Памятка по определению индивидуального подхода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Памятка по определению индивидуального подхода



ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНИКА

 

ПАРАМЕТРЫ ПОКАЗАТЕЛИ
1. АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ
  • Фамилия, имя.
  • Число, месяц, год рождения.
  • Класс.
  • Общее физическое развитие.
  • Состояние здоровья.
2. УСЛОВИЯ ЖИЗНИ В СЕМЬЕ
  • Состав семьи.
  • Занятие родителей.
  • Духовная атмосфера, характер взаимоотношений в семье и степень воспитательного воздействия в ней на учащегося.
3. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1). Общее умственное и интеллектуальное развитие: · общая и эрудиция и кругозор; · речь, ее образность и эмоциональность; словарный запас, умение грамотно и лаконично выражать свои мысли в устной и письменной форме; · степень развития произвольного внимания, характеристика его отдельных свойств (объема, устойчивости распределения, переключения и др.); · тип восприятия (аналитическо-синтетический, описательно-объяснительный, объективно-субъективный), осмысленность и быстрота восприятия учебного материала; · уровень и характер развития преднамеренной памяти, основные ее процессы: запоминание, сохранение, восприятие, индивидуальные особенности памяти; · развитие мышления (различает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, каков уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выходы, быстро ли находит пути решения); · развитие воображения (умеет ли создать образ предмета, явления по его внешнему описанию: способен ли производить отбор необходимого материала для построения образа в соответствии с собственным замыслом, умеет ли мечтать и кем представляет себя в будущем). 2). Интерес к знаниям и отношения к учению(степень заинтересованности в учебе, преобладающие оценки, к каким предметам проявляет больший интерес, темп овладения новыми знаниями, умениями, навыками); · ярко выраженные специальные способности (художественные, литературные, музыкальные, технические, математические, спортивные, организаторские и в чем они проявляются); · эмоциональная активность (восприимчивость, чуткость, импульсивность); · основная мотивация учебной деятельности. · Умение учится (собранность, способность самостоятельно добыть знания по основным и дополнительным источникам, правильно организовать свое время, составлять планы, конспекты и др.).
4. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Отношение к труду (уважает ли труд, любит ли трудится и каковы мотивы его трудовой деятельности, что привлекает в процессе его труда - сам характер работы, ее результаты или овладение навыками работы): · имеет ли трудовые навыки и умения, легко ли их приобретает; · организованность и дисциплинированность в труде; · обладает ли способностью к длительным трудовым усилиям; · какие виды труда предпочитает.
5. ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ
  • Отношение к общественной жизни класса или школы (дорожит ею и принимает активное участие, равнодушен и пассивен, относится отрицательно).
  • Какие общественные поручения имеет и как их выполняет.
Д 6. ДИСЦИПЛИНИРО- ВАННОСТЬ
  • Общая характеристика поведения (ведет себя спокойно, сдержано или проявляет излишнюю подвижность).
  • Выполняет требования взрослых (охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять требования и какие, наиболее типичные нарушения дисциплины).
7. ВЗАИМООТНОШЕ-НИЯ С КОЛЛЕКТИВОМ И ОТНОШЕНИЯ В ШКОЛЕ
  • Положение в коллективе (пользуется ли авторитетом, чем определяется это положение).
  • Отношение к одноклассникам (дорожит ли мнением коллектива, с кем дружит и на чем основывается эта дружба, как часто бывают конфликты с ребятами, их характер и причины).
  • Доволен ли своим положением в коллективе и какое положение хотел бы занять, почему.
  • Что особенно ценит в своей школе, дорожит ли ее честью.
  • Отношение к учителям.
8. ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА И ТЕМПЕРАМЕНТА
  • Черты и направленности личности по отношению к окружающим учебе, труду, самому себе.
  • Ярко выраженные положительные и отрицательные качества характера (чуткость, доброта, черствость, добросовестность скромность, порядочность и т.д.).
  • Выраженные особенности темперамента в эмоциональной сфере, работоспособности, подвижности, активности.
  • Преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное) устойчивость настроения, чем вызывается его смена.
9. ОБЩИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
  • Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося, причины (внутренние и внешние), имеющихся недостатков: условия семейного воспитания, болезни, отсутствие способностей, навыков.
  • Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителями, пути дальнейшей воспитательной работы с учащимися.

