Философия Средневековья. Общая характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия Средневековья. Общая характеристика



Глухова О.Г.

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

(учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов)

 

 

Донецк-2009

Министерство Здравоохранения Украины

Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького

кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин

Глухова О.Г.

 

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

(учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов)

 

Донецк-2009

 

ББК37.293

Г14

Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол № 8 от 27.11.2009 г.)

Научные рецензенты:

Гребеньков Г.В., доктор филос. наук, профессор, полковник милиции, нач. кафедры психологии и социологии Донецкого юридического института МВД Украины.

Давыдов П.Г., кандидат филос. наук, доцент Донецкого института железнодорожного транспорта.

 

В учебном пособии структурировано и доступно раскрываются основные категории и этапы развития античной философской мысли. Пособие написано в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему излагаемого материала. Пособие может быть использовано студентами и аспирантами вузов для подготовки к переводным экзаменам и модульному контролю по философии.

Глухова О.Г.

Г14 Философия Средних веков. Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов. Донецк.: ДонНМУ, 2009.-19 с.

 

 

ЛЕКЦИЯ 1

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

План

Общее понятие и основные черты средневековой теологической философии.

Идеи (догматы) творения и откровения как основополагающие в средневековой философии и теологии.

Проблема добра и зла в средневековой геологической философии.

Разделение сущности и существования в средневековой теологической философии.

Общие понятия схоластики, номинализма и реализма.

Значение средневековой теологической философии.

 

Идеи (догматы) творения и откровения как основополагающие в средневековой философии и теологии.

а) Основополагающими догматами средневековой
философии и теологии являлись: догмат творения и догмат
откровения.

б) Согласно догмату творения:

- Бог сотворил окружающий мир из ничего;

- творение мира есть результат акта Божественной воли;

- мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;

- природа не может творить сама себя;

- единственным творческим началом во Вселенной является
Бог;

- Бог вечен, постоянен и всепроникающ;

- подлинным бытием является только Бог;

- сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он
вторичен по отношению к Богу;

- поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник
по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и
временен;

- нет четкой границы между Богом и Его творением,
в) Согласно догмату откровения:

- мир можно познать, только познав Бога;

- Бог недоступен для познания;

- несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил
познать Себя (дал информацию о себе) через откровение -
Библию;

- единственный способ познания Бога и всего сущего -
толкование Библии;

- Бога можно познать лишь сверхъестественным- путем,
благодаря особой способности человека - вере.

Nb: Иначе говоря, бестелесная сущность (признаки, образы - сродни платоновским «чистым идеям») витает в сознании Бога и только актом его воли и благодаря присущей только ему способности творить становится материальным бытием.

- существование (бытие) может быть познано чувственными
ощущениями, опытом (как существующее и доступное для такого познания), сущность же (признаки бытия, Божественный замысел) - только разумом;

- только в Боге сущность и существование совпадают.

ЛЕКЦИЯ 2

ФИЛОСОФИЯ АВГУСТИНА БЛАЖЕННОГО

План

Основные положения философии Августина Блаженного и его главные произведения.

Августин Блаженный о Боге.

Значение философии Августина Блаженного и ее влияние на взаимоотношение Церкви и государства.

 

Августин Блаженный о Боге.

Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге:

- Бог существует;

- главными доказательствами существования Бога
являются его присутствие во всем, всемогущество и
совершенство;

- все - материя, душа, пространство и время - является
творениями Бога;

- Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в
настоящее время, будет творить в будущем;

знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и
самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное,
неопровержимое знание достигается только при познании Бога.

3. Значение философии Августина Блаженного и ее влияние на взаимоотношение Церкви и государства в том, что им:

- уделено большое внимание проблеме истории (редкость
для того времени);

- Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в
Римской империи) объявлена тоже властью наряду с
государственной (а не элементом государства);

- обоснована идея господства Церкви над государством, а
Римского Папы -над монархами - главная идея за
выдвижение которой и ее последующее воплощение в
реальности католическая Церковь чтила и боготворила,
Августина Блаженного, особенно в средние века;

- выдвинута идея социального конформизма (смирение с
бедностью и чужой властью), что также было крайне
выгодно как Церкви, так и государству;

воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность (что также было редкостью для того времени и устраивало всех);

- одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять
плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и
полностью подчиняться Богу.

ЛЕКЦИЯ 3

План

Nb:Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть «очевидное» доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения -окружающего мира, как считал Августин Блаженный).

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия. Учебник - М.,
«Проспект», 1996.

2. Герасемчук А.А., Тимошенко З.И. Курс лекций по философии. К.,2002.

3. Гетманова А.Д. Логика. М., «Добросвет»., 2002.

4. Губарь О.М. Философия, Учебное пособие, I - II ч. Макеевка,
1997.

5. Жариков П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., Проспект», 1996.

6. Канке В.Д. Основы философии. Учебник. М., Лотос, 1999.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ЛЕКЦИЯ 1............................................................................................4

ЛЕКЦИЯ 2............................................................................................10

ЛЕКЦИЯ 3...........................................................................................13

ЛИТЕРАТУРА...................................................................................17

 

 

Глухова Оксана Геннадиевна

Философия Средних веков

(учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов)

 

 

Глухова О.Г.

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

(учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов)

 

 

Донецк-2009

Министерство Здравоохранения Украины

Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького

кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин

Глухова О.Г.

 

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

(учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов)

 

Донецк-2009

 

ББК37.293

Г14

Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол № 8 от 27.11.2009 г.)

Научные рецензенты:

Гребеньков Г.В., доктор филос. наук, профессор, полковник милиции, нач. кафедры психологии и социологии Донецкого юридического института МВД Украины.

Давыдов П.Г., кандидат филос. наук, доцент Донецкого института железнодорожного транспорта.

 

В учебном пособии структурировано и доступно раскрываются основные категории и этапы развития античной философской мысли. Пособие написано в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему излагаемого материала. Пособие может быть использовано студентами и аспирантами вузов для подготовки к переводным экзаменам и модульному контролю по философии.

Глухова О.Г.

Г14 Философия Средних веков. Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов. Донецк.: ДонНМУ, 2009.-19 с.

 

 

ЛЕКЦИЯ 1

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

План



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.22.34 (0.019 с.)