Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В чем ошибка этого «доказательства»? (1 балл)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Задание № 44. Ответом на загадку «Какое слово всегда пишется неправильно?» является слово «неправильно». Какое именно из употреблений данного слова предполагается загадкой? (1 балл) Задание № 45. а) Допустим, кто-то строит такое умозаключение: «Мыть грызет книжку. Мышь-имя существительное. Следовательно, имя существительное грызет книжку». Очевидно, что это умозаключение неправильное. Какая в нем допущена ошибка? (1 балл) б) Еще одним примером неправильного умозаключения является умозаключение: «Человек со временем посетит Марс; Иванов - человек; значит, Иванов со временем посетит Марс». Какая ошибка допускается в данном умозаключении? (1 балл) в) «Ко мне подошел слесарь. Слесарь - это распространенная профессия. Значит, ко мне подошла распространенная профессия». Какая здесь ошибка? (1 балл) Задание № 46. М. Булгаков, развлекая однажды заболевшего И. Ильфа, рассказал ему в лицах комичный случай - свое знакомство в посольстве:«Любезный советник из Наркоминдела представил меня некоему краснощекому немцу и исчез. Немец, приятнейше улыбаясь, сказал: - Здравствуйте, откуда приехали? Вопрос был, как говорится, ни к селу, ни к городу, но немец говорил по-русски и это упрощало дело. - Недавно я был в Сухуми, в доме отдыха. - А потом? - спросил немец, совсем уже очаровательно улыбаясь, - Потом я поехал на пароходе в Батум... - А потом? - Потом я поехал в Тбилиси. - А потом? Я с некоторой тревогой взглянул на немца. - Потом по Военно-Грузинской дороге мы приехали в Орджоникидзе, раньше он назывался Владикавказ. - А потом? Въедливая назойливость немца решительно мне не нравилась, я оглядывался с беспокойством. - А потом? - с той же интонациейповторил немец. - Потом... вот... я в Москве и никуда не собираюсь. - А потом? - продолжал немец. Но тут, к счастью, промелькнул советник из Наркоминдела, я не дал ему улизнуть и схватил его под локоть. - Послушайте! - начал я возмущенно. - А, - вскричал наркоминделец, - Я совсем забыл! Он ни черта не знает по-русски, кроме двух-трех слов. Плюньте на него! - И потащил меня от немца, который стоял, по-прежнему нежнейше улыбаясь, с застывшим вопросом на губах: - А потом? Понимал ли немец, задававший вопросы, то, что отвечал ему на них собеседник? Употреблялся ли немцем оборот «А потом?» В его собственном, или обычном, смысле или же, скорее, в каком-то другом? (1 балл)
Примечание: минимально необходимое количество баллов – 50 Тема 3 Информационный материал Понятие — форма мышления, отражающая предметы в их существенных Совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии, называется содержанием понятия. Так, содержание понятия «преступление» включает: общественно опасный характер деяния, В логике понятия делят на следующие виды: 1. Единичные и общие; 2. Конкретные и абстрактные; 3. Положительные и отрицательные; 4. Безотносительные и соотносительные; 5. Собирательные и несобирательные. В единичном понятии мыслится один элемент. Например, «Москва», «Россия». В общем понятии мыслится множество элементов. Например, «столица», «федерация». Регистрирующими называются понятия, в которых элементы, в них входящие, поддаются учету, регистрации («родственники потерпевшего
Рисунок 1. Схема полной логической характеристики понятия Аудиторная самостоятельная работа №3 «Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятий. Виды понятий» Задание № 1. Укажите, какие группы слов выражают понятия, а какие - нет, обоснуйте свою точку зрения: (максимально - 6 баллов) а) студент; б) светает; в) человек смеется; г) человек, который смеется; д) простое повествовательное предложение; е) деяние есть действие или бездействие. Задание № 2. Укажите объем, элементы и части объема следующих понятий: (максимально- 11 баллов) а) студент; б) университет; в) факультет; г) коллектив; д) коллектив