Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вторая фигура и её особые правилаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
§ 33. Перейдём к рассмотрению второй фигуры простого категорического силлогизма:
Р-М S-M S-P
Вывод по второй фигуре устанавливает, что предметы класса S не могут принадлежать к классу Р, так как они не обладают свойствами, которые принадлежат предметам класса Р и которые удостоверяются в посылках. Рассмотрим примеры:
Все герои способны подчинять Ни одна звезда не имеет быстрого личное общественному. видимого движения относительно других светил.
Ни один эгоист не способен подчинять Все планеты имеют быстрое видимое личное общественному.движение относительно других светил.
Ни один эгоист не есть герой. Ни одна планета не есть звезда.
Примеры эти представляют две разновидности второй фигуры силлогизма. В первом примере большая посылка удостоверяет, что известное свойство М принадлежит всем предметам, входящим в класс Р, а меньшая посылка устанавливает, что предметы класса S не обладают свойством М. Из этого отношения терминов следует вывод, что ни один предмет класса S не может входить в класс предметов Р.
Рис. 62 Во втором примере большая посылка удостоверяет, что ни один предмет класса Р не обладает свойством М, а меньшая посылка устанавливает, что все предметы класса S обладают свойством М. Из этого отношения терминов следует, что ни один предмет класса S не может входить в класс предметов Р (см. рис. 62). На рисунке изображено отношение между понятиями в обоих наших примерах второй фигуры. Из рисунка видно, что в обоих примерах вывод приводит к исключению класса предметов S из класса предметов Р и наоборот. Но это исключение объёма одного понятия из объёма другого возможно только потому, что, как видно из посылок, существенные признаки обоих понятий, образующиеих содержание, оказались несовместимыми. В первом случае (1) большая посылка удостоверяет, что все существенные признаки понятия М входят как часть в число существенных признаков понятия Р и потому весь объём Р оказывается частью объёма М. Меньшая посылка удостоверяет, что существенные признаки понятия S несовместимы о существенными признаками понятия М. Но так как все существенные признаки понятия М входят в число существенных признаков понятия Р, то, будучи несовместимыми с существенными признаками М, существенные признаки S и подавно несовместимы с существенными признаками Р. А отсюда следует, что весь объём S находится вне всего объёма Р. Во втором случае (2) большая посылка удостоверяет, что существенные признаки понятия Р несовместимы с существенными признаками понятия М и потому весь объём Р находится вне всего объёма М. Меньшая посылка удостоверяет, что все существенные признаки понятия М входят как часть в число существенных признаков понятия S и потому весь объём S есть часть объёма М. Но так как все существенные признаки М входят в число существенных признаков S, то, будучи несовместимы с существенными признаками М, существенные признаки Р будут несовместимы также и с существенными признаками S. А это значит, что весь объём S будет вне всего объёма Р. Общим для обоих примеров является то, что в них вывод состоит в исключении предмета из класса на основании установленного посылками отличия свойств предмета от свойств класса. § 34. Этим значением второй фигуры определяются её особые правила. Согласно первому из них, бльшая посылка должна быть суждением общим. И действительно, исключить предмет S из класса предметов Р, основываясь при этом на свойствах предмета S, можно лишь при условии, если все предметы класса Р обладают свойством, противоположным свойству предмета S. Чтобы исключить класс планет из класса звёзд, основываясь на свойстве планет иметь быстрое видимое движение относительно других светил, необходимо знать, что все звёзды обладают противоположным свойству планет свойством: не имеют быстрого видимого движения относительно других светил. Чтобы исключить класс эгоистов из класса героев, основываясь на неспособности эгоистов подчинять личное общественному, необходимо знать, что все герои обладают противоположным свойству эгоистов свойством: способны подчинять личное