Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения



ПОНЯТИЕ КРИЗИСА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ

«кризис» с греч. «приговор, решение по какой-либо сомнительной ситуации», «выход. Решение проблемы»

Кризис – крайнее обострение противоречий. Применимо и для макро- и для микроуровней развития экономики государства, региона, предприятия.

Понятие «кризис» теснейшим образом связано и с понятием «риск», которое в той или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения.

Кризис можно рассматривать с двух подходов: 1) «переломный момент» в последовательности событий и действий. Выход: ликвидация предприятия либо успешное преодоление; 2) незапланированный и нежелательный процесс, ктр может существенно помешать или сделать невозможным функционирование предпр-я.

Социально-экономическая система имеет две тенденции своего существования: функционирование и развитие.

Функционирование — это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики.

Развитие — это приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды.

Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны, отражают диалектическое единство основных тенденций социально-экономической системы. Эту связь можно видеть в ее характеристиках и показателях (рис. 1.1)

Причины кризиса делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.

Причины: 1) общеэкономические (конкуренция, отсутствие иностранных инвестиц-й, экспорт новых технологий, выпуск продукции иностранными фирмами); 2) георгаф-е (климат. Транспорт. Ресурсы; 3) уровень жизни (расходы на оплату труда, производительность труда).

Роль кризисов: а рез-те К возможны след последствия: обновление организации, ликвидация, оздоровление, усугубление ситуации.

ПРИЗНАКИ КРИЗИСА

 

ФАЗЫ ЦИКЛА

Классический цикл общественного воспроизводства состоит из четырех фаз.

1) кризис (спад). Происходит сокращение объема производства и деловой активности, падение цен, затоваривание, растет безработица и резко увеличивается количество банкротств.

2) депрессия (стагнация). Она представляет собой фазу (более или менее продолжительную — от полугода до трех лет) приспособления хозяйственной жизни к новым условиям и потребностям, фазу обретения нового равновесия. Для нее характерна неуверенность, беспорядочные действия

3) оживление. Это фаза восстановления. Начинаются капиталовложения, растут цены, производство, занятость, процентные ставки. Оживление охватывает прежде всего отрасли, поставляющие средства производства.

4) подъем (бум). Это фаза, при которой ускорение экономического развития обнаруживается в серии нововведений, возникновении массы новых товаров и новых предприятий, в стремительном росте капиталовложений, курсов акций и других ценных бумаг, процентных ставок, цен и заработной платы.

С учетом многообразия причин (возбудителей) циклического воспроизводства и частых нарушений традиционных фаз учеными различных направлений предлагаются следующие разновидности циклов:

• циклы Кондратьева, или длинноволновые циклы, продолжительностью 40—60 лет: их главной движущей силой являются радикальные изменения в технологической базе общественного производства, его структурная перестройка;

• циклы Кузнеца. Их продолжительность ограничивается примерно 20 годами, а движущими силами являются сдвиги в воспроизводственной структуре производства (часто эти циклы называют воспроизводственными или строительными);

• циклы Джаглера периодичностью 7—11 лет, являющиеся итогом взаимодействия многообразных денежно-кредитных факторов;

• циклы Китчина продолжительностью 3—5 лет порождаются динамикой относительной величины запасов товарно-материальных ценностей на предприятиях;

• частные хозяйственные циклы, охватывающие период от одного года до 12 лет и существующие в связи с колебаниями инвестиционной активности.

ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ

По причинам возникновения: объективный, субъективный

Случайный, закономерный

Внешн., внутр.
По стадиям: Обратимые кризисы,Необратимые кризисы
По масштабу:
Национальные – охватывают территорию всей страны.
Региональные – охватывают территорию отдельного субъекта федерации или территорию нескольких субъектов.
Местные – охватывают территорию отдельного предприятия.
По последствиям: разрушение/обновление, оздоровление/новый кризис, обострение/ослабление, резкое падение/мягкий выход.

Так же кризисы могут быть частичными или системными, управляемыми или неуправляемыми.

По своей природе может быть: природный, экологический, общественный (социальный. Психологический, технологический. Организационный)

Возможные пути преодоления экономических кризисов:

− политические меры(запрет вывоза невосполнимых ресурсов и контроль их использования, запрет деятельности политических партий)

− нормативно-законодательная деятельность (антимонопольное рег-е экономики, рег-е в сфере социальных ценностей)

− финансовое регулирование(управление совокупностью денежных средств)

 

Предмет и механизм АУ

АУ 1 ) в широком смысле слова – это системное управление объектом хозяйствования на том или ином уровне экономики, под углом зрения противодействия кризиса;

^ 2) в узком смысле – система организационно-управленческих мер в отношении отдельного предприятия, попавшего в состояние кризиса, что обычно выражается в неплатежеспособности, которая в случае затяжного непреодолимого характера нейтрализуется через процедуру банкротства.

Предметом антикризисного управление являются факторы кризиса, т. е. все проявления совокупного обострения внутренних и внешних противоречий, приводящих к наступлению кризиса.

