Проведения практическогозанятия №3 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проведения практическогозанятия №3



II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

 

ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ИНСТРУКЦИЯ

ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГОЗАНЯТИЯ №3

ТЕМА: «Обучение работе в школах здоровья для пациентов»

ОСНАЩЕНИЕ:

КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Учебные цели:

Студент должен иметь практический опыт:

– работы в Школе здоровья;

– обучения пациентов с различными ХНИЗ;

– заполнения документации Школ здоровья;

– оценки эффективности обучения.

Студент должен знать:

– Положение о Школе здоровья для пациентов;

– основные цели и задачи Школ;

– порядок организации занятий в Школе;

– перечень учетно-отчетной документации для Школ здоровья;

– критерии оценки эффективности работы Школ здоровья;

– факторы риска при АГ, СД, СН и других заболеваниях;

– принципы диетического питания при различных заболеваниях.

Студент должен уметь:

– проводить анкетирование пациентов;

– работать с вопросниками;

– выявлять факторы риска развития ХНИЗ;

– вести профилактические беседы;

– проводить занятия в Школах здоровья;

– составить программу самоконтроля для пациента с АГ

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ:

Выполнить (отработать) такие манипуляции:

1. Изучить Положение о Школе здоровья для пациентов Приложение №1
2. Организация занятия в Школе для больных АГ Приложение №2
3. Организация занятия в Школе для больных с ХСН Приложение №3
4. Организация занятия в Школе для больных СД Приложение №4
5. Организация занятия в Школе для больных БА Приложение №5

Приложение №1

 

Перечень учетно-отчетной документации для Школ здоровья

1. Журнал регистрации пациентов, обучающихся в Школе здоровья.

Учёт пациентов, обучающихся в Школе здоровья, осуществляется в отдельном журнале для каждого вида Школы. В журнале заполняется таблица на каждый цикл занятий (табл. 1). Отметка о присутствии пациента на занятии должна сопровождаться полной подписью фамилии медицинского работника, проводящего занятие. Целесообразно перед началом первого занятия предложить пациентам заполнить анкеты для получения информации согласно графам таблицы (2-4).

 

Образец заполнения журнала регистрации пациентов, обучающихся в Школе здоровья

Таблица 1

 

Фамилия Имя Отчество Дата рождения Адрес Место работы, телефон Страховой полис Клинический диагноз Осложнения Сопутствующие заболевания   Занятия*
             
             
                               
                               
                               

*В журнале указывается дата и тема проведенного занятия

2. Медицинская карта амбулаторного больного.

В амбулаторной карте должны быть записи о начале обучения в Школе здоровья, даты и темы каждого занятия, заверенные медицинским работником, проводившим занятие. Для тех, кто прошел обучение в Школе здоровья, на лицевой стороне медицинской карты амбулаторного больного ставится отметка «Школа (наименование Школы)», с указанием даты завершения занятий в Школе «____» ____________20___ г.

2. Учетная форма 038/у-02 «Журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике», утвержденная приказом МЗ РФ от 23.09.2003 года №455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации».

3. Годовая отчетная форма №30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении», утвержденная постановлением Госкомстата России от 10.09.2002 года № 175 (раздел IV, пункт 10. Деятельность отделений (кабинета) медицинской профилактики (4809).

4. Ежеквартальный отчет о работе Школ здоровья:

Форма отчета о работе Школ здоровья.

Показатель Школа здоровья по профилю
1. Количество проведенных за год Школ        
2. Общее число обученных пациентов, из них:        
мужчин        
женщин        
  Число обученных больных:        
впервые        
повторно        
4. Возрастной состав пациентов:        
менее 18 лет        
трудоспособный возраст        
нетрудоспособный возраст        
5. Стаж заболевания:        
до 5 лет        
до 10 лет        
более 10 лет        
6. % больных, имеющих стойкую утрату трудоспособности, от общего числа обученных в школе здоровья        
7. Число обученных пациентов:        
из района обслуживания ЛПУ        
из других районов обслуживания        

ВОПРОСНИК

по оценке обучения в Школе Здоровья

Дата «_____» ________________ 20 г.

Уважаемый(ая) слушатель Школы, просим Вас заполнить эту анкету. Ваши ответы помогут определить, насколько полезным и интересным было для Вас посещение Школы, а Ваши советы и пожелания помогут нам улучшить качество дальнейшего обучения.

