Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Установите несостоятельность демонстрации, запишите схему.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Образец: а) записываем задачу, находим тезис (Т), аргументы (а1 … аn): «Судья Пастухов может участвовать в рассмотрении данного дела (Т), потому что он не является потерпевшим (а1). А нам известно, что судья не может участвовать в рассмотрении дела в том случае, если он является потерпевшим(а2); б) выявляем логическую связь между тезисом и аргументами (а1, а2): а2- Судья не может участвовать в рассмотрении дела (q),если он является потерпевшим (p), (p→q); а1- Судья Пастухов не является потерпевшим (|p); Т - Судья Пастухов может участвовать в рассмотрении данного дела (|q); в) записываем схему: , Раcсуждение идет по неправильному модусу условно-категорического умозаключения - от отрицания основания (|p) к отрицанию следствия(|q). Аргументация, построенная по неправильному модусу, не позволяет получить достоверного заключения. 15.1. Антонов - голубоглазый человек, поэтому со всей определенностью можно сказать, что он уроженец Севера, потому что большинство северян - голубоглазы. 15.2. Во время отпуска мой друг мог поехать и в Омск, и в Иркутск. Я думаю, что он не был в Иркутске, так как почти две недели провел в Омске. 15.3. Найдите ошибку в рассуждении пушкинского Сальери: Что пользы, если Моцарт будет жив И новой высоты еще достигнет? Что пользы в нем? 15.4. Студенты нашей группы Андреев и Павлов плохо подготовились к экзамену по экономической теории и не сдали его; совершенно очевидно, что они не сдадут и экзамена по логике. 15.5. Около двадцати студентов МПОА успешно выступили с докладами на научной конференции. Этот факт убедительно свидетельствует о том, что большинство студентов МПОА занимаются научной работой. 15.6. Тотчас же королева Пошла к его величеству И, будто между прочим Сказала невпопад: Ах, да, мой друг, по поводу Обещанного масла... Хотите ли попробовать На завтрак мармелад? (Милн) 15.7. Следствием установлено, что поджог склада могли совершить трое его рабочих - Адоскин, Борисов или Сергеев. На данном этапе расследования установлено полное алиби Сергеева. Из этого факта со всей очевидностью вытекает, что преступление совершено Адоскиным и Борисовым, 15.8. Если человек имеет неустойчивую нервную систему, то он способен на преступление. Андреев совершил преступление, следовательно, он имеет неустойчивую нервную систему. 15.9. Какая ошибка допущена в следующем софизме: «Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего». 15.10. Несомненно, что Древняя Греция дала миру многих выдающихся философов. Свидетельство тому - философское наследие Аристотеля. 15.11. Для меня очевидно, что Николаев не может знать и любить ни музыку, ни поэзию. Я исхожу из того, что человечество делится на «физиков» и «лириков». Николаев же работает в области точных наук. 15.12. «Как вы могли видеть на солнце пятны, если на солнце нельзя глядеть простыми человеческими глазами, и для чего на нем пятны, если и без них можно обойтись?» (Чехов). 15.13. Иванов и Сидоров учатся в одной группе, неплохо успевают по всем предметам, любят музыку. Иванов - хороший спортсмен. Несомненно спортом занимается и Сидоров. 15.14. «Если бы никто не совал носа в чужие дела, - проворчала Герцогиня, - мир завертелся бы куда быстрей, чем сейчас. -Ну и что же тут хорошего? - с готовностью подхватила Алиса... - Представляете, какая бы началась путаница? Никто бы не знал, когда день, когда ночь. Ведь тогда бы от вращения... -Кстати, об отвращении! - сказала Герцогиня. - отвратительных девчонок казнят! - Алиса испуганно покосилась на Повариху...». 15.15. Рассуждая по аналогии с правилами первой фигуры простого категорического силлогизма, с необходимостью приходим к выводу, что по правилам второй фигуры простого категорического силлогизма - большая посылка должна быть общим суждением.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ Тест к теме 1. Предмет и значение логики 1. Логика - это.... а) наука о приемах юридического доказательства; б) наука о законах и формах, операциях и приемах мышления; в) наука о психологии мышления; г) наука о социально-психологических аспектах мышления. 2.Формальное мышление: а) мышление формалиста, бюрократа; б) инструмент формального поведения; в) последовательность умственных действий в соответствии с правилами формальной логики; г) мышление «ни о чем». 