![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 13. Понятия об умениях и навыках. Формирование умений и навыков.
Освоение любого конкретного вида деятельности подчиня- ется общим закономерностям развития деятельности. Теоретик и практик в области психологии деятельности В. В. Давыдов выделяет ряд общих закономерностей развития дея- тельности3. Во-первых, существует процесс возникновения, фор- мирования и распада любого конкретного вида деятельности (например, игровой, учебной, трудовой и т. п.). Во-вторых, ее структурные компоненты постоянно меняют свои функции, пре- вращаясь друг в друга (например, потребности конкретизируют- ся в мотивах, действие может стать операцией и наоборот). В-третьих, различные частные виды деятельности взаимосвяза- ны в едином потоке человеческой жизни (поэтому, например, подлинное понимание учебной деятельности предполагает рас- крытие ее взаимосвязей с игрой и трудом, со спортом и общест- венно-организационными занятиями и т. д.). В-четвертых, каж- дый вид деятельности первоначально возникает и складывается в своей внешней форме, как система развернутых взаимоотноше- ний между людьми; лишь на этой основе возникают внутренние формы деятельности отдельного человека. При целенаправленном и осознанном освоении любого вида деятельности следует учитывать именно эти основные психоло- гические закономерности. Освоение деятельности, превращение индивида в субъекта деятельности означает овладение им основ- ными структурными компонентами деятельности: ее потребно- стями и мотивами, целями и условиями их достижения, дейст- виями и операциями. Применительно к конкретной деятельно- сти речь будет идти об освоении конкретных мотивов, целей, действий и операций. С этой точки зрения пока еще мало изучены психологиче- ские особенности процесса освоения деятельности. Такой анализ сделан в большей мере применительно к игровой и учебной дея- тельности. Однако пока нет больших достижений при изучении конкретных форм профессиональной деятельности и психологи- ческих закономерностей ее освоения. Наиболее разработанными в настоящее время являются во- просы формирования конкретных умений и навыков. Хотя и здесь не прекращаются теоретические дискуссии и споры, свя- 3 Давыдов В. В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван,
1981. 136 Раздел II. Онтология и психология жизнедеятельности человека занные, в частности, с самим определением умений и навыков. Если соотнести данные компоненты деятельности (точнее, ре- зультаты ее освоения) с ее структурой, то мы увидим, что эти ис- следования ведутся на уровне анализа действий и операций и связанных с ними целей и условий. Умения и навыки являются характеристиками выполнения человеком различных действий. При этом в психологии есть две трактовки этих понятий. Согласно первой из них, умения и на- выки рассматриваются как ступени, уровни овладения человеком теми или иными действиями, выполняемыми на основе знаний. Умение при этом рассматривается как первая ступень овладения каким-либо действием, а навык — как вторая ступень, означаю- щая уже хорошее, вполне успешное, безошибочное выполнение этого действия. Умение означает, что индивид усвоил соответст- вующее знание и может его применять, контролируя каждый свой шаг в соответствии с этим знанием. Навык же означает, что применение этого знания приобрело автоматизированный характер. ≪Навык, — указывал С. Л. Рубин- штейн, — возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ выпол- нения действия. То, что данное действие стало навыком, означа- ет, собственно, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее вы- полнение своей сознательной целью≫4. Согласно другой трактовке, умения и навыки относятся к разным действиям. Действия, которые выполняет человек, в ча- стности ученик, в процессе учения, весьма разнообразны и обра- зуют сложную иерархическую структуру. Среди них есть про- стейшие, которые приходится выполнять многократно, почти на каждом шагу, например действия чтения, письма, счета. Каждое из этих действий входит как составной элемент в более сложные действия, и поэтому необходимо, чтобы ученик мог выполнять их быстро и безошибочно, притом ≪не задумываясь≫, т. е. автома- тизированно. Вот такое автоматизированное выполнение про-
стейших действий и называется навыком. Для выполнения более сложных действий, таких, как реше- ние каких-либо задач, написание сочинения, составление схемы, построение модели и т. д., ученик должен владеть действиями по применению знаний и навыков. Вот такое владение сложной сис- темой психических и практических действий, необходимых для 4 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 29. Глава 4. Деятельность и общение как способы социальной жизни человека 137 целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками, называется умением. Следовательно, уме- ния — это сознательное применение имеющихся у ученика зна- ний и навыков для выполнения сложных действий в различных условиях, т. е. для решения соответствующих задач. Выполнение каждого сложного действия для ученика выступает как решение задачи.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.180.81 (0.012 с.) |