В соответствии с Вашим личным мнением дайте оценку по пятибалльной системе:

от 1 (низшая оценка) до 5 (высшая оценка), напротив каждого утверждения.

На последний вопрос дайте, пожалуйста, развернутый ответ.

 

Утверждения Баллы (оценка)
1. Организация обучения в Школе в целом  
2. Численность группы  
3. Время проведения занятий  
4. Продолжительность занятий  
5. Частота занятий  
6. Было много новой информации  
7. Обучение в Школе было для Вас полезным  
8. Вы удовлетворены обучением в целом  
9. Заниматься было интересно  
10. Советы, полученные в Школе, выполнимы для Вас  
11. Ваши пожелания по обучению в Школе  

Благодарим за участие! Желаем доброго здоровья!

 

Критерии оценки организации и качества обучения в Школе по мнению пациента:

менее 30 баллов – неудовлетворительная оценка

30–40 – удовлетворительная оценка

более 40 баллов – хорошая оценка

3. Оценка уровня знаний в Школах здоровья.

Оценка уровня приобретенных за время обучения в Школе знаний дает возможность получить информацию о достижении поставленной цели обучения. Для такой оценки применим метод опроса. В качестве примера могут быть использованы приведенные ниже вопросники, содержащие ключевые позиции обучающих программ по артериальной гипертонии, бронхиальной астме, сахарному диабету 2 типа, психологической подготовке семьи к рождению ребенка. Желательно предложить слушателям заполнить вопросник в начале первого занятия перед началом обучения (исходные знания) и в конце последнего занятия после завершения обучения, в дальнейшем сравнить количество правильных ответов до и после обучения.

ВОПРОСНИК

по оценке знаний слушателей Школы здоровья по артериальной гипертонии

Дата «_____» ________________ 20 г.

Уважаемый(ая) слушатель Школы, пожалуйста, прочтите внимательно нижеследующие утверждения и отметьте, согласны ли Вы с ними, поставив галочку в соответствующем квадрате: «согласен» («Да»), «не согласен» («Нет»), «затрудняюсь ответить» («Не знаю»).

Утверждение Ответ
Да Нет Не знаю
  Повышенным считается уровень АД 140/90 мм рт.ст. и выше      
  АД нужно измерять только при ухудшении самочувствия      
  При гипертоническом кризе необходимо принять таблетку (каптоприл или клофелин) и вызвать врача        
  Если гипертония хорошо переносится, то она не требует лечения      
  Избыточная масса тела не влияет на уровень АД      
  Повышению АД способствует курение      
  Низкая физическая активность способствует понижению АД      
  Наследственность повышает риск повышения АД      
  Ежедневное употребление небольших доз алкоголя полезно для здоровья, особенно при гипертонии        
  При гипертонии необходимо ограничить потребление соли до 3-5 г в сутки (1 чайная ложка без верха)            
  Для улучшения здоровья необходимо ходить пешком в умеренном темпе (с ускорением) не менее 30 минут в день      
  Для снижения риска осложнений гипертонии достаточно контролировать только уровень АД        

Утверждения 1,3,6,7,8,10,11 – правильные, 2,4,5,9,12 – неправильные

ВОПРОСНИК

по оценке знаний слушателей Школы здоровья по бронхиальной астме

Дата «_____» ________________ 20 г.

Уважаемый (ая) слушатель Школы, пожалуйста, прочтите внимательно нижеследующие утверждения и отметьте, согласны ли Вы с ними, поставив галочку в соответствующем квадрате: «согласен» («Да»), «не согласен» («Нет»), «затрудняюсь ответить» («Не знаю»).

Утверждение Ответ
Да Нет Не знаю
  Бронхиальную астму нельзя вылечить, но ее можно контролировать      
  Пикфлоуметрию желательно проводить ежедневно для того, чтобы определить, насколько хорошо контролируется астма      
  Пикфлоуметр необходимо использовать только при ухудшении самочувствия      
  Во время приступа бронхиальной астмы необходимо сделать 2 ингаляции бронхорасширяющего препарата короткого действия (сальбутамол, вентолин, беротек) и при отсутствии эффекта вызвать врача      
  Если астма хорошо переносится, то она не требует лечения      
  Физическая нагрузка может вызвать приступ астмы      
  Простуда может вызвать обострение бронхиальной астмы      
  Присутствие животных в доме может ухудшать течение бронхиальной астмы      
  При бронхиальной астме каждый день нужно принимать профилактическое лекарство для защиты легких и предотвращения приступов астмы      
  Ежедневное использование профилактического лекарства от астмы небезопасно для здоровья      
  Ингаляторы для лечения астмы эффективнее и безопаснее таблеток      
  Частое (больше четырех раз) ежедневное использование бронхорасширяющего лекарства – обычное явление при бронхиальной астме и не является поводом для обращения к врачу      

Утверждения 1,2,4,6,7,8,9,11 – правильные, 3,5,10,12 – неправильные.

