Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9. Основы эстетического и экологического воспитания школьников
«Важную цель всей системы воспитания я видел в том, чтобы школа научила человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом». В.А. Сухомлинский
«Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить». Ф. Жолио Кюри
Эстетика – философская наука о прекрасном в действительности, об особенностях познания и преобразования мира «по законам красоты», об общих закономерностях искусства. Термин «эстетика» введен в научный обиход немецким философом-рационалистом Александром Баумгартеном в 1750 г., но сама наука зародилась в глубокой древности, в эпоху рабовладельческого общества в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. Эстетика как наука служит развитию у людей чувства прекрасного. Отсюда основные категории эстетики – прекрасное и безобразное. Прекрасное – это, то, что в наивысшей степени соответствует глубинным лучшим человеческим потребностям, представлениям, целям. Категория прекрасного имеет два основных критерия: 1) соответствие содержания и формы (предмета, объекта и т.д.); 2) гармоничное соотношение всех сторон предметов и явлений в конкретных условиях. Прекрасное выполняет функцию соответствия меду природой и человеком, предметом и человеком, и, как правило, вызывает человеческие эмоции. «Эмоции» – понятие также греческого происхождения, которое означает душевное переживание, волнение. У человека наблюдается два класса полярных эмоций: положительные (приятные ощущения и чувства, вызывающие удовлетворение, восхищение и т.д.) и отрицательные (неприятные чувства, побуждающие человека к устранению и избеганию вызывающих их обстоятельств). Отрицательные эмоции, как правило, вызываются предметами, поступками и т.д., характеризующимися категорией безобразного. Высшим продуктом развития эмоций у человека становятся чувства, которые превращаются в доминанту эмоциональной жизни. Чувства – это устойчивые эмоциональные отношения человека к окружающей действительности; они осознаются, мотивируются и могут управляться человеком.
Исходя из этого, эстетическое воспитание можно рассматривать как формирование у школьников эстетических качеств и потребностей – формирование способностей понимать, оценивать и строить свою жизнь по законам красоты; содействие развитию у школьников творческих задатков и дарований в области искусства, желаний преобразовывать окружающий мир в соответствии с категорией прекрасного. По мнению белорусского эстетика В.А. Салеева, «сущностью эстетического воспитания выступает только полнокровное, созидательное человеческое творчество и максимальное преобразование мира и человека в связи с его органичным, полнокровным «самовыражением» [5, с. 12]. Цель эстетического воспитания – формирование и развитие у подрастающего поколения эстетического сознания, которое включает в себя осознанное эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических теорий, идеалов, вкусов, суждений, критериев. Центральное звено эстетического сознания – эстетический идеал, который рассматривается как социально обусловленное представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеческой жизни, искусстве [1, с. 20]. Эстетическое сознание формирует у человека эстетический вкус – способность человека увидеть, почувствовать и понять произведения искусства, предметы, явления, жизненные ситуации с позиции эстетического идеала. На основе эстетического вкуса у человека формируется способность эстетического суждения – доказательного, аргументированного оценивания эстетических явлений в жизни, природе, искусстве на основе критериев. Критерии рассматриваются как созерцательно-оценочный аспект эстетического воспитания: восприятие прекрасного, наслаждение им, умение отделить подлинно прекрасное от уродливого, безобразного, низкого пошлого в человеческой жизни, природе, труде, быту и искусстве.
Все сказанное выше позволяет нам выделить следующие задачи эстетического воспитания школьников:
1) содействие усвоению школьниками основ научной эстетики; 2) формирование у учащихся эстетических идеалов, вкусов и суждений в соответствии с общечеловеческими идеалами; 3) развитие у школьников эстетических чувств в различных сферах жизни человека (быт, трудовая деятельность и т.д.); 4) развитие у детей природных задатков и стремлений к эстетической деятельности в области искусства; Представленные задачи отражают содержание эстетического воспитания школьников. Данное содержание можно представить следующим образом:
Эстетическое воспитание
Художественное воспитание Воспитание учащихся средствами окружающей действительности
Художественное воспитание – целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, оценивать произведения искусства, а также самостоятельно создавать художественные ценности. Художественное воспитание подразумевает и художественное образование – процесс освоения школьниками искусствоведческих знаний, умений и навыков, формирование у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству. Результат художественного воспитания и художественного образования – художественно-творческое развитие детей (целенаправленное развитие способностей и дарований детей в различных областях искусства). С точки зрения В.