Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогическая система и педагогическая деятельность как предмет педагогикиСтр 1 из 22Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание пособия соответствует базовому курсу педагогических учебных заведений разного уровня образования: общие основы, воспитание, дидактика, школоведение. Многие темы и вопросы освещены по-новому в связи с тенденциями развития отечественной школы. Пособие предназначено прежде всего для студентов. В нем показаны способы освоения курса и подготовки к экзамену. Преподаватели вузов могут использовать пособие как один из источников разработки собственного курса и для проведения семинарских занятий со студентами. Учителя и другие пользователи могут рассматривать книгу как справочник по педагогике. ISBN 5—86825—040—0 © В.В. Воронов, 1997 © Российское педагогическое агентство, 1997 ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТУ В руках у вас не совсем обычный учебник по педагогике. Его главное отличие от других учебников — краткость. В представлении содержания автор исходит из принципа информационной обработки полнотекстовых материалов, сжимая их до размеров реферата. Это учебник-конспект, учебник-справочник, наконец учебник-шпаргалка. Во-первых, конспект, потому что в пособии сжато изложены основные теории, идеи, факты, изучаемые в обязательном для всех педагогических вузов курсе «Теория педагогики». Поэтому, если программа, по которой вам читают педагогику, совпадает с содержанием этого учебника (а это должно быть так), то вы пользуетесь им как конспектом того материала, который вы должны прослушать на лекциях и затем проработать.
Во-вторых, пособие может служить справочником по всему курсу. Чтобы получить справку, надо использовать оглавление, систематизированный и алфавитный указатель терминов. В последнем обозначены параграфы, где надо искать нужное вам понятие. В-третьих, пособие можно назвать в хорошем смысле шпаргалкой, если под ней понимать краткие записи, делаемые учащимся при освоении любого учебного материала. Задача такой шпаргалки — зафиксировать главное по каждому вопросу, что и сделано в книге. Автор не призывает брать с собой книгу на экзамен и рвать под столом нужную страницу. Работать с учебником надо иначе. Сначала следует ознакомиться по пособию с содержанием всего курса, это делается до подробного изучения материала по более «толстым», полнотекстовым учебникам и по научно-педагогической литературе, указанной преподавателем. Минимум литературы дан в конце этой книги. Такой предварительный просмотр имеет функцию ознакомления и ориентации. Это дает возможность определить график вашей самостоятельной работы в семестре. Затем рекомендуется использовать учебник при подготовке к семинарам и в самостоятельной работе. Надо обратить внимание на задания по усвоению и проверке в конце глав. Они большей частью не заставляют вас вспоминать и пересказывать прочитанное, что далеко не всем нравится. В каждом задании есть указание на то, где, в каком параграфе искать ответ. Поэтому, если сказано: выпишите, вставьте, заполните таблицу, выберите, то надо сделать не напрягаясь, заглядывая в указанный раздел. Таким образом вы закрепляете прочитанное в- сознании, оперируя с материалом, который перед вашими глазами: смотрите и делаете. При тщательном изучении тем курса, как было сказано, нельзя обойтись без проработки научной, методической, другой учебной литературы. Только при этом условии контрольно-повторительные операции будут эффективны, ваши знания — глубокими и осознанными. Наконец, учебник можно взять в руки с целью систематизации всего изученного перед экзаменом. Для этого студенту предлагается работа с систематизированным указателем терминов. Можно считать, что освоить научную дисциплину означает, в большой степени, узнать понятийно-терминологический аппарат науки: состав и содержание научных понятий,их связи между собой, их систему. Поэтому в учебнике везде даны определения и характеристики научных понятий, в которых, собственно, и содержится научное знание. Задача студента — формировать свой научный словарь в каждой области (расширять личностный тезаурус, как говорят ученые). Чтобы развивать в себе научное, понятийное мышление, быть по-настоящему компетентным в педагогике, следует оперировать понятиями, а не бытовыми представлениями. Итак, при подготовке к экзамену необходимо работать с терминологией в систематизированном указателе.