ВОПРОСНИК

по оценке знаний слушателей Школы здоровья по сахарному диабету 2 типа

Дата «_____» ________________ 20 г.

Уважаемый(ая) слушатель Школы, пожалуйста, прочтите внимательно нижеследующие утверждения и отметьте, согласны ли Вы с ними, поставив галочку в соответствующем квадрате: «согласен» («Да»), «не согласен» («Нет»), «затрудняюсь ответить» («Не знаю»).

 

Утверждение Ответ
    Да Нет Не знаю
  Повышение сахара крови всегда сопровождается ухудшением самочувствия      
  При резком снижении сахара крови лучше всего принять стакан сладкого напитка        
  Если организму не хватает инсулина, то уровень сахара крови понижается      
  Самоконтроль уровня сахара желательно проводить перед едой и через 1-2 часа после еды      
  Лишний вес способствует повышению сахара крови      
  Физические нагрузки способствуют снижению сахара крови      

Утверждения 1,3,5,6,7,9,10 – правильные, 2,4,8,11,12 – неправильные.

 

ПРИКАЗ №268 16 июля 2001 г.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТРАСЛЕВОЙ КЛАССИФИКАТОР

"СЛОЖНЫЕ И КОМПЛЕКСНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ"

91500.09.0002-2001

Согласно форме №30, утвержденной постановлением Госкомстата России от 10.09.2002 №175, выделяют 7 основных «Школ здоровья».

04.001.03 Школа для беременных

04.012.01 Школа для больных сахарным диабетом

04.015.01 Школа для больных с артериальной гипертензией

04.015.02 Школа для больных с сердечной недостаточностью

04.025.01 Школа для больных, находящихся на хроническом гемодиализе

04.037.03 Школа для больных с бронхиальной астмой

04.040.01 Школа для больных с заболеваниями суставов и позвоночника

 

ПРИКАЗ №683н МЗ РФ

Об утверждении

Приложение №2

«ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ»

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Артериальная гипертензия – это стойкое повышение артериального давления (систолического АД равного и более 140 мм рт.ст. и/или диастолического АД равного и более 90 мм рт.ст.) у лиц, которые не принимают антигипертензивные препараты, зарегистрированное не менее чем при 2-х врачебных осмотрах, при каждом из которых АД измеряется по крайней мере дважды.

Гликемия – уровень глюкозы в крови. У здорового человека натощак он составляет 3,3-5,5 ммоль/л, а после приема пищи, не превышает 7,8 ммоль/л.

Дневник самоконтроля (дневник здоровья, дневник пациента) – краткие рекомендации пациенту и данные самоконтроля.

Индекс массы тела – используется для определения нормальной массы тела: масса тела (кг) разделить на рост (м), возведенный во вторую степень. Масса тела нормальная, если ИМТ 18,5 – 24,9 кг/м2 .

Ожирение – хроническое рецидивирующее заболевание, характеризующееся повышенным накоплением и нарушением функциональной активности жировой ткани в организме.

Самоконтроль – процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных побуждений.

Сахарный диабет 2 типа – метаболическое заболевание, характеризующееся хронической гипергликемией, развивающейся в результате нарушения секреции инсулина или механизмов его взаимодействия с клетками тканей.

