Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Угораздило слечь с гриппом. Артобстрел, здание качнуло, как при бомбежке. Окна звенят. С тоскою думаю: неужели стекла вылетят.
Содержание книги
- Теперь уже было так голодно, что и мы с О. М. Замечтали о кошке и пожалели о бесцельной смерти нашего кота.
- Поместила об этом заметку в стенгазету класса.
- О. М. Начинает сдавать. Ей все время хочется есть. Мне - нет. Вернее, я это подавляю, Но во сне вижу Еду.
- О. М. Полагает, что там, вдали, переживания острее. Как знать. Мне кажется ужаснее гибель у тебя на глазах близкого при полной твоей беспомощности.
- От таких людей надо быть подальше, от них в малом и большом страдают все. Но как быть, если живешь с такими в одной коммунальной квартире.
- По дороге в школу опять труп - не то женщина, не то ребенок, в больничном халате, с голыми ногами. Меня каждый раз берет какая-то тошнота.
- Пишу при коптилке. После 3-х месяцев перерыва выдали по 1/4 литра керосина. Жизнь неуклонно налаживается.
- Днем опять обстрел. Вечером только один выстрел. У нас задрожали стекла. На мосту снарядом убиты четверо прохожих с портфелями.
- Весь Невский и все прилегающие улицы заполнены работающими, идет очистка города от снега. Выходят организации. Приятно видеть это оживление, чувствовать, что город возрождается.
- У дома встретилась с еленой Александровной, Она хочет пойти К тырсе, посылаю с ней для оли кусочек булки, остатки вишневого экстракта, немного сахарного песку и заварку чая.
- Иду для Кати в аптеку. В подъезде лежит умершая женщина. Все следуют мимо.
- Написала о Выгодских в партком и дирекцию Эрмитажа. Обещали помочь.
- Апреля идет обстрел тяжелой артиллерией, необычайно сильный и продолжительный. Такого еще не было.
- Совещание директоров и завучей
- Ленинградцы устают от ежедневных выдач продуктов, выстаивая в очередях. Я сама за пивом стояла 5 ч и ушла в 10 1/2 ч вечера. Боялась, задержат по дороге домой. Обошлось.
- Ночь прошла спокойно. От твердой кушетки все тело ноет.
- В итоге в резолюции ряд постановлений, в том числе и о питании учителей. Заседание было интересное, и впечатление у меня осталось очень хорошее.
- В городе чудный воздух. Все наши опасения по поводу вони оказались напрасны.
- Другой мальчик наворовал где-то шелк, блокноты, конверты, спички и выменивал все это у одноклассников на хлеб. Цены установил от 50 до 150 гр. Хлеба.
- В. В. Бабенко едет в лагерь завтра. Умудряюсь пробыть в школе до 7 ч вечера, хотя делать ничего не делаю.
- Эти дни бесконечные распри со столовой. Чувствуем, что они обжуливают наших детей, Но нам их не поймать и уже тем более не усовестить.
- Новый год отмечен лишь тем, что в школу иду К 11 Ч. Весь день пишу отчет за 1/2 года. Ухожу в десятом часу вечера.
- Кого не сломили утраты и голод кого не сломил,
- В школе волнение. Директору велено подать списки кандидатов на оборонные медали. Пишу характеристики учителям. Знаю, что и меня вносят.
- Ночью длительная тревога. Сброшены бомбы на старом невском, на чернышевом переулке и еще где-то. У нас зенитки бьют сравнительно тихо.
- Утром в полутьме иду за водой. В доме n 2 выбиты все стекла.
- Думала, что на работе будет трудно после бессонной ночи. Нет, ничего. Но когда приходишь домой и ложишься, то точно проваливаешься в темную бездонную пропасть.
- Угораздило слечь с гриппом. Артобстрел, здание качнуло, как при бомбежке. Окна звенят. С тоскою думаю: неужели стекла вылетят.
- Пишу во время вт. Завыла сирена около 9 Ч. Сейчас 10. Отбоя нет, Но абсолютно тихо. Очевидно, самолеты немцев появлялись где-нибудь на переднем крае обороны.
- Вчерашний обстрел, говорят, был самым сильным. В один только куйбышевский район попали 220 снарядов.
- Итак, начинаю описание протекающей жизни и событий. Возможно, завтра начнутся занятия в школе. Я с нетерпением жду этого желанного дня, когда приступим К занятиям.
