Лекция « школа научного управления» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция « школа научного управления»



ЛЕКЦИЯ «ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

· Искусство управления людьми с помощью слова по-гречески именовалось «демагогией». Демагог воздействует на сознание равных себе людей. Впоследствии это слово стало означать искусство манипулирования властью.

 

· Слово «менеджмент», то есть управление – английское. До начала этого века оно употреблялось нечасто. История употребления слова «менеджмент» в обиходной практике насчитывает примерно 90 лет. В Оксфордском словаре английского языка слово «менеджмент» толкуется как «способ общения с людьми», «механизм осуществления власти и искусство управления», «особого рода умелость и навыки выполнения административной работы». Понятие «управление» употребляется и в технических системах, понятие «менеджмент» – только в организационных системах.

 

· В других языках слово «менеджмент» отсутствует. Немецкий историк И. Шайд правда полагает, что термин «менеджмент» происходит от итальянского слова maneggiare, что означает умение управлять лошадью

 

Оглавление

 

1. Общие понятия научного управления и область применения. 2

2. Основы научного управления, работы Р. Оуэна и Ф. Тейлора. 4

3. Система Тейлора повышения производительности труда. 15

4. Распространение научного управления. 12 принципов управления ГАРРИНКТОНА ЭМЕРСОНА. 20

5. Работы Френк. и Лилиан ГИЛБЕРТ по научному управлению.. 21

6. Работы Генри Форда. 35

7. Научное управление в нашей стране. Понятие НОТ. 36

8. Основное значение школы научного управления. 37

Система Тейлора повышения производительности труда

Тейлор пришел к выводу, что причиной невысокой производительности труда работников является несовершенная система их стимулирования. Он предложил использовать систему материальных стимулов, главным из которых была награда, которая должна быстро следовать за выполнением работы. Для поддержания у работников постоянного ожидания награды Тейлор предложил использовать прогрессивную систему оплаты труда. Он выработал систему, которая позволяла платить всем работникам по одинаковой схеме. В основе его системы лежат следующие принципы:

• платить человеку за его работу, а не за занимаемую должность;

• догадок;

• единообразие расценок.

Благодаря этому:

• повышалась производительность труда;

• дешевели товары;

• рабочие получали более высокую заработную плату и в большей мере стали интересоваться результатами работы, сотрудничеством с работодателями.

Наградой являлись не только денежные выплаты, но и социальные уступки (организация рабочих столовых, детских садов, вечерних курсов). Все это считалось «средством для создания более умелых и интеллектуальных рабочих», которое вызывает у них «доброе чувство по отношению к хозяевам».

Тейлор рассматривал рабочих не как людей – личностей, а как наиболее эффективное средство решения поставленных задач. Он сформулировал основополагающие принципы управления индивидуальным трудом рабочих:

• научный подход к выполнению каждого элемента работы;

• строгое следование разработанным стандартам;

• системный подход к подбору, обучению и тренировке рабочих;

• оплата по результатам труда;

• кооперация менеджеров с рабочими;

• разделение ответственности за результаты работы между менеджерами и рабочими.

Тейлор создал строгую систему знаний о законах рациональной организации труда. Эта система состоит из математических методов вычисления себестоимости, дифференциальной системы оплаты труда, метода изучения времени и движений, способов расчленения и рационализации трудовых приемов.

Законы управления Тейлора.

1. Создание научного фундамента, заменяющего собой старые, грубые практические методы работы, научное исследование каждого отдельного вида трудового действия.

2. Отбор рабочих и менеджеров, их тренировка и обучение на основе научных критериев.

3. Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научной организации труда.

4. Равномерное и справедливое распределение обязанностей и ответственности между рабочими и менеджерами. Будучи необходимым участником производственного процесса, каждый из них должен точно и своевременно выполнять свои собственные задачи.

Тейлор писал о сути своей системы[1]: «Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; доведение каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния».

Высокая норма выработки дает рабочим более высокий заработок, а предпринимателю – высокую прибыль, а это хорошая мотивация. Недостатки в организации труда не бросаются в глаза, поскольку нормы производительности всегда бывают занижены. А это порождает безответственное отношение к выполнению своих обязанностей как у рабочих (сознательное замедление темпа работы – работа с «прохладцей»), так и у администраторов (перекладывание своих функций на плечи подчиненных).

Высокие нормы выработки, которые назначал Тейлор, жесткий режим труда, стандартизация движений рабочего и инструмента – все это ставило работника в тяжелые условия. Но Тейлор не равнялся на слабых работников, которых, как он полагал, необходимо отсеивать еще у заводских ворот.

Тейлор считал, что если труд во всех звеньях и участках организован на научной основе, то рабочее время будет использовано с наибольшей пользой. Следовательно, повысить эффективность производства можно лишь, разрабатывая одновременно технико-организационные и социально-психологические методы управления.

Тейлор предложил дифференцированный подход к работникам. Он разбил их по «классам» и каждому давал работу по его силам, но достаточно напряженное задание должно быть «вызовом» работнику, чтобы принуждать его к росту мастерства. В каждом «классе» необходимо показать и научить работников самым экономным и рациональным методам работы.

Тейлор не считал, что финансовое вознаграждение является единственной и универсальной формой мотивации, но придавал ему первостепенное значение. Очень важно для Тейлора было установить необходимое соотношение между трудовым вкладом работника и полученным вознаграждением.

Продвижение по службе он считал действенным мотивирующим фактором. Продвижение в другую категорию работников с лучшей ставкой оплаты труда он рассматривал тоже как вознаграждение.

Денежное вознаграждение должно стимулировать проявление личной инициативы и назначаться в строгом соответствии с выполненной работой. Тейлор считал, что одинаково вредно как недоплачивать, так и переплачивать. Деньги должны быть заработаны, а не получены, только тогда они приобретают настоящую ценность.

