Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сформулируйте понятие «функции государственного управления». Охарактеризуйте общие функции государственного управления. Перечислите специальные функции государственного управления.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Функции государственного управления представляют собой основные направления деятельности государственных органов по обеспечению выполнения задач государственного управления. Функции государственного управления правомерно разделить на два вида: общие и специальные. Общими являются те, которые имеют универсальный характер, присущи в той или иной мере всем видам управления. К ним относят: 1) прогнозирование; 2) планирование; 3) организацию; 4) регулирование; 5) руководство; 6) координацию; 7) контроль; 8) учет. Прогнозирование — это предвидение возможного развития, достижения определенных результатов, предсказание событий или процессов. Оно возможно на базе глубоких научных исследований. Функция прогнозирования закреплена в Законе Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» и некоторых положениях о республиканских органах государственного управления (см., например, п. 25 Положения о Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь). Прогнозирование тесно связано с планированием. Прогнозы получают официальное выражение в планах. Планирование — «это определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (экономических, социальных, оборонных и иных)»3. Оно выражается, как правило, в форме нормативных актов. Планирование можно разделить на несколько видов: в области хозяйственного, социального и иного развития, а также в области организации управленческой деятельности. Последнее зависит от иных видов планирования и способствует воплощению их в жизнь. Такие планы имеются во всех органах государственного управления. Иные виды планов принимаются различными государственными органами и на различные сроки. Например, 28 ноября 2001 г. Совет Министров Республики Беларусь утвердил мероприятия по реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2002 гг., а также основные целевые показатели прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2002 г. Организация как функция государственного управления означает образование, упразднение и реорганизацию органов, учреждений, предприятий, определение их компетенции, внутренней структуры, подбор и расстановку кадров. Иначе говоря, эта функция предназначена для основания, учреждения, упорядочения определенных управленческих структур, формирования и развития коллектива подразделений, управляемой (управляющей) системы. Ею обладают многие органы управления, все те, которые имеют нижестоящие организации, подчиненные объекты. Эта функция закрепляется в актах, которыми регулируются вопросы правового статуса, компетенции государственного органа (должностного лица), например, в Конституции Республики Беларусь (ст.ст. 84, 107), Законе Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» (ст.ст. 4, 13, 14), Законе Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (ст. 9, 11). Регулирование — это действие, вид управленческой деятельности, заключающийся в установлении, изменении или прекращении тех или иных управленческих отношений. Оно направлено на упорядочение отношений между участниками, создание определенного режима управленческой деятельности в заданном порядке. Регулирование связано с изданием правовых актов, содержащих правила поведения субъектов в сфере государственного управления, т.е. с правотворчеством. Такой функцией обладают те органы и должностные лица, которые вправе заниматься нормотворчеством в сфере управления. К ним относятся, в первую очередь, Президент Республики Беларусь (ст. 85 Конституции Республики Беларусь), Совет Министров Республики Беларусь (ст.ст. 4, 14, 15 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах»), республиканские органы государственного управления (ст.ст. 12, 13 Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь»), органы местного управления и самоуправления и др. Руководство как функция управления состоит в воздействии управляющего на содержание деятельности управляемых путем нацеливания, указания основных ее направлений, определения текущих задач. Названную функцию осуществляют все органы государственного управления и должностные лица. Некоторые органы государственного управления могут осуществлять особый вид руководства — методическое руководство. Оно отличается от обычного руководства тем, что в нем не может присутствовать властность субъектов управления, а лишь советы, рекомендации и иные виды помощи. Например, Министерство образования Республики Беларусь призвано осуществлять учебно-методическое руководство и координацию деятельности всех учебных заведений и иных организаций по вопросам своей компетенции. Координация — это деятельность субъектов управления по согласованию действий органов, предприятий, организаций, направленных на выполнение какой-то единой задачи. Координация осуществляется как в отношении подчиненных организаций, так и не находящихся в подчинении. Например, Местные исполнительные и распорядительные органы могут кооперировать с согласия собственников средства предприятий, организаций, учреждений и объединений (см. ч. 8 ст. 9 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»). Координация возможна и по вертикали — так называемая «субординационная координация». Например, Министерство образования Республики Беларусь координирует деятельность подчиненных ему управлений образования областных и Минского городского исполнительных комитетов (см. п. 3.4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь). Функция координации присуща многим республиканским органам государственного управления, а также может проводиться и специально созданными органами. Вероятно, такую координацию следует рассматривать в качестве отдельного вида. Например, Кабинет Министров Республики Беларусь от 4 сентября 1996 г. образовал Координационный совет по вопросам национальных меньшинств при Кабинете Министров. Контроль заключается в получении сведений (достоверных данных) о фактическом положении дел в управляемых объектах, о качестве и состоянии деятельности, выявлении отклонений и просчетов в работе по сравнению с предусмотренными (заданными) параметрами, намеченными целями. Контроль представляет собой право различных органов, уполномоченных лиц осуществлять проверки, знакомиться с положением дел в подконтрольных объектах, направлять их деятельность в необходимое русло, устранять упущения и, возможно, вносить соответствующие поправки, исправления в ранее принятые решения. По результатам контроля обычно принимаются определенные решения органами, проводившими его, или иными на то уполномоченными органами. В этой связи могут осуществляться функции регулирования, руководства, организации. Контроль осуществляется в различных формах и в ряде случаев специально уполномоченными органами (лицами). Таким органом является, например, Комитет государственного контроля. Он, по существу, универсальный орган в области контроля. Сфера контроля иных органов (исключая Совет Министров Республики Беларусь) ограничена отраслью, сферой или специальными вопросами. Так, Высшая аттестационная комиссия, осуществляет контроль за деятельностью аспирантур, адъюнктур, докторантур и органов по присуждению ученых степеней и присвоению ученых званий, созданных при (в) организациях независимо от подчиненности и форм собственности. Учет — это фиксация путем подсчета наличия в количественной форме промежуточных и итоговых данных о существовании, качестве, расходе и движении ресурсов (людских, материальных и денежных), о ходе и результатах выполнения планов и других управленческих решений, о наличии и движении документов. Учет помогает принимать правильные решения и в целом осуществлять государственное управление. В Республике Беларусь существует Министерство статистики и анализа, которое призвано осуществлять сбор, обработку и анализ статистической информации о процессах, происходящих в экономической, социальной жизни Республики Беларусь (см. Положение о Министерстве статистики и анализа1). Каждый орган обеспечивается соответствующими данными учета и обязан вести в пределах своей деятельности такой учет. Общие функции государственного управления выполняют все органы исполнительной власти, проявляя своеобразие при их конкретном воплощении. Особенности тех или иных органов государственного управления, их системы, отрасли, сферы требуют наличия и специальных функций. Последние формируются на основе общих функций и способствуют их развитию. Например, Министерство культуры Республики Беларусь реализует государственную политику в области культуры, искусства, кинематографии, охраны историко-культурных ценностей, обеспечении сохранения национального культурного наследия, содействует развитию культур национальных меньшинств Беларуси и др. (см. Положение о Министерстве культуры Республики Беларусь), Министерство информации Республики Беларусь осуществляет государственное регулирование в области распространения информации, реализует государственную политику в сфере массовой информации, книгоиздания, полиграфии и книгораспространения (см. ст. 3 Положения о Министерстве информации Республики Беларусь2), а Государственный таможенный комитет Республики Беларусь занимается непосредственно вопросами таможенного дела в Республике Беларусь (см. ст. 7 Таможенного кодекса Республики Беларусь3). Общие функции не закрепляются в одном каком-то нормативно-правовом акте. Они, как и специальные функции, отображают отличительные признаки каждого органа или системы, отрасли. В первую очередь по специфике функций обособляются органы, отрасли и т.д.
Сформулируйте понятие «форм государственного управления». Раскройте классификацию правовых форм управленческой деятельности: по содержанию (характеру действий), по содержанию и свойствам правовых норм.
Форма государственного управления – это внешнее организационно-правовое, практическое выражение управленческой деятельности (т.е. функций) в конкретных действиях, совершаемых органом государственного управления (должностным лицом). Выбор административно-правовой формы зависит от: -особенностей объекта управляющего воздействия (влияние форм собственности) -характера компетенции данного органа (должностного лица) -конкретной цели совершаемых управленческих действий -характера решаемых в процессе управленческой деятельности вопросов Правотворческая деятельность – заключается в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении, отмене КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ ФОРМ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1) ПО СОДЕРЖАНИЮ (ХАРАКТЕРУ ДЕЙСТВИЙ): # Правотворческая деятельность – заключается в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении, отмене. # Правоприменительная деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих управление, заключается в действиях субъектов управления по подведению конкретного имеющего юридическое значение факта под соответствующую норму права. Правоприменительная деятельность включает в себя: - выбор или отыскание соответствующей нормы права, которую следует применить в данной ситуации - установление фактических обстоятельств дела - принятие по делу решения (индивидуального акта) - уяснение смысла и содержания правовой нормы, т.е. толкование - исполнение акта применения нормы.
2) ПО СОДЕРЖАНИЮ И СВОЙСТВАМ ПРАВОВЫХ НОРМ: # Регулятивная форма характерна для разрешения конкретного управленческого дела (например, правонарушения) # Правоохранительная форма управленческой деятельности направлен
а на охрану урегулированных юридическими нормами управленческих решений 3) СОВЕРШЕНИЕ ИНЫХ ЮРИДИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ ДЕЙСТВИЙ - постановка граждан на регистрационный учёт - составление протокола об административном правонарушении - выдача разрешений гражданам на совершение определенных действий - досмотр пассажиров в аэропорту - осуществление контрольных действий - выдача официальных удостоверений - совершение нотариальных действий - выдача гражданам различного рода справок, удостоверяющих личность - выписка врачом листка нетрудоспособности Форма управленческой деятельности может быть признана правовой при следующих условиях: · действия являются управленческими · действия совершаются носителем исполнительной власти · действия влекут или имеют юридические последствия · действия имеют властный характер
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.252.185 (0.013 с.) |