Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Суточный круг богослужения в писаниях преподобного Симеона
Симеон считал ежедневное богослужение школой молитвы и духовной жизни. Он подчеркивает, сколь важно внимательно слушать каждое слово церковной службы. Наставляя новоначальных, Симеон пишет: [ Монах] должен вставать в полночь прежде утрени и молиться установленной молитвой, и так после этого вставать вместе со всеми на славословие (δοξολογία) и внимательно и трезвенно все его проводить, особенно внимая началу пения, то есть шестопсалмию, стихословию и чтениям неленостно, не расслабляясь телом, не переминаясь с ноги на ногу, не прислоняясь к стенам и колоннам, но должен он крепко сложить руки, ноги равно утвердив на земле, не вертя головой туда и сюда, не рассеиваясь умом... Глаза и душа должны быть нерассеянными и внимать только псалмопению и чтению и силе воспеваемых и читаемых слов Божественного Писания, насколько хватает сил, чтобы ни одно слово из него не прошло напрасно, но чтобы, насыщаясь всеми _________________________________ 40 Уже в IV веке Василий Великий связывал полунощницу с Псалмом 118: см. Правила пространные, 37, 5 [1016 В]. Ср. Lamb. Psalms, 57. 41 Cat. 26, 294-298. 42 Cat. 26, 20-27. I
_______________ Глава И _________________________ ими, душа его пришла в умиление, смирение и Божественное просвещение Духа Святого. В этом тексте можно указать на несколько моментов. Во-первых, Симеон предписывает телесную дисциплину, которая должна сопутствовать дисциплине ума: невозможно быть сосредоточенным, если тело в расслаблении. Может показаться неожиданным, что такой писатель-мистик как Симеон дает столь подробные практические указания относительно состояния тела, положения ног и рук. Во-вторых, Симеон говорит об обуздании ума во время молитвы. Эта тема весьма характерна для аскетических авторов. Иоанн Лествичник пишет: "Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении; середина же ее — в том, чтобы ум заключался в словах, которые произносим или помышляем; а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу"44. Симеон по опыту знал, что существует прямая связь между собранностью ума во время службы в храме и способностью человека достигать мистического "восхищения к Богу". В-третьих, Симеон указывает на то, что целью внимательного вслушивания в слова богослужения является достижение просвещения и единения с Богом45. Есть сходство между этими словами Симеона и одним из Оглашений Феодора Студита, где тот говорит о необходимости "внимательно вслушиваться в псалмопение и прилежно следить за чтением", подчеркивая затем, что цель этого заключается в том, "чтобы Чистый узрел нас чистыми, дабы нам просветиться, а не помрачиться"46.
____________________________________ 43 Cat. 26, 23-38. 44 Лествица, 28 [1132 D) 45 Ср. Василий (Кривошеий), архиепископ. Симеон, 82. 46 Большое Оглашение, I, 14. __________ Преподобный Симеон и богослужение __________ Симеон говорит и еще нечто, унаследованное им от другого Студита — Симеона Благоговейного: ...Если возможно, пусть никто из вас не проходит последование47 и чтение без слез... Ибо, принуждая себя к тому, чтобы не провести без слез уставное последование церковное, ты привыкнешь к этому благу, и в самом стихословии и в тропарях, которые поешь, питается душа твоя, принимая в себя их Божественные мысли, и возвышается ум твой через произносимое к умопостигаемому, и, сладко плача, ты так пребываешь в церкви, словно на самом небе с вышними силами48. Симеон Благоговейный в Слове аскетическом призывает монахов молиться со слезами49 и "никогда не причащаться без слез"50. Нижеследующие советы Симеона-старшего прямо соответствуют тому, что Симеон-младший говорит о присутствии на богослужении: В собрании [церковном]... не переставай в сокрушении дерзновенно плакать, не обращая внимания на тех, кого это соблазняет или кто над этим насмехается... [Плакать] весьма полезно новоначальным, особенно во время шестопсалмия, стихословия, чтения и Божественной Литургии51. Молиться со слезами советуют многие аскетические писатели, но обычно они имеют в виду келейную мо- ___________________________________ 47 Ακολουθία — термин, обозначающий церковную службу. 48 Cat. 26, 47-59. 49 См. Слово аскетическое, 5, и др. 50 Слово аскетическое, 24. 51 Слово аскетическое, 8.
_______________ Глава II _________________________ литву52. Симеон Благоговейный распространил этот совет на церковное богослужение, и Симеон Новый Богослов следовал его рекомендациям. Отметим, что Симеон считает "стихословие и тропари" средствами к приобретению слез и сокрушения: в этом явный контраст между его учением и упомянутым нами мнением, характерным для раннего монашества, о том, что "тропари и каноны" являются препятствием для достижения сокрушения и слез.
