Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Труды педагогических съездов и комиссии
Большой интерес представляют труды педагогических съездов и комиссий по реформе преподавания физики и дидактической комиссии РФХО. Комиссия под руководством проф. Н. А. Умова в 1898 г. выдвигала новые для того времени идеи в обучении физике в гимназиях: «Задача, выпадающая на долю преподавателя физики и химии в кругу других предметов гимназического курса, заключается, кроме передачи полезных сведений, еще в упражнении способностей ума...» «К таким способностям следует отнести наблюдательность, способность расчленять и группировать факты, умение восходить от подмеченных связей к закону явления и, наконец, навыки в объяснении новой формы явлений с помощью ранее открытых закономерностей». Комиссия признала физический эксперимент ведущим методом преподавания: «Развитие экспериментальной стороны, связанной с сокращением математической обработки делаемых выводов или с заменой математических выкладок экспериментом, оправдывающим закон, представляет выигрыш, а не ущерб в преподавании»1. Комиссия разработала 125 демонстрационных опытов, которые рекомендовала как обязательные. Идеи и предложения Н. А. Умова нашли воплощение в докладах и решениях съездов преподавателей. Так, на I съезде преподавателей физико-химических наук Московского учебного округа (1899) пор докладам Б. И. Герна «К реформе курса физики в гимназиях и реальных училищах», Д. Д. Галанина «О практических занятиях по физике» и др. были вынесены важные решения по улучшению преподавания физики в средней школе. Суть их сводится к следующему: а) в основание преподавания физики надо положить опыт; б) преподаваемый учебный материал следует расположить в два концентра; в) классное преподавание надо оживить обязательными практическими занятиями не только по физике, но и по химии; г) химию надо выделить из курева физики и преподавать ее самостоятельно; д) для достижения всего этого в каждой школе должен быть устроен физический класс при физическом кабинете со всеми приспособлениями для успешного производства опытов. Наконец, съезд постановил устроить при каждом учебном округе образцовый физический кабинет. В дооктябрьский период (1900—1917) это реформистское движение получает большой размах. Необходимость экспериментального преподавания физики горячо отстаивал проф. О. Д. Хвольсон. В докладе подкомиссии по реформе школы в 1900 г. он подчеркнул: «Преподавание физики, в котором эксперимент не составляет основы и краеугольного камня всего изложения, должно быть признано бесполезным и даже вредным». Под воздействием этих идей — усиления экспериментальной части и улучшения преподавания физики в целом — прошел 2—10 января 1902 г. съезд преподавателей физики С.-Петербургского учебного округа. В докладе М. И. Кустовского пропагандировался опыт внедрения лабораторных работ в Мариупольской гимназии, начатый еще в 70-х годах, намного ранее, чем за рубежом. В докладе Я. И. Ковальского впервые затронут очень важный вопрос о соотношении между объемом изучаемого предмета как такового и силами среднего ученика. Я. И. Ковальский предложил устранить перегрузку программ и учебников физики, «удовлетвориться более сокращенной программой гимназии, но изучать ее более основательно».
В трудах II Менделеевского съезда 1911 г. мы находим ценные материалы о работе «Отдела методов преподавания физики», руководимого О. Д. Хвольсоном. В докладе А. А. Добиаша резюмировалась работа «Дидактической комиссии» о рекомендациях деления курса физики на две ступени, роли физического эксперимента в преподавании и технических приложений физики. Большое значение имел доклад П. А. Знаменского «Практические занятия по физике в средней школе». Решение съезда по этому вопросу требовало ввести обязательные лабораторные работы в школе. Особого внимания заслуживает заключительный этап в работе по реформе преподавания физики, приведший к составлению школьных программ 1915 и 1917 гг. с делением курса физики на две ступени. В разработке их принимали участие А. П. Афанасьев, А. В. Цингер, Н. В. Кашин, С. И. Созонов, П. А. Знаменский. Следует отметить, что благодаря прогрессивной деятельности русской научной интеллигенции физика как учебный предмет была достаточно серьезно представлена в учебных планах гимназий и реальных училищ. В 1914/15 учебном году физика изучалась в VI, VII и VIII классах. На нее было отведено 320 часов в год, в среднем 10 недельных часов (3 + 4 + 3), не считая часов на естествознание в младших классах (15 часов в неделю).
Первый Всесоюзный съезд преподавателей физики, химии и космографии (1913—1914) и Всероссийское экстренное совещание (1917) совершенно определенно установили те принципы, на которых должно быть основано преподавание физики, химии и космографии. Принципы эти следующие: 1. Основой преподавания физики должны быть опыт учителя в классе и опыт учащихся на практических занятиях и лабораторных уроках. 2. Преподавание должно сопровождаться экскурсиями для установления связи между изучением в школе, жизнью и техникой. 3. Преподавание космографии должно быть основано на наблюдении явлений в самой природе. 4. Курс средней школы должен быть разделен на две ступени сообразно возрасту учащихся. Эти методические принципы были замечательными для того времени и по существу устремлены в будущее. Но в дореволюционной России не были введены в школе. Они полностью осуществлены лишь в советской школе. Нельзя не отметить прогрессивной роли Педагогического музея и образцовых кабинетов. Творческая деятельность сотрудников Педагогического музея военных учебных заведений (1864-1916) в Петербурге по разработке активных методов преподавания, пропаганде идей наглядности и самодеятельных приборов представляет большой интерес для методики. По оценке проф. П. Н. Груздева, «Педагогический Музей был первой научной лабораторией в России и в Европе». Очень много ценного и поучительного было в работе образцового кабинета физики при нем. Эта работа вышла за пределы России и получила признание за рубежом. «Особенно следует отметить, — писал проф. П. А. Знаменский, — деятельность известной группы педагогов-физиков: К. В. Дубровского, Н. С. Дрентельна, Я. И. Ковальского, Б. Ю. Кольбе и В. Л. Розенберга. Они оставили русской школе богатое наследство в опубликованных ими трудах, посвященных школьному физическому эксперименту». Решив ряд проблем, дореволюционная методика физики, однако, носила следы эмпиризма и влияния буржуазной идеологии, не поднялась до уровня научных теоретических обобщений. А некоторые важные проблемы даже не были ею поставлены (политехническое обучение, связь с трудом, воспитание научного мировоззрения и др.).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.008 с.) |