В каких формах организуется обучение детей в детском саду? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В каких формах организуется обучение детей в детском саду?



В соответствии с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» обучение детей осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности. Организованная образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной, музыкально-художественной, чтения.

На современном этапе термин «занятие» сохраняется по отношению к музыкальным и физкультурным занятиям, проводим обычно специалистами – музыкальным и физкультурным руководителем в специально оборудованном для данных видов деятельности помещениях.

В качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может быть выделена образова­тельная ситуация -это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педаго­гом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах деткой деятельности.

Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. В образовательной ситуации происходит освоение содержания обучения и способов учебной деятельности.

Таблица.

Характеристика образовательных ситуаций в организованной образовательной деятельности.

Параметры для характеристики Образовательные ситуации в организованной образовательной деятельности
Направленность на решение образовательных задач Освоение новых способов деятельности, умений, обогащение представлений детей, их систематизация и обобщение
Продолжительность в течение дня и количество в неделю (включая музыкальные и физкультурные занятия) Младшая гр. – 15 мин., 10 образовательных ситуаций в неделю Средняя гр – 20 мин., 11 образовательных ситуаций в неделю Старшая гр. – 25 мин., 13 образовательных ситуаций в неделю Подг. гр. – 30 мин., 15 образовательных ситуаций в неделю
Форма образовательной ситуации Фронтальная и подгрупповая  
Позиция педагога в процессе взаимодействия с детьми. Позиция передачи социального опыта
Позиция ребенка в образовательной деятельности. Активность, направленная на освоение социального опыта

Образовательные ситуации могут быть направлены на решение задач одного из видов деятельности (например, коммуникативной, математической, изобразительной и др.). В этом случае происходит развитие умений, необходимых для успешного осуществления данного вида деятельности. Например, рассматривание картины или игрушки; освоение счета, измерение. Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Например, в образовательную ситуацию по обучению детей составлению описательного рассказа по игрушке в средней группе (О.Н.Сомкова) могут быть включены разные виды деятельности: игровая (обыгрывание игрушек, имитация действий), обследовательская деятельность по обследованию игрушек с целью выявления их особенностей, рассматривание или составление схемы описательного рассказа, чтение стихов об игрушках, изобразительная деятельность, отгадывание и придумывание загадок об игрушках.[7] Комплексный подход к построению образовательных ситуаций способствует реализации принципа интеграции образовательного процесса детского сада.

Обучение в современном дошкольном образовательном учреждении - составная часть педагогического процесса, которое может занимать разное место в режиме дня.

Таблица …

Особенности организации обучения в педагогическом процессе детского сада

 

Обучение в образовательной деятельности в режимных моментах Обучение в организованной образовательной деятельности
Стихийное обучение Целенаправленное обучение в режимных моментах
Ребенок осваивает массу информации, разнообразные представления об окружающем (житейские), овладевает речью в процессе общения и деятельности. Задачи обучения не проектируются заранее, возникают по ходу деятельности. 1. Обучение в процессе детской деятельности, проектируемое заранее. Ребёнок овладевает способами деятельности, с помощью взрослого добывает знания (опыты, эксперименты, наблюдения и пр.). 2. Самообучение ребенка в подготовленной среде (например, в дидактических играх и упражнениях). Ребёнок осваивает новые способы деятельности, умения, происходит обогащение представлений детей, их систематизация и обобщение

Какова структура образовательной ситуации в процессе организованной образовательной деятельности?

Структура образовательной ситуации зависит от решаемых задач. Если образовательная ситуация проектируется в рамках одной образовательной области (или вида деятельности), её структура соответствует данному виду деятельности. Так, например, начало образовательной ситуации по образовательной области «Коммуникация» (О.Н.Сомкова) направлено на мотивацию речевой активности детей. Для этого могут быть использованы сюрпризные моменты, игровые персонажи, внесение и демонстрация новой игрушки, создание проблемной ситуации, организация опыта и пр. Когда у ребенка появилось желание включиться в речевую деятельность, возникает необходимость в определении её содержания. Для этого организуется познавательная деятельность ребенка на основе рассматривания предмета, игрушки, картины, слушания литературного произведения и пр. Воспитатель стимулирует собственные размышления ребенка, его догадки, желание обсуждать и делать выводы.

Следующий этап образовательной ситуации связан с обучением детей речевой форме. Воспитатель может использовать разные методы и приемы работы над речевыми формами: образец высказывания, план рассказа, моделирование, вопросы и пр. Заканчивается образовательная ситуация упражнениями детей в освоенной речевой форме – это детские высказывания, рассказы, рассуждения. При этом воспитатель дает оценку достижений детей, мотивирует их на дальнейшую деятельность, осуществляет диагностику и намечает задачи дальнейшей работы.

