Ситуация 3. Стратегическое управление крупным промышленным предприятием зао моф «парижская коммуна» (Россия) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ситуация 3. Стратегическое управление крупным промышленным предприятием зао моф «парижская коммуна» (Россия)



Стратегическое управление предполагает нетрадиционный характер мышления лиц, принимающих стратегические решения. В противном случае высока вероятность ограниченного взгляда на проблемы, о чём свидетельствует следующий пример. На крупном предприятии ЗАО Московская обувная фабрика «Парижская Коммуна» в 2002 г. было проведено изучение мнений ключевых сотрудников по поводу его миссии. В результате обобщения полученных данных сформулированы такие варианты:

l обеспечивать российских потребителей высококачественной обувью и сопутствующими услугами;

l производить обувь на все случаи жизни для всей семьи со средним достатком;

l наиболее полно удовлетворять потребности населения в качественной, недорогой обуви с высокими потребительными свойствами;

l обеспечивать добротной комфортной обувью покупателей со средним достатком;

l производить обувь удобную и доступную всем;

l удовлетворять потребности покупателей в качественной разнообразной современной обуви.

Характерно, что все приведённые формулировки относятся только к производственной и коммерческой деятельности предприятия, в то время как оно уже работало с использованием элементов диверсифицированного холдинга. К тому же, чтобы выполнить какую-либо из перечисленных миссий, требуются большие инвестиции, которые при узкой специализации предприятия из внешних источников получить практически нереально.

Стратегический анализ в отношении ЗАО МОФ «Парижская Коммуна», проведённый в начале 2002 г. консалтинговой компанией «Бизнес консалтинг групп», показал, что выжить в условиях экономического шторма и наладить механизм дальнейшего развития крупного отечественного предприятия, производящего товары народного потребления, возможно только при проведении стратегии постоянного совершенствования основного производства и диверсификации деятельности, создание холдинговой формы управления и повышении эффективности всех подразделений объединения.

В 90-е годы XX в. перед промышленными предприятиями, особенно специализированными на производстве товаров народного потребления, наиболее остро встала проблема выживания в конкурентной борьбе с иностранными фирмами, поставляющими продукцию на российский рынок, часто не на корректных условиях. И вот в таком, вышедшем из берегов товарном море, захлестнувшим прилавки магазинов, нужно было найти и обеспечить производство ассортимента продукции, позволяющего обрести свою нишу, своего покупателя, и на деле доказать жизнестойкость отечественной промышленности.

В этой обстановке промышленные предприятия стали искать нетрадиционные пути развития. Например, фабрика «Парижская Коммуна» установила тесные контакты с итальянскими фирмами. Это касалось вопросов совместного изготовления продукции, создания совместных предприятий и в конечном итоге заключения лицензионного контракта на производство детской обуви с ведущей итальянской фирмой IGI Calzature e Technologie, что дало возможность предложить российским покупателям продукцию, которая реализуется на западных рынках, т.е. является конкурентоспособной в международном масштабе.

Такой процесс потребовал много времени, колоссальных затрат, связанных с технической подготовкой производственных мощностей и развитием инфраструктуры, и, самое главное, изменения менталитета коллектива. Необходимо было осознать, что перспектива предприятия определяется не только ассортиментной политикой, но и всей инфраструктурой.

На примере ЗАО МОФ «Парижская Коммуна» можно проанализировать деятельность предприятия в форме холдинга. Сегодня предприятие представляет собой самофинансирующийся промышленно-торговый комплекс, включающий шесть направлений деятельности:

1) производство обуви;

2) коммерческую деятельность в виде оптовой и фирменной розничной торговли обувью;

3) управление имущественным комплексом;

4) управление долгосрочными финансовыми вложениями;

5) управление инженерным обеспечением;

6) управление социально-бытовой инфраструктурой.

Анализ работы этих блоков за прошедшее десятилетие подтвердил, что такая система позволяет учесть региональные условия хозяйствования, технические возможности предприятия, наличие собственной фирменной торговли, крупного имущественного комплекса и социальной инфраструктуры, а самое главное, готова к непредсказуемым действиям государства. Это дало возможность коллективу не только выжить, но и создать потенциал для работы в будущем.

В настоящее время ЗАО МОФ «Парижская Коммуна» является учредителем 11 производственных дочерних обществ, 9 торговых дочерних обществ, 7 дочерних предприятий инженерной и социальной инфраструктуры, имеет долю в капитале ОАО Банк «Павелецкий», ОАО «Московский индустриальный банк», ОАО Торговый дом ГУМ, а также ряда других акционерных обществ.

Достижение стратегической цели компании в целом обеспечивается целевой ориентацией отдельных комплексов, представленной в таблице 1.

Таблица 1 – Целевая ориентация отдельных комплексов

Комплекс Цель
Производственный (основной) Увеличение объёмов производства востребованного на рынке ассортимента обуви; достижение лидирующих позиций среди отечественных производителей обуви
Коммерческий Гарантированное высокодоходное продвижение (реализация) обуви собственного производства на базе расширения товаропроводящей сети
Имущественный Повышение финансовой отдачи от имущественного комплекса и превращение его в устойчиво растущий бизнес, содействующий развитию основного комплекса
Инженерный Гарантированное обеспечение потребностей производства и торговли в инженерной продукции и услугах высокого качества (дизайн, технологии и др.) с одновременным сокращением соответствующих издержек
Финансовый Достижение финансовой стабильности предприятия в целом, его филиалов, дочерних обществ и подразделений; обеспечение текущей ликвидности компании благодаря эффективному размещению долгосрочных финансовых вложений
Социально-инфраструктурный Гарантированное обеспечение персонала компании всеми необходимыми социально-бытовыми услугами с одновременным сокращением соответствующих издержек

 

Производственный (основной) комплекс, включающий ряд предприятий, расположенных в Центральном федеральном округе Российской Федерации, представляет собой технологически отлаженный механизм, способный мобильно перестраиваться на производство продукции, которая именно сегодня нужна потребителям. Кроме того, предприятия активно работают по кооперации с рядом российских, белорусских, турецких и китайских фирм, производящих экономически наиболее выгодный в данный момент ассортимент. Обувь продаётся под маркой предприятия, которое несёт полную ответственность за неё перед покупателями.