Механизмом антикризисного управления является вся совокупность и целостность элементов, входящих в теорию и практику антикризисного управления:

субстанциональные элементы (субъекты антикризисного управления; отношения и связи участников антикризисного процесса, законодательная база антикризисного регулирования);

функциональные элементы (принципы антикризисного регулирования, антикризисная стратегия предприятия, антикризисная политика предприятия, антикризисное прогнозирование, антикризисные процедуры, программы по финансовому оздоровлению предприятия, мониторинг состояния предприятий, маркетинг антикризисного управления, принятие управленческих решений, координирование и организация их выполнения, введение системы стимулов, учет и контроль результатов функционирования).

 

Концепция АУ

Концепция антикризисного управления рассматривается либо как проблема исключительно макроэкономического масштаба, и при этом упускается из виду, что кризисы возникают в отдельной организации и не всегда зависят от общей экономической обстановки, либо рассматриваются только экономические аспекты кризиса в организации и оставляются в стороне социальные, политические, психологические, природные и другие факторы

Часть первая. Кризисы в тенденциях макро- и микроразвития     1. Кризисы в социально-экономическом развитии    
           
    2. Тенденции возникновения и разрешения кризисов    
3. Государственное регулирование кризисов         4. Кризисы государственного управления
    5. Кризисы в управлении предприятием    
           
Часть вторая. Содержание антикризисного управления     6. Основные черты антикризисного управления    
           
    7. Диагностика кризисов    
8. Маркетинг       9. Стратегия и тактика
    10. Банкротство    
             
Часть третья. Факторы антикризисного управления     11. Риски в антикризисном управлении    
12. Инновации       13. Инвестиции
    14. Технологии    
           
Часть четвертая. Роль человеческого фактора 16. Управление персоналом   15. Конфликтология   17. Кризис - менеджер
         
Часть пятая. Специальные темы 18. Роль профсоюзов       19. Зарубежный опыт управления

 

Концепция АУ

Концепция антикризисного управления предприятием-должником состоит из следующих основных элементов (подсистем):

1. Диагностика финансового состояния и оценка бизнеса предприятия.

2. Разработка маркетинговой стратегии.

3. Применение инновационной стратегии.

4. Управление персоналом.

5. Финансовый менеджмент.

6. Антикризисное бизнес-планирование.

7. Организация процедуры банкротства предприятия.

Концепция антикризисного управления включает в себя, прежде всего, стратегические и тактические методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

1. Стратегический подход. Он предполагает проведение анализа среды, в которой действует предприятие, определение миссии и целей, анализ и выбор стратегии, реализацию стратегии, оценку и контроль осуществления стратегической линии. На основе проведенного анализа разрабатывается стратегия антикризисного управления.

2. Тактический (оперативный ) подход предполагает осуществление оперативных мер, нацеленных на преодоление возникающих финансовых трудностей (например, путем сокращения расходов, закрытия отдельных функциональных подразделений, сокращения персонала, ограничения производства и сбыта), на совершенствование управления в целях повышения эффективности работы хозяйствующего субъекта (например, в результате проведения активных маркетинговые исследования, высокие цены на продукцию, выявления и лучшего использования внутренних резервов, привлечения высококвалифицированных специалистов, укрепления дисциплины, модернизации производства и управления, получения кредитов). Иными словами, в процессе оперативной деятельности руководство хозяйствующего субъекта реализует его существующий потенциал в доходы и дальнейшее расширение объема производства.

Эффективность АУ

Можно выделить основные факторы, которые определяют эффективность антикризисного управлении:.

1) Профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка. Такой профессионализм рождается в процессах специального обучения, целенаправленного аккумулирования опыта и развития искусства управления в критических ситуациях.

2) Искусство управления, данное природой и приобретенное в процессе специальной подготовки. Во многих кризисных ситуациях индивидуальное искусство управления является решающим фактором выхода из кризиса или его смягчения.

3) Методология разработки рискованных решений. Такая методология должна быть создана и освоена, потому что она в значительной мере определяет такие качества управленческих решений, как своевременность, полнота отражения проблемы, конкретность, организационная значимость.

4) Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций. Видение будущего и не субъективное, а основанное на точном, научно обоснованном анализе позволяет постоянно держать в поле зрения все проявления приближающегося или проходящего кризиса.

5) Корпоративность - это понимание и принятие всеми работниками целей организации, готовность самоотверженно работать для их достижения, это особый вид интеграции всех деловых, социально-психологических и организационных отношений, это внутренний патриотизм и энтузиазм.

6) Лидерство. Опора на лидерство может сыграть решающую роль в преодолении кризиса или его смягчении. Но для этого необходимы поиск и проектирование лидерства. Это звучит необычно, но будет понятно, если иметь в виду, что лидерство - это не только личность менеджера, но и характеристика всей системы управления, характеристика организации управления.

7) Оперативность и гибкость управления. В кризисных ситуациях часто возникает потребность в быстрых и решительных действиях, оперативных мерах, изменении управления по складывающимся ситуациям, адаптации к условиям кризиса. Инерционность в этом случае может играть отрицательную роль.

