Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предметом политической регионалистики как особой политической науки является пространственное измерение политических явлений.
Этот предмет включает: • политические отношения между центром и регионами (вертикальное измерение политической регионалистики); • политические процессы (явления) в самих регионах (горизонтальное измерение политической регионалистики). При этом в рамках горизонтального измерения можно делать акцент как на различиях политических явлений от места к месту (принцип дифференциации), так и на локализованных комплексах политических явлений (принцип локализации). Современная отечественная наука в целом следует этой теоретической схеме. Приведем в качестве примера два известных ранее определения политической регионалистики. • В. Гельман и С. Рыженков определяют политическую регионалистику как "совокупность исследований как макрополитических институтов и процессов на региональном и местном уровнях (изучение элит, выборов и т.п.), так и специфических аспектов регионального и местного управления, связанных с процессами общенационального масштаба" [Гельман, Рыженков, 1998, с. 138]. • Н. Медведев дает следующее определение. "Политическая регионалистика — одно из направлений как политологии, так и регионалистики, изучающее проблемы региональной структуры государства и общества, регионального развития и межрегионального взаимодействия, при этом уделяющее особое внимание пространственным формам политических явлений, динамике политических процессов и институтов в регионах, характеру и расстановке политических сил, своеобразию процессов формирования региональных элит, проблемам взаимодействия центра и периферии, а также обратному воздействию региональной политической среды на государство и общество в целом" [Медведев, 2002, с. 7]. Политическая регионалистика и политическая география Разграничение политической регионалистики и политической географии не является и не может быть жестким. Оно связано с некоторыми, на самом деле, небольшими различиями в расстановке акцентов. Обе науки имеют междисциплинарный характер. Политическая география делает больший акцент на применении специальной методологии, разработанной в теоретической географии. Известный теоретик со- ¶ Введение Теоретические основы политической регионалистики
временной отечественной географии Б. Родоман говорил о том, что у географии "разобранный предмет" и "собирающий метод" [Родоман, 1990]. Обычно под географическими понимаются те методы, которые позволяют исследовать территориальную дифференциацию явлений, различия от места к месту, а также локализованные комплексы явлений, каждое из которых по отдельности изучается другими науками. Иными словами, политическая география основана на попытках теоретизации принципов дифференциации и локализации и пространственного измерения в целом (подробнее ее историю и содержание см.: [Колосов, Миро-ненко, 2001; Туровский, 1999]). В то же время недостаточное развитие теоретической географии ведет к тому, что политическая география иногда по-прежнему распознается по своей описательности, которое ей присуще "по определению" ("география"). На практике в самом простом виде политическая география обычно основана на изучении географических объектов (стран, местностей, населенных пунктов и пр.), она описывает их характеристики и различия. Для политической географии в большей степени свойственны пространственное моделирование и интерпретация взаимосвязи явлений в пространстве. В меньшей степени — анализ сути этих явлений, который остается прерогативой специализированных предметно-ориентированных наук. Согласно одному из западных учебников, политическая география "занимается исследованиями территориальной организации, пространственного распределения и распространения политических явлений, включая их воздействие на другие территориальные компоненты общества и культуры" [Fellmann et al., 1992, p. 412]. Типичные концепты, которыми оперирует политическая география, — это территориальная организация, распространение (от слова "пространство"), распределение в пространстве (на территории). Эти концепты имеют явно описательный характер, а исследование в данном случае обычно представляет собой географическое моделирование явлений и может быть представлено в виде карты, простой или синтетической. Политическая регионалистика как часть региональной науки и политической науки одновременно делает акцент на своем объекте, предполагая комплексное использование географических и политологических методов. Таким образом, политическая регионалистика представляет собой переходную зону политологии и региональной науки. Она отталкивается от политического явления и далее изучает его территориальную проекцию. Политическая регионалистика, как и политическая география, тоже приходит к изучению пространственного измерения политических явлений, но своим путем.
