![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Происхождение права, взаимосвязь права с государством
Существует ряд теорий, связанных с происхождением права, а именно: 1) теория естественного права (Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Н. Радищев). Сторонники данной теории выделяли два самостоятельных термина: право, которое существует независимо от государства, имеет естественный характер, и закон, который принят государством и искусственно им создан. Так как право дано от природы, оно объединяет в себе все нравственные ценности, фактически олицетворяет собой мораль. Тем самым приверженцы этой теории противопоставляли право естественное праву позитивному, отдавая предпочтение первому; 2) историческая школа (Г. Гуго, К. Савиньи). Согласно данной теории право возникло само по себе и развивается также самостоятельно независимо от государства и каких-либо других факторов. Законы, принимаемые государственными органами, только оформляют сложившуюся практику и обычаи; 3) нормативистская теория права (Штаммер, Новгородцев). Право представляет собой определенную иерархию норм, в основе которой лежит «суверенная норма», а далее следуют по мере убывания их значимости иные нормативные акты. То есть правовая система состоит из кодифицированных юридических норм вне всякой зависимости от философии, религии, морали; 4) психологическая теория права (Л. И. Петра-жицкий, Г. Тард). Основоположники данной теории исходят из того, что причина появления права на, ходится в психике человека. Права возникли из желания человека получить правомочия на что-то, а обязанности – из психологического чувства ответственности выполнить что-то. Право делилось на интуитивное (состоящее из личных переживаний) и позитивное (установленное в особом порядке государством). Преимущество отдавалось именно интуитивному праву; 5) социологическая теория права (Э. Эрлих, Г. Канторович). Сторонники социологической теории права также разделяли понятия «право» и «закон». Но если закон воспринимался ими как изданные государственными органами документы, то право являлось порядком реализации закона. Иными словами, право отождествлялось с правоприменением; 6) марксистская теория права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). Создатели теории в основу учения заложили классовый подход к появлению права. То есть государство есть сила правящего класса, в руках которого сосредоточена основная масса средств производства. Тогда право, установленное и охраняемое государством, является выражением воли правящего класса. Бесспорным является следующий факт: право и государство взаимосвязаны, процесс их развития происходит параллельно, и они находятся в тесной связи:
1) государство в процессе своего существования создает нормы права; путем применения в необходимых случаях меры принуждения государство гарантирует реализацию норм права; 2) именно право создает те правила, по которым существует государство как система органов, учреждений и организаций.
13. НОРМА ПРАВА СТР.132-149 КНИГА Норма права – исходящее от государства и им же охраняемое общеобязательное, формальноопреде-ленное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений. Нужно выделять нормы права из системы общественных отношений, представленных в виде технических (регулирующих отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой) и социальных норм (они регулируют отношения между людьми и их объединениями, социальную жизнь). Нормы права различаются по своему содержанию. Они могут разрешать, запрещать, предписывать, указывать на тот или иной вид поведения субъектами правоотношений. Признаки нормы права: 1) это единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением его воли; 2) есть мера свободы волеизъявления и поведения человека; 3) издается в конкретной форме; 4) является формой реализации и закрепления прав и обязанностей участников общественных отношений; 5) поддерживается в своей реализации и охраняется силой государства; 6) независимо от того, в какой формулировке выражена юридическая норма, она всегда есть властное предписание государства; 7) это единственный государственный регулятор общественных отношений; 8) представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. она: указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; 9) складываются из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний:
а) правил поведения; б) исходных норм. Правила поведения – это непосредственно регулятивные нормы, нормы прямого регулирования. Они устанавливают при наличии соответствующих условий вид и меру охраняемых и гарантируемых государством возможного и должного поведения. Исходные нормы – нормы опосредованного регулирования. Они устанавливают общие начала и направления правового регулирования, участвуют в нем опосредованно, действуют в системной связи и единстве с нормами-правилами поведения, дополняя и реализуясь через них. Норма права имеет следующую структуру: 1) содержание; 2) условия, при которых содержание правовой нормы может и (или) должно осуществляться; 3) правовые последствия нарушения правовой нормы. Норма права отличается единством, целостностью, неделимостью. Содержание нормы права едино, элементы ее структуры не изолированы, а составляют единое целое. Соотношение нормы права и нормативного акта: 1) норма права может быть сформулирована в одной статье закона в виде 3 элементов: гипотезы, диспозиции и санкции; 2) одна норма права содержится в нескольких статьях, она разделена по разным статьям закона и даже по разным законам, в содержании статьи может быть сформулировано несколько правовых норм. В современных условиях идет совершенствование норм права по двум направлениям: 1) улучшается содержание норм; 2) упорядочивается структура норм и правовая система в целом.
СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА
Структура нормы права состоит из 3 элементов: 1) гипотеза – содержит условия, при возникновении которых данная норма подлежит применению, а также перечень лиц, в отношении которых она применяется. Гипотеза может начинаться со слов «если^», «в случае^» либо подобные выражения в ней подразумеваются. Классификация гипотез: а) по строению: – простая – указано одно обстоятельство, при наличии или отсутствии которого действует юридическая норма; – сложная – наличие в гипотезе одновременно двух или более обстоятельств, в совокупности обусловливающих действие нормы; – альтернативная – указано несколько вариантов обстоятельств (альтернативных), при которых возможно действие нормы. В этом случае при наступлении одного из них норма является действующей; б) по форме выражения гипотезы: – абстрактные – в тексте акцентируется внимание на общих, родовых признаках обстоятельств, при которых норма права становится действующей. Абстрактная гипотеза связывает осуществление нормы с наступлением конкретных отношений определенного вида в качестве предмета правового регулирования; – казуистические. Гипотеза – необходимый элемент структуры юридической нормы. Она конкретизирует обстоятельства, при которых вступает в действие диспозиция нормы права; 2) диспозиция – второй структурный элемент нормы права. Диспозиция содержит правило поведения при наступлений условий, предусмотренных гипотезой. Здесь указаны конкретные права и обязанности участ-ников правоотношений. Виды диспозиции:
а) простая – называет вариант поведения, но не раскрывает, не разъясняет его; б) описательная – описывает все существенные признаки поведения; в) ссылочная – не излагает правило поведения, а отсылает для ознакомления с ним к другой норме закона; 3) санкция – завершающий элемент нормы права. В санкции содержится указание на последствия, которые наступают применительно к субъектам права при реализации диспозиции. Виды санкций: а) штрафные (или карательные) меры ответственности – лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба и др.; б) меры предупредительного воздействия - привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления и др.; в) меры защиты – восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, и др. При назначении этих мер происходит устранение нанесенного неправомерными действиями вреда, восстановление нарушенных прав субъекта правоотношений. По объему и размерам неблагоприятных для правонарушителя последствий можно выделить следующие виды санкций: 1) абсолютно определенные – четко указаны размер и порядок применения неблагоприятных последствий; 2) относительно определенные – границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального; 3) альтернативные – несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает одно.
КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ ПРАВА
Деление норм права: 1) регулятивные – устанавливают определенные правила поведения, предоставляют участникам правоотношений права и возлагают на них обязанности. В зависимости от характера устанавливаемых прав и обязанностей, т. е. от характера предписываемых правил поведения, регулятивные нормы права делятся: а) обязывающие – устанавливают обязанность для субъекта права совершать определенные действия, требуют активного обязательного поведения; б) запрещающие – устанавливают обязанность для субъекта права воздерживаться от совершения определенных действий; в) управомочивающие – предоставляют право на совершение определенных действий. Большинство правовых норм являются регулятивными, поскольку право как нормативная система рассчитано прежде всего на правомерное поведение субъектов правового общения;
2) правоохранительные нормы – устанавливают юридическую ответственность за нарушение норм права, они выполняют функцию охраны общественного порядка. Примером могут служить нормы УК РФ; 3) специализированные нормы права – содержат предписания по выполнению регулятивных и правоохранительных норм права. В свою очередь они делятся на: а) дефинитивные – законодательно закрепляют определенные юридические понятия; б) нормы-принципы – в них закреплены основы общественно-политического строя, политической системы, права и свободы граждан; в) коллизионные – предписывают действия субъектов в спорных ситуациях в случае наличия противоречия в нормах права; г )поощрительные – стимулируют производственную, социальную, творческую активность личности. По предмету правового регулирования выделяют нормы отдельных отраслей права: 1) материальные; 2) процессуальные. По методу правового регулирования: 1) императивные; 2) диспозитивные. По объему регулирования общественных отношений выделяют: 1) общие нормы права; 2) специальные нормы права. По юридической силе различают: 1) нормы права, содержащиеся в законах и обладающие высшей юридической силой; 2) содержащиеся в подзаконных нормативных актах. По территории действия различают нормы права: 1) действующие на всей территории государства – издаются высшими или центральными органами государства; 2) действующие на определенной части территории государства – действуют только в пределах отдельных административно-территориальных единиц. По кругу лиц выделяют нормы права: 1) действующие в отношении всех лиц, находящихся в пределах территории данного государства; 2) распространяющие свое действие только на определенную категорию лиц, например на военнослужащих, пенсионеров, депутатов, молодежь, врачей и т. д. В этих нормах определяется специальный адресат, специальный субъект права. По времени действия выделяют: 1) постоянно действующие нормы права; 2) временные нормы дискретного действия. По отраслевой принадлежности можно выделить нормы права гражданские, земельные, трудовые и т. д.