МГУ; е) созвездие; ж) созвездие Большой Медведицы; з) вечный двигатель, и) преступление; к) русалка л) нынешний царь России. Задание № 3. (максимально - 11 баллов) Установите, какие из перечисленных понятий являются общими, единичными или пустыми, объясните, почему: а) понятие; б) юридическое лицо; в) кремль; г) справедливость; д) пустое понятие; е) полное собрание сочинений Ф. Достоевского; ж) самое большое натуральное число; з) коллектив Большого театра; и) добро; к) гений всех времен и народов; л) цвет. Задание № 4. (максимально - 4 балла) Приведите примеры: а) соотносительных и безотносительных понятий; б) конкретных и абстрактных понятий; в) положительных и отрицательных понятий; г) собирательных и несобирательных понятий. Задание № 5. (максимально - 7 баллов) Определите, какие из подчеркнутых в следующих предложениях понятий употреблены в разделительном, а какие в собирательном смыслах: а) Студенты нашей группы объявили забастовку; б) Студенты нашей группы выехали в летний лагерь; в) Студенты нашей группы изучают логику; г) Моря и океаны занимают 2/3 земной поверхности; д) Планеты светят отраженным светом; е) Хозяйственные преступления приносят большой вред обществу; ж) Хозяйственные преступления общественно опасны. Примечание: минимально необходимое количество баллов – 20
Тема 3. (продолжение) Логические приемы образования понятий. Информационный материал Логическими приемами образования понятий являются: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Сравнение - это такой логический прием, который помогает устанавливать сходство или различие предметов. Анализ -мысленное расчленение предмета на части. Этот прием позволяет выделять признаки предметов. Абстрагирование — логический прием, заключающийся в мысленном выделении признака одного предмета и отвлечении от других признаков. Например, мы отвлекаемся от национальности, роста, цвета глаз, образования и других признаков индивида и выделяем лишь один признак — Можно рассмотреть, как образуются понятие при помощи совокупности вышеперечисленных логических приемов на таком примере: предположим. Что в обсуждении участвуют Сообразительный студент (Сс), Студент-тугодум (Ст) и Преподаватель (П). П: Я хочу предложить вам новый материал для размышлений о вашем собственном мышлении. Вы готовы? Сс: Еще бы! Мы что-то уже давно в этом не упражнялись. Изучаем разные исторические или юридические законы и факты, а о том, при помощи чего мы все это изучаем, что делает это изучение возможным. Вы нам рассказываете очень маленькими порциями. П: Вы имеете в виду, что у вас маловато часов по логике? Я с вами согласен, но нам приходится действовать в пределах отведенного времени. К тому же мы с вами знаем, что для того, чтобы быть логически культурным человеком, одних логических знаний мало, надо еще в деле разбираться. Ведь самое-то логику предметом своих профессиональных занятий Делают очень мало людей. Ст: Ладно. Вы ведь собирались предложить нам материал Для размышлений. Я уже готов размышлять. П: Ах, так! Вам надоело слушать общие рассуждения? хорошо, вот вам задача для размышления. Предположим, что я инопланетянин, который в совершенстве знает русский язык, но по странной случайности совершенно не понимает, что такое стул. Знает все, кроме стула. Далее, предположим, что в нашей комнате нет стульев, и в нашем распоряжении нет никаких средств изображения. Пожалуйста, объясните мне, что такое стул. Сс: Ну, это просто. Стул — это то, на чем сидят. Ст: Нет, погоди. Он же тогда поймет, что садовая скамейка тоже стул. Сс: Да как же можно перепутать садовую скамейку и стул?! П: Можно, если руководствоваться тем, как вы мне это объяснили. На садовой скамейке сидят. Стул — это то, на чем сидят. Следовательно, садовая скамейка — это стул. Это не я предложил, а вы. Сс: Ну, на стуле может сидеть только один человек, а на садовой скамейке — много. Ст: Значит, так и надо сказать. Стул — это то, на чем может сидеть один человек. П: А два