Политическая социология в дореволюционной России: основные направления и представители. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая социология в дореволюционной России: основные направления и представители.



Становление в России СП не было последовательно-линейным и поступательным процессом. Периоды бурного развития сменялись состоянием «анабиоза», связанного с запрещением или тотальным контролем деятельности ПС. В целом можно выделить три периода становления и развития ПС в России: 1. Дореволюционный период (конец 60-х 19в – середина 20-х гг. 20века) 2. Советский этап (сер.20-х – конец 80-х) 3. Постсоветский этап (конец 80-х – конец 90-х).

В дореволюционном периоде выделяют два этапа:

1) Возникновение СП (конец 60-х – конец 90-х гг 19в): первые политико-социологические работы (А.Стронин), начало эмпирических исследований полит жизни России (В.Ивановский – местное самоуправление и др.); разработка первых социологических концепций полит институтов и процессов (Чичерин, Ковалевский, Острогорский, Плеханов).

2) Формирование исследовательской проблематики и развертывание основных направлений ПС (конец 90-х 19 века – середина 20-х гг 20 века): дифференциация дисциплины и развитие ее предметного поля; формирование исследовательских направлений – социологии государственной власти и полит институтов; социологии полит партий и общественных объединений; бюрократии и элиты; выборов и электорального поведения; полит изменений (кризисов и конфликтов, революций и реформ) и социологии международных отношений (войны и мира), а также разработка качественных и колич методов политико-социологических исследований (анализ земской и электоральной статистики, полит документов, наблюдение за деятельностью фракций Думы и т.д.).

Представители: С.Муромцев, Ю.Гамбаров, М.Ковалевский, Н.Коркунов, В.Хвостов, Б.Кистяковский, М.Острогорский, Г.Плеханов, П.Сорокин и др.


7. Б.Н. Чичерин как политический социолог.

Чичерин – крупнейший теоретик русского консервативного либерализма, сущность которого состоит в «примирении начала свободы с началом власти и закона». В основе теоретических построений Чичерина лежит идея самоценности человеческой личности, составляющая фундамент общественного здания. Истинную природу человека составляет свобода – «это внутренняя движущая сила или идея». Вместе с тем государство для Чичерина, в отличие от западного либерализма, есть не только внешнее учреждение, созданное для охранения прав и безопасности граждан, не только средство для личных целей граждан. Оно само по себе является целью, обладает самостоятельной ценностью. Иными словами, он уравновешивает ценности как государства, так и отдельной человеческой личности: оба начала одинаково важны. Ибо если государство получит перевес над общественной сферой и поглотит последнюю, то полностью уничтожит как основы личной свободы, так и основы собственного существования. Оптимальной для России формой правления он считал конституционную монархию.

Основные работы Чичерина: «О народном представительстве», «История полит учений», «Философия права».


8. М.М. Ковалевский о власти и государстве.

Ковалевский – один из авторитетнейших русских социологов. В области ПС его интересовали взаимоотношения общества и государства, природы государства, современные формы полит устройства, проблемы демократии. Учение Ковалевского о государстве и праве сложилось под сильным влиянием идей Конта и Спенсера, солидаризма Дюркгейма и Дюги, психологических теорий социологии.

Ковалевский считал, что право возникло раньше государства. Договор «соединения» кладет начало обществу, а договор «подчинения» лежит в основе государственной власти. Гос власть характеризуют: непроизводность, самодовляемость, самоопределяемость, бесконтрольность. Каждой из стадий, пройденных обществом, соответствует свое политическое устройство: родовой стадии – племенное княжество, феодальной – сословная монархия, всесословности – сперва царизм, а затем конституционная, парламентская демократия. Ковалевский с симпатией относился к демократии, но для России считал более подходящей конституционную монархию.

Источник возникновения власти и государства он усматривал «в психическом воздействии личностей, способных к инициативе, к творчеству, на массы, не способные ни к чему иному, как к подчинению своей деятельности чужому примеру и руководительству». Поскольку большинству людей свойственно естественное отвращение к напряжению мыслительных способностей, они готовы подчиниться руководству тех, кто обладает большей физической или психической энергией.