3. Основателем логики является.... а) Архимед; б) Аристотель; в) Августин; г) Айер. 4. Внешне правильное рассуждение, содержащее какую-то скрытую уловку - это а) софизм; б) парадокс; в) троп; г) оксюморон. 5. Знаменитый парадокс «Протагор и Эватл» назван в честь.... а) законодателя и его сына; б) врача и его пациента; в) героя и его оруженосца; г) софиста и его ученика. 6. Расположите следующих логиков в хронологическом порядке. а) Аристотель; б) Б. Рассел; в) Г. Лейбниц; г) Ф. Бэкон. 7. Предметом логики являются формы и приемы... мышления. а) чувственного; б) интуитивного; в) эмоционального; г) интеллектуального. 8. Мысль, в которой утверждается или отрицается наличие в действительности какого-либо положения дел, - это... а) понятие; б) суждение; в) гипотеза; г) умозаключение. 9. Анализируя человеческое мышление, логика исследует его… а) форму; б) содержание; в) скорость; г) глубину. 10. Логическая форма некоторого языкового контекста - это способ... его частей. а) грамматического соединения; б) связи содержаний; в) порядкового расположения; г) соотношения объемов. 11.Логически истинными являются высказывания, истинность которых: а) субъективно очевидна; б) признается большинством людей; в) гарантирована их логической формой; г) не противоречит здравому смыслу. 12. Истинность мысли по содержанию и правильность рассуждения это... а) одно и то же б) они частично совпадают; в) это совершенно разные понятия; г) предполагают и дополняют друг друга. 13 Закон мышления или логический закон - это а) непротиворечивость мышления; б) необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения; в) логическая правильность рассуждения; г) доказательность в рассуждениях. 14. Понятие, суждение, умозаключение - это.... а) законы логики; б) формы чувственного познания; в) формы абстрактного мышления; г) логические приемы обоснования.
Тест к теме 2. Понятие 1. Множество предметов, которое мыслится в понятии, - это а) содержание понятия; б) объем понятия; в) элемент класса; г) класс или множество. 2. Признаком предмета называется то, в чем предметы а) сходны друг с другом; б) отличны друг от друга; в) то и другое верно; г) то и другое не верно. 3. Вычеркните лишнее: «К логическим приемам образования понятий относятся: а) сравнение; б) синтез; в) вычисление; г) обобщение». 4. «Любовь» — это понятие.... а) конкретное; б) абстрактное в) единичное г) относительное 5. Понятия называются совместимыми, если и только если они: а) имеют общие элементы объема; б) включаются в друг друга; в) не имеют общих элементов; г) пересекаются (перекрещиваются). 6. В каком отношении находятся понятия «земной шар» и «глобус»? а) равнозначность; б) пересечение; в) несравнимость; г) подчинение. 7. В каком отношении находятся понятия «крупнейший город России» и «столица» России»? а) равнозначность; б) противоположность; в) соподчинение; г) пересечение.
8. Выберите круговую схему, отражающую отношения между понятиями «снег» (А), «дождь» (В), «осадки» (С):
а)
б)
в)
г)
9. Выберите круговую схему, отражающую отношения между понятиями «русский писатель» (А), советский писатель (В), «драматург» (С),
а)
б)
в)
г)
10. Расположите следующие понятия в порядке увеличения их объема. а) студент, который сдал все экзамены; б) студент, который сдал экзамен по логике; в) студент, который сдал хотя бы один экзамен; г) студент, который сдал экзамен по логике доценту Петрову. 11. Правильно ли произведено обобщение понятий: «мазь» - «таблетка» - «лекарственное средство»? а) правильно; б) неправильно; в) правильно в первом шаге, неправильно - во втором; г) неправильно в первом шаге, правильно - во втором. 12.Пределом ограничения является... понятие. а) универсальное; б) пустое; в) единичное; г) общее. 13. Основание деления – это… а) делимое понятие; б) наибольший из членов деления; в) вся система членов деления; г) признак, по которому делятся понятия. 14. При правильном дихотомическом делении его члены находятся в отношении: а) противоречия; б) противоположности; в) подчинения; г) равнообъемности. 15.«Треугольники делятся на остроугольные и тупоугольные» - это... деление. а) сбивчивое; б) неполное; в) исчерпывающее; г) дихотомическое. 16. Искусственной называется классификация, в которой: а) нарушаются правила деления; б) предметы делятся по несущественным признакам; в) используются деления только одного типа; г) члены деления представляют собой единичные понятия. 17. Определение по латыни звучит как «...». а) дефиниция; б) эквиваленция; в) интерпретация; г) абстракция.