человека могут сидеть на стуле, если они не очень толстые? Сс: Хм, могут...;• Ст: Как же тогда сказать? П: Наверное, следует сказать, что стул предназначен для сидения одного человека, а сколько уж там людей сможет на него сесть — это их дело. Сс: Правильно! Теперь мы можем объяснить, что такое стул! Ст: Подожди, табуретка ведь также предназначена для| сидения одного человека. Сс: Но у табуретки нет спинки! Ст: Конечно, но это также надо сказать нашему Автору-инопланетянину. Итак, стул — это то, что предназначено для; сидения одного человека и имеет спинку. П: Позвольте мне вмешаться в вашу дискуссию. Мне не| очень нравится оборот «то, что». Нельзя ли нам заменить его какими-нибудь другими словами так, чтобы вышло изящнее? Сс: Я знаю! Надо подумать, к чему принадлежат стулья. Стулья принадлежат к мебели. Значит, стул — мебель. П: Ну, лучше сказать, что стул — это предмет мебели. Сс: Правильно! Поэтому получится, что стул — это предмет мебели, предназначенный для сидения одного человека и имеющий спинку. Вроде бы хорошо. Но, подожди! А кресло? Кресло тоже мебели, служащий для сидения одного человека и спинку! Сс: Но у кресла есть подлокотники, а у стула нет! Ст: Точно. Это надо тоже сказать нашему инопланетянину. •д;олучится, что стул — это предмет мебели, предназначенный для сидения одного человека, имеющий спинку и не имеющий подлокотников. П: Ну, вот. Пожалуй, теперь я узнаю, что есть стул, а что нет, в любом случае, когда бы я не встретился с предметом, называемым вами стулом. А теперь у меня еще один вопрос к вам: так что же мы сделали? Сс: Я думаю, что мы родили мысль о стуле. П: Правильно! К тому же почти по Сократу. А как мы ее родили? Ст: Перечислили, как же это называется? А, свойства стула! Я читал в Вашем учебнике, что в логической онтологии есть предметы и свойства. Это не предмет, следовательно, это— свойство. П: Ну, что ж. Давайте пока назовем это свойством. В дальнейшем мы будем использовать более точный термин. Осталось только сообразить, какие «свойства» вы перечислили. Ст: Это теперь нетрудно представить. Я их перечислю одно за другим: Стул — это 1) предмет мебели, 2} предназначенный для сидения одного человека, 3) имеющий спинку и4) не имеющий подлокотников. П: Теперь я знаю все необходимое о стуле. Диалог этих трех воображаемых персонажей помог выяснить, что же такое стул. Стул — предмет, конечно, важный, не он цель наших усилий. Нам надо выяснить, какую мысль наши студенты «родили» при помощи Преподавателя. Как вы можете судить по названию темы в логике мысли такого рода называются понятиями. Однако понятие выполняет еще одну важную функцию. Оно делает интересующий нас предмет понятным нам. А значит, сообщает нам о нем какую-то существенную информацию. Итак, понятие, как форма мысли, решает две задачи: (1) отличает объекты интересующего нас множества от всех остальных объектов, (2) обобщает объекты интересующего нас множества, (3) выражает сущность объекта данного множества. Так, например, при помощи признаков 1) — 4) из понятия «стул» мы не только научились отличать предметы, являющиеся стульями, от всех остальных предметов, но и ответили на вопрос: что такое стул, а, значит, узнали нечто о его сущности. Теперь рассмотрим подробнее, каким образом мы образовали понятие «стул». 1) В самом начале перед нашим умственным взором был некоторый умственный образ стула, который мы дополнили нашим воспоминанием об отдельных стульях, которые мы с вами встречали в своем опыте. Выбрав какой-нибудь стул в качестве образца, мы произвели мысленное разложение его на отдельные признаки: деревянный, имеющий спинку, с мягким сиденьем, не имеющий подлокотников, с четырьмя ножками и т.п. Этот этап образования понятия называется анализ (от греч. analysis — разложение, расчленение). 