Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Биологические принципы спортивной тренировки.⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
Теорией спорта и спортивной биохимией изучены и сформулированы основные закономерности развития адаптации к воздействию физических нагрузок в процессе тренировки. Для практики спорта эти закономерности формулируют как биологические принципы спортивной тренировки. Наибольшее значение имеют следующие шесть принципов: · принцип сверхотягощения, · принцип специфичности, · принцип обратимости действия, · принцип положительного взаимодействия, · принцип последовательной адаптации, · принцип цикличности. Повышенная интенсивность функционирования (гиперфункция) ведущих систем или органов при нагрузке создает стимул для усиления синтеза нуклеиновых кислот и белков, образующих эти органы и системы, и приводит к развитию необходимых структурных и функциональных перестроек в организме. Величина физических нагрузок, вызывающих адаптацию, не остается постоянной, она заметно увеличивается в процессе тренировки. Поэтому для того, чтобы обеспечить нужный стимул для непрерывного улучшения работоспособности, величина применяемой нагрузки должна постепенно повышаться вместе с ростом тренированности спортсмена. 1. Принцип сверхотягощения и зависимость «Доза-эффект». Принцип сверхотягощения отражает следующую закономерность биологической адаптации: выраженные адаптационные изменения в организме могут быть достигнуты только тогда, когда применяемые в процессе тренировки физические нагрузки в достаточной мере отягощают тренируемую функцию и тем самым стимулируют ее развитие. = Выраженный прирост тренировочного эффекта обеспечивается только прогрессирующими (возрастающими) нагрузками. Прирост тренировочного эффекта сверхотягощения отражается зависимостью «доза – эффект». Развитие тренируемой функции стимулируется не любыми физическими нагрузками. Небольшие по величине – неэффективны – не достаточны для того, чтобы вызвать адаптационные изменения в организме. Выраженный прирост тренируемой функции достигается при воздействии нагрузки, превышающей некоторое пороговое значение, сверх значения, к которому уже выработана адаптация. Такая зависимость объясняется различной реакцией систем организма на конкретный вид воздействия: пропорционально силе действия отвечают системы, обеспечивающие внутриклеточный энергетический обмен и вегетативную поддержку функций, а гормональная, симпатико-адреналовая и гипофизарно-андренокортикальная системы дают неспецифический ответ. Этот неспецифический ответ называют синдром стресса, поскольку он является реакцией на сильный раздражитель (стрессор, стресс-фактор), превышающий определенный пороговый уровень. В процессе тренировки в роли стрессора могут выступать не только физические нагрузки, но и другие внешние факторы: биоклиматические, фармакологические, психогенные, социальные и т. п.
Физическая нагрузка, возрастающая до стрессового уровня, обеспечивает активную адаптационную реакцию организма, приводящую к приросту тренируемой функции. Диапазон, в котором возрастание физической нагрузки сопровождается пропорциональным увеличением тренируемой функции, называют диапазон эффективных нагрузок, так как здесь тренировочный эффект предсказуем. Разумеется, линейная зависимость – непрерывный прирост тренируемой функции при увеличении объема выполняемых нагрузок, не беспредельна. В отношении конкретной функции или органа, и, разумеется, организма, существует индивидуальный предел адаптации. Темп прироста тренируемой функции постепенно замедляется по мере приближения к предельной величине нагрузки и при ее достижении становится нулевым. Запредельная нагрузка (превышающая предельный уровень) вызывает парадоксальную или обратную реакцию. Это явление называют срыв адаптации (или перетренированность). На практике предельные нагрузки все же применяют: на соревнованиях, в контрольных и специальных тренировках, но их частое использование приводит к истощению организма в целом и, особенно, систем, ответственных за адаптацию. В наибольшей степени индивидуальная переносимость предельных нагрузок определяется адаптационным резервом симпатико-адреналовой и гипофизарно-адренокортикальной систем. График зависимости «доза – эффект» представлен кривой, рис.10, которую условно разделяют на части. Рис. 10. Зависимость «Доза-эффект».