А. Салеева, «художественная ценность полифункциональна (наряду с эстетическим включает в свою содержательную структуру, нравственное, идеологическое и познавательное); в силу этого художественное воспитание вариантно, а его ценностные связи значительно многообразнее» [5, с. 14]. Воспитание учащихся средствами окружающей действительности – приучение и стимулирование учащихся к проявлению эстетических вкусов, суждений и чувств в различных сферах жизнедеятельности человека (трудовая деятельность, рабочая обстановка, быт, межличностные отношения, отношения к природе, внешний вид – прическа, одежда, макияж) [1, с. 19]. В условиях современной системы образования выделяются два пути эстетического воспитания школьников: 1) учебный процесс; 2) внеклассная и внешкольная воспитательная работа с учащимися. Все учебные предметы, наряду с передачей детям основ наук, содержат специфические возможности по эстетическому воспитанию учащихся. В этом отношении своеобразна роль физики, химии, биологии, математики, истории, физической культуры, трудового обучения. Среди всех школьных предметов выделяются дисциплины художественного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство, так как их содержание направлено на нравственно-эстетическое воспитание школьников. Огромные возможности по эстетическому воспитанию учащихся содержит внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Во-первых, это систематическое занятие школьников в театральных студиях и студиях изобразительного искусства; кружках, студиях и ансамблях художественной самодеятельности (вокальных, музыкальных, хореографических и т.д.) и декоративно-прикладного творчества. Во-вторых, это периодические формы работы с учащимися – различные концерты; выставки творческих работ учащихся; музыкальные и театральные фестивали; конкурсы художественной самодеятельности; недели детской книги; литературно-музыкальные композиции; тематические вечера с участием поэтов, писателей, художников, музыкантов, артистов и т.д. Все эти формы работы преследуют главную цель – духовное обогащение учащихся, формирование их культурных потребностей, развитие эстетических вкусов и творческих способностей через приобщение к художественно-творческой деятельности.
В ходе учебной, а также внеклассной и внешкольной воспитательной работы по эстетическому воспитанию учащихся необходимо соблюдать ряд педагогических принципов, обусловливающих эффективность этой работы: · всеобщность эстетического воспитания и художественного образования (стимулирование всех учащихся к развитию и совершенствованию эстетических вкусов и творческих способностей); · комплексный подход к процессу эстетического воспитания школьников (полноценное использование возможностей учебного и воспитательного процессов в ходе эстетического воспитания учащихся); · принцип органической связи художественно-эстетического воспитания учащихся с жизнью, взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания; · принцип учета психологических закономерностей эстетического восприятия (эстетическое восприятие объектов, предметов и т.д. зависит от эстетического опыта ребенка и степени сформированности у него эстетических представлений); · эмоциональный характер эстетического воспитания (восприятие произведений искусства, самостоятельная художественно-творческая деятельность учащихся должна вызывать у них определенные эмоции и чувства, способствующие развитию их духовной культуры). · принцип эстетизации всей детской жизни (организация отношений, деятельности, общения школьников по законам «красоты» – оформление классных кабинетов, опрятность костюма, форма отношений с одноклассниками и взрослыми и т.д.). Принцип эстетизации в педагогике раскрывается многими педагогами-практиками, в их числе выдающийся педагог А.С. Макаренко. В одной из его работ мы читаем: «Нельзя пренебрегать эстетическими сторонами жизни. А как раз мы, педагоги, очень часто страдаем некоторым нигилизмом по отношению к эстетике. Эстетика костюма, комнаты, лестницы, станка имеет нисколько не меньшее значение, чем эстетика поведения. А что такое эстетика поведения? Это именно поведение оформленное, получившее какую-то форму. Форма сама является признаком более высокой культуры» [3, с.577–578].
Все эти навыки эстетического поведения постигаются детьми на примере педагогов, работающих с ними в школе. В этом отношении интересно следующее высказывание А.С. Макаренко: «Я не допускал к уроку учителя, неряшливо одетого. Поэтому у нас вошло в обыкновение ходить на работу в лучшем костюме. И я сам выходил на работу в лучшем своем костюме, который у меня был. Так что все наши педагоги, инженеры, и архитектор ходили франтами» [3, с.580].
(мысль, учение). Под экологией Геккель понимал науку, которая изучает распределение и обилие организмов, воздействие на организм неорганической и биотической среды [4, с.268]. Экология была тогда частью естественной истории. На государственном уровне об экологических проблемах задумывались еще несколько столетий назад. Так, например, в России во времена правления Петра I была разработан проект создания «коллегии для усовершенствования природы». Постепенно экология расширила сферу своих интересов, и сейчас она изучает весь окружающий человека мир, делая акцент на отношениях между организмами и внешними факторами (физическими, биологическими, химическими и др.). Энциклопедический словарь дает следующее современное толкование экологии: «Наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой» [6, с. 1543]. В ХХ веке в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология приобрела особое значение как научная основа рационального природоиспользования и охраны живых организмов. Это было обусловлено, прежде всего, ухудшением состояния окружающей среды вследствие техногенных катастроф, испытаний различного вида оружия, нерационального использования природных ресурсов человеком и др. причин. На сегодняшний день в странах СНГ сформировалось около 300 ареалов острых экологических ситуаций, занимающих площадь почти 4 млн. кв. км. Самые значительные по масштабам зоны экологического бедствия находятся в Средней Азии, в Восточной Сибири, на Урале и на Юге европейской части России. Весьма сложная обстановка в Молдавии, а Приаралье, Калмыцкие степи и Чернобыльская зона – это территория настоящего экологического бедствия. На современном этапе жизнь ставит перед нами семь экологических проблем: 1) проблема продовольствия, 2) проблема энергии, 3) проблема ресурсов; 4) проблема демографии; 5) проблема генофонда; 6) проблема биосферы; 7) проблема здоровья человека. На фоне существующих экологических проблем особую актуальность приобретают сегодня экологическое образование и экологическое воспитание всех слоев населения. Рассмотрим сущность этих понятий.
