Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И детьми (первое тестирование и повторное — через 10 лет)
Сравниваемые пары Биологически Биологически не связанные связанные О. х ус. М. х ус. О. x М. х Б.м. х род. род. отд. реб. Родитель и ребенок в первом
тестировании Векслер/Векслер 0,19 0,13 0,29 0,04 0,36 Бета/Векслер 0,08 0,10 0,09 0,14 0,23 Родитель в первом тестирова-
нии и ребенок — во втором Векслер/Векслер 0,10 0,05 0,32 0,14 0,39 Бета/Векслер 0,07 -0,02 0,26 0,19 0,26 Векслер/Бета 0,15 0,07 0,16 -0,01 0,78 Бета/Бета 0,08 -0,02 0,20 0,21 0,33 Количество пар 248-257 242-248 90-93 87-90 (а) Примечание. О., М. — отец и мать (усыновители); ус. — их приемные дети; род. — их родные дети (т.е. в той же семье); Б.м. — биологическая мать отданного на воспитание ребенка. Буква (а) означает, что родители тестировались разными ме- тодами: 21 человек — по Векслеру, 199-200 — по Бета.
15* 227 матерями, чем с приемными родителями (сравните два первых и са- мый правый столбцы), причем это сходство сохраняется в ряду лет, когда дети вырастают (см. результаты второго тестирования). А ведь эти матери имели контакты со своими детьми только в первые дни их жизни! В данном исследовании сопоставлялось и сходство IQ сиблингов — биологических и приемных. Оказалось, что в первом тестировании, когда дети были маленькими, корреляция в парах приемных сиблин- гов равна 0,11; приемные сиблинги с родными детьми своих усыно- вителей имели корреляцию 0,20; а родные между собой r = 0,27; во втором тестировании соответствующие корреляции были равны r= — 0,09; 0,05; 0,24. Иными словами, сходство по интеллекту прием- ных детей и между собой, и с родными детьми своих усыновителей падает до нуля, в то время как корреляции родных сиблингов оста- ются примерно теми же. Генетико-математическая обработка полученных результатов дала оценку наследуемости, равную 0,78. Это — наследуемость в узком смыс- ле, ее аддитивная часть (см. гл. I и IV), в отличие, например, от оце- нок, получаемых методом разлученных МЗ близнецов, где аддитив- ный и доминантный компоненты объединены и дают меру наследуе- мости в широком смысле, говорящую о причинах популяционной изменчивости. Дж. Лоэлин, И. Хорн и Л. Виллерман отмечают также, что генетические влияния на вариативность IQ с возрастом увеличи- ваются, и считают возрастную динамику генотип-средовых соотно-
шений одной из главных задач психогенетических исследований. В ка- честве второй задачи, решению которой могут помочь исследования приемных детей, они называют выяснение дифференцированных вли- яний семейной среды на интеллектуальное развитие членов семьи [321]. Второе крупное исследование приемных детей — Колорадский проект. Он тоже реализуется по полной схеме метода, включающей диагностику детей, их приемных и биологических родителей. Начался он в 1974 г. как большое лонгитюдное, мультивариативное исследова- ние, с минимизацией селективного размещения детей по семьям- усыновительницам и параллельной оценкой тех же параметров в кон- трольной группе обычных семей, подобранных в соответствии с экс- периментальной группой. В программу была включена детальная оценка семейной среды. В начале исследования участвовали 245 семей-усыновительниц и 245 биологических семей, детей тестировали в возрасте 1 года, 2, 3 и 4 лет (к возрасту 4 года осталось 183 и 166 семей соответственно). Планировалось исследовать этих детей по крайней мере до 16 лет, когда они смогут работать с теми же тестами, с которыми работали их родители за 15 лет до того (кроме биологических матерей тестирова- лись 20% биологических отцов отданных детей). У детей и родителей оценивался широкий спектр когнитивных и личностных черт, инте-
ресы и специальные способности, поведенческие проблемы, упот- ребление алкоголя и других средств и т.д.; были получены и разнооб- разные дополнительные сведения: рукость, предпочтения в еде, ис- тория семьи и т.д. При помощи видеосъемки регистрировали общение детей с родителями и между собой. Генетико-математический анализ полученных результатов дал сле- дующие оценки компонентов дисперсии IQ: доля наследственных факторов повышается с 0,08 в 1 год до 0,22 в 4 года, но доминирует средовая составляющая: 0,90 в 1 год и 0,74 — в 4 года. Эти результаты могут быть дополнены сопоставлением сходства в парах приемных сиблингов и в парах родных. В целом внутрипарное сходство у первых существенно ниже, чем у вторых (14 корреляций из 21). Например, сходство по интеллектуальному развитию в 1 и 2 года
между родными сиблингами оценивается корреляцией, равной 0,37 и 0,42, между приемными — 0,03 и 0,12; по обобщенным вербальным характеристикам в 3 года 0,11 и -0,05, в 4 года 0,42 и 0,17 и т.д. В целом, несмотря на некоторые исключения, генетически связан- ные дети — родные братья и сестры — более похожи друг на друга, чем приемные сиблинги, имеющие только общую среду. Более того, по данным Колорадского проекта, и межвозрастные корреляции по интеллекту (общему, вербальному и пространствен- ному) выше в группе биологических сиблингов, чем приемных [362]. Это говорит о том, что и переход от одного возрастного этапа к дру- гому контролируется скорее генетическими, чем средовыми факторами, Метод приемных детей открывает еще одну уникальную возмож- ность: он дает материал для суждений о взаимодействии генотипа и среды (гл. VI, VII) в вариативности психологических признаков у че- ловека. Как отмечалось, это взаимодействие можно изучать, только помещая животных с идентичными генотипами в разные среды или, наоборот, воздействуя одной и той же средой на известные своими различиями генотипы. Понятно, что в работе с человеком оба пути исключены. Но если дети, имеющие биологических матерей с поляр- ными психологическими чертами, наследственными по своему про- исхождению (или сами являющиеся носителями таковых), попадают в сходные условия в семьях-усыновительницах, это может рассматри- ваться как экспериментальная модель, говорящая о генотип-средо- вом взаимодействии. Например, в работе Л. Виллерман [451] показано, что интеллект прием- ных детей, попавших в семьи с одинаково хорошими условиями, существенно зависит от интеллекта их биологических матерей. Если последние имели IQ > 120 баллов, то около половины их отданных детей имеют столь же высо- кие оценки IQ и никто не имеет оценок ниже 95 баллов. Если же биологичес- кие матери, наоборот, имели сниженный (но в пределах нормы) IQ — 95 бал- лов и ниже, то их дети, попав в такие же хорошие условия воспитания, дают иное распределение баллов IQ: 15% их имеют тоже низкие оценки; осталь- ные — средние, но, главное, никто не имеет высоких.