За интервалом неэффективных нагрузок, следует начальная стадия развития адаптации – кривая экспоненты близка к прямой линии. На этом интервале тренировок пределы адаптации еще не достигнуты – можно увеличивать нагрузки и объем выполняемой работы – это диапазон эффективных нагрузок. Когда величина тренировочной нагрузки приближается к предельной, зависимость «доза – эффект» переходит в экспоненту с «насыщением». В этом этапе возрастает риск перенапряжения и срыва адаптации. В диапазоне предельных нагрузок зависимости «доза – эффект» на «пике» параболической кривой прирост тренируемой функции прекращается. Если нагрузка продолжает возрастать до запредельной, наблюдается экспоненциальное понижение тренировочного эффекта. Предотвратить снижение темпа развития адаптации (не насовсем, а только «поднять потолок») можно, например, путем изменения величины и характера тренировочной нагрузки или путем использования в тренировке дополнительных факторов, стимулирующих адаптационные сдвиги в организме. В пример приводят тренировку бегунов на короткие дистанции. Применение специальных пищевых препаратов, стимулирующим образом влияющих на анаболические процессы в работающих мышцах, существенно повышает тренировочный эффект и позволяет показать более высокие результаты при меньших объемах тренировочной работы. 2. Принцип специфичности. Согласно принципу специфичности под воздействием тренировок наиболее выраженные адаптационные изменения происходят в тех органах, тканях, функциональных системах, на которые действует основная физическая нагрузка. = Тренируемая система специфично адаптируется (– гипертрофируется). В зависимости от вида и величины нагрузки в организме формируется доминирующая система, она наиболее нагружаемая, и, соответственно, обеспечиваемая в процессе пластического и энергетического обмена. Чрезмерная по своей напряженности тренировка в определенный момент времени может вызвать истощение функциональных резервов доминирующей системы и ослабить функционирование других систем – перетренировку. Чтобы избежать этого состояния необходимо проводить регулярное смещение нагрузки доминанты и «подтягивание» до необходимого уровня тренированности не доминантных систем обеспечения данного вида спорта. Специфичность адаптационных изменений в организме, вызванных тренировками, проявляется как в срочном, так и кумулятивном тренировочном эффекте. Биохимические изменения в организме на микро и макро уровнях также отражают специфичность адаптации. Под воздействием применяемых средств и методов тренировки конкретного (специфичного) вида спорта главным образом развиваются те функциональные свойства и качества организма, которые необходимы для достижения в нем наилучших результатов. Например, спринтеры имеют большую емкость алактатной анаэробной системы (АТФ+КрФ) и высокую гликолитическую анаэробную способность (это способность противостоять накоплению максимальных количеств молочной кислоты). В то же время бегуны на длинные дистанции – стайеры обладают высокими показателями аэробной мощности и аэробной эффективности и при умеренной нагрузке меньше вырабатывают молочной кислоты (чем спринтеры).
(3) Обратимость действия адаптации. Из принципа обратимости действия следует, что адаптационные изменения в организме, вызванные тренировкой, исчезают со временем. = Без тренировок адаптационные изменения обращаются в ноль. После прекращения действия нагрузки или при перерыве в тренировке положительные структурные и функциональные сдвиги в доминирующей системе постепенно уменьшаются, пока вовсе не исчезнут. Наиболее наглядно этот принцип проявляется в отставленном тренировочном эффекте, наблюдаемом после окончания действия физической нагрузки. Например, вызванные ею изменения в сфере энергетического обмена быстро возвращаются к исходному уровню и в определенный момент превышают его (фаза суперкомпенсации). По завершении фазы суперкомпенсации показатели энергетическою обмена, испытывая периодические колебания, постепенно приходят к норме. На основе этой закономерности восстановительных процессов было показано, что для развития адаптации в процессе тренировки повторные нагрузки должны задаваться в фазе суперкомпенсации. Принцип обратимости действия полностью приложим и к случаю кумулятивных тренировочных эффектов. Высокая работоспособность, достигнутая в течение длительного периода тренировки, снижается после ее прекращения или уменьшения ее напряженности. (4) Положительное взаимодействие тренировочных эффектов. В принципе положительного взаимодействия отражено то обстоятельство, что кумулятивный эффект, возникающий после многократного повторения нагрузки, не является простым сложением некоторого числа срочных и отставленных тренировочных эффектов. Каждая последующая нагрузка оказывает определенное действие на адаптационный эффект предшествующей нагрузки и может видоизменять его. Если результат такого суммирования тренировочных эффектов от последовательно выполняемых нагрузок приводит к усилению адаптационных изменений в организме, то имеет место положительное взаимодействие; если каждая последующая нагрузка уменьшает эффект от предшествующей, взаимодействие считается отрицательным; если последующая нагрузки не сказывается заметным образом па тренировочном эффекте от предшествующей нагрузки, имеет место нейтральное взаимодействие. Эффективная адаптация в течение длительного периода тренировки может быть достигнута только при положительном взаимодействии между отдельными нагрузками. На тренировочный эффект физических нагрузок могут оказывать влияние и другие неспецифические факторы тренировки: питание, применение физиотерапевтических и фармакологических методов, биоклиматические факторы и т. п. Применение дополнительных факторов с целью усиления адаптации к физическим нагрузкам может быть успешным лишь в том случае, если специфические эффекты этих факторов будут положительно взаимодействовать с тренировочными эффектами нагрузок.
