Губы и зубы разомкнуты. Передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам, образует преграду. Воздушная струя разрывает эту преграду. Голос не включается. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Губы и зубы разомкнуты. Передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам, образует преграду. Воздушная струя разрывает эту преграду. Голос не включается.



— Покажите, наблюдая в зеркале за язычком, как коле­са в путь позвали. (Ть-ть-ть.)

Кончик языка опущен за нижние зубы и упирается в них. Передняя часть спинки языка упирается за верхними резцами, образуя пре­граду воздушной струе. Воздушная струя разрывает эту преграду. Голос не включается.

г) Характеристика звуков [т], [ть].

4. Закрепление звуков [т], [ть] (с. 60).

а) — Посмотрите на картинку в левом верхнем углу страни­цы. В этом вагончике и приехал Юпик с дачи. Как стуча­ли колеса?

— У Юпика фишки. Какой фишкой он обозначает звук [т]? А какой — звук [ть]?

Звонок 2.

— Звонят рыбаки, просят о помощи. Льдина оторвалась от берега и поплыла, унося рыбаков в море. Какой вид тран­спорта отправится им на помощь?

Он летает, но не птица.

Он жужжит, но не оса.

Может в воздухе повиснуть,

Как большая стрекоза. (Вертолет)

Какой это вид транспорта? Чем вертолет напоминает стрекозу?

— Чтобы вертолет взлетел, надо сочинить о нем чистоговорки и четко их произнести.

от, от, от — готовим... (вертолет)

ать, атъ, ать — рыбаков... (спасать)

ты, ты, ты — вертятся... (винты)

ти, ти, ти — он уже в... (пути)

— Вертолет улетел спасать рыбаков.

Физминутка.

Пальчиковая гимнастика «Вертолет».

Быстро лопасти крути!

Вертолет, лети, лети!

Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) сцеплены в «замок». Указательные пальцы выдвинуты вперед и соприкасаются подушечками (это хвост вертолета). Большими пальцами выполня­ются совместные быстрые круговые движения (как вертятся ло­пасти вертолета).

Звонок 3.

— Звонят с Юга. Там неожиданно выпало много снега. Холодно. Дороги замело. Люди просят прислать теплую одежду и обувь. Одежда и обувь подготовлены. Назовите предметы одежды и обуви (с. 60). (Пальто, платье, ботин­ки, свитер, перчатки, штаны, куртка, костюм, берет.)

— Какой транспорт доставит одежду и обувь на Юг?

Летит стальная птица

В небе голубом.

Города, моря, границы

У птицы под крылом.

(Самолет)

Дети рассматривают картинки с изображением двух самолетов.

— В синий самолет «погрузите» одежду и обувь со звуком [т], а в зеленый — со звуком [тъ].

Дета поочередно называют картинки, выделяя голосом звуки [т] и [ть], и грузят их в самолеты.

— Одежда отправлена. Она согреет жителей Юга.

Физминутка.

— Произнесите стихотворение, выполняя соответствую­щие движения руками.

Мы летаем высоко.

Мы летаем низко.

Мы летаем далеко.

Мы летаем близко.

Звонок 4.

— Я слышу сигнал 808. Это сигнал о помощи. Слышится только; «то... — то...— то...». Составьте схему этого слога.

Дети самостоятельно работают с индивидуальной схемой.

— Составили? Теперь я отчетливо слышу все слово: «Тонем! Помогите!» Дальше опять слышится только: «... от,...от,...от». Составьте схему этого слога, может, тогда я раз­ беру все слово.

Дети составляют схему слога от.

—Я услышала: «Наш тепло ход находится в ти..., ти...».

Дети составляют схему слога ти.

—Слышу, где находится теплоход. В Тихом океане.

—Слышу: «...ать,...ать,...ать».

Дети составляют схему слога ать.

— Просим при слать... Что прислать?

По водной глади мчится он, Н

а водных крыльях... (метеор).

— Какой это вид транспорта? Метеор отправляется в Ти­хий океан спасать пассажиров с тонущего теплохода.

Звонок 5.

— Звонят дети. Они опаздывают в школу. Рассмотрите картинку «На улице» (с. 60). Дети стоят на остановке. Отга­дайте, какой вид транспорта они ждут?

Что за чудо этот дом —

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины.

И питается бензином.

(Автобус)

— Автобус подойдет, как только выполните задание. Рас­сматривая картинку, назовите слова со звуком [т] и [тъ] в начале слова, в середине и в конце слова.

Автобус подошел и быстро довез детей до школы.

Итог занятия.

— Звонков больше нет. Работа диспетчера закончена.
Логопед дает словесную оценку работе детейпомощников диспетчера.

— Сейчас посмотрим, как вы научились слышать и раз­личать звуки [т] и [тъ] в словах.

У детей индивидуальные картинки с изображением видов транс­порта.

— Поднимите картинки, в названиях которых звук [т] ([тъ]) в начале слова (в середине, в конце слова).

Логопед обращает внимание детей на слово «транспорт», в ко­тором звук [т] стоит и в начале и в конце слова (как и в словах «торт», «топот»).

 

ЗАНЯТИЕ №44

Тема: Звуки [т], [тъ] (закрепление).

Цель: закрепить звуки [т], [ть]; учить детей дифференци­ровать звуки по твердости-мягкости; познакомить со схе­мой слова; упражнять в согласовании существительных с числительным «пять», в образовании глаголов множест­венного числа настоящего времени, в образовании глаго­лов с приставкой от-; развивать память и мышление.

Оборудование: индивидуальные схемы, предметные кар­тинки «Что находится в доме», альбом 1.

Ход занятия

Организационный момент.

—В названии каких видов транспорта есть звуки [т],[ть]?

2. Закрепление звуков [т], [тъ] (с. 61).

а) Повторение характеристик звуков [т], [ть].

—В тихой деревне Трюфельки жили два друга. Жили, не тужили, потому что очень дружили. Дома у них были похо­жи. Посмотрите на их дома. Найдите, чем они отличаются? (Цветом окон.) И имена у них были похожи. Одного звали Том, а другого Тим.

—Посмотрите на них. Кто из них Том? А кто Тим? Как вы догадались?

—Назовите первый звук в слове Том? Тим?

—Расскажите о звуках [т], [ть].

б) Дифференциация звуков [т]-[ть].

— Друзья перекликаются друг с другом: Если один гово­рит: та, то другой отвечает: тя.

то —... ать —...

ту —... уть —...

ты —... ить —...

— В доме у Тома и Тима есть мебель и разные вещи со звуками [т] и [ть] в названии. Назовите их. (Стол, кро­вать, стул, тумбочка, телефон, картина, телевизор.) У Тома — предметы со звуком [т], а у Тима — со звуком [ть]. Скажите, что находится в доме у Тома? А что у Тима?

в) Упражнение в произношении звуков [т], [ть].

—Том и Тим любят трудиться. Они всегда говорят: «Труд кормит, а лень портит». Почему они так говорят? Это корот­кое мудрое высказывание, придуманное народом, называет­ся пословицей. Повторите и запомните эту пословицу.

—Назовите слова со звуками [т], [ть].

—Вот еще пословица:

Кто хочет много знать,

Тому меньше надо спать.

— Почему так говорят?

Дети заучивают пословицу и выделяют слова со звуками [т] и [ть].

Звуковой анализ.

а) — На Дверях домов Тома и Тима висели таблички — схе­мы их имен.

— Составим схему слова Том (см. памятку звуко-слогового анализа слова. Приложение 1):

слово

слог

звуки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.156.22 (0.016 с.)