Содержание книги
Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Традиционная парадигма взаимодействия государства и рынка
Параллельно развитию экономических концепций рынка вставал и вопрос о характере его взаимодействий с государством. Модель "экономический человек" основывается на допущении его автономии и независимости от властных отношений, и основанная на ней классическая либеральная модель саморегулирующегося рынка предполагала аналитическое отделение рынка и государства как, во-первых, автономных исследовательских абстракций и, во-вторых, как самостоятельных сфер реальности. А. Смит придерживался точки зрения, согласно которой рыночный обмен является "естественным состоянием" человека, и задача государства состоит в том, чтобы как можно меньше препятствовать ее проявлению и развитию. На этой основе Смит высказал идею государства – "ночного сторожа", т.е. внешнего контролера соблюдения участниками рынка установленных правил. Модель "ночного сторожа", таким образом, предполагает "государство-минимум", соответствующее принципу laissez faire (франц. буквально "оставь делать"), не допускающему никакого вмешательства в хозяйственную жизнь. Однако в реальной жизни подобное государство практически не встречается, поэтому предметом анализа социологов стали реальные формы взаимодействия государства и рынка. Уже представители классической экономической социологии рассматривали деятельность государства в качестве фактора развития предпринимательской активности. В. Зомбарт показал, что государство само может выступать в роли крупного предпринимателя, и место государственного сектора в экономической системе, его значение, удельный вес, особенности организации, а также отношение к нему в обществе определяют особенности хозяйственной жизни. Участию государства в хозяйственной жизни Зомбарт приписывал инициативу, "первичный зачаток" предпринимательства во многих областях хозяйства, трудных для освоения индивидуальными предпринимателями по причине капиталоемкости и необходимости использования (крупное мануфактурное производство, горное дело, транспорт и т.д.). В то же время Зомбарт отмечал, что нередко именно слабое государство оказывает продуктивное воздействие на экономику, в первую очередь на предпринимательскую активность. Примерами являются Швейцария и Германия до объединения и реформ Бисмарка, граждане которых, лишенные поддержки со стороны мощного централизованного государства, были вынуждены "более приспособляться к потребностям рынка, так как они никогда не могут силой добиться себе сбыта, а должны завоевать его путем искусства убеждения и хорошего исполнения".
Степень государственного вмешательства в хозяйственную жизнь и масштабы его собственной экономической активности имеют принципиальное значение для развития национальной экономики. Они определяются сложившейся и поддерживаемой в обществе исторической традицией. Так, в дореволюционной России государство и проводило активную протекционистскую политику, и само выступало в качестве крупного хозяйственного актора, что, по мнению многих аналитиков, обусловило неустойчивость института частного предпринимательства в России, неартикулированность его интересов и ценностей, слабость самого института частной собственности. С влиянием государства связывают обычно и такие особенности деловой культуры, как бюрократизм, медлительность, негибкость, а в конечном итоге – чиновничье безразличие к эффективности работы. В Японии государство также играет очень значимую роль в экономической жизни, но оказывается более динамичным. Высокая роль государства в развитии японской экономики определяется не столько юридически (среди специалистов присутствует точка зрения, что юридически его возможности даже меньше, чем, например, возможности государства в США), сколько социокультурной традицией: "выработанное в течение многих веков ощущение себя как единого целого, ориентация на достижение коллективных целей и готовность принести личные интересы в жертву интересам коллектива возводят бюрократию на высшую ступень общественной иерархии, поскольку общественным сознанием она традиционно воспринимается как носитель и гарант высших интересов – общенациональных". Кроме того, японское общество ориентировано на гармонию и консенсус, а для достижения его в среде конкурирующих субъектов рынка необходимо наличие "третьей силы", нейтрального посредника, в качестве которого и выступает бюрократия. Одной из основных целей государственного регулирования рынка в Японии является минимизация негативных последствий конкуренции и индивидуализма предпринимателей на общественную жизнь и экономическое развитие: "Японцы предпочитают исключить как можно больше элементов неопределенности из рыночного процесса, что напоминает их практику использования веревок, проволок и шнурочков для связывания и изгибания стволов и веток деревьев с целью придания им форм, отвечающих их эстетическим ценностям".