Школа здоровья – это совокупность средств и методов индивидуального и группового профилактического консультирования пациентов, направленного на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков, позволяющих рационально лечить заболевание, проводить профилактику осложнений и повышать качество жизни.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЙ

 

№ п/п Тема занятий Ответственный за исполнение
     
  А. Цели и задачи школы медицинских знаний. Знакомство с планом занятий. Понятие о гипертонической болезни. Распространенность артериальной гипертонии (АГ). Осведомленность о заболевании. Руководитель школы
В. Вводное анкетирование. Обучение методике измерения артериального давления. Измерение АД слушателями школы. Показ видеофильма о здоровом образе жизни.
  А. Факторы риска АГ: неуправляемые (возраст, наследственная отягощенность, экология, социальное окружение) и управляемые (ожирение, курение, низкая физическая активность, нерациональное питание, неадекватные реакции на стресс) Руководитель школы
В. Знакомство с рекомендациями направленной профилактики АГ по каждому фактору риска
  А. Профилактика АГ – рациональное питание. Влияние питания на здоровье. Типы ожирения. Правила здорового питания. Этапы оздоровления, привычки питания. Руководитель школы Терапевт
В. Расчет ИМТ (индекса массы тела). Оптимальный подбор суточного рациона питания. Пищевая пирамида. Калорийность основных продуктов питания. 12 шагов к здоровому питанию. Опросник N°N°1,2
  А. Профилактика АГ – борьба с гиподинамией. Важность физически активного образа жизни. Определение понятия. Модель физической активности. Особенность физической активности в различных контингентах. Тренирующий эффект физической активности. Руководитель школы Инструктор ЛФК
В. Рекомендации по самоконтролю, режиму повышения физической активности, тренирующему режиму физических нагрузок. Индивидуальное консультирование по вопросам повышения физической активности.
  А. Профилактика АГ – не медикаментозные методы. Рациональная психотерапия. Создание у больного адекватного отношения к болезни и лечению. Развитие устойчивости к стрессовым ситуациям. Формирование мотивации к оздоровлению. Фитотерапия. Руководитель школы Врач-психоневролог (ИРТ)
В. Обучение основам аутотренинга. Рекомендации по нормализации режима дня, рациональному распределению свободного времени. Показ приемов самомассажа.
  А. Профилактика АГ – отказ от вредных привычек. Распространенность курения и алкоголизма. Влияние вредных привычек на здоровье и прогноз жизни. Законодательство по ограничению курения. План действий по борьбе с потреблением алкоголя. Руководитель школы Врач ОМК
  В. Способы преодоления курения. Демонстрация видеофильма "Черный ворон". Итоговое анкетирование.  

Цели:

Повышение мотивации к выполнению пациентом врачебных рекомендаций;

Повышение качества жизни больных людей;

Внедрение стационаросберегающих технологий;

Проведение первичной и вторичной профилактики;

Получение обратной связи от пациентов.

Задачи:

Добиться повышения качества знаний у пациентов по имеющимся заболеваниям;

Приобщить пациентов к самостоятельному повышению качества жизни;

Сформировать установку пациентов на длительную ремиссию, выздоровление, поддержание максимально удовлетворительного здоровья;

Обучить, систематизировать навыки адекватной самопомощи;

Провести анализ возможных осложнений заболеваний, доступных мер их профилактики;

Внедрить методики обратной биологической связи, доврачебного контроля;

Содействовать формированию адекватного отношения к болезни;

Вызвать чувство ответственности за своё здоровье, сформировать взаимную ответственность пациента и медицинского персонала;

Внедрить и проанализировать эффективность работы ШМЗ. Установить взаимосвязь между посещением ШМЗ и повышением качества жизни пациентов.

 

Схема 1. Значение факторов риска в патогенезе повышения АД

Инструкция для обучающихся: распределитесь по парам. Каждой паре для чтения предлагается раздел опорного конспекта. Затем каждая пара обучающихся пересказывает свою информацию другой паре. Полученную новую информацию обучающиеся рассказывают всей группе.

ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ АГ

Наследственность, генетические аспекты, возраст (мужчины старше 50, женщины старше 60), гиподинамия, ожирение, избыточное потребление поваренной соли, вредные привычки (курение, чрезмерное употребление алкоголя), стрессы, гиперлипидемия, гипергликемия, дефицит кальция, калия, магния.

Особенно важно выделить факторы, влияющие на повышение АД, поведенческого характера, обратить внимание на их взаимосвязь со степенью АГ.

«Управляемые» факторы риска, способствующие повышению АД.

¨ АД чаще повышается у людей, злоупотребляющих солёной, жирной пищей и алкоголем.

¨ Установлено, что лица с повышенным давлением потребляют с пищей в 3 раза больше поваренной соли, чем лица с нормальным давлением.

¨ Выкуриваемая сигарета может вызвать подъём АД, иногда на 10–30 мм рт.ст.

¨ Давление возрастает при увеличении массы тела: лишний килограмм повышает давление в среднем на 1–3 мм рт.ст.