2) Далее, мы приступили к рассмотрению выделенных признаков по отдельности. Это важнейший этап — целая революция в мышлении. Маленький ребенок (согласно исследованиям знаменитого швейцарского психолога Жана Пиаже, примерно до 10—11 лет) в норме не способен рассматривать признаки сами по себе, а только вместе с предметами, которым эти признаки присущи. Отвлечение признаков от предмета и превращение их в объект самостоятельного рассмотрения называется абстрагированием или абстракцией (от лат. abstractio — отвлечение). На этапе абстрагирования мы рассматриваем признаки «быть деревянным», «не иметь подлокотников» и т.п. сами по себе, независимо от тех предметов, в результате анализа которых мы получили эти признаки. 3) Далее, мы пытались рассмотреть различные виды стульев для того, чтобы, сравнивая их, выделить общие признаки и отбросить признаки, свойственные только отдельным видам. Так, мы установили, что «быть деревянным» вовсе не обязательно для стула, а «не иметь подлокотников» — признак, характерный для всех стульев. Эта операция называется сравнением. 4) Наконец, выделив отдельные признаки и сравнив предметы по этим признакам, т.е. выделив общие признаки, мы соединяем все выделенные общие признаки в единое целое, в единый мысленный образ. Операция соединения признаков всех предметов данного множества в единый признак, выделяющий рассматриваемое множество объектов из всех остальных, называется синтезом (от греч. syntesis — соединение, сочетание). В результате синтеза мы получаем сложный признак, в котором составляющие его признаки соединены при помощи союзов «и*, «или» и т.п. 1) Соединив в единое целое признаки, мы объединяем в одной мысли все объекты, имеющие выделенные признаки, т.е. при помощи выделенных признаков мы мыслим множество объектов, обладающих этими признаками. Так, в нашем примере мы мыслим все возможные стулья. 2) Эту операцию объединения разных объектов в одно множество по общим для них признакам назовем познавательным обобщением (познавательным, потому что чуть позже мы введем логическую операцию обобщения понятий). Домашняя самостоятельная работа № 2 Описание логической схемы образования понятия Задание: выбрать понятие, связанное со сферой будущей профессиональной деятельности и описать логическую схему образования выбранного понятия (сравнение - анализ – абстрагирование - синтез - обобщение). Указание: при выполнении данного задания предпочтительнее выбирать достаточно узкие по содержанию понятия. Примечание: максимально возможное количество баллов - 5 Аудиторная самостоятельная работа №4 «Общая классификация понятий» Задание: дайте полную логическую характеристику приведенных понятий. Максимальная количество баллов за каждое задание - 5 баллов. а) студент б) понятие в) несправедливость г) халатность д) преступление е) преступность ж) бесконечность з) вечный двигатель и) молчание к) врач л) тьма м) отцовство Требования к оформлению. При выполнении самостоятельной работы результаты необходимо занести в таблицу следующего вида (пример):
Примечание: минимально необходимое количество баллов – 30 Тема 3 (продолжение) Информационный материал Сравнимые понятия имеют некоторые признаки, позволяющие сравнивать их. Несравнимые понятия нельзя сравнивать. В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия. Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые. Совместимые понятия - это понятия, объемы которых полностью 1. Равнообъемность; 2. Пересечение (перекрещивание); 3. Подчинение (субординация). В отношении равнообъемности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы понятий совпадают полностью, а содержание 1. Соподчинение (координация); 2. Противоположность (контрарность); З. Противоречие (контрадикторность). Рисунок 1. Виды отношений между понятиями. Примеры: 1) наказание, лишение свободы на определенный срок, исправительные работы; А - наказание; В – лишение свободы на определенный срок; С - исправительные работы.
2) эрудиция, невежество; А - эрудиция; В – невежество.
3) действие, бездействие; А - действие; Не-А – бездействие.
4) четное число, рациональное число; А - четное число; В – рациональное число.
