Тема: выработка условного рефлекса и некоторых видов торможения у детей на словесный раздражитель 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: выработка условного рефлекса и некоторых видов торможения у детей на словесный раздражитель



Задачи

1. Познакомить с возможностью выработки условного рефлекса у детей при словесном подкреплении с некоторыми видами внутреннего торможения.

2. Освоить методику исследования замыкательной функции коры больших полушарий головного мозга.

Материалы и оборудование: таблицы.

Рекомендуемая литература

1. Леонтьева Н.Н. Анатомия и физиология детского организма / Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринова. – М., 1986. – С. 153–172, 177–180.

2. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов педагогических институтов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – С. 39–47.

3. Гуминский А.А. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии: учеб. пособие для студентов биол. спец. пед. ин-тов / А.А. Гуминский, Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринонова. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.

4. Великанова Л.К. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене: учебное пособие / Л.К. Великанова, А.А. Гуминский, В.Н. Загорская и др. – М.: Просвещение, 1992. – 132 с.

 

Теоретические вопросы к теме

1. Какова роль процессов возбуждения и торможения в высшей нервной деятельности?

2. В чем проявляются процессы иррадиации и концентрации возбуждения и торможения? Приведите примеры.

3. Какой вид внутреннего торможения направлен на уточнение, специализацию временной связи и служит более тонкому приспособлению организма к окружающей среде?

4. Какой вид торможения предохраняет нервную систему от перевозбуждения, разрушения?

5. Какой вид взаимной индукции лежит в основе сосредоточения внимания?

Основные теоретические положения

Торможение в коре головного мозга

Вся деятельность больших полушарий головного мозга основана на осуществлении двух нервных процессов: возбуждения и торможения. Эти процессы чрезвычайно динамичны, могут переходить друг в друга и формируются в коре головного мозга в зависимости от окружающих условий.

Существуют два вида торможения: условно-рефлекторное и безусловно-рефлекторное. Первое присуще только коре головного мозга, а второе может возникать в любом отделе ЦНС.

Условно-рефлекторное торможение является внутренним, так как оно развивается внутри дуги условного рефлекса, в тех нервных структурах, которые участвуют в осуществлении данного рефлекса.

Различают несколько видов условного торможения: угасательное, дифференцировочное, условный тормоз, торможение запаздывания.

Безусловно-рефлекторное торможение (внешнее торможение) – это врожденное генетически запрограммированное торможение. Безусловное торможение свойственно всем отделам нервной системы. Его не нужно вырабатывать, оно появляется одновременно с началом рефлекса, угнетая остальные рефлексы. Безусловное торможение еще называется внешним, так как причина его возникновения находится вне рефлекторной дуги тормозимого рефлекса. Различают два вида внешнего (безусловного) торможения: запредельное и индукционное.

Задания, предназначенные для выполнения

Задание 1. Изучить основные виды торможения условных рефлексов.

Порядок выполнения:

1. Используя информационный материал (приложение 11), изучите основные виды торможения условных рефлексов.

Рекомендации к оформлению результатов работы: полученную Вами информацию внести в таблицу 12.1.

Таблица 12.1

Основные виды торможения условных рефлексов

Виды торможения условных рефлексов Характеристика Примеры Биологическая роль Возрастные особенности
Индукционное        
Запредельное        
Угасательное        
Запаздывательное        
Условный тормоз        
Дифференцировочное        

 

Выводы и обсуждение результатов работы: поясните механизм формирования внутреннего торможения условно-рефлекторной деятельности человека.

 

Задание 2. Освоить методику и выявить условия выработки условного рефлекса и некоторых видов торможения у человека.

Работа проводится в виде коллективного эксперимента.

Преподаватель должен быть хорошо виден каждому студенту.

Порядок выполнения:

1. Предварительно студентам дать только словесную инструкцию: «При команде «раз» вы должны поднять правую руку». Словесный сигнал «раз» выступает в роли безусловного раздражителя, условным раздражителем является подъем правой руки экспериментатора, дифференцировочным раздражителем служит подъем левой руки экспериментатора.

2. Экспериментатор быстро поднимает правую руку (условный раздражитель) и в конце этого движения произносит команду «раз» (безусловный раздражитель).

3. В течение 3–5 повторений с интервалами в 10–20 сек. экспериментатор сочетает условный раздражитель (подъем руки) с командой «раз».

4. На 4–6 пробе экспериментатор предъявляет лишь условный раздражитель (подъем руки) и подсчитывает, у какого количества испытуемых вырабатывается условный рефлекс – они поднимают руку без команды «раз».

5. Повторить еще несколько раз сочетание команды «раз» и подъем правой руки. После этого экспериментатор внезапно поднимает левую руку (дифференцировочный раздражитель) и подсчитывает, у какого количества испытуемых наблюдается дифференцировка.

6. После нескольких сочетаний условного и безусловного раздражителей, экспериментатор последовательно предъявляет лишь условный раздражитель и подсчитывает, сколько потребовалось изолированных предъявлений условного раздражителя для полного угашения условного рефлекса.

Рекомендации к оформлению результатов работы: полученные данные занести в таблицу 12.2 «Результаты исследований».

Таблица 12.2

Результаты исследований

Вид пробы Количество сочетаний для выработки условного рефлекса или его угашения Количество испытуемых, у которых проявляется вырабатываемая реакция
Условный рефлекс    
Дифференцировка    
Угашение условного рефлекса    

 

Выводы и обсуждение результатов работы: пояснить, в чем выражается условный рефлекс, дифференцировка, угасание рефлекса и записать это в выводах.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Опишите схему формирования условного рефлекса. Какие правила при этом должны соблюдаться?

2. Охарактеризуйте биологическую роль угасательного торможения.

3. Объясните понятия: «внешнее торможение условных рефлексов», «внутреннее торможение условных рефлексов», «дифференцировочное торможение», «угасательное торможение», «запаздывающее торможение», «условный тормоз», «запредельное торможение», «индукционное торможение».

 

Вопросы для самоподготовки к теме

«Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. Возрастные особенности ВНД детей и подростков»

1. Что такое высшая нервная деятельность?

2. В чем заключается качественное своеобразие высшей нервной деятельности человека?

3. Какова роль процессов возбуждения и торможения в высшей нервной деятельности?

4. Что нового вносит в высшую нервную деятельность вторая сигнальная система отражения действительности по сравнению с первой сигнальной системой? Приведите примеры.

5. Каковы этапы развития высшей нервной деятельности в онтогенезе?

6. Какие типы высшей нервной деятельности выделяет И.П. Павлов?

Лабораторные работы № 13, 14 (4 часа)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.222.239 (0.011 с.)