¨ Многие люди подвержены стрессовым влияниям в повседневной жизни, на работе, в семье, что также способствует повышению АД, переходу болезни в тяжёлую форму, требующую нередко стационарного лечения.

Рекомендации для контроля за диетой при повышенном АД.

  • Исключить острые и солёные блюда и приправы, богатые животными жирами, а также мучные и кондитерские изделия.
  • Предпочтительные способы приготовления — отваривание, запекание, изредка лёгкое обжаривание.
  • Ограничить потребление поваренной соли, добавляя в пищу, приготовленную без соли, не более 3–5 г (от 0,5 до 1 чайной ложки без верха) в сутки.
  • Ограничить общее количество жидкости (включая первые блюда) до 1,5 л. Исключить газированную минеральную воду.
  • Увеличить потребление продуктов с высоким содержанием калия, магния (изюм, курага, морковь, петрушка, укроп, цитрусовые, отруби, морская капуста и др.).
  • Включать в питание продукты, содержащие полноценные белки со сбалансированными аминокислотами (творог, мясо, рыба).
  • Употреблять овощи и фрукты, богатые клетчаткой и витаминами (ягоды, особенно лесные, фрукты, фасоль, баклажаны).
  • Употреблять много свёклы, клюквы. Бетаин и бетаин-красящие вещества свёклы и клюквы обладают липотропным и непрямым гипотензивным действием, включать их в питание больных обязательно.
  • Использовать жиры, содержащие ненасыщенные и полиненасыщенные жирные кислоты (подсолнечное, кукурузное, хлопковое масло).
  • У лиц с избыточной массой тела необходимо значительно (1800–1200 ккал) снизить суточную калорийность.

Что запрещается? Жирные сорта мяса, крепкие мясные бульоны, говяжий, бараний, свиной жир, внутренние органы животных, мозги, икра, сало, крем, сдоба, пирожные с кремом, острые, солёные, жирные закуски, какао, шоколад, сливочное мороженое, крепкий чай и кофе, редис, щавель, шпинат.

Что рекомендуется? Хлеб и хлебобулочные изделия (с отрубями, бессолевой, витаминизированный); супы (вегетарианские, фруктовые, молочные), блюда из мяса, нежирные сорта рыбы, блюда и гарниры из овощей, фрукты, ягоды, блюда и гарниры из круп и макаронных изделий (каши, пудинги, запеканки), яйца (белковые паровые омлеты), молочные продукты (обезжиренные сорта), жиры (растительное масло в салаты), напитки (некрепкий чай, кофе без кофеина, соки, квас, отвар шиповника, трав), закуски (несолёные сыры, нежирная колбаса, винегреты и салаты), соусы (молочные, на овощном отваре, фруктовые, ягодные).

Приложение №3

 

«ШКОЛА ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ»

Программа цикла обучения.

1. Строение и функция сердца

2. Что такое сердечная недостаточность

3. Причины развития сердечной недостаточности

4. Проявления сердечной недостаточности

5. Причины декомпенсации сердечной недостаточности

6. Правила образа жизни больного хронической сердечной недостаточностью, как можно предупредить ее прогрессирование

7. Ограничение потребления поваренной соли, перечисление наиболее распространенных пищевых продуктов с высоким содержанием натрия хлорида

8. Ограничение потребления жидкости

9. Самоконтроль пациента с сердечной недостаточностью

10. Необходимость постоянного приема препаратов

11. Необходимость регулярных дозированных физических нагрузок

12. Ответы на вопросы пациентов

Длительность одного занятия составляет 50-70 минут.

 

Вводная лекция

По данным Всемирной организации здравоохранения к 2050 году восьмая часть населения планеты будет страдать от того или иного заболевания сердечно-сосудистой системы. Хроническая сердечная недостаточность (ХСН) — закономерный исход этих заболеваний. В недалеком будущем распространенность ХСН будет носить характер пандемии.Радикальными методами терапии ХСН являются трансплантация сердца, имплантация искусственного левого желудочка (ИЛЖ). Сегодня в любой стране по разным причинам не все пациенты могут рассчитывать на своевременное выполнение данных хирургических операций. К примеру, рост количества реципиентов сердечного трансплантата значительно опережает рост числа доноров. Число доноров ограничено и, вероятно, будет ограничено всегда. Нам придется считаться с тем, что какой-то части больных высокотехнологичные медицинские вмешательства выполнены не будут. В таких условиях необходимо улучшать прогноз больных сердечной недостаточностью при помощи терапевтических мероприятий.