Понятия объединены в нем в группы по темам. Внутри каждой группы они даны в алфавитном порядке. Состав терминов группы указывает на главные понятия темы. При подготовке ответа на экзаменационный вопрос студенту следует самому построить систему связей понятий внутри темы по принципу: выше, ниже, рядом и отдельно стоящее понятие. При этом образуются подгруппы понятий, более мелкие гнезда терминов, некоторые из них не входят в основной список. Схема связей понятий может выглядеть примерно так. Такие наглядные схемы выполняют роль опорных сигналов: представляют материал в понятиях, раскрывающих какой-либо вопрос и логически организованных. Это стимулирует глубокое понимание, осознание информации, определяет логику ответа и снижает элементы механического заучивания, зубрежки. Думается, что такую схему-подсказку можно разрешить и на экзамене. Предложенный метод работы с понятиями описан ниже в данном пособии (см. 13.6.2). Подготовка к экзамену по данной методике будет состоять в составлении таких схем и проектировании ответов по ним. Таким образом, студент может продуктивно использовать пособие, работая с ним в разных режимах: от ориентировочного знакомства до сдачи экзамена. Желаем успехов. ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ Из Обращения к студенту коллеги могут узнать особенности представления информации в данном пособии. О его содержании и способах использования добавим следующее. При создании текста автор опирался на отечественный и частично западный фонд основных учебников по педагогике для студентов: под ред. Ю.К. Бабанского (1984, 1988), учебники Т.А. Ильиной (1984), И.Ф. Харламова (1990), Б.Т. Лихачева (1992), Ч. Куписевича (1986), В. Оконя (1990), Кроме того были использованы труды классиков мировой и отечественной педагогики и психологии (К.Д. Ушинского, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.). Аналитическому изложению подверглись также научные работы современных русских и зарубежных ученых и учителей (П.А. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.П. Беспалько, В.И. Журавлева, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, Н.Ф. Талызиной, К. Роджерса и др. См. библиографию). Изложение, однако, везде сопровождалось авторской оценкой. В некоторых случаях автор дает свое понимание теоретических вопросов на основе анализа литературы и современных социально-культурных и педагогических процессов. В частности, речь идет о личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию в современной российской школе. Следует отметить при этом, что научные выводы и взгляды автора на состояние и перспективы образования в Российской Федерации во многом оказывались созвучными идеям, отраженным в литературе. В изложении педагогических теорий автор стремился представить разные подходы по всем вопросам с минимальной оценкой, стимулируя обучающихся к анализу ведущих концепций. Конспект-пособие отличается не только характером представления информации, это прежде всего книга для обучения. Кроме текстов в нем имеется дидактический аппарат: задания на усвоение и проверку, алфавитный и систематизированный указатели педагогических терминов, список литературы, примерные вопросы к экзамену. Задания на усвоение тоже не совсем обычны: они несут в себе элементы программированного и проблемного обучения; часть заданий построена на методе опериро
вания научными понятиями, разработанном на кафедре педагогики МПУ под руководством акад. В.И. Журавлева (см. 13.6.2). Преподаватели имеют возможность использовать пособие для организации учебного процесса и самостоятельной работы студентов по усвоению курса. Дидактический аппарат предполагает определенную методику учебной работы студентов, которая соответствует целям обучения. В самом общем виде автором определены три уровня целей обучения. Первый уровень усвоения предполагает понимание и сознательное воспроизведение информации. Второй и третий уровни предполагают формирование умений анализа и оценки основных педагогических концепций; умений обобщать и оценивать научные данные и опыт учителя, школы; умений по проектированию собственных педагогических действий. Пособие предназначено преимущественно для достижения целей первого уровня. Для этого студенту необходимо чтение и проработка информации по заданиям после каждой группы текстов, обычно главы, а также усвоение материала с помощью методики внеконтекстных операций с понятиями. Указатели терминов могут быть использованы преподавателем при проведении зачета и в других обучающих процедурах по усмотрению. Преподавателю следует учесть, что формирование знаний с помощью пособия на более высоком уровне требует использования комплекса учебно-методических материалов и средств. К ним относятся лекционные и другие аудиторные занятия, учебная и научная литература, сборники педагогических ситуаций и задач, информационные системы типа банков и баз данных, аудиовизуальные средства. РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА 1.1. Воспитание и образование — предмет педагогики Термин педагогика имеет два значения; первое — это область научного знания, наука, второе — область практической деятельности, ремесло, искусство. Педагогом является учитель, ученый, работник управления, менеджер в образовании. Каждая наука имеет свой предмет — область действительности, которую она исследует. Педагогика изучает воспитание и образование. Воспитание имеет два значения. Воспитание — это социальное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. Оно осуществляется общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей, школой — всем социальным устройством. Воспитание в педагогическом смысле — это специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности. Образование и обучение являются частью процесса воспитания и тоже составляют предмет педагогики (об этом ниже). Термин формирование употребляется в значении «развитие» и в значении «воспитание». Уточняя предмет педагогики, надо помнить, что изучать значит объяснять, находить законы, по которым протекают процессы. Поэтому предметом педагогики являются закономерности конкретно-исторического процесса воспитания — устойчивые, объективные связи между явлениями, на основе которых строится теория и методика воспитания, педагогическая практика.