ПРАВО И МОРАЛЬ
Юридическая наука выделяет следующие нормы: 1) правовые; 2) моральные; 3) политические; 4) эстетические; 5) религиозные; 6) семейные и иные нормы. Все эти нормы носят социальный характер и тесно взаимосвязаны. По мнению ученых-правоведов: 1) мораль – система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы. Критериями норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести; 2) мораль (нравственность) – представления, возникающие как отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т. д. Мораль возникает из социальной потребности в согласовании поведения индивида с интересами общества.
Нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия. Они действуют в системе социальных, общественно-политических связей. Это порождает взаимодействие норм права и морали. В различных исторических условиях их взаимодействие различно. Если взглянуть на развитие человеческого общества, то можно заметить следующее: в антагонических общественно-экономических формациях каждый класс имеет свою систему морали, определяемую условиями его жизни. Система права при этом выражала интересы господствующего класса. Мораль господствующего класса поддерживает те правовые нормы и принципы, которые соответствуют ей, а мораль угнетенных классов противоборствует закрепленным в праве собственности и политической власти господствующего класса. Общность права и морали порождается едиными общественными отношениями. Они формируют ценностную шкалу общества, его ориентацию. Предписания права и морали вырастают из деятельности людей, в результате многократной повторяемости они приобретают нормативный характер и становятся регуляторами поведения людей. Право как нормативная система должно быть пронизано нравственностью. Внутренняя моральность права – одно из важных условий его эффективности. Правовые нормы должны стремиться к соответствию нормам морали. Правовая жизнь общества должна развиваться с учетом нравственных ценностей (гуманизма, социальной справедливости, совести, человеческого достоинства, свободы и ответственности). Данный процесс не имеет логического завершения, так как развитие общества влечет изменение его нравственных ценностей, соответственно, правовые нормы должны также подвергаться корректировке. Право и мораль взаимно воздействуют друг на друга, в результате этого поддерживается основа общественности, связь отдельных интересов и стремлений в единое целое. ИСТОЧНИКИ ПРАВА СТР.132-149 КНИГА Источник права определяется неоднозначно: 1) как деятельность государства по созданию правовых предписаний; 2) как результат этой деятельности. Виды правовых источников: 1) материальные источники права – данная группа источников заложена в системе объективных потребностей общественного развития; 2) идеальные источники права – состоят в осознании законодателем всех общественных потребностей с учетом многих факторов, под влиянием многих юридически значимых обстоятельств; 3) юридические источники права – результат осознания общественных потребностей, получивший закрепление в юридических(правовых)актах. Источник права как правообразующий фактор имеет следующие начала: 1) материальные – условия бытия, экономические предпосылки, повлекшие возникновение права; 2) идеологические – правовые взгляды, учения, на основании которых возникло право; 3) формально-юридические – форма, в которой выражено право. Именно в официальном документе оформлена воля государства, данный документ является источником права в формально-юридическом смысле. Для придания источнику права характера нормативного документа необходимо: 1) издание его государственным органом в соответствии с полномочиями законодательных органов; 2) санкционирование его государственным органом. Виды источников права: 1) правовой