Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Автор и герой» в биографическом дискурсе
Одна из важнейших проблем в трансдисциплинарном исследовательском поле жизнеописаний (как биографических, так и автобиографических)- проблема субъекта и автора, автора и героя, подчеркивают современные исследователи (См. об этом: [59, с. 525]). Она ставится в различных ракурсах. Один из наиболее значимых для современного гуманитарного знания как раз и был представлен М. Бахтиным, прежде всего, в его „Авторе и герое в эстетической деятельности” [13, 14]. И касается он не только эстетической деятельности, но и многих аспектов социокультурного бытия и творчества в целом. Мы будем ориентироваться именно на общекультурную составляющую бахтинской темы «автор и герой», соответствующую специфике гуманитарного знания и социально-философского анализа, по возможности отвлекаясь от проблем, специфических для литературоведения и эстетики. Первое отвлечение-допущение, которое мы сделаем, - применим характеристику «единства завершенного целого произведения» к характеристике самой жизни. Какое методологическое право имеем мы на такое сопоставление? Как нам представляется, сам М.Бахтин через идею ответственности и категорию поступка в определенном смысле сближает «художественное произведение» и жизнь. И через это сближение мы постараемся обосновать неизбежность и неустранимость актов самоописания, автобиографических актов из жизни, «жизненного единства», а, следовательно, онтологическую укорененность биографического акта в человеческом бытии, в истории и культуре. Второе допущение-редукция также позволяет использовать связку «автор-герой» в гуманитарном исследовании для описания «историй жизни» и биографического дискурса в целом. В своих автобиографических актах (как способах социокультурной практики, а не специфически литературной деятельности) человек-творец собственной «истории жизни» предстает в противоречивом единстве двух своих ипостасей («автобиографических ипостасей»), как герой и как автор. В этом смысле «автор» и «герой» - это своеобразные социокультурные роли, смысловые полюса конструирования и конституирования социальной реальности (в терминологии П.Бергмана и Т.Лукмана [25]). В этой редукции – зафиксировано движение от литературы к социокультурной практике. Мы фиксируем и обратное движение в гуманитарном знании: научное описание социального и культурного бытия человека приближается к литературному описанию (Б.Вальденфельс говорит о том, что современная философия становится «родом литературы» [28, с. 24]). Это движение зафиксировано и в социологической классификации личных нарративов, предложенной М.Бургос. Она подразделила такие документы на автобиографии и «истории жизни» [27]. В отличие от автобиографии (документ без стиля, без литературных излишеств, без выпячивания автора), «история жизни» является, по мнению социолога, «сниженной версией литературы». Здесь стиль обязателен, а внимание сосредоточено не на «лике эпохи», а на генезисе самого героя автобиографии, становящегося рассказчиком (автором) в ходе самого повествования. Так, независимо от Бахтина, проблематика «автор-герой» с той или иной степенью сохранения литературной составляющей входит в гуманитарное знание. Учет бахтинской проработки этой проблематики может существенно обогатить данную исследовательскую зону гуманитаристики, причем на уровне междисциплинарном. Однако специально подчеркнем, что осмысление М. Бахтиным соотношения позиций «автор-герой» при перенесении из сферы художественного творчества в социальную реальность будет коррелировать с такой формой личных нарративов, как «истории жизни».
М.Бахтин констатирует разрыв, пропасть между позицией героя и автора («субъект жизни и субъект эстетической, формирующей эту жизнь активности, принципиально не могут совпадать»[13, с. 77]). В целом специфика эстетической активности подразумевает, среди прочего, особую независимость героя от автора. Бахтин утверждает, что изнутри героя невозможно завершающее единство целого произведения, лишь автор - носитель «напряженно-активного» единства целого героя и самого произведения, поскольку автор оказывается в позиции «вненаходимости» и «трансгредиентен» произведению. М.Бахтин вписывает систему «автор-герой» в архитектонику произведения, текста, текста-жизни. Мы выделим лишь некоторые ее составляющие, необходимые для обоснования методологии биографического дискурса (в одной из ее траекторий) и анализа феномена биографии/автобиографии в культуре.
