Программно-целевое управление в работе социального педагога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программно-целевое управление в работе социального педагога



Программно-целевой подход в управлении - это такой подход, при котором лицо, организующее управление, ориентируется на достижение конечного результата в логике поэтапного действия: формирование дерева целей, разработка адекватной исполняющей программы, реализация управляющей программы.

При этом под управлением понимается целенаправленное воздействие руководителя или органов управления, согласующееся и объединяющее совместную деятельность людей. Методы управления-способы практических действий, направленные на достижение целей, задач, основанные на анализе достоверной информации и оптимально выбранные из системы возможных вариантов.

Программно-целевой подход в управлении подразумевает использование такого метода как проектирование – создание субъектом модели предстоящей деятельности, включающее представление о стадиях, этапах целенаправленного изменения объекта от исходного состояния к желаемому.

Проектировать – составлять проект или модель в уме, мысленно представлять себе что-либо как целое, систему.

Проектирование - специфичный вид плановой деятельности.

Виды проектирования:

Поисковое проектирование. Создание модели будущего состояния объекта предполагает следующую логику: современное состояние объекта - построение «древа проблем» с учетом известных закономерностей объекта развития - построение модели возможного состояния в исходный промежуток времени.

Нормативное проектирование. Предполагает следующую логику: желаемый в будущем вариант - нахождение наилучшего пути его достижения и построение «древа целей» - определение траектории развития существующего сегодня объекта.

Социальному педагогу для успешного решения определенного класса профессиональных задач важно иметь достаточно полное, четкое представление о сущности, принципах, содержании управленческой деятельности. Это поможет адаптироваться к ритму работы соответствующего учреждения социально-педагогической инфраструктуры, понять сложный механизм его функционирования, установить профессиональные деловые отношения с администрацией, коллегами, воспитанниками, их родителями, специалистами различных служб.

Основу механизма управления деятельностью социального педагога на программно-целевой основе составляют такие его части как: система стратегического анализа и планирования; разработка целевых и комплексных программ; нормативно-правовое и методическое обеспечение; система корректировки и контроля качества реализуемых программ и др.

Базовым элементом программно-целевого управления является комплекс целевых программ.

Термин «программа» не случайно является сегодня наиболее популярным среди организаторов социально-воспитательных систем, так как это документ, предельно ясно устанавливающий связи концептуально определенных целей и механизмов их достижения. Программа содержит своеобразный сценарий развития воспитательной системы, в связи с этим она неотъемлемый атрибут последней, появляющийся на этапе её проектирования. Значимость программ в процессе социального воспитания состоит не только в том, что это дидактический инструмент управления свободным временем подростков, но и в том, что это важнейший элемент в структуре управления социально- педагогической деятельностью.

Разработка и внедрение в практику деятельности социального педагога разнообразных социально-воспитательных и образовательных программ, на основе которых осуществляется социальное воспитание подростков, позволяет:

четко увязывать их с интересами различных социальных слоев и групп населения (детей, подростков, родителей, творческих групп и объединений), удовлетворять их разнообразные потребности;

выравнивать социальную справедливость обслуживаемых слоев групп населения; повышать социальную эффективность деятельности подростков;

определять новые направления и виды деятельности;

совершенствовать методики привлечения подростков к творчеству различных направлений; вести поиск эффективных форм работы с одаренными детьми;

совершенствовать существующие и определять новые формы соц. педагогической деятельности творческих коллективов и творческих объединений, определяя их взаимодействие в сфере свободного времени и места в общей системе социального воспитания;

совершенствовать формы и методы семейного досуга и творчества в свободное время;

создавать систему работы с социально незащищенными детьми и подростками;

разрабатывать комплексные социально-значимые образовательные проекты (экологические, исторические, нравственные, культурные и т.д.), применять инновационные «научающие» технологии образования.

 

В основе разрабатываемых программ находятся такие основополагающие принципы как:

- учета реальных возможностей и условий обеспечения программ материальными, кадровыми и финансовыми ресурсами;

- учета возрастных и индивидуальных особенностей подростков, их психического и физического развития;

- ориентация на потребности общества и личности в образовании и социальном воспитании;

- принцип возможной корректировки программ с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образованности и воспитанности личности, её адаптации к современной социокультурной среде.

Особо выделяются при разработке целевых программ в сфере свободного времени такие принципы как:

- мотивации деятельности подростков на основе добровольности включения их по интересам в ту или иную деятельность при наличии у них доступных, понятных и осознанных целей;

- индивидуальности, что предполагает специально организованную деятельность по развитию способностей и качеств личности в соответствии с природными задатками, фантазией и жизненным опытом;

- системности, предполагающей взаимосвязь и преемственность систем знаний, т.е. родственных отношений повторения и учения, а также включение в социально-воспитательный процесс «научающих» технологий, ориентированных на подготовку детей к жизни.

Целевые образовательные и социально-образовательные программы аккумулируют современный уровень знаний в работе социального педагога, органически включают основы знаний о социальных нормах и моральных ценностях, закладывают мотивационные ориентиры на трудовую деятельность. Программы ориентируют социальные институты воспитания на развитие у детей способностей к саморегуляции поведения в среде сверстников, к формированию среды общения, подготовку их к самостоятельной и ответственной деятельности в семейно-бытовой сфере, обучение культуре досуга, подготовку к выбору социально - ценных способов использования свободного времени, сохранению и укреплению здоровья и т.д..

Задания к практическому занятию:

1. Проанализируйте различные виды планов.

2. Составьте схему, по которой может строиться разработка плана конкретного мероприятия.

3. Составьте примерный план работы социального педагога на день.

4. Составьте перспективный план работы социального педагога на полугодие (работа по группам).

5. Составьте глоссарий по социально-педагогическому менеджменту.

6.Дайте характеристику программно-целевого управления в работе практических социальных педагогов. Используйте для этой цели журнал «Социальная педагогика» за последние два года.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные принципы планирования? Охарактеризуйте каждый из них.

2. Что представляет собой аналитическая записка перспективного плана?

3. В чем особенности календарного планирования в форме циклограммы?

4.Используя Приложение 1 к теме, прокомментируйте традиционное и стратегическое планирование.

5.Используя Приложение 2 к теме,приведите примерыорганизационных методов по основным элементам процесса управления.

 

Проблемные вопросы и задания:

1. Почему планирование является основой социального управления?

2. Как вы считаете, целесообразно ли социальному педагогу составлять ежедневные планы? Ответ обоснуйте.

Задания по УИРС, НИРС:

1. Составьте план конкретного воспитательного мероприятия.

2. Изучите несколько перспективных планов социальных педагогов. Сделайте обобщающие выводы об основных целях и задачах в них.

3.Сделайте реферативное сообщение по проблеме планирования в деятельности социального педагога.

 

Использованная литература:

1.Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М., 2007.

2.Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2007.

 

Задания для самостоятельной работы студентов:

1.Составьте тестовые задания по понятийно-категориальному аппарату темы, используя нижеприведенную трактовку и логику взаимосвязи понятий.

 

Социальное управление – управление в самых различных социальных системах и в отдельных социальных организациях. Социальное управление – в широком смысле слова управление всеми и любыми общественными процессами в отличие от управления в биологических и технических системах; в узком смысле управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни, средство реализации социальной политики.

Менеджмент – управление социальной организацией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.186.133 (0.017 с.)