В крупных рандомизированных контролируемых исследованиях, посвященных ХСН, были выявлены и неоднократно проверены препараты, улучшающие прогноз больных. Написано и издано множество руководств и рекомендаций, и мы достаточно мощно вооружены теоретическими знаниями против этого патологического состояния. По данным разных исследователей, в том числе, и по нашим данным, на фоне полноразмерной терапии и систематического тщательного контроля соблюдения всех рекомендаций выживаемость больных ХСН существенно улучшается.

Каков же эффект достижений медицины на практике?

Анализ причин госпитализаций пациентов с сердечной недостаточностью показал, что почти в 70% случаев они обусловлены поведенческими факторами (не соблюдение рекомендованного образа жизни: диеты, режима физических нагрузок, медикаментозной терапии). По результатам исследований лишь треть больных после выписки из стационара продолжают принимать ингибиторы АПФ (эналаприл, энап, каптоприл, диротон, престариум) и всего 15% — β-адреноблокаторы (конкор, беталок-зок, карведилол, небилет) и диуретики.

Таким образом, основной проблемой лечения сердечной недостаточности является то, что даже при корректной диагностике, своевременной и адекватной терапии, эффективность недостаточна, т.к. больные плохо соблюдают рекомендации, особенно такие «несерьезные», как изменения в диете, физической активности, отказ от курения. Правильно назначив лечение, необходимо также добиться, чтобы пациент придерживался всех рекомендаций!

Прогрессирование ХСН связано с совокупностью модифицируемых факторов риска, которые обусловливают эпизоды декомпенсации и которые можно и нужно корректировать только при участии пациентов. Необходимо, чтобы больные активно участвовали в лечебном процессе. Обеспечить соблюдение больными ХСН рекомендованного образа жизни и режима терапии, предотвращение декомпенсаций, сокращение повторных госпитализаций и улучшение прогноза может повышение информированности пациентов в отношении своего заболевания, а также их интенсивное наблюдение на амбулаторном этапе. Такое наблюдение кардиологами-специалистами по сердечной недостаточности, по данным зарубежных исследователей и по результатам российской программы ШАНС, позволяет снизить частоту госпитализаций и увеличить продолжительность жизни пациентов.

Приложение №4

«ШКОЛА ДЛЯ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ»

Программа цикла обучения.

Занятие №1. Понятие о сахарном диабете.

Занятие №2. Самоконтроль при сахарном диабете.

Занятие №3. Питание при сахарном диабете.

Занятие №4. Питание, сахарозаменители, алкоголь при сахарном диабете.

Занятие №5. Инсулинотерапия: виды инсулинов.

Занятие №6. Инсулинотерапия: схемы, расчет доз.

Занятие №7. Кетоацидоз. Гипогликемии.

Занятие №8. Поражения глаз и почек при сахарном диабете.

Занятие №9. Поражения ног при сахарном диабете.

Занятие №10. Новые технологии в лечении сахарного диабета

 

Вводная лекция

– Диета при сахарном диабете I типа

– Виды инсулинов и принципы инсулинотерапии

– Осложнения сахарного диабета

– Поздние осложнения при сахарном диабете.

– Заключение

Сахарный диабет был известен ещё в 170 году до нашей эры в древнем Египте. Однако причина его возникновения стала ясна только в конце прошлого века, когда врачи провели эксперимент по удалению поджелудочной железы собаки. После этой операции у животного развился сахарный диабет. Причина стала ясна, но прошло ещё много лет, прежде чем 1921 году в городе Торонто молодой врач и студент медицинского факультета выделили из поджелудочной железы собаки вещество, снижающее уровень сахара в крови. Это вещество было названо инсулином, в январе 1922 года первый пациент с сахарным диабетом начал получать первые инъекции и это спасло ему жизнь.

Прошло 2 года после открытия инсулина и молодой врач из Португалии задумался над тем, что сахарный диабет - это не просто болезнь, а совершенно особый стиль жизни. Тогда и появилась первая в мире школа для пациентов с сахарным диабетом. Теперь таких школ существует множество. По всему миру пациенты с сахарным диабетом и их родственники имеют возможность получать знания о своем заболевании и быть полноценными членами общества.