Отличие политической регионалистики состоит в том, что она ближе к политологии, чем к географии. Для политической регионалистики принципиально важен объект исследования, т.е. политика, а ее специализация в рамках политологии определяется необходимостью исследовать пространственное измерение по- ¶ Введение Теоретические основы политической регионалистики литики. При этом политическая регионалистика имеет полное право пользоваться и географическими методами, которые безусловно обогащают ее теоретический багаж. Это означает, что между политической географией и политической регио-налистикой не может быть определенной границы. Тенденции развития политической географии во второй половине XX в. и в XXI в. также свидетельствуют о стирании граней между политической географией и политической регионалисти-кой, поскольку географы все в большей степени занимаются исследованием социальных объектов. Кроме того, политическая география является научной дисциплиной с большим "стажем", и в ее рамках разработано немало теоретических схем, применимых в политической регионалистике — науке более молодой. Пространственные уровни региональных исследований Очерчивая предметную область политической регионалистики, необходимо определить и тот масштаб, в рамках которого она проводит свои исследования. Политическая география такого масштаба не имеет, поскольку в ее основе находится методология, позволяющая изучать явления любого масштаба — от глобальных до локальных. Региональная наука тоже может изучать пространственное измерение политических явлений любого масштаба. Однако в особом случае политической регионалистики необходимо определить не только предметное поле, но и пространственный уровень исследований. В сложившейся практике в качестве регионов в политической регионалистике рассматриваются части отдельно взятых государств, т.е. субнациональный уровень региональных исследований. Понятие "политическая регионалистика" семантически связано с понятием "политический регион". Под политическими регионами в соответствии с существующей практикой можно понимать и государство, и более крупные, наднациональные политические образования (например. Ближневосточный регион). Однако это чрезмерно расширит предметное поле политической регионалистики, вызовет полное стирание ее границ и с политической географией, и с региональной наукой. Кроме того, рассмотрение наднациональных политических образований влечет за собой пересечение предметных полей политической регионалистики и геополитики, что тоже было бы неверным, приводя к излишнему усложнению и без того запутанной терминологической ситуации.
Политическую регионалистику целесообразно признать такой частью региональной науки, которая выделяется как через объект (политика), так и через пространственный уровень (масштаб) исследований (политические регионы как части государства, субнациональные единицы). Именно на этом и только на этом пространственном уровне политическая регионалистика сближается вплоть до полного соприкосновения с политической географией. Одновременно по объекту ис- ¶ Введение Теоретические основы политической регионалиапики следований политическая регионалистика может рассматриваться как особое направление политической науки. Что касается более высоких (масштабных) пространственных уровней, то там существуют свои понятия, объединяющие региональные исследования в отрасли знания, которые мало пересекаются с политической регионалистикой. Одно из них — геополитика. В самом общем виде геополитика может быть определена как исследование географии отношений между центрами политической силы в мире. Ее важнейшая тема — влияние географического положения на национальные интересы и внешнюю политику государств. Другая распространенная тема — динамика географических особенностей расстановки сил в мире, т.е. изменения в иерархии центров силы, формирование конфликтных зон, стратегическая оценка и переоценка территорий разными странами, разработка различными государствами своих геостратегий. Таким образом, геополитика изучает глобальные политические процессы через призму географического метода, дает географическую проекцию международных отношений, накладывая их на географическую карту. Одни исследователи рассматривают геополитику как часть политической географии, исходя из того, что геополитика использует географическую методологию. Другие склонны считать геополитику политической наукой, а в некоторых случаях — даже областью некого особого и даже сакрального знания о глобальных политических процессах и мироустройстве. Кроме того, в политической географии выделяют географическое государст-воведение, которое занимается исследованиями отдельно взятых государств как целостных пространственных явлений. Обычно географическое государствоведение включает исследования государственной территории и ее эволюции, государственных границ и пограничных конфликтов. Но внутренняя региональная структура государства, столь важная для политической регионалистики, к этому направлению уже не относится. Географическое государствоведение считается весьма развитым направлением зарубежной политической географии. В представлении некоторых специалистов это направление воспринимается как "ядро" политической географии, особенно если не рассматривать геополитику как часть политической географии.
