Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вневременность и внепространственность Я
Внутренне (в себе) Я вневременно и внепространственно. Как чувство самоприсутствия оно ни в прошлом, ни в будущем, не там и там, а только здесь и теперь. Применительно к эмпи-
рическому Я, т.е. к человеку, ипостаси времени – (прошлое и будущее) существуют лишь как память и воображение. “Я был”, “Я буду” - понятно, что это означает применительно к эмпирическому Я. Применительно к внутреннему Я это бессмыслица. “Я есмь” – это единственный временной модус экзистенциального Я, хотя бы он и определялся – как у Хайдеггера – экстазами бывшести и будущего. Феноменологически последние бытийствуют лишь как ретенция и ожидание. Довод Декарта о необходимости бытия Бога, потому что я не нахожу в себе способности сохраняться или творить себя, был бы справедлив, если бы Я сохранялось или творилось. Но о нем нельзя сказать ни того, ни другого, оно только есть. Я внепространственно. У него нет признаков пространственной вещи, поэтому оно не вещь (можно сказать и наоборот: оно не вещь, поэтому непространственно). Оно не имеет размера, формы, не может быть там-то или в другом месте, оно всегда здесь и именно – “ у себя”. И для него нет других мест, нет пространства для собственного бытия. И нельзя указать, где оно. Оно нигде и везде. Поэтому Я есть все, бесконечное. Как оппозиция всему соприсутствующему (представленному в феноменах) оно оппозиция всему, поэтому “выталкивает” из себя пространство вещей. Континуальность Я Для Я как чувства самоприсутствия континуальность означает, что оно для себя непрерывно и едино и не различает в себе каких бы то ни было дискретных интервалов или частей, оно одно, едино и единственно в себе и для себя. В эмпирическом Я это фундаментальное качество экзистенциального Я проявляется в том, что психологически Я всегда одно и то же, а именно – оно само. С детства и до старости мое Я — это мое Я. Содержание его переживаний, его опыт, естественно, меняются, накапливаются или растрачиваются, но все это происходит с одним и тем же Я – с моим. Моменты бессознательности (сон, обморок и др.) не прерывают его, не ведут к Я-до и Я-после как различным. Скажем, просыпаясь, мы не переживаем чувства появления Я. Просто у нас нет чувства его временного небытия, хотя знать или предполагать это мы можем. Континуальность как экзистенциального, так и психологического Я – один из важнейших источников идеи “чистого” Я. Сохранение
чувства “одного и того же” наводит на мысль, что Я вообще не зависит от каких бы то ни было содержаний жизни (как бы они ни понимались) и существует как предпосылка, как елка, на которую вешают игрушки. Поэтому кажется, что существует некое “чистое Я”, Я как таковое, как субстанция, модусами которой являются все изменения души и тела. Разумеется, думать так можно, но в МЕР это выглядит как теоретическая иллюзия. В основе континуальности эмпирического Я лежит континуальность внутреннего Я, которое, как было показано, вовсе не требует, чтобы Я было “чисто”, более того, оно именно “не чисто”, так как оно есть чувство самоприсутствивия и соприсутствия при чем-то. Во всех изменениях того, при чем я присутствую, всегда есть нечто, не являющееся Я, при чем я и присутствую. Предполагаемое “чистое Я” возможно лишь как присутствие перед ничто. В силу этого оно лишено и самоприсутствия и поэтому может лишь теоретически мыслиться, но не может фактически переживаться. Поэтому если бы оно в некотором смысле и было, оно не было бы экзистенциально, т.е. не имело бы никакого отношения к человеческому бытию как таковому. Соответственно не имело бы никакого эмпирического значения в жизни людей. Используя терминологию Хайдеггера, оно не было бы ни наличным, ни подручным, оставаясь лишь возможным теоретическим объектом, который как раз и объективируется лишь тематизацией.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.106 (0.004 с.) |