Анализ проявления теневой экономики в РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ проявления теневой экономики в РФ.



От количества рабочих мест, уровень коррупции и преступности зависит объем теневой экономики. Высокая безработица, острая недостаточность рабочих мест, всё это приводит к теневой экономике, а также неформальной деятельности населения, которая обеспечивает людям доход.

Неформальный сектор занимает все большее место в российской экономике. Статистические данные за 2014-2015 годы свидетельствуют положительный тренд неформальной занятости, а, следовательно, и теневой экономики (Рис.5).

Рисунок 5 - Динамика неформальной занятости 2013-2015 гг. (доля от общей численности населения,%)

В неформальной экономике РФ в 2014 году, по данным Росстата, было занято 14,4 млн чел, из них 7,9 млн - мужчин и 6,5 млн - женщин. Что составляет 20,1% от общего числа занятых в экономике страны.

Из них в торговле - 4670 тыс. чел, в сельском хозяйстве - 3325 тыс. чел, в строительстве - 1667 тыс. чел, на транспорте и связи - 1314 тыс. чел, в обрабатывающих производствах - 1270 тыс. чел, в сфере социальных, персональных и других услуг - 751 тыс. чел, в операциях с недвижимым имуществом - 569 тыс. чел, в гостиницах и ресторанах - 437 тыс. чел.

В особо кризисном 2015 году численность занятых в неформальной экономике РФ выросла во втором квартале на 900 тыс. чел до 20,5% от общего числа занятых в экономике (15,3 млн чел).

Проблема противодействия» коррупции - одна из наиболее актуальных в современной России. Так РФ в 2015 году занимала 136 место из 174 стран в рейтинге по уровню коррупции.

В 2014 году в сфере противодействия коррупции выявлено 380 тыс. нарушений (на 8% больше, чем в 2013 году) По результатам принятых мер реагирования в дисциплинарном порядке наказано 85 тыс. виновных лиц, возбуждено 4 тыс. уголовных дел. Особую остроту обрели нарушения закона в сфере госзакупок — свыше 46 тыс. Они распространены повсеместно и на всех уровнях власти, в связи, с чем почти 14 тыс. должностных лиц привлечено к дисциплинарной и административной ответственности. К уголовной ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности привлечено около 1600 чиновников на федеральном и региональном уровнях. [Доклад Генерального прокурора на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О состоянии законности и правопорядка в 2014 году и о проделанной работе по их укреплению». ]

Следственным комитетом Российской Федерации в 2014 году по фактам коррупции возбуждено свыше 25 тыс. уголовных дел. В том числе в суд переданы уголовные дела в отношении 630 лиц, обладающих особым правовым статусом, в том числе 12 депутатов законодательных органов власти субъектов РФ, 14 сотрудников СК России, 2 судей, 14 сотрудников прокуратуры, 234 депутатов органов местного самоуправления, 201 главы муниципальных образований и 52 адвокатов [Сайт Следственного Комитета Российской Федерации: режим доступа http://sledcom.ru/news/item/898707/?print=1]

Одной из наиболее значимых тенденций последних лет в сфере противодействия коррупции стало снижение выявленных коррупционных преступлений. Их учтено на четверть меньше чем в 2013 году (32 тыс.). В то же время возросло число установленных лиц, совершивших коррупционные преступления, а также количество направленных в суд дел о таких посягательствах. Судами с постановлением обвинительного приговора в 2014 году рассмотрено почти 12 тыс. дел (на 19% больше, чем в 2013 году), при этом уменьшилось количество лиц, оправданных по всем пунктам обвинения (-18%).

Ущерб от коррупционных преступлений в России за 2014 год приблизился к 40 миллиардам рублей. Это на 50 процентов больше, чем в 2013 году. При этом отмечается повышение результативности работы по возмещению причиненного ущерба.

Негативной тенденцией является фактическое увеличение среднего размера взятки, составившей в 2015 году 208 тыс. рублей, тогда как в 2014 году она составляла порядка 109 тыс. рублей. По мнению экспертов, удвоение среднего размера взятки обусловлено резкими колебаниями курса рубля и инфляцией. При этом, эти данные по заявлению представителей Главного информационного аналитического центра МВД РФ, весьма, условны, поскольку отражают лишь количество зафиксированных преступлений коррупционного характера, квалифицируемых по статье УК РФ «Взятка». В реальности же суммы взяток, равно как и их средний размер, значительно выше. Несмотря на то, что вызывает сложность вывести статистический показатель именно по этому вопросу, но динамику преступлений по статье 290 УК можно проследить на следующем Рисунке 6. [По материалам интернет – порталу правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации: режим доступа http://crimestat.ru/regions_chart_total.]