9. М.Я. Острогорский о соотношении политических партий и демократии.

Магистральная тема творчества Острогорского – проблемы западной демократии, к изучению которой он подошел с точки зрения механизма ее функционирования, прежде всего – политических партий. Фундаментальный труд – «Демократия и политические партии», в нем впервые показал, что демократия это не решение, а проблема. Острогорский был один из первых, кто угадал опасности, таящиеся на пути демократического процесса. Он показывал, что демократия вовсе не статическое состояние общества, а развитие с постоянным и неизбежным столкновением различных социальных групп, а также интересов, оформленных партийно. Острогорский осуществил попытку понять демократию с точки зрения политических партий, борющихся за власть. Дело в том, что жизнь в конце 19-начале 20 века породила новую реальность – собственно политические партии. Это стало возможным благодаря тому, что в полит процессы на основе всеобщего избирательного права были вовлечены широкие народные массы.

Основной предмет научного анализа Острогорского – формирование партийного механизма власти. Расширение избирательных прав населения, включение в политическую реальность новых слоев общества приводит к созданию специальных центров по проведению предвыборной кампании в интересах какой-либо партии. Так возникает «кокус» - первоначальная организационная ячейка партии нового типа, обеспечивающая связь центра (полит руководства) с массами. Со временем кокус становится самостоятельным институтом, занимается мобилизацией масс, подбором и назначением функционеров на руководящие должности по всей вертикали власти. Это означает завершение консолидации партии и начало ее бюрократизации. Кокус представляет собой механизм, позволяющий небольшому числу людей контролировать и направлять поведения масс. Острогорский рассматривал образование кокуса как явление, опасное для демократии. Низкий уровень политической культуры масс и начилие сильного кокуса создает возможность манипулирования сознанием больших масс людей в интересах партийного руководства. По сути дела, бывшая полит партия превращается в хорошо отлаженную организацию – машину, не имеющую никакой другой цели, кроме собственного роста.

Иными словами, главная проблема – это бюрократизация партии, партийный формализм, уничтожающие в человеке всякую волю и самостоятельность. Острогорский полагал, что только партии, организованные на принципах свободы и независимости их членов, могут образовывать начала демократии, и только тогда, когда демократия наполняется моральной ответственностью свободных и автономных личностей, может возникнуть жизнеспособное демократическое государство.


10. Власть: понятие, принципы, функции.

Власть – одно из центральных понятий современной ПС. Это возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от ее основы. Способность и возможность достигать своих целей может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных/нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, стимулировании и т.д. власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.

Два универсальных принципа власти, которые нераздельны и взаимодействуют: командование и исполнение.

Функции власти. Поддержание общественного порядка и стабильности; выявление, ограничение и разрешение конфликтов; достижение общественного согласия; принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности; управление делами общества. Другие: коммуникативная, координационная, управленческая, контрольная (те же самые, но другими словами).


11. Политическая система общества: содержание и типы.

Г. Алмонд: в целом полит система понимается как особый тип соц отношений, которые задействованы в принятии властных публичных решений. Она представляет собой совокупность институтов (парламенты, бюрократии и суды), которые формируют и воплощают в жизнь коллективные цели общества или существующих в нем групп. Субъектами этих системных отношений являются индивидуумы и соц группы общества.

Существование полит системы определяется через разделение системы и окружающей среды. В рамках полит системы происходит превращение общественных требований в полит решения, они воздействуют на среду и в ней происходят соответствующие изменения, что в свою очередь влечет изменения в общественном мнении, и процесс конверсии (превращения) повторяется. Этот процесс описывается с помощью понятий «вход-выход» и «обратная связь». Взаимодействие между входом и выходом обеспечивается обратной связью: принятые решения воздействуют на среду, вызывают в ней изменения и, соответственно, обуславливают возникновение новых потребностей, желаний, требований, стремящихся к «входу» в полит систему. Таким образом, политика предстает в виде бесконечного процесса. Отсюда можно сделать вывод: любая полит система является вторичной в том смысле, что она складывается в ответ на требования среды, а ее устойчивость и эффективность определяются способностью адаптироваться к происходящим в среде изменениям.