обычай – первая форма права, исторически сложившееся правило поведения. Нужно учесть, что правовыми становятся не только общепризнанные, но и одобряемые государством обычаи. Именно государство придает им обязательную юридическую силу. Например, Законы XII таблиц в Древнем Риме, Законы Драконта в Афинах. В настоящее время правовой обычай, не противоречащий основам законодательства, применим в гражданском, семейном, торговом законодательстве; 2) судебный прецедент – судебные решения (принципы), которые суды применяют как образец при рассмотрении подобных ситуаций. Данная форма права(прецедентная)получила распространение в ряде стран, а именно: в Великобритании, США, Канаде, Австралии; 3) нормативный договор – соглашение сторон, содержащее нормы права. Он может быть: а) внутригосударственным; б) международным; в) учредительным; г) типовым; д) текущим; 4) нормативно-правовой акт – официальный документ, изданный в предусмотренном в законодательстве страны порядке соответствующим органом, содержащий нормы права (законы, кодексы, постановления Правительства, указы Президента и т. д.). Нормативно-правовой акт принимается с соблюдением соответствующей процедуры, имеет предусмотренную законодательством форму, вступает в силу согласно определенному порядку, подлежит обязательному опубликованию в оговоренные в законодательстве сроки с момента его принятия. Некоторые правоведы считают возможным относить к категории источников арбитражную практику, общие принципы права, политический обычай.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ СТР. 149 КНИГА
Нормативно-правовой акт – официальный документ, изданный в установленном законодательством порядке уполномоченным органом, и содержащий нормы права. По своему характеру нормативно-правовые акты подразделяются на: 1) нормативные акты – которые и являются источниками права; 2) акты применения норм права; 3) акты толкования. Согласно Конституции РФ: 1) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ; 2) по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; 3) федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам; 4) вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ, республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов; 5) законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ; 6) в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, действует региональный нормативный правовой акт. Признаки нормативно-правового акта: 1) письменная форма; 2) соответствующие форма и реквизиты (наименование органа, принявшего его, номер, дата и т. д.); 3) наличие соответствующей юридической силы; 4) действие в пределах указанного срока; 5) действие на определенной территории; 6) позиция в системе правовых актов, взаимосвязь с иными нормативными актами. Действие нормативного акта ограничивается: 1) временем – с момента его вступления в силу до прекращения его действия; 2) пространством – в зависимости от органа, принявшего его, и от юридической силы нормативно-правового акта, возможно действие закона на территории всей страны, на территории субъекта, принявшего его, на территории, указанной в законе; 3) кругом лиц – согласно общему правилу в круг лиц входят граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории страны. Прекращение действия нормативно-правового акта: 1) окончание срока его действия, если он принят на определенное в нем время; 2) прекращение путем принятия нового нормативно-правового акта, который автоматически прекращает действие старого акта; 3) отмена нормативного акта органом, принявшим его. Нормативно-правовые акты делятся на две группы: 1) законы – нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения; 2) подзаконные акты – акты, изданные на основе и во исполнение законов.