Отдельные аспекты международных отношений, тем не менее, изучаются в рамках политической регионалистики. Дело в том, что регионы могут повышать свой статус, превращаясь в отдельные государства или активно занимаясь внешней политикой. Либо государства понижают свой территориально-политический статус, входя в состав уже существующего государства или создавая вместе с другими государствами новое. В процессе глобализации многие регионы становятся игроками на международной арене, прежде всего, в тех государствах, где активно развиваются процессы децентрализации. Мир уже не поделен столь жестко на нацио- ¶ Введение Теоретические основы политической регионалистики нальные государства, как это было в XIX в. и на протяжении почти всего XX в. "Пробуждение" регионов тоже делает некоторые из них мировыми игроками. Региональные власти могут обладать определенными полномочиями в сфере внешней политики, внешнеэкономических связей, приграничного сотрудничества. Некоторые регионы стремятся получить независимость, стать международно-признанными государствами, реализовав свои сепаратистские планы или пройдя процесс деколонизации. Регионы оказываются предметом серьезнейших международных споров, территориальных претензий. Наконец, большую важность для политической регионалистики представляет процесс формирования новых государств в результате объединения уже существующих. Развитие федеративных отношений между государственными образованиями влечет за собой создание единого федеративного государства и превращение прежних субъектов международных отношений в регионы. По всем указанным причинам политическая регионалистика занимается исследованием международных отношений в той их части, которая имеет субнациональное измерение. Политическая регионалистика и другие направления региональных исследований В политической науке развито такое направление, как сравнительная политология. Оно в основном занимается сравнительными исследованиями политических явлений (особенно — политических систем) в различных странах мира. Это еще раз доказывает отсутствие необходимости использовать расширительное толкование политической регионалистики, поскольку на более высоких пространственных уровнях работает сравнительная политология. Точно так же тема межгосударственных отношений и союзов в достаточной степени развита в исследованиях международных отношений (а также в геополитике), и политическая регионалистика вряд ли привнесет в нее какое-то новое содержание.
Политическую регионалистику можно рассматривать как часть сравнительной политологии, отличие которой состоит в уровне сравнительных исследований (если сравнительная политология занимается кросснациональными исследованиями, то политическая регионалистика — кроссрегиональными). В этом есть своя логика, но политическая регионалистика, используя наработки сравнительной политологии, равно как и политической географии, в состоянии развиваться в качестве особого направления, что мы постараемся показать далее. Таким образом, целесообразно отделить политическую регионалистику от сравнительной политологии, установив, что политическая регионалистика в отличие от традиционной сравнительной политологии занимается исследованиями на уровне отдельно взятого государства как пространственного явления и, соответ- р in ¶ Введение Теоретические основы политической регионалистики ственно, его частей (которые и понимаются как регионы, в том числе политические регионы). Иногда можно встретить понятие "региональная политология". Под региональной политологией обычно понимаются региональные исследования, использующие принцип "прямого переноса" политологических методов на уровень отдельных регионов. В результате проводится "обычное" политическое исследование определенного региона. Соответственно, здесь не идет речь об использовании географических методов и изучении какого-либо пространственного измерения. В отличие от политической регионалистики, в региональной политологии нет почти ничего географического, за исключением того, что объектом исследования является отдельно взятый политический регион, и того, что хорошее исследование отдельно взятого региона все-таки имплицитно выявляет отличие его политической системы от общенациональной. Понятия " политическая регионология" и "регионоведение" являются продуктом современного словообразования в русскоязычном научном дискурсе. Регионология претендует на статус специализированной науки, что заложено в самом ее названии. Регионоведение семантически смыкается с давно известным краеведением, которое посвящено описанию и изучению тех или иных особенностей отдельных регионов4. Как правило, регионология и регионоведение сфокусированы на изучении отдельных