Сущность и основные черты рыночного хозяйства. Модели рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и основные черты рыночного хозяйства. Модели рынка



Понятие «рынок» является одновременно простым и сложным. В связи с этим рынок определяется или как совокупность сделок купли и продажи товаров, или как взаимодействие продавцов и покупателей, или как место, где продавцы и покупатели находят друг друга. В широком смысле рынок — это форма социально-экономической жизни общества, при которой воспроизводство материальных благ, отношений и интересов осуществляется на основе принципов товарного производства и обращения, главным из которых является свобода хозяйственной деятельности в целях извлечения прибыли. Субъекты рыночных отношений, а не товары и деньги, создают рынок и рыночную экономику.

В развитой рыночной экономике, где доминирует частная собственность на факторы производства, основными субъектами рыночных отношений выступают сфера бизнеса и сфера домашнего хозяйства. Кроме них участниками рыночных отношений в большей или меньшей мере является государство (в форме государственного предпринимательства и правительственных органов) и различного рода зарубежные субъекты, поскольку рыночная экономика является открытой. Все субъекты рыночных отношений связаны и взаимодействуют с др., формируя поток доходов и расходов, который находится в постоянном движении и отражает результаты общественного производства, в т.ч. общий объем производства, общий доход, занятость.

Рыночная экономика — экономическая система, базирующаяся на частной собственности на факторы производства и на решениях, принимаемых отдельными хозяйствующими субъектами (частными лицами и фирмами) самостоятельно и независимо др. от др. Независимо принимаемые решения отдельных экономических субъектов координируются рынком.

Основные черты рыночной экономики:

1) разнообразные и равноправные формы частной собственности;

2) экономическая свобода;

3) саморегулирование хозяйственной деятельности;

4) всеобщность;

5) договорные отношения;

6) экономическая ответственность;

7) конкуренция;

8) наличие рыночной инфраструктуры, т.е. предприятий и учреждений, которые связывают покупателя и продавца (банки, биржи, службы занятости, рекламные агентства и т.п.);

9) свободное ценообразование.

Рынку объективно присущи следующие функции: коммуникативная, оценочная, стимулирующая, распределительная и информационная.

Суть коммуникативной функции рынка состоит в том, что рынок посредством таких компонентов рыночного механизма, как потребности, интересы, спрос и предложение:

· обеспечивает прямые и обратные взаимосвязи между производством и потреблением;

· согласует экономические интересы хозяйствующих субъектов — производителей-продавцов и потребителей-покупателей, владельцев свободных денежных средств и лиц, нуждающихся в этих средствах, работников и работодателей;

· приводит в соответствие объем и структуру производства с объемом и структурой платежеспособного спроса;

· обеспечивает обмен результатами деятельности хозяйствующих субъектов в условиях глубокого общественного разделения труда;

· определяет взаимовыгодность технологических и экономических связей между участниками общественного производства, удовлетворение их потребностей в различных видах благ.

Оценочная функция заключается в соизмерении индивидуальных издержек производства с общественно необходимыми, определяющими рыночную стоимость продукции. Последняя, будучи скорректированной на соотношение спроса и предложения, составляет рыночную цену. Именно рыночная стоимость определяет общественную значимость произведенных товаров и услуг и затраченного на их изготовление труда.

Стимулирующая функция проявляется в определяющей мере как результат внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции, а также изменения соотношения между спросом и предложением. В конкуренции заложены мотивация экономического поведения субъектов рыночных отношений, своеобразное экономическое принуждение. Рыночная экономика путем конкурентной борьбы вытесняет неэффективно работающие хозяйствующие субъекты, выступая при этом как мощный антизатратный инструмент развития экономики, как стимулятор роста качества продукции.

Распределительная функция обеспечивает распределительные процессы, опосредованные обменом на принципах эквивалентности, а именно:

· распределение экономических (материальных, трудовых, денежно-кредитных и финансовых) ресурсов между товаропроизводителями-продавцами в отраслевом и территориальном разрезах;

· реализацию произведенных благ, доведение их до конкретных потребителей-покупателей, т.е. товародвижение в соответствии со структурой и динамикой платежеспособного спроса;

· формирование доходов экономических субъектов рынка (прибыли, заработной платы и т.п.), последующее их распределение и перераспределение в процессе обмена результатами своей деятельности.

Информационная функция проявляется в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые каждый продает или покупает.

Всякий рынок можно охарактеризовать по разным признакам (критериям), в связи с чем выделяются разнообразные виды рынков.

 

Критерии группировки Виды рынков
Экономическое назначение объектов рыночных отношений Рынки товаров, услуг, труда, капитала, научно-технических разработок, земли, денег, ценных бумаг, валюты, информации и т.п.
Масштабы Рынки местные, региональные, общенациональные, мировые
Степень развитости конкуренции Совершенно конкурентный рынок, монополизированный, олигополистический, монопсонический, смешанный
Отрасль Автомобильный, текстильный, сельскохозяйственный, нефтяной рынки
Характер продаж Рынки оптовой торговли, розничной торговли, государственных закупок
Соблюдение законности Рынки легальные, нелегальные, «теневые», «черные»
Степень участия государства Рынки стихийные и регулируемые

 

Исторический опыт показал, что рыночная организация экономики оказалась наиболее эффективной, прежде всего потому, что она требует наименьших издержек при решении основных проблем экономики. Вместе с тем, даже «идеальному» рынку присущи негативные черты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.244 (0.008 с.)