Герой – носитель открытого и изнутри себя не завершимого единства жизненного события, чреватого поступком. Открытость жизненного события парадоксально, на первый взгляд, обозначается М.Бахтиным как «безысходность». Он подчеркивает, что «исход» не имманентен жизни, а нисходит от Автора в его встречной активности [13, с. 71]. Автор - живой носитель единства завершения жизненного события, противостоящий герою. Он находится в позиции вненаходимости по отношению к герою - временной, ценностной и смысловой. М.Бахтин особо подчеркивает вненаходимость автора по отношению к событию смерти героя. Смерть, взятая в эстетическом измерении, – носитель завершения целого жизни. А память, взятая в том же эстетическом измерении, рассматривается как собирающая и завершающая жизнь героя сила, она задает возможность эстетической победы над смертью. Воспоминание о жизни, «история жизни» - это борьба памяти со смертью. И как подчеркивает М.Бахтин, процесс оформления воспоминания есть процесс поминовения. «Тона реквиемазвучат на протяжении всего жизненного пути воплощенного героя» [13, с. 115]. М.Бахтин подчеркивает, что позицию вненаходимости обрести очень трудно, она «завоевывается и часто борьба идет не на жизнь, а на смерть, особенно там, где герой автобиографичен» [13, с. 16]. Онтологическая позиция вненаходимости автора должна быть в гуманитарном исследовании четко продумана методологически. Данная проблема, артикулированная чаще как проблема дистанции автора биографии по отношению к своему герою – одна из важнейших для биографического дискурса. Об этом, в частности, пишет Ю.М.Лотман в своей статье «Биография – живое лицо» [47], говоря о фигуре автора-повествователя в биографии, точнее, внутри биографии (отличной от автора биографического произведения). У Лотмана – не сливаясь, а сложно соотносясь. Герою – поле этического поступка, автору – поле эстетического созерцания (А в автобиографии – эти поля пересекаются, сложно накладываются друг на друга). Однако М.Бахтин подчеркивает, что эстетическое созерцание и этический поступок не могут отвлечься от «конкретной единственности места в бытии», занимаемой субъектом этого действия и художественного созерцания [13, с.23]. Так он продолжает линию размышлений о единстве жизни и творчества, творца и творения, явленного через единство ответственности. Здесь наряду с единством ответственности присутствует «конкретная единственность места в бытии», тот пространственный локус, где только и может реализовать себя ответственное поступание. Этическое и пространственное сливаются, проступает исходный смысл этического, где «этос» в греческом словоупотреблении – место пребывания, человеческое жилище. Мысль М.Бахтина в этом смысле созвучна современным размышлениям о неразрывной связи этического и пространственного, «этоса» и «топоса» (оттолкнувшись от идей М.Хайдеггера, можно упомянуть, в частности, работы М.Мамардашвили и И.Акчурина [51,7]). Герою – внутреннее самоощущение и одновременно – невозможность увидеть себя извне, как пишет М.Бахтин, «своеобразная пустота, призрачность и несколько жуткая одинокость» [13, с. 29] моего внешнего образа для меня самого. Автору – эмоционально-волевые реакции, «ценностно воспринимающие и устрояющие» внешнюю выраженность героя. В этом смысле М.Бахтин пишет о любовании, любви, нежности, жалости, вражде, ненависти. По его словам, эти реакции непосредственно к себе самому неприменимы. Неприменимы, не только этически, но и топологически (экзистенциально-топологически): они могут быть направлены только «от меня в мир», также как эмоционально-волевая утвержденность моего образа может исходить только «из другого». Принципиальная неравноценность, асимметрия и разнонаправленность Я и другого обосновывается М.Бахтиным и с религиозно-христианской точки зрения: «нельзя любить себя, но должно любить другого, нельзя быть снисходительным к себе, но должно быть снисходительным к другому…» [13, с. 36].
В целом сама работа «Автор и герой в эстетической деятельности» содержит основания бахтинской концепции христианской антропологии и религиозной этики, в другой исторической и политической ситуации она могла бы иметь другое название. Эти христианско-антропологические основоположения мы обнаруживаем и в ранней бахтинской работе «К философии поступка». Недаром один из лучших теоретических трудов Иоанна Павла Второго «Личность и поступок» (1969) [29], написанный еще в бытность Кароля Войтылы преподавателем, а затем заведующим кафедры этики в Католическом университете Люблина, часто сопоставляется с позицией М.Бахтина. Причем сопоставляется именно на уровне концепции христианской антропологии (в частности, в комментариях Е.С.Твердисловой к указанному изданию). Однако это особая тема, которая нуждается в специальном рассмотрении. В частности, достаточно дискуссионным является само наличие этико-антропологической христианской концепции у М.Бахтина. С нашей точки зрения, в ее наличии сомнения нет. С позиции общей архитектоники только автор может осуществить перевод с «внутреннего языка» на «язык внешней выраженности», вплести героя в единую живописно-пластическую ткань жизни как человека среди других людей, как героя среди других героев. Это относится и к самоописанию, М.Бахтин пишет о необходимости «автора», чтобы себя перевести (курсив мой – И.Г.) (См.: [13, с. 30]) из внутреннего самоощущения к внешней выраженности, указывая на неизбежность выделения особой «вненаходимой и не-участной» фигуры автора. Обретение позиции авторства по отношению к собственной жизни означает выход за пределы ценностного контекста, в котором протекало мое переживание, а также выделение «переживаемости» как особого предмета саморефлексии и как особой проблематики биографистики и автобиографистики.