В том случае, если образовательная ситуация носит комплексный характер и включает задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании, её структура определяется необходимостью решения задач разных видов деятельности и является более сложной. Например, в образовательнойситуации «Солнышко»[8] детям старшего дошкольного возраста предлагается прослушать фрагменты сказок о Солнце (как варианты можно использовать дидактические сказки Р.М. Чумичевой или фрагмент мифа об Икаре). Далее - послушать стихотворения и «описать» образ солнца, назвать самые «солнечные» слова, придумать «запахи и интонации (мелодии) солнечной страны (солнца) – деятельность организуется с опорой на «сенсорные» коллекции (подбор из наборов лоскутов, цветной бумаги, фактурных материалов, мешочков с разными обонятельными наполнителями). В диалоге педагог может активизировать детей выделить влияние солнца на живой мир (бывает ли солнце беспощадным? – ласковым? Что солнце дарует миру (тепло, свет) и чем его «дары» важны? Уточнить, как природный мир зависит от солнечных лучей (отобрать изображения зверей и птиц, активных в дневной период времени). Детям предлагается найти «солнечные» цветы и растения (подсолнух, одуванчик) и пояснить их «сходство» с солнцем, проявления с его восходом (поворот соцветия вслед за движением солнца).

Далее педагог предлагает порассуждать над вопросом «Как относятся люди к солнцу?», организует обсуждение пословиц, стихов, прослушивание народных песен. Можно предложить детям «найти» образы солнца в росписи предметов народных промыслов (круг), рассказать «истории» трех солнц и показать их изображения на прялках, наличниках. Определить преклонение человека перед природой, солнцем. Предложить поразмышлять над тем, почему иногда говорят «солнечный человек» (понимание детьми выражения). «Заинтриговать» поиском «солнечных» предметов, блюд (блины, баранки и т.п.). Разобрать представленные в сказках и песнях образные описания солнца. Предложить детям «найти» искусственные «солнца» (солярий, лампа) и приспособления, помогающие сохранению «даров» солнца. Предложить «поймать» солнце (опыты с зеркалом – «пускание» солнечных зайчиков, рассматривание через желтое стекло, смешивание цветов для получения «золотых, лимонных, янтарных и др. оттенков, поиска «эффекта радуги», создание «отражателя», зонтика и т.п.). В заключение можно либо направить внимание детей на выразительные образы солнца, созданные кистью художников (рассматривание произведений И. Грабаря, А. Куинджи, подбирать музыкальные фрагменты, звуки к «Солнечному образу», рисовать «Портрет солнца» или «Солнечную страну» - «художественно-эстетическая концовка»), либо обсудить «правила общения с солнцем» (как защититься от солнца, меры предосторожности и оказания первой помощи (на простых примерах) – «содержание «безопасности жизнедеятельности и здоровья»).

Как показывает пример, в данной образовательной ситуации последовательно сменяют друг друга разные виды детской деятельности, организуемые на едином тематическом содержании. Происходит интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Безопасность». Каждая часть образовательной ситуации завершается созданием промежуточного образовательного продукта, относительно небольшого по объему.

Смена видов деятельности в рамках одной образовательной ситуации связана с изменением расположения детей в группе (стоя, сидя на ковре, передвигаясь по группе в поисках солнца в помещении группы, сидя за столами и пр.). Важно сочетать задания, выполнение которых требует участия педагога и заданий, которые могут быть выполнены детьми самостоятельно, например, с использованием раздаточного материала. Такая организация образовательной ситуации способствует поддержанию непроизвольного внимания детей, предупреждению утомляемости, позволяет рассмотреть явление целостно, в единстве разнообразных связей и отношений.

С чего начинается образовательная ситуация?

В начале образовательной ситуации воспитатель вызывает у детей интерес к её содержанию, ставит перед детьми учебную задачу (или её часть) и обеспечивает её принятие. В младших группах эта задача решается за счет использования игровых и проблемно-игровых ситуаций, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек. В старшем дошкольном возрасте пред детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации. обеспечивающие принятие учебной задачи.

Что такое педагогическое сопровождение процесса обучения? Как воспитатель сопровождает обучение детей в образовательной ситуации?

Педагогическое сопровождение процесса обучения обеспечивает активное участие всех детей в решении учебных задач. Умственная активность детей вызывается доступной им трудностью учебных задач, последовательностью их постановки, использованием задач проблемного характера, развитием общих учебно-познавательных умений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, доказывать), привлечением личного опыта детей, использованием обследовательских и поисковых действий, заданий на сравнение, заданий творческого характера. Воспитатель направляет внимание детей на слушание друг друга, дополнение суждений, их уточнение и оценку. Все это обеспечивает участие каждого ребенка в решении учебных задач.

Чем завершается образовательная ситуация?

Завершение образовательной ситуации требует подведения её итогов, оценки детских достижений. В младших группах завершение образовательной ситуации связано с усилением эмоционального отклика детей, связанного как с содержанием образовательной ситуации, так и с деятельностью самих детей. Со средней группы вводится небольшая дифференциация деятельности детей. В старших группах воспитатель оценивает результаты учебной деятельности всех участников образовательной ситуации и отдельных детей, привлекает к оценке самих детей, стимулирует взаимную оценку и самооценку деятельности.

Важно побуждать детей к эмоциональной оценке образовательной ситуации, самостоятельному высказыванию суждений, способствовать установлению связей данной ситуации с последующими видами детской деятельности (как можно применить полученные знания и умения, что еще можно узнать нового, чему еще предстоит научиться), это раскрывает детям перспективы, создает мотивацию для дальнейшего познания.

Диагностика осуществляется педагогом по ходу образовательной ситуации и направлена на выявления отношения детей к содержанию. Особенностей освоения умений в разных видах деятельности и умений учебного характера.

 

Формы организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Своеобразие форм организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 893; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.120.6 (0.013 с.)