Таким образом, различные традиции участия государства в хозяйственной жизни обусловливают наличие различных моделей взаимодействия рынка и государства. Эти модели располагаются в пространстве между полюсами, на которых находятся, с одной стороны, "государство-минимум" – "ночной сторож", а также государство, берущее на себя лишь обеспечение производства общественных благ, которые не могут быть произведены в условиях свободного рынка; с другой стороны, контролирующее и регулирующее экономику социалистическое государство, которое стремится заменить рынок с его свободным ценообразованием, конкуренцией и волатильностью централизованным плановым перераспределением. Промежуточное положение между этими двумя полюсами занимает социальное государство. Первое обоснование этой модели относится к середине XIX в., понятие ввел немецкий ученый Л. фон Штейн, который назвал в качестве его важнейшего признака поддержание "абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов", а также заботу о "свободном развитии" всех граждан. Во второй половине XIX – начале XX в. эта идея развивалась в теориях общественного устройства как социал-демократического, так и консервативного типа ("Прусский социализм"), и нашла отражение в формировании институтов социальной защиты в практике государственного строительства ряда стран Западной Европы. В Германии, а затем в Австрии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии и других странах получила распространение "модель Бисмарка", предполагающая универсальное покрытие медицинских расходов всего населения за счет взносов на социальное страхование, которые уплачивают как население, так и работодатели. Эта модель строится на принципах самообеспечения при ответственности государства за организационную и финансовую устойчивость системы медицинского страхования. В Англии в 1940-х гг. сформировалась "модель Бевериджа", предполагающая базовое государственное медицинское обслуживание с равным доступом для всех, а также ответственность работодателей за здоровье работников и дополнительное медицинское страхование за счет самого населения. "Модель Бевериджа" легла в основу концепции "государства благосостояния" (welfare state), практически тождественной социальному государству. Теоретической основой модели социального государства является представление о "социальном" как об обществе в целом, а также о социальной природе человека, его неразрывной связи с обществом, ответственность за благополучие и процветание которого несет государство. Человек обладает, наряду с политическими и гражданскими правами, еще и неотъемлемыми социальными правами, включающими нрава на труд и его достойную оплату, охрану здоровья, поддержку нетрудоспособных (инвалидов, стариков, детей и др.), образование и т.д. Эти права реализуются через активное участие государства в хозяйственной деятельности, развитое социальное законодательство, достижение уровня развития экономики, достаточного для осуществления активной социальной политики, а также через институты гражданского общества.
Таким образом, в основе модели социального государства лежит идея социальной справедливости. Однако это понятие является неоднозначным и дискуссионным, интерпретации его смысла охватывают пространство между противоположными полюсами "всеобщего равенства" и "обеспечения необходимого минимума". В разных современных государствах складывается различное отношение к социальной справедливости, основывающееся на исторических, культурных, социально-политических особенностях. В государствах Западной Европы, принявших модели Бисмарка или Бевериджа, уже к середине XX в. признано и обеспечено право всех на медицинское обслуживание, в США же этот вопрос остается предметом ожесточенных споров и в начале XXI в. В России в 2010 г., по данным социологов, 31% опрошенных респондентов считают обеспечение социальной справедливости ключевой идеей нынешней модернизации страны. Роль государства 46% респондентов понимают как "обеспечение необходимого социального минимума для всех граждан", 34% – как "обеспечение полного равенства всех граждан", 16% считают, что государство должно "помогать лишь слабым и беспомощным", и лишь 4% придерживаются мнения, что оно "вообще не должно вмешиваться в жизнь граждан, каждый должен рассчитывать только на себя". Еще одна важнейшая идейно-теоретическая предпосылка модели социального государства – идея социального мира и отрицание классовой борьбы. Еще в XIX в. достижение всеобщего благоденствия, равенство прав и возможностей свободного развития каждого, социальная солидарность обосновывались наличием у обязанностей государства перед обществом и человеком. Основой социального государства является социальное партнерство, предполагающее сотрудничество всех классов и слоев в интересах прогресса всего общества, исполнение каждым членом общества обязанностей перед ним. Приверженность модели социального государства зафиксирована в Основных законах целого ряда государств, в том числе Германии, Франции, Испании и др. В Конституции РФ 1993 г. утверждается, что "Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека" (ч. 1 ст. 7).
В то же время модель социального государства содержит ряд существенных противоречий: • нивелирует противоречия интересов различных социальных групп и игнорирует неминуемые конфликты между ними; • исходит из допущения, что государство всегда выражает интересы общества в целом, в то время как реально оно всегда действует в интересах отдельных групп; • предполагает перераспределение благ в пользу бедных и незащищенных групп, что, как показал опыт, приводит к росту социального иждивенчества, что провоцирует конфликты в обществе, например между коренным населением и мигрантами, получающими социальную поддержку от государства; • основывается на перераспределении доходов в пользу бедных слоев населения, что ущемляет интересы богатых, в особенности интересы бизнеса, поскольку предполагает высокие налоги; • предполагает социально ориентированную структуру экономики, что, по мнению ряда ученых и политиков, снижает ее эффективность. На основании критики модели социального государства ряд политиков проводил курс в направлении сокращения социальных расходов (М. Тэтчер, Р. Рейган и др.). В качестве альтернативной предлагалась модель "государства участия" и "поддерживающего государства". Модель социального государства как промежуточный между крайностями полного невмешательства и полного контроля вариант взаимодействия государства и рынка в реальной жизни сталкивается с рядом противоречий, которые в рамках данного подхода не получают теоретического обоснования для разрешения. Это обстоятельство, а также недостаточность парадигмы аналитического противопоставления рынка (хозяйства) и государства, побуждают социологов к разработке новой парадигмы.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.162.201 (0.009 с.) |