общественному. § 35. Согласно второму специальному для второй фигуры правилу, одна из посылок должна быть отрицательной. При отсутствии отрицательной посылки, посредством которой выясняется несовместимость свойства предмета и свойств предметов класса, не будет достаточного основания для исключения предмета из класса. Но какая именно из посылок – большая или меньшая – должна быть отрицательной, правило не указывает. Так, в нашем первом примере отрицательна меньшая посылка, большая же утвердительна. Во втором примере, наоборот, отрицательна большая посылка, меньшая же утвердительна. И действительно, исключение предмета из класса может основываться как на том, что предмет S не обладает свойством М, необходимо принадлежащим всем предметам класса Р, так и на том, что ни один предмет класса Р не обладает свойством М, необходимо принадлежащим предмету S. В первом случае отрицательной будет меньшая посылка, во втором случае – большая. По второй фигуре могут быть получены только отрицательные выводы. Черта эта следует из основного назначения второй фигуры, состоящего в том, что в выводе предмет S исключается из класса предметов Р. Отрицательные выводы могут быть получены не только по второй фигуре. Выше мы уже убедились, что из четырёх возможных правильных модусов первой фигуры два (Celarent и Ferio) также дают отрицательные выводы: общеотрицательный и частноотрицательный. С другой стороны, в дальнейшем мы убедимся в том, что и по третьей фигуре возможны отрицательные выводы. Особенность второй фигуры, отличающая её от остальных, вовсе не в том, что только одна вторая фигура способна давать отрицательные выводы. Особенность второй фигуры состоит, во-первых, в том, что по второй фигуре невозможны никакие другие выводы, кроме отрицательных. Отрицательный вывод –не просто один из возможных для силлогизма второй фигуры случаев. Отрицательный вывод есть основная цель всякого силлогизма второй фигуры. Задача этой фигуры в том и состоит, чтобы, установив несовместимость существенных признаков понятий S и Р, показать, что объёмы этих понятий исключают друг друга. Поэтому отрицание, выражаемое модусами второй фигуры, отличается от отрицания, выражаемого модусами, например, первой фигуры. В этом отличии – другая особенность второй фигуры. И действительно, в отрицательных модусах первой фигуры отрицательный вывод получается как отрицательный ответ на вопрос о принадлежности класса S к классу Р. Но самый вопрос при этом имеет не отрицательный, а положительный смысл: нас интересует именно принадлежность S к Р; модусы Barbara и Darii выясняют, что отношение этой принадлежности имеет место, модусы Celarent и Ferio,–что отношения этой принадлежности нет налицо. Напротив, во всех без исключения модусах второй фигуры задачей вывода является именно доказательство несовместимости существенных признаков понятий S и Р, а следовательно, раздельности объёмов этих понятий. Здесь (разумеется, если вывод обоснован) не может быть и речи об утвердительном результате: вывод может быть только отрицательный. Таким образом, различие между отрицательными модусами первой фигуры и отрицательными модусами второй фигуры выражает различие нашего интереса. В одних случаях нас интересует положительный результат, и отрицание является лишь обнаружением того, что в данном случае положительный результат, каким бы желательным он ни был, всё же невозможен. Так обстоит дело с отрицательными модусами первой фигуры. В других случаях нас, напротив, интересует отрицательный результат, и вопрос идёт лишь об условиях и о полноте самого отрицания. Так обстоит дело со всеми модусами второй фигуры. § 36. Оба специальные правила второй фигуры могут быть выведены и из правил, общих для всех фигур силлогизма. Правило, по которому одна из посылок должна быть отрицательной, легко выводится из условий распределённости терминов. Если бы обе посылки были утвердительные, то средний термин оказался бы как предикат утвердительного суждения, выражающего подчинение понятия S понятию Р, в обеих посылках нераспределённым, и вывод был бы невозможен. Правило, по которому большая посылка не может быть частной, также следует из условий распределённости терминов. И