Классификации и формы финансового контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификации и формы финансового контроля



 

Существующие формы контроля, которые принято классифицировать в зависимости от определенных признаков (табл. 1).

Таблица 1

Классификация форм финансового контроля

Признак классификации Форма финансового контроля
1. Регламент осуществления Обязательный, инициативный, внешний и внутренний
2. Время проведения Предварительный, текущий и последующий
3. Субъекты контроля Государственный (в том числе президентский, федеральных и региональных органов власти), органов местного самоуправления, финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый
4. Объекты контроля Бюджетный контроль, контроль внебюджетных фондов, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, валютный контроль

Так, обязательный контроль осуществляется государственными органами в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки. К нему относятся, в частности, налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ и т.д.

Инициативный контроль определяется по усмотрению хозяйствующих субъектов и выступает в качестве элемента управления.

Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия бюджетов (федерального, субъектов РФ, органов местного самоуправления), финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных организаций, учреждений. Он предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов и позволяет предупредить возможное нарушение действующего законодательства, выявить дополнительные резервы и источники возможных доходов, предотвратить нерациональное использование денежных средств.

Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов тех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Данная форма контроля предусматривает не только соблюдение финансовой дисциплины, но и анализ всей финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.

Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов по завершении финансового года, отчетного периода.

Государственный контроль проводится органами государственной власти (Администрацией Президента, законодательными и исполнительными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации).

Контроль органов местного самоуправления осуществляется соответствующими органами финансового контроля на местном уровне и направлен на контроль (текущий, предварительный, последующий) и анализ хода исполнения местных бюджетов.

Контроль финансово-кредитных органов состоит в проверке правильности и достоверности данных финансовой отчетности предприятий и организаций со стороны банковской системы РФ.

Ведомственный контроль осуществляется специальными подразделениями министерств и ведомств подотчетных им предприятий, организаций, учреждений. Цели и задачи такого контроля непосредственно устанавливаются самими министерствами и ведомствами.

Внутрихозяйственный контроль проводится финансовыми и экономическими подразделениями предприятий и организаций. Цели и задачи осуществления данного контроля формулируются органами управления хозяйствующих субъектов.

Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регламентирующими осуществление аудиторских проверок.

 

Методы финансового контроля

 

Различают следующие методы осуществления финансового контроля:

– проверки,

– обследования,

– надзор,

– анализ финансового состояния,

– наблюдения (мониторинг),

– ревизии.

Проверка проводится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий.

Обследование предполагает изучение отдельных аспектов функционирования предприятий, организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития.

Надзор представляет собой контроль за осуществлением финансовых операций в соответствии с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством. Результатом надзора может быть рекомендация (указание) к ревизии или применение определенных санкций, например, в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций).

Наблюдение (мониторинг)– это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта или может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности предприятия.

Анализ финансового состояния предполагает оценку результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности использования его капитала.

Ревизия является наиболее распространенным методом финансового контроля. По полноте охвата финансового контроля различают полные, частичные, тематические и комплексные ревизии.

Полная ревизия предусматривает проверку всех аспектов финансово-хозяйственной деятельности субъектов. Частичная ревизия проводится с целью контроля отдельных аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.

Тематическая ревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной деятельности ряда однотипных хозяйствующих субъектов с целью выявления типичных недостатков, правонарушений. Комплексная ревизия включает в себя проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности субъекта, в том числе вопросов сохранности и эффективности использования факторов производства, соблюдения финансовой дисциплины, качества (достоверности, своевременности предоставления) финансовой отчетности. Ревизии также можно подразделять на сплошные, выборочные и комбинированные.

 

Общая характеристика независимого (аудиторского)
финансового контроля

 

Аудиторский контроль в России является относительно новой формой контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций. Аудит в узком понимании подразумевает проверку истинности докладов и заявлений руководства, а также отчетность по результатам такой проверки. В мировой практике в широком понимании аудит – это системный процесс получения и оценки данных об экономических действиях и событиях на предмет соответствия этих данных определенным критериям. Результаты аудита предоставляются заинтересованным пользователям.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ следующим образом определяет понятие аудита:

«Аудиторская деятельность, аудитэто предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей».

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности финансовой отчетности хозяйствующих субъектов. Под достоверностью финансовой отчетности понимается такая степень точности ее данных, которая позволяет компетентному пользователю делать на ее основе обоснованные выводы о результатах деятельности хозяйствующих субъектов и принимать соответствующие решения.

В нормативных документах по аудиторской деятельности различают внешний и внутренний, обязательный и инициативный аудит.

Внешний аудит проводится независимой аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с целью оценки достоверности состояния бухгалтерского учета и отчетности. Во многих странах действуют законы, согласно которым корпорации (фирмы) обязаны проводить внешний аудит финансовой отчетности. При этом внешний аудит не может осуществляться аудиторскими фирмами в отношении субъектов, являющихся:

· их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами;

· их дочерними предприятиями, филиалами и представительствами или имеющими в уставном капитале долю этих аудиторских фирм.

