Особенности развития познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста



Дошкольный возраст- важный период в жизни человека. В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, познавательного, нравственного развития ребенка. Плохо, если познавательная мотивация не формируется, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей.В этом случае он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.

Освоение детьми окружающего мира начинается с познания свойств и отношений (признаков) предметов. Это сложный неравномерный процесс, в основе которого лежит соотношение чувственного и логического познания. Чем богаче опты познания предметного мира, тем легче ребенку перейти на более высокие ступени – освоить обобщение, научиться упорядочивать, группировать и классифицировать по свойствам, подойти к пониманию существенных связей, логических отношений между предметами и явлениями мира[16].

В период дошкольного детства происходит формирование новых мотивов, связанныхс усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы. Уже в три – четыре года ребенок может буквально засыпать окружающих вопросами: «Что это?», «А как?», «Зачем?» и т.п. позднее преобладающим становится вопрос «Почему?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснениянепонятного, а порой и провести «эксперимент». Хорошо известно, как любят дети «потрошить» игрушки, стараясь узнать, что у них внутри[13].

Эти факты часто считают показателем присущей детям дошкольного возраста любознательности. Однако на самом деле детские вопросы далеко не всегда выражают их познавательный процесс, стремление получить какие – либо новые сведения об окружающем мире.

Большая часть вопросов, которые задают младшие и средние дошкольники, преследует цель привлечь внимание взрослого, вызвать его на общение, поделиться с ним возникшим переживанием. Дети часто не ждут и не дослушивают ответов на свои вопросы, перебивают взрослого и перескакивают к новым вопросам. Только постепенно под влиянием взрослых, которые обучают ребенка, сообщают ему разнообразные знания, ребенок начинает все больше и больше интересоваться окружающим, стремиться к тому, чтобы узнать что-то новое[10].

Дети младшего дошкольного возраста часто выслушивают объяснения взрослых только в том случае, если полученные сведения нужны им для использования в игре, рисовании или другой практической деятельности. Их попытки догадаться о причинах тех или иных явлений или проводимые детьми «эксперименты» тоже связаны обычно с затруднениями, возникающими в практической деятельности. И лишь к старшему дошкольному возрасту интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребенка, начинает направлять его поведение[13].

В связи с тем, что дошкольный возраст особо благоприятен для формирования познавательной мотивации, в ФГОС ДО основным из принципов дошкольного образования является«формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» [20, с.7].

Леонтьев А.Н. отмечает, что мотив имеет две основных функции – побуждающую и смысл образующую В соответствии с этим, познавательная мотивация с одной стороны побуждает соответствующую ему деятельность, то есть стимулирует самостоятельность, инициативность и целенаправленность в решении познавательной задачи. С другой стороны, познавательная мотивация порождает специфические смысловые образования и познавательные эмоции - интерес к деятельности, удовольствие от получаемых впечатлений и от умственных усилий [16].

В исследованиях Л.И. Божович, посвященных психологической готовности к школе, в качестве уровня актуального развития ребенка, необходимого и достаточного для начала обучения в школе, было предложено новообразование, названное ею «внутренняя позиция школьника». Это психологическое новообразование появляется на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и представляет собой новое отношение к окружающей среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности и потребности в общении с взрослым на новом уровне. Именно сочетание этих двух потребностей позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и достижении целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика[3].

Лисина М. И. указывает, что отсутствие мотивации к учению, узнаванию нового – основная проблема, с которой сталкиваются учителя в школе, родители, психологи и педагоги, работающие в системе образования [2].

С наибольшей глубиной о развитии и повышении качества мыслительной деятельности ребенка сказал Л.С. Выготский: «Дети, которые быстро идут вперед, но не задерживают жадного взгляда на окружающей их жизни, быстро гаснут, заходят в тупик, как многие «вундеркинды», не имевшие в детстве широких, разносторонних, присущих их возрасту интересов»[16].

Лисина М.И. отмечает, что среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив[2].

Выготский Л. С. считает, что познание - является отражение объективной реальности в сознании человека, а результатом - получение новых знаний об окружающем мире[6].

Виноградова Е.Л. отмечает, что познавательная деятельность имеет место лишь тогда, когда активность человека побуждается самим процессом познания и его познавательным результатом. В тех случаях, когда решение задач побуждается внешними мотивами (оценкой, наградой, соревнованием, прагматической пользой и пр.) – можно говорить, что мотив и предмет деятельности не совпадают и, следовательно, данный тип активности нельзя назвать познавательной деятельностью[16].

ФГОС ДО выделяет познавательное развитие как одну их образовательных областей. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации[20].

Учеными Ж.Пиаже и М.И. Лисиной утверждается, что старший дошкольный возрастявляется периодом интенсивного формирования познавательной мотивации ребенка.

Безруких М.М. пишет, что познавательная активность дошкольника приобретает более самостоятельный характер. Он стремится без посторонней помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять скрытые свойства и отношения предметов. Вместе с тем, очевидно, что познавательная мотивация не являются прямым следствием возраста и далеко не все дошкольники обладаютэтим ценным качеством в равноймере.

Виноградова Е.Л.предлагает следующие показатели выраженности познавательной мотивации дошкольников [16]:

1. эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);

2. целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);

3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).

Божович Л.И., Запорожец А.В., ЭльконинД.Б. указывают на тот факт, что познавательная мотивация является важнейшей составляющей личностного развития ребенка 6-7 лет. Она предполагает сформированность внутренней позиции школьника и адекватных ей познавательных мотивов, выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе. При этом к главным мотивам не относятся внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку. Важно, чтобы школа привлекала ребенка главной деятельностью–учением [4].

Однако познавательная мотивацияне относится к следствиям возраста, и не у всех дошкольников формируется даже к концу периода дошкольного детства.

Таким образом,к концу старшего дошкольного возраста у ребенка на первый план выходит целенаправленная познавательная деятельность, отмечается сформированность познавательной мотивации и готовность к обучению в школе. В связи с этим у дошкольников отмечается большой круг представлений об окружающем и несистематичность знаний. Хотя, по-прежнему среди мотивов преобладающими опока остаются игровые мотивы и внешние мотивы (поощрение, похвала взрослого человека). Такая мотивация может быть реализована, на наш взгляд в конструктивной деятельности. Следует далее рассмотреть ее содержание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 778; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.119.136 (0.007 с.)