- Надо все-таки учиться как можно лучше, все это ведь зачтется на дороге предстоящей жизни. Надо мужаться. Быть выносливой и пока терпеть. Другого выхода нет.
- На этом записи дневника обрываются.
- Дорогая Ксения Владимировна.
- После линейки начинаются физкультурные игры, Но я увожу заинтересовавшегося было ими федорова обследовать дачи. Мне хочется показать, в каких ненормальных условиях живет детский трудовой лагерь.
- Пашин оставляет для директора письменное предписание: 1) обеспечить посудой разноску ужина по дачам; 2) хранить карточки питающихся в столовой; 3) лучшие продукты питания отдавать в детскую столовую.
- Отмечаю большую и активную работу вожатых В.Петерсон, А.Волковой, Т.Капица.
- Артобстрел, юродивый и лев толстой
- Когда долгий обстрел, это утомляет. А когда радио верещит, что он кончен, или об этом говорит наступившая тишина, Ты радуешься, что остался цел, не погиб, разрываемый на куски, не в этот раз.
- Вернувшиеся вчера из города рассказывали о жутком обстреле. Удивительно, как быстро чинят провода, заделывают воронки в асфальте. Только эти свежие заплаты и говорят нам, что было накануне.
- У вас ведь есть уже морковка,
- Затем юра артюхин говорил о нашей комсомольской организации на сегодня, а я - об ее истории. Слушали очень хорошо, и я записала свое выступление. Но, конечно, запись много шире того, что я говорила.
- Нам немного осталось жить на этом свете. Зачем А. Ю. Решил расстаться. Глупо. Больно.
- Абсолютно нет времени писать. Из лагеря уехали еще 25 сентября.
- В доме пионеров раздавали медали моим огородникам. Правда, в малоторжественной обстановке - шумели мальчишки, проникшие на чествование из разных кружков. И все же я очень рада событию.
- В землянке тепло. Мы сидим в одних платьях. Маленькое окошко пропускает мало света, и над столом непривычно ярко для нас горят две электрические лампы.
- Очень сложен в этом мужском обществе, с многочисленными часовыми, вопрос об уборной. Кто-то помогает девочкам открыть шалаш из еловых ветвей, приспособленный для этой цели.
- На концерт не остаюсь. Ухожу с незнакомой попутчицей. Она берет меня под руку, включаем мой фонарь.
- В 21 ч, наконец, радио заговорило. Приказ за именем командующего ленинградским фронтом генерала Л. А. Говорова. Взяты красное село, ропша.
- Лазарев слово сдержал и благополучно окончил школу. И вот сейчас он стоит передо мной. Это уже не мальчик, это мужчина, прошедший с честью сквозь огонь войны.
Катя делится новостью: приехали актеры - Яхонтов, Фредков, Грановская и другие. А сегодня обстрел, как никогда. Актеры удручены. Ленинград их поражает безлюдьем, разрушениями. "Страшно у вас, - говорят они, - особенно по вечерам". "Иду по улице, - рассказывала Кате одна артистка, - звуки обстрела. Иду, потому что вижу, что идут ленинградцы, но самой хотелось бы спрятаться в подвал". Итак, Большой драматический театр вернулся в значительной части своего состава. Это первое возвращение "эмигрантов". Событие не рядовое.
II.1943 г.
Вчерашний артобстрел был ужасен. То слышали противный тошнотный свист. Перелеты. То бухало, казалось, в переулке. Во всем городе погасло электричество.
Что делала я? Лежала больная. М.И.Барская, "боящаяся обстрела", вовремя принесла обед и сидела у меня. Радио тикало. А в промежутках диктор говорил: "Внимание, внимание. Говорит штаб МПВО. Артиллерийский обстрел района продолжается". Когда он возвестил о прекращении и М.И. ушла, начался невозможный обстрел. Почему-то штаб всегда оповещает с опозданием.
II.1943 г.
Вечером услышала по радио знакомое имя - Л.Л.Ракова, "одного из лучших лекторов Дома Красной Армии", как о нем сказали. Прислушалась. "Он мог уехать, но связал свою судьбу с городом-фронтом". Читал лекцию на переднем крае обороны. В это время воинская часть, в которой он находился, получила приказ наступать. Раков имел право уехать в тыл, но он пошел с частью. По выполнении задания его послали в штаб с донесением. Переходя Неву, попал в полынью, образовавшуюся от попадания снаряда. Выбрался, явился в штаб. Фраза: "обидно было бы потонуть в родной Неве" - на Л.Л. не похожа, это, скорее, от составителя сообщения.