Экологическое образование – это: · разносторонний анализ разнообразных экологических проблем (научный, идеологический, нравственный, эстетический, экономический); · изучение в содержании учебных предметов следующих понятий – охрана здоровья человека, охрана окружающей среды, слежение за состоянием среды, качество окружающей среды, здоровый образ жизни, экспертиза среды и здоровья; · связь фундаментальных понятий экологии с различными науками [2, с. 115–116]. На этой основе выпускник средней школы должен знать: · экологические противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования на Земле человеческого общества; · причины обострения современных экологических проблем; · пути решения экологических проблем в различных странах (социальный, научный и экономический опыт); · возможности организации оптимальных взаимоотношений человеческого общества и природы – плановая организация производства, внедрение в промышленность ресурсосберегающих и безотходных технологий, утилизация отходов, усиление государственного контроля за состоянием природной среды и источниками загрязнения, перестройка психологии населения по отношению к природной среде, освоение космического пространства в целях мирной цивилизации. Исходя из этого, экологическое воспитание понимают как целенаправленную систематическую деятельность по формированию личности, готовой к практической экологической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и улучшению состояния окружающей среды. Цель экологического воспитания – формирование у школьников экологической культуры, которую можно представить в трех компонентах – экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая деятельность. Экологическое сознание включает в себя: · экологические знания (факты, сведения, выводы, теории взаимодействия в мире животных и растений, в сфере их обитания и в целом, в окружающей среде); · эстетические чувства (понимание и оценивание красоты природы, своей гармонии с окружающим миром); · экологическую ответственность (предвидение и предотвращение возможных отрицательных последствий влияния человека на окружающую среду). Экологическое мышление проявляется в умении осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных, делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы, разумно взаимодействовать с ней; Экологическая деятельность – активная природоохранительная деятельность и грамотная пропаганда экологических знаний.
Обозначенные выше компоненты экологической культуры определяют следующие основные задачи экологического образования и экологического воспитания школьников: · формирование у учащихся интереса к изучению законов природы; содействие в осознании ими значимости природы как среды обитания человека; · развитие у детей чувства ответственности за состояние окружающей среды, за собственные жизнь и здоровье, а также жизнь и здоровье окружающих; · формирование у учащихся нравственно-эстетического отношения к природе, содействие восприятию ими природы как эстетического совершенства; · стимулирование активного участия школьников в природоохранительной деятельности и пропаганде экологических знаний. Большие возможности в плане экологического образования и воспитания учащихся содержит учебный процесс, особенно такие дисциплины как биология, химия, география, физика (учащиеся изучают природу как среду обитания, физические факторы природной среды, развитие энергетики и ее экологические показатели, биосферу и ее охрану, природные катастрофы и пути защиты от них, средства борьбы с загрязнением окружающей среды и т.д.). В формирование экологического сознания детей вносят свой вклад и предметы гуманитарного и художественного цикла – история, «Человек. Общество. Государство», литература, изобразительное искусство, музыка. Изучая гуманитарные предметы, школьники знакомятся со спецификой природоохранительной деятельности в нашем обществе, с законодательством, регулирующим отношение к природе государственных и общественных организаций, а также всего населения в целом. Предметы художественного цикла раскрывают эстетическую сущность природы, оказывающую огромное влияние на нравственность человека и его отношение к природе и ко всему живому. Полученные на уроках знания служат основой для дальнейшего экологического образования и воспитания школьников в сфере внеурочного времени. Формы воспитательной работы при этом могут быть как систематического, так и периодического характера. К систематическим формам работы по экологическому воспитанию учащихся относятся: · деятельность экологических клубов («Родная природа», «Наш край», «Зеленый дом» и т.д.), которые могут создаваться при школах, лесничествах, центрах детского творчества, станциях юных натуралистов. В их программах предусматривается не только просветительская работа, но и практические работы – очистка леса, парка, организация зоны отдыха, благоустройство микрорайона, работа в лесничестве или заказнике, организация живых уголков в школах и центрах детского творчества и т.