Автору присущ избыток видения по отношению к герою, от автора нисходит на героя дар завершения из иного активного сознания, из творческого сознания автора. Речь идет, прежде всего, о композиционной завершенности. Направленность отношения «автор – герой» (от автора к герою) через «дар», а далее через «милующее»сознание, как раз и демонстрирует указанный нами разрыв между двумя позициями. Онтологическое зияние между «поступающим» героем и создающим «целое произведения» автором никак иначе не преодолевается, как через трансгридиентные «дар» и «милость». И это, как нам представляется, будет справедливо и для автобиографии, где герой и автор – одно лицо, а две его ипостаси, два модуса его существования лишь разнесены во времени. М.Бахтин предлагает типологию отношений «автор-герой», выбирая в качестве критерия их зависимость друг от друга. Он провоцирует создание различных вариантов такой типологии в биографическом дискурсе и размышления над основаниями подобной типологии. Бахтин выделяет три типичных случая отношений автора к герою. Первый – герой завладевает автором. «Эмоционально-волевая предметная установка героя, его познавательно-этическая позиция в мире» слишком авторитетны для автора. Автор видит предметный мир только глазами героя (Для М.Бахтина такой тип представлен Достоевским). Второй - автор завладевает героем, рефлекс автора влагается в душу или в уста героя (по М.Бахтину, такая позиция представлена в романтизме). Третий – автор сливается с героем, герой является своим автором, осмысливает свою собственную жизнь эстетически, как бы играет роль, «такой герой в отличие от бесконечного героя романтизма и неискупленного героя Достоевского самодоволен и уверенно завершен» [13, с. 20-21]. С позиций этой типологии можно рассматривать разнообразие взаимоотношений автора-повествователя и героя биографии/автобиографии не только в литературном контексте, но и решая задачи социального и культурного анализа. М.Бахтин предлагает рассматривать «автора» с двух точек зрения – принципиально не совпадающих и одновременно взаимодополняющих друг друга. Это - автор как герой и лицо и автор как принцип видения. В другой формулировке – автор как предмет видения и как принцип видения [13, с. 180]. Данное различение для исследователя особенно важно, когда он указывает на соблазн объяснить индивидуальность творчества художника (в самом широком смысле слова) из индивидуальности его лица. Оказывается существенной позиция читателя текста и созерцателя «события-бытия» художественного произведения, позиция закрепленная «хронотопически», в пространственно-временных координатах. Внутри пространства текста, внутри события произведения, внутри акта художественного созерцания автор руководит нами как принцип видения. За пределами текста и акта созерцания, когда автор перестает руководить нашим видением, мы объективируем пережитую под его руководством активность в некое лицо. Во временной перспективе – сначала автор предстает как творческий принцип, как «единство трансгредиентных моментов видения», потом - происходит индивидуация автора как человека. Такая «индивидуация», согласно Бахтину – «уже вторичный творческий акт читателя, критика, историка, независимый от автора как активного принципа видения – акт, делающий его самого пассивным» [13, с. 180]. Хронотопическая последовательность от «принципа видения» к «предмету видения» должна лежать и в основе творческой биографии – жизнеописании выдающейся (и не только выдающейся) личности.
Сомнителен и ущербен, по Бахтину, обратный путь – от лица, индивидуальных особенностей биографии – к творчеству, к событию произведения. В этом он видит «беспринципность» биографической формы, часто предлагающей именно такой, обратный путь. Данное различение лежит и в основе стратегии «ответственного чтения», опять-таки, чтения в широком смысле слова, в том числе и как про-чтения чужой жизни. Эта стратегия становится одним из этических и методологических оснований современного гуманитарного знания. Сам акт «чтения» в этом контексте концептуализируется. В целом в оптике бахтинского осмысления проблематики «автор-герой» выстраивается своеобразная онтология биографического/автобиографического опыта и дискурса, выявляется не обнаруживаемая при другом способе видения совокупность онтосоциальных (в режиме внутренней социальности») условий возможности существования биографии и автобиографии в культуре.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.195.198 (0.017 с.) |