18. Остенсивное определение - это разъяснение смысла термина: а) посредством прямого указания на предмет, который он обозначает; б) в определенном контексте его потребления; в) путем описания свойств обозначаемого им предмета; г) через выявление родо-видовых отношений с другим понятием. 19. Явное определение, содержащее один и тот же термин в определяющей и определяемой частях, называется: а) неясным; б) остенсивным; в) генетическим; г) тавтологическим. 20. Высказывание «Такса - это колбаска с лапками» представляет собой: а) описание; б) сравнение; в) характеристику; г) остенсивное определение. 21. Определение «Граница - это линия, ограничивающая что-нибудь» является: а) неясным; б) неявным; в) контекстуальным; г) тавтологическим. 22. Определение «Стол — это предмет мебели, служащий для приема пищи» является: а) слишком узким; б) слишком широким; в) определением «как попало»; г) остенсивным. 23. Найдите операцию, где отсутствует деление понятий. а) рефлексы делятся на условные и безусловные; б) треугольники бывают остроугольными, тупоугольными и прямоугольными; в) год делится на двенадцать месяцев; г) знания бывают научными и вненаучными. 24. Отметьте правильность обобщения понятия «лето». а) лето - время года; б) лето - июнь, июль, август; в) лето — пора отпусков; г) лето лучше зимы.
Тесты к теме 3. Суждение 1. Вычеркните лишнее. «Суждение содержит следующие элементы: а) субъект; б) предикат; в) признак; г) связку. 2. Субъект суждения - это.... а) понятие о признаке предмета, рассматриваемом в суждении; б) понятие о предмете суждения; в) утверждение или отрицание мыслимого в предикате содержания; г) кванторное слово. 3. «Какую книгу вы читаете?» - это.... а) атрибутивное суждение; б) суждение существования; в) предложение суждения не выражает; г) сложное суждение. 4. «S есть (не есть) Р» - это.... а) структура атрибутивного суждения; б) структура сложного суждения; в) структура суждения с отношениями; г) структура суждения существования. 5 Суждения, в которых выражается принадлежность предметам свойств или отсутствие у предметов каких-либо свойств, это: а) разделительные суждения; б) условные суждения; в) реляционные суждения; г) атрибутивные суждения. 6. Какова распределенность терминов в суждении: «Некоторые водные животные являются млекопитающими»? а) субъект и предикат распределены; б) субъект и предикат не распределены; в) субъект распределен, а предикат - не распределен; г) субъект не распределен, а предикат - распределен. 7. Каким по качеству и количеству является следующее суждение: «Некоторые водные животные не являются млекопитающими»? а) частноутвердительным; б) частноотрицательным; в) общеотрицательным; г) общеутвердительным. 8. Установите соответствие между типами высказываний и выражающими их формулами. А. Никто не хотел его обидеть 1.Все S есть Р. В). Каждый солдат знает свой маневр. 2. Некоторые S есть P C). Ряд фактов не подтвердили версии. 3.Ни одно S не есть Р D).Судьи несменяемы. 4.Некоторые S не есть P
9. Противоположные суждения: а) могут быть одновременно истинными; б) могут быть одновременно ложными; в) то и другое верно; г) то и другое не верно. 10. Высказывания «Все акции являются ценными бумагами» и «Некоторые акции не являются ценными бумагами»: а) являются противоположными; б) являются противоречащими; в) то и другое верно; г) то и другое не верно. 11. Суждение эквивалентности - сложное суждение, образованное посредством связи двух или более суждений логическим союзом: а) если … то...; б) а также; в) если и только если … то...; г) либо … либо.... 13. Если р - высказывание «Ромео любит Джульетту», a q – высказывание «Джульетта любит Ромео», то высказывание «Они любят друг друга» можно представить формулой: а) p^q б) pvq в) p R q г) p→ q 14. Вычеркните лишнее. «Алетическая модальность выражается в терминах: а) возможно; б) случайно; в) доказуемо; г) необходимо. 15. Вычеркните лишнее. «Деонтическая модальность выражается с помощью операторов: а) обязательно; б) возможно; в) запрещено; г) разрешено. 16. Предикат распределен: а) в общеотрицательном суждении; б) общеутвердительном суждении; в) частноутвердительном суждении; г) утвердительном суждении.