Что же такое сахарный диабет? Сахарный диабет - это хронически повышенный уровень сахара в крови. Это определение не случайно. Дело в том, что все осложнения, которые связывают с сахарным диабетом, возникают 'благодаря' высокому уровню сахара в крови. Если пациент научится управлять самочувствием настолько хорошо, что сахар в крови будет всё время оставаться на нормальном уровне, то диабет из болезни превратится в особый образ жизни, ведя который, можно избежать многих осложнений. Этот образ жизни будет различаться в зависимости от того, каким типом диабета страдает данный пациент.

Существует 2 типа диабета:

I тип - инсулинозависимый, развивается у людей с пониженной выработкой инсулина. Чаще он развивается в раннем возрасте: у детей, подростков, молодых людей. При этом типе диабета пациент постоянно должен вводить себе инсулин.

II тип - инсулинонезависимый, возникает иногда даже при избытке инсулина в крови. Но и при этом типе сахарного диабета инсулина недостаточно для нормализации сахара в крови. Этот тип диабета появляется в зрелом возрасте, часто после 40 лет. Его развитие связано с повышенной массой тела. При II типе диабета иногда достаточно лишь изменить диету, похудеть и увеличить интенсивность физических нагрузок, и многие симптомы диабета исчезают.

Итак, у пациента с сахарным диабетом повышен уровень сахара в крови. Это означает, что клетки испытывают острый дефицит энергии. Дело в том, что глюкоза является основным энергетическим источником для клеток всего организма. Но в клетку она может попасть только при помощи инсулина. Инсулин - это белковый гормон, который вырабатывается особыми клетками поджелудочной железы, называемыми b - клетками.

У человека без сахарного диабета в кровь постоянно поступает необходимое количество инсулина. То есть при повышении уровня сахара в крови поджелудочная железа усиливает выработку инсулина, а при снижении - уменьшает. Поэтому у людей без диабета уровень глюкозы в крови поддерживается в строго определенных пределах и составляет натощак 3,3 - 5,5 ммоль/л, а после еды до 7,8 ммоль/л.

При сахарном диабете I типа поджелудочная железа вырабатывает недостаточное количество инсулина или практически вообще его не вырабатывает. Глюкоза не может попасть в клетки, и её уровень в крови агрессивно повышается. Человек начинает испытывать жажду, сухость во рту, выделяет большое количество мочи; теряет вес. Для того, чтобы избавить его от этих симптомов и снизить уровень сахара в крови, необходим инсулин. Инсулин - это белковый гормон и вводить его можно только при помощи инъекций, так как при попадании в желудок он разрушается, и выполнять свои функции уже не может.

Необходимо также заметить, что существует 2 источника повышения глюкозы в крови: углеводы, поступающие с пищей, и глюкоза, попадающая в кровь из печени, где она 'хранится' в виде гликогена. Поэтому нельзя добиться снижения уровня сахара в крови только ограничением в пище. Если пациент с сахарным диабетом не следит за уровнем сахара в крови, позволяет ему бесконтрольно повышаться, то в крови и в моче появляется ацетон. Это опасно, поскольку кетоновые тела (ацетон) вызывают кетоацидоз. Это состояние может привести к потере сознания (кома) и даже смерти.

Вот почему пациентам с сахарным диабетом необходимо регулярно измерять уровень сахара в крови. Делать это можно при помощи реактивных полосок непосредственно перед инъекцией инсулина. Чаще всего пациенты проверяют уровень сахара в крови перед едой (перед завтраком, обедом и ужином). Дополнительно можно контролировать сахар в крови перед сном и во всех случаях ухудшения самочувствия. Только ежедневный многократный контроль уровня сахара в крови поможет скорректировать дозы инсулина соответственно индивидуальному образу жизни и режиму питания.

Мучные продукты.

1 ХЕ = 1 кусок любого хлеба. И черного, и белого (только не сдобного). Это обычный кусок хлеба, который каждый, не задумываясь, отрезает от батона (примерно 40 грамм). Если этот кусок хлеба высушить, то в полученном сухаре также будет 1 ХЕ, так как испарилась только вода, а все углеводы остались на месте. 1 ХЕ содержится в 1 столовой ложке муки или крахмала. В 3 столовых ложках макарон содержится 2 ХЕ.

Крупы и каши.

1ХЕ содержится в 2 столовых ложках любой вареной крупы.

Бобовые.

Горох, фасоль и чечевицу по ХЕ можно не учитывать,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 714; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.192.121 (0.127 с.)