регионов как комплексных явлений. Иными словами, они опираются на принцип локализации, мало применяя принцип дифференциации. Например, Ю. Гладкий и А. Чистобаев рассматривают регионоведение как субдисциплину географии. Регионоведение, судя по их определению, посвящено изучению специфики конкретных регионов: "область научного и образовательного знания, имеющая своей целью изучение специфики социально-экономического, политического, культурного, этноконфессионального, природного, экологического развития относительно целостных территориальных образований, именуемых регионами" [Гладкий, Чистобаев, 2000, с. 5]. Как справедливо отмечает В. Ковалев, "в силу в основном субъективных причин «регионология» все больше тяготеет к подробному изучению отдельных субъектов федерации, доходя порой даже до «политического краеведения»..." [Ковалев, 2001, с. 17]. Понятие "регионоведение" в силу особенностей названия воспринимается в скорее описательном ключе и сближается с привычными, хотя и не вполне корректными, представлениями о географии, как о науке описательной. Специализация регионоведения — это изучение регионов как ограниченных в пространстве 4 Обычно в краеведении речь идет о культурных особенностях и истории региона. Регионоведение предлагает более широкий охват явлений, сконцентрированных в региональном комплексе, включая экономику и политику. ¶ Введение Теоретические основы политической регионалистики комплексных и целостных образований, без специального акцента на политике, экономике или чем-то еще. В отличие от регионоведения политическая регионалистика делает акцент на политических явлениях, хотя и рассматривает их в неизбежной связи с другими явлениями, выступающими в роли внешних факторов, воздействующих на политику в рамках регионального комплекса. Что касается регионологии, то ее, несмотря на декларируемое "громкое" название, трудно выделить в качестве особой науки. По одним аспектам она смыкается с регионоведением (комплексное изучение отдельных регионов5), по другим — с политической регионалистикой. При этом регионалистика в силу особенностей современного отечественного дискурса имеет большие основания для того, чтобы претендовать на статус аналога региональной науки, известной из зарубежной литературы (с указанными выше оговорками). Прикладное значение политической регионалистики Прикладное значение политической регионалистики во многом связано с таким ее особым направлением, как региональный политический анализ. Политический анализ принято рассматривать как форму ситуационного научного исследования, при котором ситуация или событие рассматриваются как целостность [Соловьев, 2000, с. 435]. По определению А. Соловьева, политический анализ "описывает способы и процедуры исследования конкретных политических проблем" [Там же, с. 431]. Изучаемые проблемы "затрагивают различные области политического пространства и не имеют строго определенных, однотипных источников, связей и иных аналогичных параметров" [Там же, с. 432]. Процесс политического анализа, в соответствии с классической работой Дж.Б. Мангейма и Р.К. Рича, включает концептуализацию проблемы, моделирование проблемы, составление программы исследования, выбор методов исследования [Мангейм, Рич, 1999]. Региональный политический анализ позволяет комплексно исследовать политическую ситуацию, складывающуюся в определенном регионе, или сравнивать политические ситуации в различных регионах. Такой анализ широко востребован при политическом консультировании, если заказчик исследования является представителем данного региона или имеет в этом регионе свои интересы. Однако не только анализ конкретных региональных ситуаций имеет прикладное значение в политической регионалистике. Государственная политика, как и само государство, имеет пространственное измерение и может рассматриваться, например, с точки зрения эффективности. Знания политической регионалистики по- 5 Что соответствует переводу названия — наука о регионах. ¶ Введение Теоретические основы политической регионалистики зволяют осуществлять политическое консультирование и в сфере государственной политики, неотъемлемой частью которой является региональная политика. Литература Гельман В.Я., Рыженков СИ. Политическая регионалистика: от общественного интереса к отрасли знания // Социальная наука в России. М., 1998. Геттнер А. География. Ее история, сущность и методы. Л., М., 1930. Гладкий ЮН., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. СПб., 1998. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение. М., 2000. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М., 1966. Ковалев В.А. Политическая трансформация в регионе. Республика Коми в контексте российских преобразований. Сыктывкар, 2001. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М., 2001. Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 1999. Медведев Н.П. Политическая регионалистика: Учебник. М., 2002. Медведев Н.П. Политическая регионалистика: Учебное пособие. М., 2005. Родоман Б.Б. Уроки географии // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 36—47. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М., 2000. Туровский Р.Ф. Политическая география. М.—Смоленск, 1999. Fellmann J., Getis A., Getis J. Human Geography. Landscapes of Human Activities. Dubuque, 1992. Ratzel F. Politische Geographie. Munchen, 1897. Taylor P.J. Political Geography. World-Economy, Nation-State and Locality. L., 1989. Контрольные вопросы 1. Что такое региональные исследования? Как определить, является ли исследование региональным? 2. Как вы понимаете "пространственное измерение политического явления"? 3. Чем вызвано многообразие понятий, используемых для обозначения тех областей знания, которые изучают пространственные измерения различных явлений? 4. В чем сходства и различия региональной науки и географии? 5. Чем отличаются и чем похожи политическая регионалистика и политическая гео ¶ Введение Теоретические основы политической регионалистики 6. По каким основаниям политическую регионалистику можно отделить от других политических, региональных и географических наук? Что сближает ее с этими науками? 7. Что является объектом и предметом политической регионалистики? 8. Приведите известные вам определения политической регионалистики и раскройте основное содержание этого научного направления. 9. Что такое регионоведение и регионология? 10. В чем, на ваш взгляд, состоит прикладное значение политической регионалистики? ¶ 1 глава ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕГИОНАЛИСТИКИ 1.1 Региональная структура государства 1.1.1 Государство как территория Обязательным и неотъемлемым атрибутом каждого государства является территория. Это — ключевой тезис для политической регионалистики, поскольку изучение отношений между государством и его территорией следует считать ее важнейшей научной задачей. Большую известность имеет концепция территориальности, автором которой является Р. Сак. В его работах территориальность определяется как "попытка индивида или социальной группы контролировать или оказать влияние на людей, явления и взаимосвязи путем делимитации и контроля над географическим ареалом" [Sack, 1986, р. 19]. Территориальность в политике — это особая модель поведения тех или иных политических субъектов, целью которой является освоение пространства и контроль за этим пространством. Создание государства служит, таким образом, проявлением территориальности со стороны государствообразую-щих субъектов, которыми могут быть определенные социальные, этнические и иные группы, а также конкретные лидеры. По аналогии формирование политических регионов является результатом деятельности регионообразующих субъектов, к числу которых относится как государство в целом (точнее — политические субъекты общенационального уровня, позиции которых могут не совпадать), так и политические субъекты, имеющие локальную привязку. ¶ 1.1 Региональная структура государства Территория государства может изучаться по трем основным направлениям: • неоднородность (гетерогенность) территории — качественные различия между территориальными объектами; • иерархичность территории — отношения соподчиненности между территориальными объектами; • эволюция территории — меняющаяся во времени структура неоднородности и (или) иерархичности. Государство в политической регионалистике рассматривается как гетерогенная и многоуровневая (иерархически устроенная) территория. Другими словами, оно представляет собой трехмерное пространство, в котором на двумерной плоскости (на горизонтали) расположены различные объекты, а по вертикали выстроены их иерархические отношения. Существует и четвертое измерение — временное, связанное с эволюцией иерархической территориальной структуры. Исследуя государство как территорию, мы оперируем территориальными объектами и явлениями. Каждое политическое явление представляется нам в его территориальной проекции. Поэтому необходимо определить общие теоретические основы описания территориальных объектов и явлений. По мнению географов, "географическое пространство структурно как с точки зрения составляющих его компонентов (компонентная структура), так и в территориальном отношении (территориальная структура). Ему присущи такие качества, как системность, динамичность, размерность, кривизна, плотность, концентрация, поляризация, а также энтропийность (т.