8) Стратегия и качество антикризисных программ. Во многих ситуациях возможна потребность в изменении стратегии управлении и в разработке специальных программ антикризисного развития. От этого не может не зависеть антикризисное управление.

9) Человеческий фактор. Для антикризисного управления необходимо иметь в виду, что существует понятие антикризисной команды - ближайших помощников антикризисного менеджера, которые могут пользоваться его особым доверием и способны согласованно и целенаправленно осуществлять программу антикризисного управления.

10) Система мониторинга кризисных ситуаций. Она представляет собой специально организованные действия по определению вероятности и реальности наступления кризиса и необходима для его своевременного обнаружения и распознавания. Весьма эффективными здесь могут быть использование компьютеров и работа специализированных операторов.

 

 

15. Понятие технологии антикризисного управления.

Технология антикризисного управления — это комплекс последовательных мер предупреждения, профилактики, преодоления кризиса, снижения уровня его отрицательных последствий. Она предполагает большую исследовательско-аналитическую и социально-организационную деятельность. Технологию антикризисного управления нельзя сводить только к поиску вариантов поведения — это технология активной управленческой деятельности, характеризующейся полным комплексом функций, ролей и полномочий.

Наиболее ответственным этапом в технологии антикризисного управления является разработка управленческих решений. Качество управленческих решений в процессах антикризисного управления зависит от множества факторов, наиболее значимыми из которых являются следующие.

Категория проблем:

- стандартные — их решение требует четкого следования определенным стандартам. Такие проблемы не допускают никаких отклонений в сторону, и в конечном итоге в их решении главную роль должны играть умения и навыки;

- типовые — они решаются на базе множества определенных, заранее заданных правил, причем в ходе решения нужно из имеющегося множества выбрать конкретный, зачастую единственный, набор правил, который позволяет добиться успеха;

- эвристические — их решение требует творчества, поиска, озарения.

В настоящее время методический аппарат менеджеров зачастую ориентирован на решение стандартных и типовых проблем. Современный менеджер должен обладать эффективным эвристическим мышлением, поскольку ему придется постоянно решать эвристические проблемы. К этому нужно готовить его сейчас; методики, которые использует менеджер, должны позволять воспринимать поток инноваций как естественную необходимость постоянного совершенствования управления.

 

 

21.Принципы государственного регулирования в области АУ.

1- обеспечение учета интересов всех участников осуществления

2-социально-экономическая направленность

3-сочетание мер гос.регулирования и рыночных механизмов

4-создание благоприятных условий для снижения негативных последствий в ходе структурных преобразований и для повышения уровня жизни населения

5-адресный характер мероприятий

6-система договорных отношений и конкурсная основа для ее участников

7-обоснованная централизация ресурсов в целях обеспечения развития производства и предотвращение разрушения НТП и интеллектуального потенциала

8-широкое использование аренды инвестиционных фондов

 

Особенности банкротства ИП

Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, может быть признан несостоятельным (банкротом). Дела о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) подведомственны арбитражному суду. При осуществлении процедуры признания банкротом индивидуального предпринимателя его кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, также вправе предъявить свои требования. Требования указанных кредиторов, не заявленные ими в таком порядке, сохраняют силу после завершения процедуры банкротства индивидуального предпринимателя.Требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества в порядке и в очередности, которые предусмотрены законом о несостоятельности (банкротстве).

(п. 3 в ред. Федерального закона от 03.01.2006 N 6-ФЗ) После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, и иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании предпринимателя банкротом. Сохраняют силу требования граждан, перед которыми лицо, объявленное банкротом, несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также иные требования личного характера. Основания и порядок признания судом индивидуального предпринимателя банкротом либо объявления им о своем банкротстве устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве).

 

ПОНЯТИЕ КРИЗИСА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ

«кризис» с греч. «приговор, решение по какой-либо сомнительной ситуации», «выход. Решение проблемы»

Кризис – крайнее обострение противоречий. Применимо и для макро- и для микроуровней развития экономики государства, региона, предприятия.

Понятие «кризис» теснейшим образом связано и с понятием «риск», которое в той или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения.

Кризис можно рассматривать с двух подходов: 1) «переломный момент» в последовательности событий и действий. Выход: ликвидация предприятия либо успешное преодоление; 2) незапланированный и нежелательный процесс, ктр может существенно помешать или сделать невозможным функционирование предпр-я.

Социально-экономическая система имеет две тенденции своего существования: функционирование и развитие.

Функционирование — это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики.

Развитие — это приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды.

Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны, отражают диалектическое единство основных тенденций социально-экономической системы. Эту связь можно видеть в ее характеристиках и показателях (рис. 1.1)

Причины кризиса делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.

Причины: 1) общеэкономические (конкуренция, отсутствие иностранных инвестиц-й, экспорт новых технологий, выпуск продукции иностранными фирмами); 2) георгаф-е (климат. Транспорт. Ресурсы; 3) уровень жизни (расходы на оплату труда, производительность труда).

Роль кризисов: а рез-те К возможны след последствия: обновление организации, ликвидация, оздоровление, усугубление ситуации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.210 (0.063 с.)