ЗАКОН СТР.150-152 КНИГА Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в установленном законом порядке уполномоченным на то органом государственной власти или решением народа на референдуме и регулирующий важные общественные отношения. Характерными чертами закона являются следующие: 1) принятие уполномоченным органом или путем народного голосования (на референдуме); 2) регулирование значимых общественных отношений в жизни общества, государства и граждан (в частности, порядок образования и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, права, свободы, обязанности человека и гражданина, вопросы обороны, налогообложения и иные); 3) принятие при строгом соблюдении специальной процедуры – законодательного процесса, который указан в Конституции РФ; 4) обладание высшей юридической силой, так как законы занимают второе место после Конституции РФ в пирамиде нормативно-правовых актов; 5) стабильность – порядок принятия закона, а также внесения в него изменений и отмены предусмотрен особым порядком; 6) общеобязательность – нормы закона должны исполняться всеми субъектами правоотношений. Верховенство закона закреплено в Конституции РФ, предусматривающей, что: 1) закон не может противоречить Конституции РФ, а все остальные нормативные акты, издаваемые в стране, не должны противоречить закону, иначе они будут признаны недействительными; 2) закону подчинены в своей деятельности органы государственной власти – в случае несоответствия какого-либо акта государственного или иного органа закону суд обязан принять решение в соответствии с законом; 3) обязательное соблюдение законов распространяется как на граждан и их объединения, так и на органы государственной власти, органы местного самоуправления, на всех должностных лиц; 4) в пределах собственного правового регулирования субъекта Федерации закон занимает такое же положение в системе источников права, как и федеральный закон в федеральной правовой системе. Основными видами законов в зависимости от уровня органа, его принявшего, являются: 1) Федеральные законы: а) федеральные конституционные законы; б) федеральные законы. Для регулирования вопросов, указанных в Конституции, принимаются именно федеральные конституционные законы. К таким вопросам относятся военное положение, чрезвычайное положение, изменение статуса субъекта Федерации, о референдуме, о судебной системе и др.; 2) законы субъектов Федерации – они принимаются по вопросам исключительного ведения субъектов РФ и вопросам совместного ведения субъектов РФ законодательными органами субъектов Федерации. Порядок и процедура их принятия конкретизированы в конституциях и уставахсоответствующего субъекта. Закон имеет определенную структуру, реквизиты: 1) наименование органа, его принявшего, и самого закона; 2) номер; 3) дата издания и вступление в законную силу; 4) преамбула; 5) содержание; 6) указание на те законы, которые он отменяет; 7) порядок опубликования и вступления в силу; 8) лицо, подписавшее его.
ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ СТР.153 КНИГА
Подзаконные нормативные акты также являются разновидностью источников российского права, изданы на основе и во исполнение федеральных конституционных и федеральных законов. Им присущи определенные признаки: 1) они должны основываться на законе, при этом обладать меньшей юридической силой по сравнению с ним; 2) должны быть изданы компетентным органом; 3) они регулируют значительный круг общественных отношений, при этом направлены на решение текущих задач, число подзаконных актов превышает число законов; 4) служат основанием для правоприменительной деятельности, но являются преимущественно инструментом оперативного воздействия на общественные отношения. К подзаконным нормативным актам относятся: 1) на федеральном уровне: а) указ Президента РФ; б) постановление Правительства РФ; в) приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов; 2) на уровне субъектов Федерации: а) акты органов субъектов Федерации, б) акты органов самоуправления; в) уставы областей, республик, входящих в состав Российской Федерации. Подзаконные акты, подчиняясь нормам закона, должны соответствовать друг другу. В зависимости от уровня той инстанции, которая издает подзаконный акт, он не должен противоречить актам вышестоящих инстанций. Структура системы права и соотношение закона и подзаконного акта обеспечивает верховенство закона и сокращает сферу регулирования подзаконных актов. Столкновение закона и подзаконного акта(издание с нарушением компетенции принявшего подзаконный акт органа) влечет появление юридической коллизии. Юридическая коллизия – возникшие противоречия между нормативными актами по одному и тому же вопросу. Причины появления коллизий: 1) объективные – динамизм развития общественных отношений, вступающий в противоречие с консервативностью права; 2) субъективные – пробелы вправе. Можно выделить следующие виды коллизий: 1) между законом и подзаконным актом – разрешаются в пользу закона; 2) между Конституцией РФ и нормативным актом – разрешаются в пользу Конституции РФ; 3) между федеральным актом и актом субъекта Федерации – разрешаются в пользу актов субъектов Федерации. При возникновении юридической коллизии для ее устранения выполняется следующее: 1) если акты изданы одним органом, применяется последний; 2) если разными органами, применяется тот, который издан вышестоящим органом; 3) если коллизия возникла между общим и специальным актом, применяется специальный. Порядок принятия законов и подзаконных актов позволяет упорядочить соотношение и взаимодействие содержащихся в них правовых норм. Предусмотренные Конституцией РФ принципы служат предупреждению и разрешению возможных коллизий между нормативно-правовыми актами, преодолению имеющихся расхождений между федеральным и региональным законодательством, обеспечению стабильного и гармоничного функционирования единой для всей Федерации системы права.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.45.136 (0.165 с.) |