В целом полит система представляет собой совокупность гос и общественных организаций, норм и правил, определяющих их взаимоотношения по поводу власти, и психологических установок и ориентаций индивидов относительно характера осуществления власти в обществе. => основные компоненты (подсистемы), составляющие сущностные характеристики полит системы: институциональная, нормативная, коммуникационная, культурно-идеологическая.

Типы. По­лит системы могут классифицироваться по различным ос­нованиям. 1. В зависимости от типа общества они делятся на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные (Р. Арон, У. Ростоу) 2. По характеру взаимодействия со сре­дой — на открытые и закрытые 3. По политическим культурам и их выражениям в формах организации власти — на англо-амери­канскую; континентально-европейскую; доиндустриальную и час­тично индустриальную; тоталитарную (Г. Алмонд) 4. По полит режиму: тоталитарные, авторитарные, демократические.


12. Политический режим: понятие и типы.

Полит режим – это совокупность методов, приемов и форм осуществления полит отношений в обществе, т.е. способ функционирования его полит системы. Характеризуется методами осуществления полит власти, мерой участия граждан в управлении, отношением гос институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью полит свободы в обществе, открытостью или закрытость полит элит с т.зр. соц мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Полит режим- это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, полит и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный полит порядок данной страны на определенный период. В узком смысле под полит режимом иногда понимают гос режим, представляющий собой совокупность приемов и методов осуществления гос власти. Такое отождествление может быть оправдано лишь в том случае, если полит режим практически полностью определяется государством, и не оправдано, если он в значительной степени зависит от деятельности институтов гражданского общества.

Типы: демократический и недемократические (тоталитарный и авторитарный).

1. Тоталитаризм. Шесть базовых характеристик (К.Фридрих и З.Бжезинский): централизованное руководство и управление экономикой; всеобщий контроль над поведением индивида в соц сфере; признание руководящей роли одной партии в полит сфере и осуществление ею своей диктатуры; господство офиц идеологии; сосредоточение в руках государства и партии всех средств массовых коммуникаций; концентрация в руках партии и государства всех средств вооруженного насилия. Тоталитарные режимы разделяют на «правые» и «левые»: «народный капитализм» и завоевание мирового господства (фашистская Италия и Германия); построение коммунистического общества и мировая революция (коммунистические режимы в СССР), партия обладает монополией не только на полит, но и на экономическую власть.

2. Авторитаризм. Режим, при котором смысл правления заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяющих внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти. Иногда тоталитаризм рассматривается как крайняя форма авторит режима. В историческом прошлом авторитаризм выступал в форме древних тираний, деспотий, абсолютных монархий и в форме различных аристократических режимов. Авторит режимы по сравнению с тоталит обладают большими шансами перехода к демократии, т.к. здесь уже проявляются независимые от государства экономические интересы, на базе которые могут сформироваться полит интересы, а следовательно, существует потенциал для полит самоорганизации гражданского общества. Современные авторит режимы имеют ряд черт переходного режима, занимая промежуточное положение между демократией и тоталитаризмом.

3. Демократия. Правление народа, избранное народом и для народа (Линкольн). Современная демократия отличается от всех предшествующих исторических моделей либерализмом (уважением и защитой прав человека, в т.ч. права оппозиции, отстаивать свое мнение и критиковать правительство). Включает в себя совокупность демокр институтов, процедур и ценностей, обеспечивающих устойчивость полит системы. Основные признаки: 1) суверенитет народа (народ – источник власти, выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет); 2) периодическая выборность основных органов власти (позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти); 3) всеобщее, равное и тайное избирательное право; 4) конституция; 5) принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная); 6) наличие развитой системы представительства (парламентаризм); 7)гарантия основных прав человека; 8)полит плюрализм; 9) свобода выражения полит суждений; 10)демократическая процедура принятия решений (выборы, референдумы, парламентское голосование); 11) разрешение конфликтов мирным путем. Выделяют прямую, плебисцитарную и представительную.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.207 (0.015 с.)