УМЕР БЛИЗКИЙ ЧЕЛОВЕК
Пришло краткое известие от невестки М.Н.Ефремовой. "Поселок Гаево, 9/02/43 г. С сожалением должна Вам сообщить, что Мария Николаевна уже не получила Вашего письма - она скончалась 29/12/42 г. после вторичного припадка грудной жабы. (Первый случился 25/12/42 г. во время работы в школе.) Несмотря на наши просьбы отдохнуть еще, Мария Николаевна в конце ноября поступила работать в школу и стала уставать, тем более, что ходить ей по нашим холмистым местам было трудно. М.Н. очень тепло отзывалась о Вас, много рассказывала о Вашей совместной работе с ней в Ленинграде и очень ждала письма. Всего хорошего. Е.Ефремова".
ДЕНЬ РККА
Накануне почувствовала: несомненно, выздоравливаю. Были две тихие тревоги. Обстрел не очень сильный. Скопом пришли девочки VII и VIII классов. Будто тревоги их не касаются. Это - Оболенкина, Каретникова, Смирнова, Абрамова, Волкова, Петерсон. Устала к вечеру ужасно. Но как хорошо, что они у меня есть.
Сегодня иду с утра в школу. На улице красные флаги. 23 февраля. У детей замечательный завтрак: селедка астраханская, квашеная белая капуста и картошка в соусе. Кофе сладкое с молоком. Я получаю тарелочку картофеля и кофе. Сразу после завтрака военный парад V-VIII классов. Нам с директором велено сидеть в канцелярии, пока нам не доложат, что классы к параду готовы. Нас волнует это вынужденное бездействие. Строит детей в зале военрук В.Ф.Плепис - каждый класс в каре, по четыре ученика в ряд. Выносят знамя, и около него три ученика с винтовками.
Наконец, нам докладывают, что все готово. Идем. Бабенко впереди, я за ней, с книгой приказов. Военрук берет под козырек и оглушительно докладывает, что к приему парада все готово. Директор командует: "Смирно". И я читаю мною же составленный приказ N 10 по школе. Директор от волнения забывает поздравить, и дети огорчены - хотелось прокричать "ура". Плепис командует: "Направо кругом марш". На пианино играется марш, и под него проходят все классы, во главе со своими командирами, мимо директора и учителей. Порядок образцовый.
После первого урока парад маленьких. Тут больше шума, сбиваются с ноги, но зато "ура" звучит вовсю. На третьем уроке сперва объявлен артобстрел района, затем ВТ. Я сижу в канцелярии. Дети спускаются в бомбоубежище. Волнует, что военрук ушел с отрядом лыжников готовиться к кроссу. Но все тихо, и в конце пятого урока отбой.
На утреннике IV-V классов я не была - составляла расписание дежурств, писала приказы. Обед: замечательный бобовый суп на мясе, запеканка с мясом под соусом, бисквит и компот. Это и я получаю. У детей еще конфеты. Дети сияют. Какие-то малыши пришли благодарить за "вкусный обед". Тася Федорова с набитым ртом силится что-то сказать. Оказывается, ей необходимо сообщить, что она так сыта, как ни разу не была с начала войны. Суп - "как дома до войны".
Хлеб у детей белый. И нам буфетчица предлагает обменять наш черный на белый. Со вчерашнего дня норма увеличена на 100 гр. Иду за своими 1200 гр. на два дня, чтобы совершить предложенный обмен. Что происходит на улице, понять трудно. Над головой гудят аэропланы. Будто бы наши. Тяжело ухают и разрываются неизвестно где снаряды. Но ВТ не объявлена. Значит, обстрел не нашего района, а аэропланы наши.
Надя Преображенская, дочь Софьи Петровны, рассказывает, что недавно вернувшийся артист Большого драматического театра Фредков проклинает свой приезд сюда, а балерина Вечеслова спрашивала, по какой стороне улицы ходить ей во время бомбежки. Какой-то шутник ответил: "Обязательно ложиться посередине улицы, лучше между трамвайными путями". Надя уверяет, что Вечеслова приняла это за чистую монету. Нет ли в таких анекдотах гордости тех, кто все пережил в Ленинграде? Еще один штрих: бойницы в заложенных кирпичом амбразурах окон заделаны к Дню Красной Армии. Нас это радует как внешний знак того, что штурм города отныне невозможен.
|