Тест к теме 4. Основные логические законы 1. Закон мышления или логический закон - это: а) логическая правильность рассуждения; б) последовательность в доказательстве; в) необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения; г) непротиворечивость суждения. 2. Логический закон - это внутренняя форма логически.... а) истинного высказывания; б) правильного умозаключения; в) верного вывода; г) обоснованного доказательства. 3. Логически ложными являются высказывания, которые.... а) интуитивно неприемлемы; б) лишены смысла; в) не соответствуют действительности; г) отрицают какой-либо логический закон. 4. Закон тождества сводится: а) к отождествлению различных мыслей; б) требованию, чтобы всякая мысль в процессе рассуждения была тождественна самой себе; в) подмене понятий; г) требованию запрета на множественность высказываний. 5. Закон исключенного третьего формулируется: а) два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными; б) они не могут быть одновременно истинными; в) т о и другое верно; г) то и другое неверно. 6. Закон непротиворечия действует в отношении: а) противоположных суждений; б) противоречащих суждений; в) то и другое верно; г) то и другое неверно.
7. «Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, по крайней мере одно из них необходимо ложно» - это формулировка: а) закона тождества; б) закона непротиворечия; в) закона исключенного третьего; г) закона достаточного основания. 8. Суждение «после этого - значит по причине этого» - это ошибка, связанная с нарушением закона: а) закона тождества; б) закона непротиворечия; в) закона исключенного третьего; г) закона достаточного основания. 9. Когда один человек говорит другому: «Это ты украл деньги», а тот отвечает: «Нет, я этого не делал», то третий, утверждая: «Вы оба лжете», нарушает закон: а) закон тождества; б) закона непротиворечия; в) закон исключенного третьего; г) закон достаточного основания. 10. Когда один человек говорит другому: «Это ты украл деньги», а тот отвечает: «Нет, я этого не делал», то третий, утверждая: «Вы оба правы», нарушает закон: а) закон тождества; б) закон непротиворечия; в) закон исключенного третьего; г) закон достаточного основания
Тест к теме 5. Умозаключение 1. Исходные высказывания, из которых выводится заключение, в логике называют: а) гипотезами; б) допущениями; в) посылками; г) суппозициями. 2. Умозаключение является правильным, если и только если его заключение: а) интуитивно очевидно; б) не противоречит фактам; в) является истинным; г) логически следует из посылок. 3. Умозаключение, в котором заключение выводится из одной посылки, называется: а) индуктивным; б) непосредственным; в) обоснованным; г) дедуктивным. 4. Непосредственное умозаключение, в котором в выводе субъектом является субъект исходного суждения, а предикатом - понятие, противоречащее предикату исходного суждения, при этом связка меняется на противоположную - это: а) превращение; б) обращение; в) аналогия; г) противопоставление предикату. 5. «Всякая истина является конкретной./ Ни одно не конкретное утверждение не является истиной» - это: а) обращение; б) противопоставление субъекту; в) противопоставление предикату; г) превращение. 6. Категорический силлогизм - это: а) умозаключение, в котором вывод делается из одной посылки: б) умозаключение, в котором опущена посылка или вывод: в) умозаключение, в котором вывод делается из сложных суждений; г) умозаключение, в котором из двух категорических суждений выводится третье категорическое суждение. 7. Число терминов в простом категорическом силлогизме равняется: а) двум; б) трем; в) четырем; г) шестнадцати. 8. Если одна из посылок категорического силлогизма является отрицательной, то его заключение должно быть: а) частным; б) общим; в) утвердительным; г) отрицательным. 9. Меньшей называется посылка категорического силлогизма, содержащая: а) субъект заключения; б) предикат заключения; в) минимальное количество слов; г) нераспределенный термин. 