 

ИХ ТЕМПЕРАМЕНТА

ВНЕШНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

1. Высокий уровень подвижности, проявляющийся в походке, жестикуляции, выражении лица, всегда отражающее внутреннее состояние, настроение.

2. Общительность. Умение общаться с людьми, избегать конфликтов, снимать напряжение, возникающее в отношениях между людьми.

3. Оптимизм. Преобладание хорошего настроения.

4. Живость и эмоциональность речи.

 

ВНЕШНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

1. Стремительность, резкость, неосторожность движений

2. Стремление верховодить, невежественность. В отношениях с другими людьми, вспыльчивость, конфликтность.

3. Контрастность, быстрая смена настроения.

4. Убедительность, категоричность речи.

 

ВНЕШНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

1. Малая подвижность. Тяжеловесность и неосторожность движений.

2. Организационная потребность в общении. Инициативу в установлении и поддерживании контактов, как правило, не проявляют.

3. Спокойствие. Отсутствие резко выраженных, ярко окрашенных эмоций.

4. Неразговорчивость. Уклончивость, эмоциональная нейтральность; высказываний.

 

ВНЕШНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

1. Малая подвижность. Осторожность и точность движений.

2. Противоречивость поведения в общении, уходит от общения, но очень нуждается во внимании и поддержке.

3. Неуверенность, преобладание плохого настроения.

4. Тихая, медленная, неуверенная речь, нередко поражающая точностью меткостью наблюдений.

 

СМЕШАННЫЕ ТИПЫ

Возможны самые распространенные варианты в зависимости от уровня проявления силы, уравновешенности, подвижности. Каждое из этих качеств может быть выражено относительно. Каждый вариант комбинации будет иметь свои внешние, тоже комбинированные проявления, свои условные качества, которые должны учитываться при предъявлении требований, при осуществлении контроля и при оценке результатов.

Следует иметь в виду, что деловые и нравственные качества, являются социально-обусловленным и подлежат формированию и совершенствованию деятельности. Развивающийся характер деятельности обеспечивается реализацией следующих требований:

 

1. Надо обеспечить четкое осознание цели, на достижение которой направлена деятельность. Целенаправленности надо учить.

2. В центре внимания должно быть формирование устойчивых личностно-значимых и социально-ценных мотивов, побуждающих к деятельности.

3. Развитие обеспечивается осознанным выбором средств, используемых для достижения результатов. К средствам относятся: знания и способы деятельности.

4. Развитие личности осуществляется и в процессе критического осознания результата. Следует обеспечить, во-первых, удовлетворение результатом, во- вторых, критическое отношение к достигнутому результату, что будет побуждать к совершенствованию.

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛИ

1. Самоопределение — 5, 14, 15

2. Познавательные — 3, 4

3. Узкопрактические — 5,6

4. Саморазвитие — 1,2,9

5. Общение с учителем — 12

6. Общение со сверстниками — 10

7. Самоутверждение — 13

8. Избежание неприятностей — 8, 17

Анализ избранных мотивов позволит учителю распределить учащихся на три группы:

Первая группа включает учащихся, воспринимающих учебу с позиции на­стоящей необходимости.

Вторая группа учеников отражает мнение, что побудительная сила настоя­щего и будущего одинакова.

Третья группа учащихся подчиняет свои учебные интересы только целям будущего, воспринимая учебу в школе как «временную» жизнь, имеющую для них ограниченную и вынужденную ценность.

