Спекулятивная философия права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спекулятивная философия права.



 

Спекуляции – рассуждения, которые не требуют обращения к практике, для спекулятивного познания нет необходимости в эксперименте (спекулятивна математика, логика, философия).

 

Это один из способов мыслимости права, имеющий свои культурные значения, социальные следствия.

 

В этом вопросе речь должна идти о первом научном позитивизме Огюста Конта, который считал, что все понятия, которые не могут быть верифицированы «эмпирическими


фактами» не могут входить в предмет позитивной науки. Поскольку юристы романо-германского семейства II пол. XIX века восприняли гносеологический идеал философского позитивизма с его антиметафизической направленностью и культом науки, постольку произошло противопоставление позитивно-научного юридического знания знанию ненаучному, философскому.

 

Классическая немецкая философия права (И. Кант, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель) была названа спекулятивной. Спекулятивный – умозрительный, т.е. содержание философского учения сформировано исключительно из мышления, на основе и посредством разума. Идея спекулятивной философии – родом из школы естественного права (разум естествен), а если исследовать глубже – то из схоластики, которая оперировала пустыми терминами и впоследствии критиковалась за отрыв от действительности. Так, например, постглоссаторы могли изучать суммы и глоссы Ацо и Аккурсия исключительно на основе категорий Аристотеля о четырех видах причин, рассматривать гипотетические случаи применения того или иного правоположения, закрепленного в авторитетных глоссированных текстах.

 

Для научного позитивизма О. Конта спекулятивная философия права принадлежит к прошлой стадии интеллектуального развития человечества – к периоду метафизики, когда господствовало философское сознание. Вступая в новую эру позитивно-научного знания, интеллектуальная элита должна исключить из предмета науки не имеющие эмпирического обоснования понятия, конструкции и соответствующую им философскую терминологию (например, сущность права, идея права, ценность права, предназначение (цель) права и др.). Иными словами, критика Конта философско-правового знания основывалась на гносеологическом идеале естественных наук, которые были приняты им за образец научного исследования (физика, химия, биологические науки). Спекулятивная философия не имела проверяемой эмпирической основы,ее объекты исследованияверифицированы научными средствами быть не могут,и поэтому для Контаспекулятивность – означает метафизический характер, необоснованность и – как следствие – ненаучность. Право с позиции научного позитивизма должно являться частью социологии как науки, изучающей социальную статику и динамику, выявляющей законы организации и развития общества.

 

С позиции марксизма спекулятивной философией права была признана вся классическаянемецкая философия права по причине ее персонификации идеи,мистическогопантеизма, превращения идеи в действующего субъекта, как писал молодой К. Маркс в «Критике гегелевской философии права». «Логический, пантеистический мистицизм» гегелевской философии права состоит, по мысли Маркса, в том, что у Гегеля «идея превращается в самостоятельный субъект». Поэтому эмпирическая действительность (в том числе реальные социально-политические феномены) в гегелевской трактовке предстает в качестве результата и продукта идеи. «В действительности, – пишет Маркс, – семья и гражданское общество составляют предпосылки государства, именно они являются подлинно деятельными; в спекулятивном же мышлении все это ставится на голову». Необходимая связь между гражданским обществом и государством, с точки зрения К. Маркса, должна выводиться не из развития абстрактной идеи государства, а из собственного содержания гражданского общества.

 


Исторический материализм, который стал утверждаться в трудах К. Маркса с «Немецкой идеологии» основывался на положении, что все формы общественного сознания, включая право, политику, науку, искусство, идеальное в принципе являются лишь «отзвуками», рефлексами деятельности людей в сфере производства, обмена и распределения материальных благ. Такая установка метода Маркса существенно повлияла на традицию отечественного правоведения после 1917 г., сформировала «канон профессионального сознания» советских юристов.

 

Вместе с тем необходимо указать и на положительное значение спекулятивной философии права для юридической традиции в западной цивилизации. Во-первых, спекулятивная философия права сформировала многие философские категории, которые используют юристы (идея, сущность, цель и др.). Во-вторых, спекулятивная философия права задает правовой идеал, образ права как должного, формирует ориентиры для развития правовой системы общества. В-третьих, спекулятивная философия права сформировала многие ценности современной западной традиции права, утвердила ценность права как основополагающего базиса западной цивилизации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.159.156 (0.006 с.)