5) хищное животное, теплокровное животное. А - хищное животное; В – теплокровное животное. Обобщение понятия — переход от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием. Ограничение понятия — переход от понятия с большим объемом, но Примеры: Обобщение: 1) книга – печатное издание - издание; 2) имя существительное – самостоятельная часть речи - часть речи; 3) скульптура – вид изобразительного искусства - искусство. Ограничение: 1) книга – художественная книга - детектив; 2) имя существительное – собственное имя - Большая медведица; 3) скульптура – скульптура В. Мухиной – «Рабочий и колхозница». Аудиторная самостоятельная работа №5 «Отношения между понятиями» Примечание: в заданиях 1-6 каждый правильный вариант ответа оценивается в 1 балл. Задание № 1. Подберите понятия, равнозначные данным. 1.1. Конституция. 1.2. Квадрат. 1.3. Дорога. 1.4. Высшая стадия развития. 1.5. Лекарь. 1.6. Автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо». 1.7. Измена. 1.8. Изваяние. 1.9. Рука. 1.10. Разумное существо. 1.11. Листок нетрудоспособности. 1.12. Верховный Суд Российской Федерации. 1.13. Известие. 1.14. Первый космонавт. 1.15. Столица. Задание № 2. Подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения к данным. 2.1. Народный судья. 2. 2. Военнослужащий. 2.3. Учебное пособие. 2.4. Лидер. 2.5. Рекордсмен. 2.6. Мэр города. 2. 7. Инженер. 2.8. Парк. 2.9. Академия. 2.10. Киноактер. 2.11. Депутат. 2.12. Акция. 2.13. Радист. 2.14. Магистраль. 2. 15. Первопроходец. Задание № 3. К данным понятиям подберите подчиненные и подчиняющие понятия. 3.1. Живая природа. 3.2. Поэма. 3.3. Озеро. 3.4. Учебник. 3.5. Мичман. 3.6. Завод. 3.7. Дипломат. 3.8. Понятие. 3.9. Награда. 3.10. Писатель. 3.11. Прокурор. 3.12. Унитарное государство. 3.13. Захват заложника. 3.14. Пьеса. 3.15. Преступление в сфере, экономики. Задание № 4. Укажите, какие понятия выражают отношение рода и вида и какие - целого и части. 11.1. Образное выражение, поговорка. 11.2. Система права, гражданское право. 11.3. Элементарная частица, позитрон. 11.4. Графика, гравюра. 11.5. Университет, факультет. 11.6. Учебное заведение, лицей. 11.7. Военно-морской флот, авианосец. 11.8. Драматическое произведение, трагедия. 11.9. Галактика, созвездие. 11.10. Год, месяц. 11.11. Мечеть, минарет. 11.12. Преступление, умышленное преступление. 11.13. Музыкальное произведение, опера. 11.14. Политическая система, партия. 11.15. Государственная власть, парламент.
Задание №5. Подберите понятия, находящиеся в отношении соподчинения к данным (родовым) понятиям. 5.1. Правонарушение. 5.2. Наказание. 5.3. Налог. 5.4. Драматическое произведение. 5.5. Высшее учебное заведение. 5.6. Офицер. 5.7. Административное правонарушение. 5.8. Спортивная игра. 5.9. Сделка. 5.10. Смычковый инструмент. 5.11. Художественная литература. 5.12. Хищение. 5.13. Право. 5.14. Ученое звание. 5.15. Форма государственного правления.
Задание №6. Подберите понятия, противоположные и противоречащие данным. 14.1. Законный. 14.2. Научный. 14.3. Бедный. 14.4. Холодный климат. 14.5. Легкая работа. 14.6. Верность. 14.7. Острый. 14.8. Красивый поступок. 14.9. Гармоничный. 14.10. Смелый. 14.11. Глубокий. 14.12. Друг. 14.13. Требовательность. 14.14. Правда. 14.15. Скромность. Примечание: минимально необходимое количество баллов – 50 Аудиторная самостоятельная работа №6 «Отношения между понятиями»
Примечание: в заданиях 1-4 каждый правильный вариант ответа оценивается в 1 балл. Задание №1. Определите вид отношения между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью круговых схем (кругов Эйлера) Образцы: 1. Преступление (А). Уголовное правонарушение (В). - Равнообъемность. 2. Европейское государство (А). Федеративное государство (В). - Пересечение (перекрещивание). 3. Наказание (А). Ограничение свободы (В). - Подчинение (субординация). 1.1. Высшее учебное заведение, университет. 1.2. Юрист, депутат парламента. 1.3. Конница, кавалерия. 1.4. Орган государственного управления, министерство. 1.5. Писатель, русский писатель, автор романа «Тихий Дон». 1.6. Премьер-министр, глава правительства. 1.7. Республика, форма правления. 1.8. Военный корабль, эсминец. 1.9. Президент, президент Франции, глава государства. 1.10. Живописец, художник. 1.11. Художественная литература, литература, трагедия Шекспира. 1.72. Офицер, спортсмен, орденоносец. 1.13. Ученый, физик, гражданин Российской Федерации. 1.14. Студент, москвич, спортсмен, отличник. 1.15. Мать, дочь, родители. Задание №2. Определите вид отношения между несовместимыми понятиями, изобразите его с помощью круговых схем. Образец: Печать (А). Телевидение (В). Средство массовой информации (С). - Соподчинение (координация). 2.1. Преступление, преступление в сфере экономики, преступление против военной службы 2.2. Известность, неизвестность 2.3. Прямая линия, кривая линия 2.4. Партийность, беспартийность 2.5. Правоохранительные органы, суд, прокуратура 2.6. Виновность, невиновность 2.7. Наводнение, стихийное бедствие, землетрясение 2.8. Правда, ложь 2.9. Юрист, прокурор, следователь, адвокат 2.10. Сильный, слабый 2.11. Истина, заблуждение 2.12. Честь, бесчестье 2.13. Дисциплинарное взыскание, выговор, замечание 2.14. Зависимость, независимость 2.15. Налог, прямой налог, косвенный налог