е. мера внутренней неупорядоченности)" [Гладкий, Чистобаев, 2000, с. 13]. Для изучения территориальной неоднородности следует использовать подходы, которые разработаны в теоретической географии. Базовыми концептами, применяемыми при исследовании объектов в пространстве, являются положение, направление и расстояние. Положение отражает статичную ситуацию, направление показывает ее динамику, а расстояние характеризует различия в положении двух и более объектов. С помощью расстояния географическое положение данного объекта рассматривается относительно других объектов (т.е. других положений) и путей (направлений). Крупнейший российский специалист в области теоретической географии Б. Родоман дает такое определение пространственного положения: "пространственное положение есть совокупность таких пространственных аспектов отношений объекта к другим объектам, которые существенны для рассматриваемого объекта" [Родоман, 1999, с. 77]. Важно отметить, что положение объекта — это не только и не столько его "абсолютное" положение в системе географических координат, сколько "относительное" положение, определяемое относительно других объектов. Крупнейший зарубежный географ В. Бунге предложил, например, говорить об ис- ¶ Глава 1 Теория и методология политической регионалистики тинных расстояниях, которые определяются через затраты при движении и не соответствуют простому километражу. Аналогично и направление в реальной жизни не является обязательно прямой линией. Б. Родоман известен как разработчик концепции позиционного принципа. В соответствии с этим принципом существенные свойства объектов зависят от их положения в пространстве. Данная зависимость отмечается в виде законов и правил. Законы утверждают зависимость существенных свойств вещей от их пространственного положения. Правила предлагают использовать эту зависимость в практических целях [Родоман, 1999, с. 76]. Позиционный принцип позволяет на более современном языке описывать зависимость политических особенностей тех или иных территорий от их географического положения. В соответствии с географической теорией, выдвинутой Б. Родоманом, следует говорить о глобальных и локальных территориальных оптимумах. По его мнению, существует сила, которая определяется как давление места, или позиционное давление. Эта сила возникает в том случае, если объект не находится в точке своего территориального оптимума [Там же], и принуждает объект к перемещению в пространстве, изменению пространственного положения и, соответственно, системы связей с другими территориальными объектами. Примером, близким к политической регионалистике, может быть перемещение столицы государства из одного города в другой. Однако следует заметить, что территориальный оптимум не всегда задан заранее и тоже относителен. В политике оптимальность размещения территориального объекта, обладающего политическими характеристиками, ставится под сомнение в том случае, если возникает вопрос о его переносе. Например, речь может идти о переносе столицы или иного административного центра. Тогда необходимо рассматривать давление места через факторы и стимулы возможного перемещения данного объекта. В зарубежной географии принято выделять атрибуты территориального объекта: • размер, т.е. величина объекта, его количественные характеристики, определяемые мерами протяженности, расстояния, площади; • масштаб, т.е. размер объекта, соотнесенный с определенным условным эталоном, в связи с чем можно проводить исследование объектов разного масштаба; • положение в пространстве, как абсолютное (в системе географических координат), так и относительное (относительно других объектов); • территория, т.е. ограниченная площадь, которую занимает объект, участок земной поверхности; • границы, которые отделяют территорию объекта от территорий других объектов; • иерархия, т.е. место объекта в системе отношений соподчиненности между объектами. ¶ 1.1 Региональная структура государства Наконец, любое явление, которое имеет территориальную проекцию, может рассматриваться с помощью следующих понятий: • плотность, т.е. мера присутствия явления на территории, обычно — отношение его количественных характеристик к площади территории; • дисперсия, т.е. мера рассеивания явления в пространстве и отклонения его местных характеристик от среднестатистических; • паттерн, т.