Состав педагогических наук Современное научное знание имеет тенденцию к дифференциации, к выделению областей изучения. Педагогика делится на ряд отраслей. История педагогики изучает развитие педагогических учений и практики от древних цивилизаций до современности. Педагогика средней школы, дошкольная педагогика, педагогика начальной, высшей, профессионально-технической школ, производственная, военная педагогика — эти отрасли выделяются по уровню и содержанию обучения. В теоретической педагогике имеется теория воспитания и теория обучения — дидактика. Кроме общей дидактики, есть частные дидактики, или предметные методики. Социальная педагогика изучает воспитание, осуществляемое в среде проживания, прежде всего тех, кто подвергается риску и нуждается в поддержке: детей алкоголиков, наркоманов, преступников, растущих в антисоциальном окружении. Имеется педагогика взрослых и андрогогика — о работе с пожилыми людьми. Дефектологическая педагогика занимается воспитанием слепых (тифлопедагогика), глухих (сурдопедагогика), умственно отсталых (олигофренопедагогика). Сравнительная педагогика занимается анализом образования в разных странах. Пенитенциарная педагогика изучает вопросы воспитания людей в местах заключения. Такова внутренняя система педагогических наук, развитие новых отраслей которой порождается развитием общества и науки. Задания на усвоение и проверку 1. Дайте определения понятий: педагогика, воспитание, педагогическая система, педагогическая деятельность, методология. 2. Дополните и охарактеризуйте функции науки: — объяснительная, —..., — прогностическая, —.... 3. Выберите правильный ответ на вопрос, что такое методология. А. Совокупность методов изучения педагогических процессов. Б. Законы и принципы материалистической диалектики, философии, психологии. В. Совокупность принципов и средств организации научно-педагогической и практической деятельности. Г. Совокупность педагогических теорий, законов развития и воспитания личности. 4. Дополните логическую схему терминов «Методы исследования». ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ Иерархия целей в педагогике Педагогические цели могут быть разного масштаба и составляют ступенчатую систему. Высшая ступень — государственные цели, общественный заказ, стандарт образования. Они разрабатываются специалистами, принимаются правительством, фиксируются в законах и других документах. Следующая ступень — цели отдельных образовательных систем и этапов образования. Например, цели обучения в средней школе и на его отдельных уровнях: начальная, основная, полная средняя школа. Более низкая ступень — цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста. Наконец цели отдельной темы, урока или внеурочного мероприятия. В педагогике принято различать также собственно педагогические задачи (СПЗ) и функциональные педагогические задачи (ФПЗ). СПЗ — это задачи на изменение ученика, перевод его из одного состояния в другое: был слабым читателем, не интересовался литературой — стал развитым подготовленным читателем художественной литературы. Эти цели описывают задаваемые качества личности. ФПЗ — задачи отдельного педагогического акта: например, организовать обсуждение новинок литературы в классе. ФПЗ относится к СПЗ как частное к общему, система ФПЗ ведет к решению СПЗ, формированию заданных свойств учеников. Задания на усвоение и проверку 1. Дайте определение понятий цель воспитания, целеполагание. См. текст 2.1. 2. Назовите ступени в иерархии целей воспитания. См. текст 2.2. 3. Определите в главных словах две позиции по целям школьного воспитания, традиционную и либеральную. См. текст 2.3. 4. Сформулируйте разницу в целях воспитания в России до 90-х годов и сейчас, обсудите вопрос-с коллегами, выработайте свою позицию. См. текст 2.4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Задания на усвоение и проверку 1. Дайте определения понятий развитие и воспитание личности. 2 Сформулируйте, каковы отношения между этими процессами. См. текст 4.2. 3. Назовите факторы развития личности. 4. Сформулируйте три взгляда на их роль в развитии: биологизаторский, социологизаторский, научно-материалистический. См. текст 4.2. РАЗДЕЛ ВТОРОЙ ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ В разделе излагаются основы теории воспитания, которая является частью педагогики и изучает закономерности, содержание, методы, средства, условия воспитательной работы. Принципы воспитания Как было сказано, принципы воспитания — это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и про- ведению воспитательной работы. В них отражается представление о сущности воспитания, поскольку принципы формулируются на основе закономерностей педагогических процессов (см. текст 3.4). Современная отечественная наука дает систему принципов воспитания и обучения, которая составляет некоторое единство, отражает существенные особенности учебно-воспитательного процесса и служит руководством к практике. Ряд ученых рассматривают единую систему принципов воспитания и обучения. Другие дают их отдельно. При всей близости процессов обучения и воспитания, следует отделить принципы от каждого из этих процессов, стремясь осмыслить специфику их, не забывая о некоторой условности разделения. Обзор литературы позволяет выделить следующие принципы воспитания, характеризующие современное научное представление о теории и практике этого процесса. 