д.; · разработка экологической тропы, которая может быть рассчитана на разные категории посетителей – 1) педагогов, воспитателей, студентов вузов; 2) дошкольников, учащихся средних школ и училищ; 3) взрослого населения. При создании тропы учитывается наличие следующих условий: определение природных объектов для изучения, организация протяженности тропы в 2-3 км., доступность тропы транспортным средствам или же возможность разработки пешеходного маршрута, сбор интересного и научно-познавательного материала для содержания экскурсии. При этом необходимо продумать благоустройство тропы (места отдыха, ботанические площадки, участки с привлекательным ландшафтом и т.д.); · деятельность туристско-краеведческих кружков и секций, изучающих природу родного края, ведущих наблюдения за ее состоянием, осуществляющих распространение экологических и краеведческих знаний; · работа отрядов «Зеленый патруль», осуществляющих санитарную охрану окружающей среды; выявляющих уровень загрязнения воздуха, воды, зон отдыха в районе проживания; оказывающих скорую помощь зверям и птицам в зимних условиях. К числу периодических форм работы по экологическому образованию и воспитанию школьников относятся: – беседы, викторины и конкурсы на экологическую тематику («Природа и фантазия», «Читаем Красную книгу», «Зеленая аптека», «Необыкновенные звери», «Человек и природа», «Экологическая газета» и др.); – трудовые акции по уборке, благоустройству и озеленению пришкольной территории и жилого района; – дискуссии и диспуты («Будущее планеты в наших руках», «Человек и природа: трагедия или гармония» и др.); – литературно-музыкальные композиции и тематические вечера («Мир природы – мир красоты», «Тема природы в произведениях художников и поэтов» и др.); – встречи и беседы со специалистами (экологами, работниками лесного хозяйства, сотрудниками агропромышленного комплекса и т.д.); – экскурсии на природу с выполнением различных заданий (выполнение зарисовок с натуры, фотографирование ландшафта и природных объектов, сбор природных материалов для коллекции, выполнение поделок из природного материала, составление отчетов и сочинений по итогам экскурсии). – читательские конференции по произведениям художественной литературы, посвященным миру природы («Белый Бим – Черное ухо» Г. Троепольского, «Не стреляйте белых лебедей» Б. Васильева, «Плаха» Ч. Айтматова, «Царь-рыба» В. Астафьева, «»Русский лес» Л. Леонова, «Прощание с Матерой» В. Распутина и др.). Таким образом, только комплексный подход к осуществлению экологического образования и воспитания учащихся в условиях школы будет способствовать эффективности формирования у них экологического мировоззрения.
Много интересных высказываний в этом отношении содержится в работах В.А. Сухомлинского. Так он пишет: «Я не могу представить себе работы воспитателя без путешествий детского коллектива к первоисточникам слова: в лес, на луг, к пруду, в сад, в поле. Коллективное сопереживание явлений природы, коллективное восхищение и одухотворение – это, образно говоря, настраивание струн мысли каждой личности на верный лад звучания оркестра. Трудно переоценить воспитательную роль того фактора, что ребенок впервые в своей жизни наблюдает утреннюю зарю, рождение дня или, поднявшись на высокий степной курган, видит бескрайние нивы, далекий лес, дрожащее марево на горизонте» [4, с.294]. Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа учит ребенка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, разнообразию форм, красок, звуков. Школьники в процессе эстетического и экологического воспитания постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатств, в том числе красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в ее загрязнении. Решению этой задачи успешно служит такая форма работы как создание школьных заказников и микрозаповедников: ботанических, зоологических, ландшафтных, дендрологических и др. Они могут создаваться не только в сельской, но и городской местности. Для этого можно использовать участки заброшенных земель (пустыри), водные источники (ключи), участки леса с природными памятниками (старинный дуб), результаты хозяйственной деятельности человека.
Литература 1. Котикова, О.П. Эстетическое воспитание старшеклассников: учеб.-метод. пособие / О.П. Котикова. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1999. – 157 с. 2. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие / В.С. Кукушин. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2002. – С. 109 –124. 3. Макаренко, А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта / А.С. Макаренко // Хрестоматия по истории педагогики; сост. И.Е. Лакин [и др.]. – Минск: Вышэйшая школа, 1971. – C. 582–593. 4. Наумчик, В.Н. Педагогический словарь / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников, О.В. Ступакевич. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2006. – 280 с. 5. Салеев, В.А. Сущность эстетического воспитания / В.А. Салеев // Адукацыя i выхаванне. – 1992. – № 3. – С. 6. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1988. –1600 с. 7.Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива / В.А. Сухомлинский // Избранные педагогические сочинения: в 3 т. – М., 1981. – Т. 3. – С.205 –394.
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.99.151 (0.055 с.) |