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНИКА

 

ПАРАМЕТРЫ ПОКАЗАТЕЛИ
1. АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ
  • Фамилия, имя.
  • Число, месяц, год рождения.
  • Класс.
  • Общее физическое развитие.
  • Состояние здоровья.
2. УСЛОВИЯ ЖИЗНИ В СЕМЬЕ
  • Состав семьи.
  • Занятие родителей.
  • Духовная атмосфера, характер взаимоотношений в семье и степень воспитательного воздействия в ней на учащегося.
3. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1). Общее умственное и интеллектуальное развитие: · общая и эрудиция и кругозор; · речь, ее образность и эмоциональность; словарный запас, умение грамотно и лаконично выражать свои мысли в устной и письменной форме; · степень развития произвольного внимания, характеристика его отдельных свойств (объема, устойчивости распределения, переключения и др.); · тип восприятия (аналитическо-синтетический, описательно-объяснительный, объективно-субъективный), осмысленность и быстрота восприятия учебного материала; · уровень и характер развития преднамеренной памяти, основные ее процессы: запоминание, сохранение, восприятие, индивидуальные особенности памяти; · развитие мышления (различает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, каков уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выходы, быстро ли находит пути решения); · развитие воображения (умеет ли создать образ предмета, явления по его внешнему описанию: способен ли производить отбор необходимого материала для построения образа в соответствии с собственным замыслом, умеет ли мечтать и кем представляет себя в будущем). 2). Интерес к знаниям и отношения к учению(степень заинтересованности в учебе, преобладающие оценки, к каким предметам проявляет больший интерес, темп овладения новыми знаниями, умениями, навыками); · ярко выраженные специальные способности (художественные, литературные, музыкальные, технические, математические, спортивные, организаторские и в чем они проявляются); · эмоциональная активность (восприимчивость, чуткость, импульсивность); · основная мотивация учебной деятельности. · Умение учится (собранность, способность самостоятельно добыть знания по основным и дополнительным источникам, правильно организовать свое время, составлять планы, конспекты и др.).
4. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Отношение к труду (уважает ли труд, любит ли трудится и каковы мотивы его трудовой деятельности, что привлекает в процессе его труда - сам характер работы, ее результаты или овладение навыками работы): · имеет ли трудовые навыки и умения, легко ли их приобретает; · организованность и дисциплинированность в труде; · обладает ли способностью к длительным трудовым усилиям; · какие виды труда предпочитает.
5. ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ
  • Отношение к общественной жизни класса или школы (дорожит ею и принимает активное участие, равнодушен и пассивен, относится отрицательно).
  • Какие общественные поручения имеет и как их выполняет.
Д 6. ДИСЦИПЛИНИРО- ВАННОСТЬ
  • Общая характеристика поведения (ведет себя спокойно, сдержано или проявляет излишнюю подвижность).
  • Выполняет требования взрослых (охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять требования и какие, наиболее типичные нарушения дисциплины).
7. ВЗАИМООТНОШЕ-НИЯ С КОЛЛЕКТИВОМ И ОТНОШЕНИЯ В ШКОЛЕ
  • Положение в коллективе (пользуется ли авторитетом, чем определяется это положение).
  • Отношение к одноклассникам (дорожит ли мнением коллектива, с кем дружит и на чем основывается эта дружба, как часто бывают конфликты с ребятами, их характер и причины).
  • Доволен ли своим положением в коллективе и какое положение хотел бы занять, почему.
  • Что особенно ценит в своей школе, дорожит ли ее честью.
  • Отношение к учителям.
8. ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА И ТЕМПЕРАМЕНТА
  • Черты и направленности личности по отношению к окружающим учебе, труду, самому себе.
  • Ярко выраженные положительные и отрицательные качества характера (чуткость, доброта, черствость, добросовестность скромность, порядочность и т.д.).
  • Выраженные особенности темперамента в эмоциональной сфере, работоспособности, подвижности, активности.
  • Преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное) устойчивость настроения, чем вызывается его смена.
9. ОБЩИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
  • Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося, причины (внутренние и внешние), имеющихся недостатков: условия семейного воспитания, болезни, отсутствие способностей, навыков.
  • Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителями, пути дальнейшей воспитательной работы с учащимися.

 

ПАМЯТКА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.48.231 (0.021 с.)