцентричность, высокая предикативность (степень соотношения содержания предложения и действительности) и свернутая структура. Детская речь - переходный этап от внутренней речи к речи взрослого. Для внутренней речи характерны свернутая, сокращенная структура, предикативность, грамматическая аморфность, прагматическая неопределенность. Для архаических форм характерны следующие признаки: паралогичность, мистический характер перцепции, синкретичность и "партиципация" - воплощение в символе ряда действий и отношений к ним, включающих эмоциональные и моторные компоненты логических отношений. Синтаксический анализ речи предполагает изучение как текста в целом, так и его основных синтаксических единиц - предложений. Изучение речи как отдельно взятого текста предполагает определение: - синтаксической правильности, цельности, завершенности; - семантико-синтаксического соответствия; - семантической полноты высказывания. Далее изучаются отдельные предложения (при этом выделяют): 1) Простые предложения: а) двусоставные; б) односоставные: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, инфинитивные, номинативные: - распространенные и нераспространенные;
- полные и неполные; - осложненные (однородными членами, обособление вводными и вставными конструкциями, обращениями). 2) Сложные предложения: - сложносочиненные; - сложноподчиненные; - бессоюзные; - с разными видами связи. Кроме этого определяются: - средства синтаксической связи (словоформы: окончания и предлоги, служебные слова, местоимения и т.д.); - преобладающий синтаксический порядок: прямой или инверсированный. Проведение указанного анализа позволяет надежно диагностировать расстройства мышления, различные виды афазии, выявить элементы регресса речи и, соответственно, мышления. Клинический пример: Пациент Б., 62 года. Диагноз: Мультиинфарктная деменция. Фрагмент аудиозаписи. "Сильно болеть голова стала... Особенно к вечеру, давит и распирает, покалывает. Больше лоб и затылок. Поднимается давление. Стал плохо спать... К вечеру сильно болит голова...Плохо... Бывает напряжение, слабость в теле. Сильная слабость. И днем тоже... Ничего не делаю. Мне надо померить давление, а то голова болит... Доктор, назначьте лечение... Как в прошлый раз... Тогда было легче... И уколы... А то голова болит. И давление, наверное... Плохая память: все забываю. И таблетки... Дочка дает. После еды забываю... Доктор, напомните, как вас зовут? Какое мне лечение?" В приведенном фрагменте речи пациента обращают на себя внимание темп речи, бедность интонационных характеристик, большое количество пауз средней продолжительности без семантического содержания, заполняемых нечленораздельными звуками (кх, гм, м-м). Синтаксически речь пациента характеризуется следующими чертами: - нарушением синтаксической цельности и правильности; - элементами семантической неполноты, как на уровне отдельных предложений, так и текста в целом; - упрощением в использовании синтаксических средств и средств синтаксической связи. В тексте используются в основном простые предложения, среди них преобладают односоставные, неопределенно-личные, безличные и номинативные. Большинство предложений неполные и нераспространенные. Обращает на себя внимание высокий уровень предикативности, большее (по сравнению с речью здоровых) количество предложений с инверсированным синтаксическим порядком. ("Сильно болеть голова стала"). Все описанные особенности речи пациента указывают на регрессивный характер синтаксиса, типичный для органических поражений головного мозга.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.8.90 (0.007 с.) |