 

Рисунок 6 - Динамика преступлений по ст. 290 УК РФ (получение взятки)

 

Из вышеприведенных показателей неформальной экономки и коррупционной деятельности, которые имеют положительную динамику, можно сделать вывод, что в России присутствует теневая экономика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа с теневой экономикой посредством маржи безопасности в сфере экономической безопасности обеспечит иные приоритеты субъектов правоотношений, что в будущем нивелирует масштабы теневой экономики в целом, а так же будет являться дополнительным инструментом экономической безопасности в данной сфере.

Так, чтобы добиться положительных аспектов в борьбе с теневой экономикой, перевести большую часть в легальный сектор, минимизировать негативное влияние, представляется целесообразным реализовать рекомендации и предложения по нивелированию теневой экономики посредством релевантной системы экономической безопасности.

Во-первых, посредством обеспечения экономической безопасности России уделить должное внимание релевантному выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений в экономической сфере, что обеспечит реализацию механизма возмещения убытков для любого субъекта правоотношений.

Во-вторых, оптимизация совместных действий всех субъектов правоотношений в целях противодействия теневой экономики, данный механизм взаимодействия правоохранительных органов с предпринимательской средой возможен, если последние увидят в этом дополнительную выгоду (рентабельность). Именно создание условий, при которых предпринимателям будет выгодно выйти из тени (посредством дополнительного стимулирования и ужесточения санкций) обеспечит их реальное желание работать в «чистой экономике», а дополнительные преференции позволят повысить содействие с правоохранительными органами.

В-третьих, налаживание и развитие соответствующей корпоративной культуры, при которой работа в теневом секторе экономики будет немыслима и чужда. Данный способ обуславливает необходимость общественного порицания лиц задействованных в теневом секторе, а так же лишения их всех благ заработанных незаконным путем, посредством их безвозмездного изъятия. Данная мера не только в краткосрочной перспективе будет весомой статьей дохода бюджета страны, но и обеспечит дополнительные средства на целевые государственные программы по развитию экономики страны.

В-четвертых, рассматривать теневую экономику через призму существенности, как для отраслей, так и для регионов. Этот принцип будет являться существенным подспорьем развития конкурентоспособности национальной экономики.

В-пятых, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации прописать не только угрозы (сохранение значительной доли теневой экономики), но и конкретные методы и механизмы, сроки, ответственность и ответственных лиц за их устранение. Таким образом от политических лозунгов появится достаточно действенный экономико-правовой инструмент борьбы с теневой экономикой в системе экономической безопасности.

В целом вышеизложенное позволяет воспринимать теневую экономику в системе экономической безопасности не как основополагающий фактор, а как определенный аспект, нивелирование которого возможно посредством переделанных релевантных методов и механизмов экономической безопасности.

 

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Богомолов, В.А. Введение в специальность «Экономическая безопасность»: Учебное пособие / В.А. Богомолов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 279 c.

2. Кобец О Необходимости ликвидации пробелов законодательного регулирования преступности в сфере экономической деятельности // Символ науки. 2015. № 12-2

3. Криворотов, В.В. Экономическая безопасность государства и регионов: Учебное пособие для студентов вузов / В.В. Криворотов, А.В. Калина, Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 351 c.

4. Крохичева Г.Е., Архипов Э.Л., Восканова А.С., Иванчук Д.А. Теневая экономика в системе экономической безопасности // Интернет-журнал «Науковедение» Том 8, №2 (2016)

5. Мельников А. Б. Экономическая безопасность: учеб. пособие / А. Б. Мельников, Г.В. Маханько. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - 171 с.

6. Суглобов, А.Е. Экономическая безопасность предприятия: Учебное пособие для студентов вузов / А.Е. Суглобов, С.А. Хмелев, Е.А. Орлова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 271 c.

 


[1] Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / под ред. В. К. Сенчагова. – 2-е изд. - М.: Дело, 2005. – С. 13-60.

[2] Богомолов, В.А. Введение в специальность «Экономическая безопасность»: Учебное пособие / В.А. Богомолов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 279 c.

[3] Кобец О Необходимости ликвидации пробелов законодательного регулирования преступности в сфере экономической деятельности // Символ науки. 2015. № 12-2

[4] Мельников А. Б. Экономическая безопасность: учеб. пособие / А. Б. Мельников, Г.В. Маханько. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - 171 с.

[5] Мельников А. Б. Экономическая безопасность: учеб. пособие / А. Б. Мельников, Г.В. Маханько. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - 171 с.

[6] Крохичева Г.Е., Архипов Э.Л., Восканова А.С., Иванчук Д.А. Теневая экономика в системе экономической безопасности // Интернет-журнал «Науковедение» Том 8, №2 (2016)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.243 (0.014 с.)