Задание №3. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем. 3.1. Государство, федеративное государство, унитарное государство. 3.2. Ученый, юрист, общественный деятель. 3.3. Участник Великой Отечественной войны, полковник, генерал. 3.4. Судебное решение, приговор, судебное определение. 3.5. Наказание, лишение свободы на определенный срок, исправительные работы. 3.6. Университет, высшее учебное заведение, академия. 3.7. Автор романа «Война и мир», русский писатель, писатель, мыслитель 3.8 Верующий, православный, католик. 3.9. Еженедельник, периодическое издание. 3.10. Кража, мошенничество, разбой, преступление против собственности, грабеж. 3.11. Изобразительное искусство, живопись, графика, скульптура. 3.12. Земледелец, пахарь. 3.13. Сын, отец. 3.14. Свободный, несвободный. 3.15. Эрудиция, невежество.
Задание №4. Определите вид отношения между понятиями и схемы, соответствующие этим отношениям. Образец: Организатор (А), пособник (В), соучастник преступления (С). - Отношение соподчинения (схема 4).
4.1. Противоречие, конфликт 4.2. Действие, бездействие 4.3. Пролог, эпилог 4.4. Гуманный, негуманный 4.5. Коммерсант, негоциант 4.6. Народный, антинародный 4.7. Артиллерист, сержант 4.8. Судебный исполнитель, филателист 4.9. Крестьянское поселение, село 4.10. Воздушный флот, авиация 4.11. Налог, оброк 4.12. Юрист, прокурор, адвокат 4.13. Договор, сделка 4.14. Гармония, дисгармония 4.15. Глава государства, президент, монарх. Примечание: минимально необходимое количество баллов – 30 Тема 3 (продолжение) Информационный материал Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется 1. Определение должно быть соразмерным. («Рецидивист - лицо совершившее преступление после осуждения за преступления, совершенные 2. Определение. не должно заключать в себе круга. (“Неосторожное преступление - это преступление совершенное по неосторожности” - неправильно. 3. Определение должно быть явным. Нельзя определять неизвестное через 4. Определение не должно быть отрицательным. («Безбожник - человек, Неявные определения. Вышеназванные приемы определения иногда 1. Определение через указание на отношение предмета к своей противоположности. 2. Контекстуальное определение — содержание понятия раскрывается в некотором контексте. К приемам, заменяющим определение, относятся описание, характеристика, сравнение, различение и остенсивное определение. Последнее означает определение, устанавливающее значение термина путем демонстрации предмета, обозначаемого этим понятием (например, демонстрация приборов, орудий и т. п. при ознакомлении с криминалистической техникой). Делением понятия называется логическая операция, раскрывающая объем понятия. В операции деления следует различать делимое понятие - объем которого следует раскрывать, члены деления - соподчиненные виды, на которые делится понятие, и основание деления - признак, по которому проводится деление. Так же как и определение понятий, операция деления понятий подчинена ряду правил (рис. 2). В логике различают такие виды деления: 1. деление по видоизменению; 2. дихотомическое деление. В первом случае основанием деления является признак, при изменении которого образуются видовые понятия, входящие в объем делимого (родового) понятия (например, право по форме своего выражения делится на правовой обычай, юридический прецедент и нормативный акт).
Рисунок 2. Правила деления понятий Дихотомическое деление (деление на две части). Если А - делимое понятие, то членами деления будут В и не-В (рис. 3).
Рисунок 3. Схема дихотомического деления
Классификация представляет собой распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное, определенное место. Примеры: Установите правильность определения понятий (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено). Ночное время — это время с 22 до 6 часов по местному времени. Определение выполнено верно
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 1031; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.87 (0.015 с.) |