1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Это означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям. Это находит выражение и в том, что воспитание имеет целевую направленность. Принцип требует определения целей воспитания с учетом государственных и личностных требований. Следует помнить, что в современной России целью воспитания является помощь личности во всестороннем развитии, профессиональном и жизненном самоопределении (текст 2.4). Кроме того, принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания, чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде, что должно обеспечиваться разными путями: разработкой содержания, подбором методов, форм и средств воспитания. 2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса. 3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции. В советский период педагогика выделяла принцип воспитания в труде. Труд как деятельность является действительно важным средством воспитания. Требование воспитывать в труде реализуется, если принцип руководства самостоятельной деятельностью детей понимать широко, в том числе как организацию различных видов труда школьников, который является обязательным компонентом образования в педагогических системах большинства стран (см. текст 7.4). 4. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Он регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов. 5. Принцип опоры на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительные результаты воспитания, в стремление ученика быть лучше, поддерживать, развивать это стремление. Для этого имеется система методов, средств воспитания, личностные качества учителя, его профессиональные умения. 6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Один из классических принципов советской педагогики, он предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и деятельность (см. текст 8.1). Однако его следует понимать шире, как воспитание в группе, через общение, что требует знания учителем социальной психологии и умений формировать межличностные отношения. 7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Учителя должны знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия школьников, изучать их доступными способами и в соответствии с ними выбирать определенные средства и методы работы с конкретными воспитанниками. 8. Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности. Поскольку воспитание происходит под влиянием многих факторов, среди которых наиболее значительные — семья школьника и социальные институты, школа, педагогический коллектив должны обеспечить единые и согласованные действия всех участников воспитательного процесса. Педагогическая наука утверждает, что все принципы воспитания тесно связаны между собой, отражают целостное представление о том, каким должно быть воспитание и как его нужно организовывать. В этом заключается научное значение принципов и их роль в практике. Задания на усвоение и проверку 1. Раскройте сущность процесса воспитания через описание следующих понятий: интерироризация, организация развивающей деятельности, взаимодействие воспитателя и учеников, факторы воспитания. 2. Вставьте недостающее. Цикл педагогической деятельности: диагностика воспитанности...... воспитательного процесса организация...
См.текст 5.1 3. Охарактеризуйте воспитание через описание его принципов: связи школы с жизнью, целостности, педагогического руководства и самостоятельности учеников, уважения и требовательности к ребенку, опоры на положительное, воспитание в группе и пр. 4. Продолжите фразы. Результативный критерий оценки воспитания состоит в том... Процессуальный критерий оценки воспитания означает... 5. Назовите основные характеристики современной российской концепции воспитания по цели, содержанию, методам и формам. В чем ее отличие от коммунистического воспитания в недавнем прошлом русской школы? 6. Охарактеризуйте зарубежные подходы к воспитанию. Основные понятия и классификация методов Методы воспитания — это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. И.Ф.Харламов уточняет: методы воспитания — совокупность способов и приемов веспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования. Средства воспитания — это относительно независимые источники формирования личности. К ним относят виды деятельности (труд, игра), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания). Некоторые считают, что средства — более широкое понятие, включающее в себя методы, формы и собственно средства. Выделяются иногда приемы воспитания как часть метода, подчиненная ему и входящая в его структуру: например, создание эмоционального настроя с помощью музыки при проведении беседы с учениками; переход на «вы» с учеником, когда ему делают замечание. Вечер, поход, литературный спектакль, интеллектуальная игра, беседа на этическую и другую тему, конференция учеников и т.д. — это формы воспитательной работы. Однако можно заметить, что они названы среди методов и средств. Это говорит о том, что в науке нечетко разделяются методы, средства и формы воспитания. Тем не менее методы — одна из основных категорий воспитания, знание сущности методов воспитания повышает эффективность их использования. Познанию методов способствует их классификация (деление предметов на группы по какому-либо признаку). В педагогике нет строго научной классификации методов. Эмпирически выделены и наиболее изучены пять методов: убеждение, упражнение, пример, поощрение, наказание. В основу одной из последних классификаций положена концепция деятельности, согласно которой выделены три группы методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Ю.К. Бабанский). 1 гр. Методы формиро- вания сознания личности (взглядов, оценок). 2 гр. Методы организации деятельности, опыта поведения. 3 гр. Методы стимулирования деятельности и поведения.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 1021; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.31 (0.104 с.) |