10. Определите фигуру следующего силлогизма. Некоторые равнобедренные треугольники - прямоугольные. Ни один равносторонний треугольник не прямоугольный. Некоторые равносторонние треугольники не равнобедренные. а) первая; б) вторая; в) третья; г) четвертая. 11. «Уголовное дело не может быть возбуждено, так как событие преступления не имело места» - здесь пропущены: а) большая посылка; б) меньшая посылка; в) обе посылки; г) заключение. 12.К какому модусу относится условно-категорическое умозаключение? Если налоги увеличиваются, то производство товаров сокращается. Производство товаров не сократилось. Налоги не увеличились. а) модус утверждающий; б) модус отрицающий; в) ответы 1) и 2) не являются правильными; г) оба ответа 1) и 2) являются правильными. 13. К какому модусу относится разделительно-категорическое умозаключение? Иванов знает английский язык, или Иванов знает французский язык. Он знает английский язык. Следовательно, он не знает французского языка». а) модус утверждающе-отрицающий; б) модус отрицающе-утверждающий; в) ответы 1) и 2) не являются правильными; г) оба ответа 1) и 2) являются правильными. 14. Дилемма — это: а) умозаключение чисто условное; б) умозаключение условно-категорическое; в) умозаключение разделительно-категорическое; г) умозаключение условно-категорическое. 15. К какому виду относится дилемма: «Если у меня будет достаточно свободного времени, то я буду работать над книгой или писать картину. Я не работал над книгой и не писал картину. Значит, у меня не было достаточно свободного времени»? а) простая конструктивная; б) простая деструктивная; в) сложная конструктивная; г) сложная деструктивная. 16. Дедуктивное умозаключение - это: а) вывод на основе частных наблюдений; б) вывод от общего к частному; в) то и другое верно; г) то и другое неверно. 17. Умозаключение, в котором на основе признака, принадлежащего каждому элементу множества, делается вывод о принадлежности признака классу в целом - это: а) популярная индукция; б) научная индукция; в) полная индукция; г) неполная индукция. 18. Умозаключение по аналогии - это: а) достоверное умозаключение; б) вероятно истинное умозаключение; в) суждение о наличии признака; г) суждение о наличии отношения. 19. По какому методу установления причинных связей сделано заключение в следующем рассуждении: «На месте убийства были обнаружены следы ног Иванова и Петрова, которые сознались в совершении убийства и утверждали, что совершили его одни. Однако отпечатки пальцев на ноже, которым было совершено убийство, не принадлежали ни Иванову, ни Петрову. Было сделано заключение, что в убийстве участвовал еще один человек. Им оказался неоднократно судимый Федоров»? а) метод единственного сходства; б) метод единственного различия; в) метод остатков; г) метод сопутствующих изменений. Тест к теме 6. Логические вопросов и ответов. 1.Логика исследует следующие виды диалога: а) сократический; б) романтический; в) риторический; г) дидактический. 2. В логическую структуру вопроса входят: а) опровержение вопроса; б) искомое вопроса; в) требование ответа; г) предпосылки вопроса. 3. К видам аргументации относятся: а) доказательство; б) возражение; в) определение; г) объяснение. 4. Суждение, истинность которого подлежит доказательству - это: а) основание; б) аргумент; в) тезис; г) посылка. 5. Требование: «Аргументы не должны противоречить друг другу» - это требование: а) по отношению к тезису; б) по отношению к аргументу; в) то и другое верно; г) то и другое не верно. 6. Софистический прием: «подмена вопроса об истинности утверждения вопросом о вреде или опасности его» - это: а) «карманные доводы»; б) «поспешное обобщение»; в) «довод к публике»; г) «довод к личности». 7. Способ логической связи между тезисом и аргументами называется: а) демонстрацией; б) основанием; в) посылкой; г) заключением. 8. Ошибка «мнимое следование» - это ошибка: а) по отношению к аргументу; б) по отношению к тезису; в) по отношению к демонстрации; г) все ответы не верны. 9. Как называются неосознанные нарушения правил логики (непреднамеренные уловки)? а) паралогизмы; б) парадоксы; в) софизмы; г) головоломки.