действительно, согласно первому специальному правилу второй фигуры, одна из посылок в этой фигуре должна быть отрицательной. Это значит, что и вывод, по шестому общему для всех силлогизмов правилу, будет отрицательный. Но в отрицательных выводах больший термин (как предикат отрицательного суждения) всегда распределён. Будучи распределённым в выводе, больший термин, согласно четвёртому общему правилу, должен быть распределён и в большей посылке. По условиям второй фигуры больший термин в большей посылке есть субъект. Но термин субъекта распределён только в общих суждениях. Итак, большая посылка не может быть частной. § 37. Все возможные правильные модусы второй фигуры устанавливаются тем же способом, что и модусы первой фигуры. Исключив из шестнадцати арифметически возможных модусов все модусы, противоречащие общим правилам всех фигур и особым правилам второй фигуры, получаем четыре правильных модуса второй фигуры: ЕА, АЕ, ЕI, АО. В модусе ЕА вывод, как легко показать из условий распределённости терминов, будет общеотрицательный (Е), и всё строение модуса может быть обозначено ЕАЕ. Пример: «Ни один жир не растворяется в воде, все спирты растворяются в воде; следовательно, ни один спирт не есть жир». В модусе ЕА вывод получается также общеотрицательный (Е), и всё строение модуса может быть обозначено АЕЕ. Пример: «Все насекомые – трахейнодышащие, ни один паук – не трахейнодышащий; следовательно, ни один паук не есть насекомое». В модусе EI вывод получается частноотрицательный (О), и всё строение модуса может быть обозначено ЕIO. Пример: «Ни одно растение, имеющее корневище, не бывает однолетним, некоторые фиалковые имеют корневище; следовательно, некоторые фиалковые – не однолетние растения». В модусе АО вывод получается также частноотрицательный (О), и всё строение модуса может быть обозначено АОО. Пример: «Все раскалённые твёрдые тела дают непрерывный спектр, некоторые туманности не дают непрерывного спектра; следовательно, некоторые туманности не суть раскалённые твёрдые тела». Условные названия модусов второй фигуры:
Cesare, Camestres, Festino, Baroco.
Сравнивая выводы, возможные по второй фигуре, видим, что все они действительно могут быть только отрицательными: общеотрицательными или частноотрицательными. Отсюда не следует, однако, что отрицательные выводы, единственно возможные по второй фигуре, не имеют ценности для знания. Уже было показано, что модусы второй фигуры применяются в тех случаях, когда предметом нашего интереса является именно отрицание, а не утверждение. Но такие случаи не редки. И в практической деятельности и в деятельности научного познания наш интерес направлен к выяснению не только того, что соединяет, но и того, что разделяет. Установление различия, неоднородности, несовместимости часто представляет величайший интерес как практический, так и теоретический. С другой стороны, отрицательные выводы, мало интересные сами по себе, в ряде случаев могут быть использованы как средство, подготовляющее положительное решение вопроса. Многие сложные задачи решаются путём последовательного исключения тех случаев, в которых искомое решение не может быть найдено, пока, наконец, не доходят до единственно оставшегося случая, представляющего положительное решение. В исследованиях такого рода исключение совершается на основе отрицательных выводов по второй фигуре. Допустим, что, исследуя какое-либо газообразное вещество, мы зададимся вопросом, не находится ли в составе этого вещества натрий. Зная, что спектр газообразных веществ, заключающих в своём составе натрий, имеет характерную яркожёлтую линию, и установив, что исследуемое вещество не даёт в спектре этой линии, заключаем по второй фигуре (модус Camestrеs), что в исследуемом веществе натрий отсутствует. Другой пример. Если мы знаем, что в данной смеси могут быть только некоторые из веществ m, k, n, I, р, но не знаем, какие именно, то один из способов решения вопроса состоит в том, что, установив на основе отрицательных выводов по второй фигуре невозможность присутствия, например, веществ k, 1, р, мы приходим к выводу, что в состав смеси входят m и n.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.181 (0.012 с.) |