Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: выработка условного рефлекса и некоторых видов торможения у детей на словесный раздражитель
Задачи 1. Познакомить с возможностью выработки условного рефлекса у детей при словесном подкреплении с некоторыми видами внутреннего торможения. 2. Освоить методику исследования замыкательной функции коры больших полушарий головного мозга. Материалы и оборудование: таблицы. Рекомендуемая литература 1. Леонтьева Н.Н. Анатомия и физиология детского организма / Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринова. – М., 1986. – С. 153–172, 177–180. 2. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов педагогических институтов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – С. 39–47. 3. Гуминский А.А. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии: учеб. пособие для студентов биол. спец. пед. ин-тов / А.А. Гуминский, Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринонова. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с. 4. Великанова Л.К. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене: учебное пособие / Л.К. Великанова, А.А. Гуминский, В.Н. Загорская и др. – М.: Просвещение, 1992. – 132 с.
Теоретические вопросы к теме 1. Какова роль процессов возбуждения и торможения в высшей нервной деятельности? 2. В чем проявляются процессы иррадиации и концентрации возбуждения и торможения? Приведите примеры. 3. Какой вид внутреннего торможения направлен на уточнение, специализацию временной связи и служит более тонкому приспособлению организма к окружающей среде? 4. Какой вид торможения предохраняет нервную систему от перевозбуждения, разрушения? 5. Какой вид взаимной индукции лежит в основе сосредоточения внимания? Основные теоретические положения Торможение в коре головного мозга Вся деятельность больших полушарий головного мозга основана на осуществлении двух нервных процессов: возбуждения и торможения. Эти процессы чрезвычайно динамичны, могут переходить друг в друга и формируются в коре головного мозга в зависимости от окружающих условий. Существуют два вида торможения: условно-рефлекторное и безусловно-рефлекторное. Первое присуще только коре головного мозга, а второе может возникать в любом отделе ЦНС. Условно-рефлекторное торможение является внутренним, так как оно развивается внутри дуги условного рефлекса, в тех нервных структурах, которые участвуют в осуществлении данного рефлекса.
Различают несколько видов условного торможения: угасательное, дифференцировочное, условный тормоз, торможение запаздывания. Безусловно-рефлекторное торможение (внешнее торможение) – это врожденное генетически запрограммированное торможение. Безусловное торможение свойственно всем отделам нервной системы. Его не нужно вырабатывать, оно появляется одновременно с началом рефлекса, угнетая остальные рефлексы. Безусловное торможение еще называется внешним, так как причина его возникновения находится вне рефлекторной дуги тормозимого рефлекса. Различают два вида внешнего (безусловного) торможения: запредельное и индукционное. Задания, предназначенные для выполнения Задание 1. Изучить основные виды торможения условных рефлексов. Порядок выполнения: 1. Используя информационный материал (приложение 11), изучите основные виды торможения условных рефлексов. Рекомендации к оформлению результатов работы: полученную Вами информацию внести в таблицу 12.1. Таблица 12.1 Основные виды торможения условных рефлексов
Выводы и обсуждение результатов работы: поясните механизм формирования внутреннего торможения условно-рефлекторной деятельности человека.
Задание 2. Освоить методику и выявить условия выработки условного рефлекса и некоторых видов торможения у человека. Работа проводится в виде коллективного эксперимента. Преподаватель должен быть хорошо виден каждому студенту. Порядок выполнения: 1. Предварительно студентам дать только словесную инструкцию: «При команде «раз» вы должны поднять правую руку». Словесный сигнал «раз» выступает в роли безусловного раздражителя, условным раздражителем является подъем правой руки экспериментатора, дифференцировочным раздражителем служит подъем левой руки экспериментатора.
2. Экспериментатор быстро поднимает правую руку (условный раздражитель) и в конце этого движения произносит команду «раз» (безусловный раздражитель). 3. В течение 3–5 повторений с интервалами в 10–20 сек. экспериментатор сочетает условный раздражитель (подъем руки) с командой «раз». 4. На 4–6 пробе экспериментатор предъявляет лишь условный раздражитель (подъем руки) и подсчитывает, у какого количества испытуемых вырабатывается условный рефлекс – они поднимают руку без команды «раз». 5. Повторить еще несколько раз сочетание команды «раз» и подъем правой руки. После этого экспериментатор внезапно поднимает левую руку (дифференцировочный раздражитель) и подсчитывает, у какого количества испытуемых наблюдается дифференцировка. 6. После нескольких сочетаний условного и безусловного раздражителей, экспериментатор последовательно предъявляет лишь условный раздражитель и подсчитывает, сколько потребовалось изолированных предъявлений условного раздражителя для полного угашения условного рефлекса. Рекомендации к оформлению результатов работы: полученные данные занести в таблицу 12.2 «Результаты исследований». Таблица 12.2 Результаты исследований
Выводы и обсуждение результатов работы: пояснить, в чем выражается условный рефлекс, дифференцировка, угасание рефлекса и записать это в выводах.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Опишите схему формирования условного рефлекса. Какие правила при этом должны соблюдаться? 2. Охарактеризуйте биологическую роль угасательного торможения. 3. Объясните понятия: «внешнее торможение условных рефлексов», «внутреннее торможение условных рефлексов», «дифференцировочное торможение», «угасательное торможение», «запаздывающее торможение», «условный тормоз», «запредельное торможение», «индукционное торможение».
Вопросы для самоподготовки к теме «Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. Возрастные особенности ВНД детей и подростков» 1. Что такое высшая нервная деятельность? 2. В чем заключается качественное своеобразие высшей нервной деятельности человека? 3. Какова роль процессов возбуждения и торможения в высшей нервной деятельности? 4. Что нового вносит в высшую нервную деятельность вторая сигнальная система отражения действительности по сравнению с первой сигнальной системой? Приведите примеры. 5. Каковы этапы развития высшей нервной деятельности в онтогенезе? 6. Какие типы высшей нервной деятельности выделяет И.П. Павлов? Лабораторные работы № 13, 14 (4 часа)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.222.239 (0.011 с.) |