е. территориальный рисунок явления, в том числе его возможные геометрические формы. Направление региональных исследований, связанное с иерархией территориальных объектов, предполагает изучение таких отношений между ними, которые ведут к соподчиненности. Выше говорилось о том, что иерархия рассматривается как один из атрибутов территориального объекта. В политической сфере достаточно очевидной является административная иерархия регионов или населенных пунктов. Наряду с формальной административной иерархией существует и неформальная иерархия, определяемая большими или меньшими ролями регионов в политической жизни страны. Поэтому нередко говорят о "вторых столицах" и пр. Изучение иерархии предполагает определение таксономии (от греч. taxis — расположение, строй, порядок и nomos — закон) в политическом пространстве и выделение таксонов различного уровня и масштаба1. Таксоны более высокого таксономического уровня (более высокой таксономической категории) делятся на таксоны более низкого уровня, те в свою очередь делятся на таксоны еще более низкого уровня и т.д.2 Государство — это таксономическая категория политического пространства, причем не самая высокая (методологическое уточнение: если государство — это пример таксономической категории, то конкретные государства — это отдельные таксоны). Мировое политическое пространство представляет собой единую иерархически выстроенную территориальную структуру, которая делится на политические образования с разным статусом и уровнем автономии. Государство является одним из примеров такого политического образования. Общая иерархия территориально-политических таксономических категорий и соответствующих им таксонов выглядит следующим образом. • Глобальный уровень (макроуровень), на котором существуют территори 1 Под таксонами принято понимать группы объектов, связанных общностью свойств и 2 Таксономия и таксономические категории активно используются в биологии и фи ¶2 Зак. 624 ¶ 33 ¶ Глава 1 Теория и методология политической регионалистики ки (объединения) государств. На этом уровне исследованиями занимается не политическая регионалистика, а геополитика. • Национальный уровень (мезоуровень). Здесь в центре внимания находится отдельное государство. Могут рассматриваться как геополитические аспекты отношений этого государства с внешним миром, так и основные внутригосударственные, региональные аспекты. Мы предлагаем называть соответствующее этому уровню научное направление географическим государствоведением. • Субнациональные и локальные уровни (микроуровни) представляют главный интерес для политической регионалистики. Их количество определяется размерами и уровнем неоднородности территории конкретного государства. Именно субнациональные политические структуры находятся в центре внимания политической регионалистики. Однако политическая регионалистика рассматривает и само государство как целостность, представляющую собой системное единство в региональном (субнациональном) многообразии. Важно отметить, что количество субнациональных уровней в различных государствах может быть разным. Ясно, что сложность внутреннего строения каждого государства зависит от его размеров, а также от степени неоднородности его территории. На практике для обозначения территориального уровня того или иного явления используются как понятие "региональный", так и понятие "местный" ("локальный"). Провести между ними жесткую границу нельзя, но при этом следует помнить об основных различиях. Понятие "местный" ("локальный") обычно используется применительно к территориям и сообществам, которые отличаются наименьшими размерами, наибольшей компактностью и плотностью внутренних коммуникаций. Обычно компактность этих территорий такова, что в их пределах можно легко перемещаться за короткое время. Как правило, местный уровень — это уровень населенных пунктов и их достаточно компактных агломераций. В границах локальных сообществ обычно протекает повседневная жизнь человека, с ними, как правило, связаны так называемые пространственно-временные призмы (понятие Т. Хегерстранда)3. Понятие "региональный" чаще используется применительно к территориям большего масштаба. Плотность внутренних коммуникаций здесь значительно ниже, чем в локальном сообществе. Регион формируется как в связи с целенаправленными действиями государства (в виде политико-административной единицы), так и за счет культурно-исторической и (или) социально-экономической близости ло- ' Согласно Т. Хегерстранду, каждый индивидуум существует в пределах собственной пространственно-временной призмы. Ее пространственная составляющая включает "дом-базу" (home-base) — место жительства, набор определенных маршрутов, которыми индивид постоянно пользуется (работа, магазины, развлечения). Временная составляющая — это промежутки времени, необходимые для преодоления расстояний. ¶ Региональная структура государства кальных сообществ. По отношению к региональному уровню местный (локальный) уровень является субрегиональным.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1023; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.095 с.) |