Тейлор считал, что надо так построить систему оплаты труда работника, чтобы за брак, за работу с «прохладцей» он наказывался, а за отличную работу – дополнительно награждался. Основной принцип системы оплаты – отстающие штрафуются, передовики награждаются, а середняки получают норму.

Прежняя система оплаты труда имела ряд недостатков.

1. Рабочим платили за служебное положение, а не за индивидуальные способности и результаты. Оплачивалось присутствие человека на работе, а не его трудовой вклад.

2. Оплата труда зависела не от самого рабочего, а от желания администрации.

3. Одинаково оплачивались ленивые и добросовестные рабочие.

4. Администрация бесконтрольно понижала расценки, а рабочие отвечали ограничением производительности.

5. Для рабочих важной являлась гарантия сохранения зарплаты, а не количество выполненной работы.

6. Рабочие не интересовались убытками предприятия, администрация не была заинтересована в изучении фактического времени выполнения задания.

7. Не существовало заинтересованного сотрудничества предпринимателей и рабочих.

Тейлор полагал, что решить проблему заработной платы возможно установлением точного времени выработки, прямой зависимости размера оплаты от выработки рабочего. Суть проблемы заключалась не столько в повышении зарплаты, сколько в гарантии от снижения расценок и сохранения высокой зарплаты. Тейлор придерживался принципа: контролировать не производительность рабочего, а метод его работы.

За большой вклад в развитие научного управления Ф. Тейлора называют «отцом научного менеджмента». Его главной задачей было увеличить производительность труда работников путем научной организации их труда. Он считал, что существует единственный наилучший путь выполнения работы и задача состоит в том, чтобы с помощью научных методов открыть этот путь, подобрать работников, которые физически и умственно способны выполнить конкретную работу и организовать их обучение и подготовку. Тейлор стремился в максимальной степени снизить трудовые издержки и повысить производительность труда.

Тейлор интересовался не только эффективностью работы работника, но и эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления. Он разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.

Тейлор заложил основы американского предпринимательства, которые имеют в основе некоторые философские принципы. Цель производства – увеличение комфорта и благосостояния человечества. Миссия «научного менеджмента» заключается в экономическом и социальном улучшении общества. Лидеры бизнеса несут социальную ответственность, как перед обществом, так и перед интересами частного капитала.

 

Работы Генри Форда

 

Основатель американского машиностроения Генри Форд (1863-1947) был и одним из создателей «философии практики». Он разработал теорию, которую называют «фордизм». Она изложена в его книгах «Моя жизнь, мои достижения», «Сегодня и завтра». Основные положения его теории таковы:

• высоко оплачивать труд каждого рабочего и следить за тем, чтобы он работал все 48 часов в неделю, но не больше;

• обеспечить наилучшее состояние всех машин, настаивать на их абсолютной чистоте, приучать людей уважать окружающих и самих себя.

Впервые на заводах Г.Форда был применен промышленный конвейер.

Г. Форд был активным сторонником широкого использования научных знаний в организации производства и управления. Он считал, что важнейшая задача бизнесменов – создать условия, при которых в полной мере могут проявиться возможности людей, причем наибольшего их числа.

Г. Форд утверждал, что одна из целей промышленности – это не только снабжать потребителей, но и создавать их.

Г. Форд ввел на своих заводах самую высокую оплату труда. Он был убежден, что если его рабочие будут хорошо зарабатывать, то они будут активными потребителями товаров и в Америке появиться тот самый средний класс, от стабильности которого зависит динамичное развитие экономики страны.

Г. Форд установил 8-часовой рабочий день и увеличил в два раза зарплату своим рабочим по сравнению с общепринятыми нормами, открыл школы со стипендиями для усердных и талантливых учеников, создал социологическую лабораторию для изучения условий труда, быта и досуга своих работников.

Он постоянно заботился о потребителях, обращая большое внимание на качество изделий. Он развил сети сервиса, постоянно совершенствовал конструкцию автомобилей с одновременным снижением продажной цены.

Он осознавал идею социальной ответственности бизнеса в обществе. Форд был убежден, что организация промышленности есть наука, а все другие науки служат ей.

ЛЕКЦИЯ «ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

· Искусство управления людьми с помощью слова по-гречески именовалось «демагогией». Демагог воздействует на сознание равных себе людей. Впоследствии это слово стало означать искусство манипулирования властью.

 

· Слово «менеджмент», то есть управление – английское. До начала этого века оно употреблялось нечасто. История употребления слова «менеджмент» в обиходной практике насчитывает примерно 90 лет. В Оксфордском словаре английского языка слово «менеджмент» толкуется как «способ общения с людьми», «механизм осуществления власти и искусство управления», «особого рода умелость и навыки выполнения административной работы». Понятие «управление» употребляется и в технических системах, понятие «менеджмент» – только в организационных системах.

 

· В других языках слово «менеджмент» отсутствует. Немецкий историк И. Шайд правда полагает, что термин «менеджмент» происходит от итальянского слова maneggiare, что означает умение управлять лошадью

 

Оглавление

 

1. Общие понятия научного управления и область применения. 2

2. Основы научного управления, работы Р. Оуэна и Ф. Тейлора. 4

3. Система Тейлора повышения производительности труда. 15

4. Распространение научного управления. 12 принципов управления ГАРРИНКТОНА ЭМЕРСОНА. 20

5. Работы Френк. и Лилиан ГИЛБЕРТ по научному управлению.. 21

6. Работы Генри Форда. 35

7. Научное управление в нашей стране. Понятие НОТ. 36

8. Основное значение школы научного управления. 37



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.73.146 (0.029 с.)