Таким образом, фенотипи- ческое значение признака — в данном случае баллы IQ — за- висит от взаимодействия дан- ных генотипов с данной средой. Модель метода приемных детей позволяет понять самые разные варианты такого взаимодей- ствия: особенностей самого ре- бенка со средой; индивидуаль- ности его биологических роди- телей с той же средой; возрастную динамику этих вза- имодействий и т.д. Коротко разберем инфор- мативные примеры, приведен- ные на рис. 9.2-9.4. Напомним, методика ДОМ (гл. VI) вклю- чает четыре основные шкалы, полученные в результате фак- торизации, и одну обобщенную Рис. 9.2. Взаимодействие темперамен- оценку. Шкалы: Игрушки, Ма- та и среды. В 3 и 4 года эмоциональ- теринская включенность. По- ность, взаимодействуя с общей оцен- ощрение успехов (Encouraging кой домашней среды (генеральным Developmental Advance), Oгpa- фактором в методике ДОМ) предска- зывает IQ [по: 362]. ничение-Наказание. Из рис. 9.2 следует, что в зависимости от •—• Дети с высокой эмоциональностью. общей
оценки домашней сре- •- - •Дети с низкой эмоциональностью. ды дети с разной эмоциональ- ностью обнаруживают разный уровень интеллектуального развития, причем в 3 и 4 года эта зависи- мость имеет разную форму, особенно у детей с низкой эмоциональ- ностью. А по данным рис. 9.3 оказывается, что оценки интеллекта ре- бенка более стабильны в том случае, если их матери обладают более высоким нейротицизмом; рис. 9.4 говорит о том, что сходство IQ ро- дителей и детей существенно зависит от активности как черты ребен- ка: оно тем выше, чем выше активность; но это справедливо только для тех детей, чьи родители имеют высокий интеллект. Таким образом, выясняются многие конкретные факторы, опос- редующие и формирование индивидуального интеллекта, и его ста- бильность, и сходство по IQ родителей и детей. В Колорадском проекте реализована еще одна потенциальная воз- можность метода: экспериментально показана пассивная генотип-сре- довая корреляция, ранее лишь постулированная. Она оценивалась как отношение разности вариативностей признака у детей в биологичес-
ких и приемных семьях к его ва- риативности в биологических се- мьях. Такой показатель возможен, поскольку селективного размеще- ния детей по семьям-усынови- тельницам мет и вариативность когнитивных черт во всех трех группах родителей практически одинакова [362| (табл. 9.6). Как и предполагалось в тео- рии [3961, роль пассивной ГС-кор-
реляции с возрастом уменьшает- Рис. 9.3. Взаимодействие наслед- ся; в 4 года она ответственна ме- нее чем за ственности и возрастной стабиль- ности. 2% вариативности оценок против 11 % в 1 Стабильность IQ с 3 до 4 лет различна у год. Таким образом, межиндиви- дуальная детей, имеющих матерей с разным вариативность оценок общего интеллекта в нейротицизмом [по: 362]. •—• Биол.матери с высоким нейроти- значитель- ной мере определяется генетичес- цизмом. кой вариативностью. Иными сло- вами, •- -• Биол.матери с низким нейроти- различия между людьми по баллам IQ есть цизмом. результат не толь- ко обучения и воспитания, но и различий в их наследственности. Это не означает, что среда не иг- рает существеннейшей роли: реа- лизация индивидуальной нормы реакции будет разной в разной среде; причем, по-видимому, в изменчивости интеллекта большую роль играет индивиду- альная, а не общесемейная среда.
К факторам индивидуальной сре- ды, значимым для индивидуального развития, относятся и такие (формаль- ные, легко регистрируемые и стабиль- ные показатели, как порядковый но- мер рождения Рис.9.4. Сходство родителей и де ребенка, интервалы между рождениями пробанда и бли- тей IQ различается как функция активности ребенка [по: 362]. жайших к нему сиблингов, пол ребен- ка и т.п. В ряде работ показано, на- пример, что в •—• Дети с высокой активностью. многодетной семье имеется тенденция к снижению ин- •-• Дети с низкой активностью. теллекта с повышением номера рож- ния ребенка, причем * В этой части работы данные биологи- она больше выражена при малых промежутках между ческих и приемных родителей по рождением детей; поскольку определенным соображениям объединены
[362, с.241]. Таблица 9.6
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.108.111 (0.125 с.) |