ЗАО МОФ «Парижская Коммуна» создало два совместных предприятия с итальянскими и немецкими фирмами. Российско-немецкое СП КШЗ в г. Калуге – одно из немногих машиностроительных предприятий, успешно работающее в непростых российских условиях. Оно производит технологическое обувное оборудование, затяжные комплекты, которые экспортируются в страны Южной Америки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, хотя предназначались сначала только для реализации в России.

В конечном счете, в производственном комплексе удалось найти рациональное сочетание инжиниринга, высокопроизводительного потенциала фабрики «Парижская Коммуна» и свободных мощностей, привлечь к работе свободные рабочие кадры на иногородних предприятиях, а также на контрактной основе высококвалифицированный персонал иностранных фирм.

Вторым по значению комплексом является оптовая и фирменная розничная торговля. Сюда входят фирменные магазины и секции в Москве, а также в других крупных городах России. Создавая свою товаропроводящую сеть, предприятие в первую очередь преследует две цели: получение информации по всем аспектам реализации для выявления конъюнктуры спроса и проведение собственной ценовой политики. Информация особенно важна в условиях действия лицензионного контракта и сезонного накопления товара. Существенный момент работы этого блока состоит в предложении услуг по сбыту обувной продукции другим российским предприятиям, что позволяет расширять ассортимент в своих торговых точках, зарабатывая на этом.

Первостепенное значение в качестве источников поступления денег имеют комплекс управления имуществом и комплекс управления долгосрочными финансовыми вложениями. На предприятиях, входящих в компанию, проводится реконструкция части старых производственных корпусов, диверсифицируется их использование, что позволяет пополнять оборотные средства для основного производства. Важной задачей является привлечение инвестиций в производство. В условиях Москвы это непростой вопрос. Более реальным представляется привлечение инвестиций в недвижимость как ликвидный товар. В последние годы проводятся работы по реконструкции фабрики «Парижская Коммуна», выкупу свободных площадей у Москомимущества, обмену площадей с родственными предприятиями для открытия фирменных магазинов. На реконструкцию производственных и торговых площадей ежегодно выделяется до 5 млн дол. И что особенно важно, заработанные деньги в конечном счёте направляются в производство.

Успешно действует комплекс управления социальной инфраструктурой. В собственности компании находятся Дом культуры, три действующих детских сада, детский загородный оздоровительный лагерь на 1300 человек, медсанчасть, столовая и т.д. Создано дочернее предприятие «ПК – Соцкультсервис» со 100%-ным капиталом фабрики «Парижская Коммуна», которому отдан в управление весь социальный комплекс. Перед ним поставлены две задачи: сохранение всех социальных услуг для работников предприятия на достигнутом уровне и достижение самоокупаемости комплекса. При этом «ПК – Соцкультсервис наделено правом коммерциализации. В результате уже в 2001 г. эта сфера деятельности стала самоокупаемой.

На фабрике «Парижская Коммуна» удалось не только сохранить, но и дополнительно создать ряд инженерных служб, которые формированы в комплекс инженерного обеспечения. Сегодня это САПР, ВЦ, технологическая лаборатория, аттестованные в Росстандарте, таможенный склад временного хранения, производство резаков, колодок, стелек. Услуги этого блока предоставляются не только предприятиям объединения, но и предлагаются на платной основе другим предприятиям.

Компания не прекращает строительные работы: идёт строительство здания гостиницы, жилого комплекса, очистных сооружений, реконструируется Дом культуры. Создан торговый центр «Московские товары», где реализуется продукция всех предприятий текстильной и лёгкой промышленности Москвы.

В результате проведённых преобразований ЗАО МОФ «Парижская Коммуна» обладает высокопродуктивным производством, постоянно развивающимися инжинирингом и маркетингом, что позволяет оперативно и гибко реагировать на перемены, возникающие в мире обуви. Анализируя деятельность компании, можно также сделать вывод, что создание холдингов на базе крупных предприятий является одним из важнейших путей развития отечественного производства.

[Никитин А. Стратегическое управление крупным промышленным предприятием // Управление компанией. 2004.]

Вопросы для анализа ситуации:

  1. Охарактеризуйте варианты миссий ЗАО МОФ «Парижская Коммуна», которые были предложены во время изучения мнений ключевых сотрудников организаций. В чём их недостатки?
  2. Попытайтесь дать свою версию формулировки миссии ЗАО МОФ «Парижская Коммуна» как диверсифицированного холдинга.
  3. Можно ли цели комплексов, представленных в таблице, считать стратегическими целями? Аргументируйте свой ответ.
  4. К какому типу диверсифицированных холдингов можно отнести ЗАО МОФ «Парижская Коммуна»?
  5. Какая стратегия оказалась наиболее предпочтительной по результатам проведённого стратегического анализа?
  6. Какие результаты получены с начала её реализации?
  7. Используя метод «мозгового штурма», разработайте перечень возможных стратегических альтернатив развития (как постоянного совершенствования, так и обновления, инноваций).
  8. Какие стратегические изменения уже реализованы в организации? В чём их сущность?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.210 (0.013 с.)