(5) Последовательность адаптационных изменений. Принцип последовательной адаптации вытекает из хорошо изученных фактов гетерохронизма (разновременности) биохимических изменений в организме, возникающих при тренировке. Так, при срочном тренировочном эффекте после однократного действия физической нагрузки адаптационные изменения в сфере энергетического обмена обнаруживаются прежде всего со стороны алактатной анаэробной системы, затем – анаэробного гликолиза, а наиболее замедленная реакция отмечается со стороны процессов митохоидриального дыхания и окислительного фосфорилирования. В период восстановления после окончания действия физической нагрузки быстро достигается суперкомпенсация содержания КрФ в мышцах, затем гликогена и, наконец, липидов и белков, образующих субклеточные структуры. В процессе долговременной адаптации первыми изменяются показатели мощности энергетических процессов, затем энергетической емкости и лишь на заключительной стадии адаптации — показатели энергетической эффективности. (6) Цикличность развития адаптации. Периодизация тренировки. Принцип цикличности утверждает, что адаптационные изменения в организме при тренировке носят фазный характер и эти колебания в скорости развития адаптации со стороны ведущих функций имеют различную амплитуду и длину волны. Чтобы создать необходимый стимул для развития адаптации, тренировочные эффекты нескольких нагрузок (или тренировочных занятий) должны быть суммированы по определенным правилам и представлять некоторый завершенный цикл воздействий на ведущие функции. Для полной адаптации к такому циклу тренировочных воздействий его следует повторять многократно в течение некоторого периода тренировки, в котором решается определенная задача подготовки спортсмена. Из таких циклов тренировки, которые последовательно сменяют друг друга от этапа к этапу в соответствии с закономерным развитием адаптации, в отдельных функциях складываются более крупные циклы, разделяющие моменты участия спортсменов в наиболее ответственных соревнованиях сезона. И это тоже еще не все. По теме лекции № 7 на лабораторных, практических занятиях студенты подробно и с примерами на конкретных видах спорта изучают: 1. Принципы специфичности, обратимости, положительного взаимодействия тренировочных эффектов. 2. Закономерности последовательности и цикличности адаптационных изменений. 3. Приемы и методы потенцирования, периодизации и оптимизации тренировочного процесса.
Список рекомендуемой учебной литературы: 1. Михайлов С. С. Спортивная биохимия. Учебник для вузов и колледжей физич. культ. – М: Изд.-во Советский спорт, 2004, 220 с. 2. Биохимия мышечной деятельности: учебник для ИФК / Н. И. Волков [и др.]. – Киев: Олимпийская литература, 2000. – 502 с. 3. Биохимия: Учеб. Для ин-тов физ. культ. /Под ред. В. В. Меньшикова, Н. И. Волкова. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 384 с., ил. 4. Матвеев Л. П.Основы спортивной тренировки: Учебн. пос. для ИФКов. - М.: ФиС, 1977. 5. Биохимия: учебник для ИФК / под ред. Н.Н.Яковлева. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – С. 231-243. Список статей для изучения по темам лекций: 1. Желязков Ц. О. О сущности спортивной формы.// Теория и практика физической культуры, 1997, № 7. 2. Солодков А. С.Адаптация в спорте: теоретические и прикладные аспекты. М. «Теор. и практ. физ. культ.» 1990. - №5. - С.3-5. 3. В. Попцов. Некоторые аспекты спортивной физиологии применительно к видам спорта на выносливость. Журнал ''Лыжные гонки'' (№ 1 (7) 1998. 4. Сергеев Ю.П. О некоторых теоретических разработках и опыте внедрения в спортивную практику достижений биологической науки //Научн.-спорт. вестн., 1980, № 5, с. 14-19. 5. Матвеев Л.П. К теории построения спортивной тренировки //Теор. и практ. физ. культ., 1991, № 12, с. 11-12. 6. Верхошанский Ю. В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки //Теор. и практ. физ. культ., 1993, № 8, с. 21-28. 7. Матвеев Л.П. Заметки по поводу некоторых новаций во взглядах на теорию спортивной тренировки //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 12, с. 49-52. 8. Матвеев Л.П.,Меерсон Ф.З.Принципы теории тренировки и современные положения теории адаптации к физическим нагрузкам//Очерки по теории физической культуры. - М.:ФиС, 1984, с. 224-240. 9. Меерсон Ф.З.,Пшенникова М.Г.Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. - М.: Медицина, 1988. Рекомендуется также воспользоваться «Интернет»ом и прочитать статьи, напечатанные в журнале «Теория и практика физической культуры» и в его электронной версии на сайте http://www.infosport.ru/press/tpfk/ 1. С. Е. Павлов. Основы теории адаптации и спортивная тренировка. М. «Теор. и практ. физ. культ.» 1999, № 1, c. 12-17. http://www.infosport.ru/press/tpfk/1999N1/p12-17.htm 2. Л. П. Матвеев. К дискуссии о теории спортивной тренировки. М. «Теор. и практ. физ. культ.» 1998, № 7, c. 55-61. http://lib.sportedu.ru/Press/tpfk/1998n7/p55-61 3. Л. П. Матвеев. Категории «развитие», «адаптация» и «воспитание» в теории физической культуры и спорта. М. «Теор. и практ. физ. культ.» 1999, № 1, c. 2-11. http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/1999№1/p2-11.htm 4. С. Е. Павлов М.В. Павлова Т.Н. Кузнецова. Восстановление в спорте. Теоретические и практические аспекты. М. «Теор. и практ. физ. культ.» 2000, № 1, c. 23-26. http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2000n1/p23-26.htm
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.44.121 (0.024 с.) |