![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восприятие, его виды и св-ва
Восприятие — псих. процесс отражения предметов и явл-й действит-ти в совок-ти их разл. св-в и частей при непосредств.их воздействии на органы чувств. В отлич. от ощущ-й, кот. присущи всем живым сущ-вам, имеющим нервн.с-му, способ-тью воспринимать мир в виде образов облад-т только чел. и высшие жив. Виды В зависимости от целей: преднамеренные и непреднамеренные восприятия. В зависимости от степени организации: организ-ные (наблюдения) и неорганиз-ные. В зависимости от формы отражения: —восприятие пространства; —восприятие времени; —восприятие движения Св-ва восприятия: • Избирательность — способ-ть чел-ка воспринимать лишь те предметы, кот.предст-т для него интерес. • Предметность восприятия — проявл в том, что объект восприним-ся нами именно как обособленный в пространстве и времени. • Апперцепция — зависимость восприятия от прежнего опыта чел-ка. • Константность — относит.постоянство или независимость образа предмета от меняющихся условий восприятия (расстояния, ракурса, освещенности и т.д.). • Целостность — выраж-ся в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании чел-ка в совок-ти многих их кач-в Процессы памяти Память — совок-ть процессов запечатления, сохр-я и воспроизвед-я того, что чел. воспринимал, делал или переживал. Компоненты памяти: Запоминание, Сохранение, Воспроизведение,Забывание. Виды памяти: • Наглядно-образная — память на зрительные, звуков., осязат-е, обонят-ные и вкусов. образы. • Словесно-логическая — выраж-ся в запомин-и, сохр-и и воспроизвед. мыслей в 'виде понятий и словесных формулировок. этот вид памяти присущ только чел.у. • Двигательная) — выраж-ся в запоминании и воспроизвед-и движ-й. • Эмоциональная — память на переживания. Хар-ки памяти: объем, быстрота, точность и длит-ть. Возможные расстройства памяти: •Гиперфункция памяти — когда воспоминания вдруг становятся живее и резче, детальнее обычного. Иногда •Амнезия — утрата способ-ти сохр-ть или воспроизв-ть имеющуюся инфо. Мышления и речь Мышление — псих. процесс отраж-я реальности в ее наиб. сущ-ных связях и отнош-х, высшая форма творч. активности чел-ка Виды мышления: • Наглядно-действенное — отл-ся тем, что решение нестанд. задачи ищется посредством наблюдения реальн.объектов, их взаимод-й и выполнения материальн.преобразований, в кот. принимает участие сам субъект мышления.
• Наглядно-образное — осущ-ся на основе преобраз-й образов восприятия в образы представлений; • Абстрактно-логическое ( словесно-логич.)- опосредованное прошлым опытом речевое мышление чел-ка, осуществляемое при помощи логич. опер-й с понятиями (). Выступает как процесс связного логического рассуждения, в кот. кажд.последующ. мысль обусловлена предшеств-й. Речь — словесный язык в действии, процесс практического применения чел.ом именно словесного языка, а не какого-нибудь другого д.). Виды речи: • Внутр-я речь — словесная форма мышления. Результ-м внутр. речи явл мысли.. •Внешняя речь — бывает устной и письменной. Устная делится на монологическую и диалогическую, Св-ва речи • Содержательность речи - зависит прежде всего от ценности и объема содержащейся в ней инфо. • Понятность речи — зависит от ее смыслового значения, языковых особ-тей, а также от уровня развития слушателей. • Выразительность речи — опр-ся отчетливостью произношения. Воображение и его виды Воображение — создание образов таких предметов и явлений, кот. никогда не воспринимались чел-ом раньше. Воображения созд-ся с помощью след. приемов: •вычленение из целостного образа каких-либо эл-тов •изменение величины воображ-х объектов •агглютинация — соединение вычлененных элементов в образы вымышленных объектов (сфинксы, кентавры и т.д.); •конструирование предметов в завис. от их назначения (топор, луноход и т.п.); •гиперболизация — мысленное усиление или ослабление отдельных свойств объектов (хитрость лисы, трусость зайца,) •перенос какого-либо св-ва на др. объекты (был тише воды и ниже травы и т.п.); •типизация — создание нового образа в результате обобщения кач-в, наблюдавшихся у ряда сходн. объектов (создание образов в художественной литературе: Виды воображения: Непроизвольное (пассивное) — когда образы возник-т спонтанно, помимо воли и желания чел-ка Произвольное (активное)- когда образы вызыв-ся по собств. желанию
а)воссоздающее — создание образов на основе личн. опыта, текста, чертежа, карты. б)творческое —самост. создание новых образов в процессе творч. деят-ти. •Фантазии — образы, кот-м ничто или мало что соотв-т в действительности. •Мечты — нацелены на будущее, образы желаемого будущего. •Грезы — мечты, кот. очень слабо связаны с реальностью и кот. никогда не реализуются. Внимание, его виды и св-ва Внимание — активн. направл-ть сознания на те или иные предметы и явления при одновр. отвлечении от всего остального. Виды внимания: • Непроизвольное — вызыв-ся внешн. неожиданными факторами: теми или иными особ-ми объектов, воздейств-х на чел-ка в данный момент. Ими м.