Сокрытие указанных обстоятельств может стать основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

Внутренний аудит осуществляется специальным подразделением хозяйствующего субъекта, который, как правило, непосредственно подчиняется высшему руководству. Главной задачей внутреннего аудита является защита имущественных интересов организации и ее собственников. Конкретными задачами проведения внутреннего аудита могут быть:

– проведение проверок по отдельным вопросам деятельности организации, составление различных справок-докладов по результатам проверок;

– проверка выполнения хозяйственных договоров, постановки и ведения бухгалтерского учета, экспертиза бухгалтерских балансов и отчетов;

– проверка наличия, состояния, правильности оценки имущества, эффективности использования ресурсов, соблюдения действующего порядка установления цен, тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины и своевременности уплаты налогов;

– разработка и предоставление руководству организации предложений и по улучшению организации бухгалтерского учета, и расчетной дисциплины, изменению системы контроля;

– организация подготовки к внешнему аудиту, к проверкам налоговых и других органов внешнего контроля.

 

Примечание. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами России, а также по поручению государственных органов, следователя при наличии санкций прокурора, по решению арбитражного суда. Инициативная аудиторская проверка проводится по решению самого субъекта.

 

 


Государственные инвестиции

Рассмотрим особенности инвестиционной политики государства в 2014 г. Общий объем государственных капитальных вложений на 2014 г. составит 508,4 млрд руб., что в 1,6 раза больше чем в 2013 г. (рис. 1).

Рис. 1. Государственные капитальные вложения, млрд руб.

С учетом средств, передаваемым бюджетам субъектов Российской Федерации, основная часть расходов на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы будет направлена на развитие экономики и инфраструктуры (рис. 2).

Досрочное погашение государственного внешнего долга и сокращение расходов на его обслуживание позволит в 2015-2016 г. увеличить объем Инвестиционного фонда на 34,3 млрд руб. (табл.2).

Таблица 2

Инвестиционный фонд Российской Федерации

  2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Без учета досрочного погашения внешнего долга 69,7 76,3 73,2 64,3
С учетом досрочного погашения внешнего долга 110,6 104,2 93,3

Рис. 2. Функциональная структура расходов на реализацию ФАИП

 

 

Расходы государства в области промышленности распределены по трем основным направлениям:

– поддержка развивающихся экспортоориентированных отраслей;

– реструктуризации убыточных отраслей,

– регулирование стратегических отраслей и естественных монополий (табл. 3).

В рамках реструктуризации убыточных отраслей промышленности из федерального бюджета ежегодно выделяются средства на реструктуризацию убыточных предприятий угольной отрасли. В 2015 г. на эти цели выделено 4,9 млрд руб. (на 0,3 млрд руб. больше, чем в 2014 г.) В связи с закрытием шахт требуется реализация программ развития шахтерских городов и поселков и социальная реабилитация их жителей, на что из федерального бюджета в 2015 г. выделено 2,2 млрд руб.

 

Таблица 3

Основные расходы Федерального бюджета
на поддержку и реформирование промышленности

  2006 г., млрд руб. 2007 г. (проект), млрд руб. Изменения
млрд руб. %
ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 гг. и на перспективу до 2015 г.» 18,0 18,0
ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007-2011 гг.» 3,3 6,3 3,0 90,9
ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г.» 7,5 11,4 3,9 52,0
Взнос РФ в уставные капиталы в авиационной сфере и лизинговых компаний 6,0 6,0 0,0 0,0
Взнос РФ в уставные капиталы организаций электроэнергетики 30,0 30,0
Субсидирование процентных ставок по кредитам экспортерам промышленной продукции 3,0 3,0 0,0 0,0
Реструктуризация угольной промышленности 4,6 4,9 0,3 6,5
Субвенции бюджетам регионов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков 2,0 2,2 0,2 10,0

 

Ассигнования федерального бюджета в сфере транспорта направлены, в первую очередь, на обеспечение экономики надежной и современной транспортной инфраструктурой и обеспечение использования Российской Федерацией ее выгодного географического положения.

 


Вопросы для самоконтроля

1. Что такое финансы?

2. Каковы предпосылки возникновения финансов?

3. Каковы этапы развития финансов?

4. Каковы характерные признаки финансов?

5. Какие денежные отношения относятся к финансовым отношениям?

6. Что выступает источником финансовых ресурсов?

7. Какие существуют категории финансов?

8. Какие функции выполняют финансы?

9. Каковы виды финансового контроля?

10. Что такое финансовая система?

11. Что такое централизованные и децентрализованные фонды денежных средств?

12. Что такое финансовая политика?

13. Каковы задачи финансовой политики?

14. Что такое бюджетная финансовая политика?

15. Что такое кредитно-денежная политика?

16. В чем заключается инвестиционная политика государства?

17. Чем надо руководствоваться при выработке финансовой политики?

18. Что такое финансовый механизм?

19. В чем сущность управления финансами?

20. Какие функциональные элементы выделяются в управлении финансами?

21. Какую цель преследует управление государственными финансами?

22. Кто осуществляет управление финансами в Российской Федерации?

23. Какие основные задачи возложены на Министерство финансов РФ?

24. Каковы основные задачи Федерального казначейства РФ?

25. Каковы основные задачи Счетной палаты РФ?

26. Кто осуществляет финансовый контроль в РФ?

27. Каковы задачи государственного финансового контроля?

28. Что такое финансовое планирование?


Контрольные тесты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 747; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.83.253 (0.036 с.)