Однако, чтобы стать способным плакать во время богослужения, недостаточно лишь присутствовать в храме и вслушиваться в слова тропарей. Кто желает приобрести истинное сокрушение, тому следует исполнять на деле все то, что он слышит в церкви: Итак, хочешь ли никогда не причащаться без слез? Исполняй все, что каждый день поешь и читаешь, и тогда сможешь и это непрестанно совершать... Если ты будешь непрестанно, от всего сердца, со смиренномудрием и верой исполнять все, что читаешь или о чем слышишь, как читают другие... тогда не только вечером и утром и в полдень (Пс. 54:18), но и когда ты ешь и пьешь, а часто и когда ' разговариваешь, поешь псалмы, читаешь, молишься и лежишь на постели, Божественный этот и неизреченный дар, придя, будет следовать за тобой во все дни жизни твоей53. ____________________________________________ 52 Например, Иоанн Лествичник посвящает всю седьмую главу своей "Лествицы" "радостотворному плачу": он говорит о плаче перед сном и во время трапезы [805 AB], каждый вечер [805 В], "в городах и среди молвы" [816 С], "на всяком месте" [804 D], а также о "непрестанном плаче" [816 D]. Он, впрочем, в отличие от Симеона, не упоминает слезы в храме во время богослужения. 53 Cat. 4, 517-559.
__________ Преподобный Симеон и богослужение __________ Рассматривая отношение Симеона к Священному Писанию, мы уже встречались с мыслью о необходимости исполнять все, о чем человек читает в священных книгах. Теперь мы видим, как Симеон возвращается к той же теме, говоря о богослужебных текстах, исполняемых в храме. В Огласительных Словах Симеона есть еще несколько практических указаний относительно того, как монаху следует вести себя за богослужением. В частности, Симеон предписывает не выходить из храма прежде отпуста54. Он также говорит о поведении ка-нонарха (чтеца) в храме: тот, кому назначено возглашать песнопения за службой, должен делать это "не небрежно и нерадиво, но внимательно и трезвенно", словно в присутствии Самого Христа55. В 30-м Огласительном Слове Симеон, дает наставления, сходные с 26-м Словом: он также говорит здесь о необходимости внимания и сокрушения во время службы. Однако здесь упомянута еще одна деталь — а именно, что, внимая псалмам, следует "вспоминать также о келейной молитве"56. Можно предположить, что здесь Симеон имеет в виду практику непрестанной молитвы с повторением в уме краткой формулы, например "Господи, помилуй". Как отмечает архиепископ Василий (Кривошеий), в сочинениях, несомненно принадлежащих авторству Симеона, никогда не говорится о традиционной Иисусовой молитве в ее полной форме ("Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя"); предпочтение отдается ее сокращенным вариантам; однако Симеон говорит о том, что в аскетической традиции называется κρυπτή μελέτη ("тайным поучени- ___________________________ 54 Cat. 26, 61-62; Cat. 30, 197. Ср. Житие 28, 4-5.
55 Cat. 30, 210-213. Ср. наставления канонарху у Феодора Студита: Большое Оглашение, I, 3, 3 и Ямбы, 10. 56 Cat. 30, 195-196.
________________________ Глава II _________ ем") или κρυπτή εργασία ("тайным деланием")57. Целью такого тайного повторения в уме краткой молитвы является непрестанное памятование о Боге; такую молитву обычно практиковали между церковными службами, чтобы не терять собранности ума и не забывать о присутствии Божием. Симеон считает, что монах должен творить эту молитву и во время служб, одновременно внимая словам псалмов и песнопений. Как высоко ни ценил Симеон богослужение в храме, он утверждал, что непрестанная молитва намного важнее: Как главные заповеди содержат в себе все заключенные в них частные заповеди, так и главные добродетели собирают в себе все частные добродетели, заключенные в них... И непрестанно молящийся включил в это все, и уже не имеет нужды семь раз в день хвалить Господа (Пс 118:164) или вечером и утром и в полдень (Пс. 54:17) как уже исполнивший все, о чем мы молимся и поем согласно канону и в определенные времена и часы58. В этих словах акцент делается на монашеском идеале "хождения перед Богом", то есть на полном посвящении всей жизни Богу: как чтение Священного Писания, так и присутствие на богослужении, в конечном итоге, суть лишь средства для достижения этой цели. _________________________________________________ 57 См. Cat. 22, 278; Hymn 58, 355. Ср. Василий (Кривошеий), архиепископ. Симеон, 79-82. О κρυπτή μελέτη см. Hausherr. Noms, 167-175. 58 Cap. 3, 100.
__________ Преподобный Симеон и богослужение __________
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.88.137 (0.016 с.) |