б. сила, интенсивность, новизна, необычность, контрастность раздражителя или подвижность объекта. • Произвольное внимание — возник-т вследствие сознательно поставл-й цели.. • Послепроизвольное внимание — возник-т вслед за произвольным и обладает чертами как непроизвольного, так и произвольного. Св-ва внимания: • Избирательность внимания — сосредоточение его на объектах, представляющих для чел-ка наиб. интерес. • Устойчивость внимания —длит-ть удерж-я его на одном предмете или виде деят-ти. ■Распределение внимания — одновр. внимание к двум или нескольким объектам при одновр. выполнении действий с ними или наблюдений за ними. • Объем внимания — кол-во объектов, одновр. охватываемых вниманием с одинак. степенью ясности восприятия • Переключаемостъ внимания — способ-ть вним-я переключ-ся с одного объекта на др.. Все псих. познавательные процессы в своей совок-ти предст-т психич. явл-е, кот. наз-т интеллектом. Для оценки уровня интеллекта наибольшей популярностью пользуется «коэффициент интеллектуальности» (IQ), Дебильность — легкая степень слабоумия. Дебилы способны к обучению, овладевают несложными трудовыми про-цессами, их социальное приспособление ограничено. Имбецильность — средняя степень слабоумия. Речь имбецилов развита слабо, они не обучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания. Идиотия — самое тяжелое слабоумие. У идиотов почти полностью отсут-т речь и мышление, они нужд-ся в постоян.уходе и надзоре. Эмоциональные процессы Эмоц. процессы -отражение реальности, но только в виде ее оценки. Эта оценка психически проявл в виде эмоц-го переживания, В эмоциях проявл оценка индивидом возм-тей удовлетворения своих потребн-й. Наиб. распростр. эмоции: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и др.. Одни из них явл положит-, др. —отрицат- в зависимости от удовлетвор-ти или неудовлетвор-ти индивида. В завис. от силы эмоц. переживаний эмоции подразд. на след. виды: • Настроения — слабо выражен. эмоц. переживания, отличающиеся значит. длит-тью и слабым осознанием причин, их вызывающих. •Аффекты — эмоц. переж-я большой силы с коротким периодом протекания, характериз-ся нарушением волевого контроля. Аффекты связаны с наруш-м волевого контроля: ярость, ужас, отчаяние, Сопровожд-ся резкими выразит. движениями, криками, плачем. • Страсти — сильные, глубокие, длительные и устойчивые эмоц. переж-ния с ярко выраженной направл-тью на достиж-е цели. • Чувства — в отлич. от обычн. эмоций— более сложные, устоявшиеся отношения. Чувство вкл. целую гамму эмоций.. Чел. не может испытывать чувство вообще, если оно не отнесено к кому-нибудь или чему-нибудь конкретно. Чувства делят на 3 гр.:
—моральные — связаны с нравств. оценкой поступков своих и др. людей (чувство долга, чести, дружбы, любви и т.д.); —интеллектуальные—связ. с удовлетвор-м познавательных потребн-й (чувство успешн-ти обуч-я и др.); —эстетические — возник-т в связи с удовлетв-ем эстетич. потреб-тей (чувство прекрасн., безобразного, возвышен. или низменного). Волевые процессы Волевые процессы — сознательное регулир-е чел.ом своего повед-я и деят-ти, связан-е с преодолением внутр. и внеш. препятствий, с мобилизацией всех своих сил на достиж-е поставл-х целей. чел. использ-т свою волю при принятии решений, при выборе цели, при осущ-нии действий для преодоления препятствий на пути к цели. Волевые процессы бывают прост. и сложн. К прост. относ. те, кот. ведут чел-ка к намеченной цели, а принятие решений происх-т без борьбы мотивов. В сложных волевых процессах выд-т след. этапы: 1. осознание цели и стремление ее достичь; 2. осознание возможностей ее достичь; 3. появл-е мотивов, связан-х с достиж. цели; 4. борьба мотивов; 5. принятие реш-я о возможных действиях; 6. осуществление принятого решения; Наряду с волев. действиями чел. часто выполняет и неволевые, кот. соверш-ся без контроля со стороны сознания и не нужд-ся в приложении волевых усилий. В зав-ти от хар-ра протекания вол. процессов выд-ют след. вол. кач-ва личн-ти чел-ка: целеустремл-ть; самообладание; сам-ть;решит-ть настойчивость;энергич-ть инициативность; исполнительность. Класс-ция псих. состояний Психич. сост-е — относит-но устойч. в данное время уровень психич. жизни. По своей динамичности псих. состояния занимают промежут. место м\у психич. процессами и психич. св-ми. Псих. Сост-я (душевный подъем, эйфория, отчуждение, усталость, бодрость, апатия, активность, агрессия,) влияют на псих. процессы, ускоряя или замедляя их протекание, а псих. сост-я выступ-т в кач-ве основы при формир-нии психич. св-в или кач-в личн-ти. Психика едина и деление психич.явлений на псих. процессы, сост-я и св-ва явл условным. Н-р, такие псих. явл-я, как счастье, любовь, стресс и др., одни психологи относят к психич. (эмоц-м) процессам, др. — к психич.сост-м. Кажд. чел. постоянно пережив-т разл. психич. сост-я. Псих. сост-я зависят от окруж. обстановки, физиологич.факторов, времени, словесного воздейст-я и др. усл-й. Псих. состояния классифицируют: • В завис. от продолжит-ти: кратковрем. и длител.. •В завис. от влияния на особенности поведения и деят-ти личн-ти: стенические (повышающие активность) и астенические (понижающие активность). • В завис. от степени осознанности: сост-я более или менее осознаваемые чел.ом.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.222 (0.016 с.) |