10.Софистический прием «сведение к абсурду выдвинутого положения» - это: а) «дамский аргумент»; б) «готтентотская мораль»; в) «довод к публике»; г) все ответы верны. 11. Доказательство, в котором истинность выдвинутого тезиса непосредственно обосновывается аргументами - это; а) косвенное доказательство; б) прямое доказательство; в) разделительное доказательство; г) «доказательство от противного». 12. Ошибка «круг в доказательстве» - это ошибка: а) по отношению к тезису; б) по отношению к аргументам; в) по отношению к демонстрации; г) по отношению к доказательству. 13. Софистическая уловка «палочные аргументы» - это: а) «довод к личности»; б) «довод к публике»; в) «угрозы в адрес оппонента»; г) все ответы верны. 14. К уловкам организационно-процедурного характера относятся: а) манипуляции с регламентом; б) подмена тезиса; в) «брать горлом»; г) «выпускать пар».
Тест к теме 7. Формы развития знания 1. Гипотеза - это: а) догадка о факте; б) предположение, применяемое в научном исследовании; в) версия; г) все ответы верны. 2. Научное предположение должно: а) не противоречить данным науки; б) быть достаточным; в) то и другое верно; г) то и другое не верно.
3. Вычеркните лишнее. «Гипотезы бывают: а) общие; б) популярные; в) частные; г) единичные. 4. Обоснованные предположения о свойствах части множества - это: а) единичная гипотеза; б) общая гипотеза; в) частная гипотеза; г) популярная гипотеза. 5. Гипотеза М. В. Ломоносова об атомистическом строении вещества - это: а) общая гипотеза; б) частная гипотеза; в) единичная гипотеза; г) популярная гипотеза. 6. Проверка гипотез осуществляется путем: а) дедукции; б) индукции; в) аналогии; г) то и другое верно. 7. Для опровержения гипотезы надо, чтобы: а) вытекающие из гипотезы следствия противоречили фактам; б) следствия не противоречили фактам; в) то и другое верно; г) то и другое не верно. 8. Верификация - это: а) выдвижение гипотезы; б) демонстрация гипотезы; в) обоснование гипотезы; г) проверка гипотезы. 9. Метод подтверждения гипотезы с использованием умозаключения по разделительно-категорическому (отрицающе-утверждающему модусу) силлогизму - это: а) косвенный метод; б) прямой метод; в) то и другое верно; г) то и другое не верно. 10. Совокупность взаимосвязанных понятий и суждений, относящихся к некоторой предметной области - это: а) парадигма: б) тезаурус; в) теория; г) классификация. 11. Утверждение, принимаемое в теории в качестве исходного, называют: а) аксиомой; б) гипотезой; в) тезисом; г) догмой. 12. Утверждение называется теоремой, если в данной теории: а) его можно вывести из пустого множества посылок; б) недоказуемо его отрицание; в) оно не противоречит основным аксиомам; г) с ним согласны нес исследователи. 13. Если в теории доказуемы не псе истинные утверждения, ее называют: а) полной; б) неполной; в) противоречивой; г) непротиворечивой. 14. Если в теории доказуемы только истинные утверждения, ее называют: а) полной; б) неполной; в) противоречивой; г) непротиворечивой.
СПИСОК КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛОГИКЕ 1. Мышление как объект логики. Мышление и язык. 2. Предмет логики. 3. Исторические этапы развития логики. 4. Диалектическая и формальная логика. 5. Чувственное и рациональное в познании. 6. Понятие как форма мышления. Понятие и слово. 7. Логические приемы образования понятий. 8. Содержание и объем понятия. Виды понятий по содержанию и объему. 9. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия. 10. Сравнимые и несравнимые, совместимые и несовместимые понятия. 11. Несовместимые понятия и отношения между ними. 12. Совместимые понятия и отношения между ними. 13. Операция определения понятий. Структура определения. Номинальное и реальное, явное и неявное определение понятий. 14. Правила определения понятий. 15. Операция деления понятий. Структура деления. Виды деления понятий. 16. Правила деления понятий. 17. Операция обобщения и ограничения понятий. 18.Суждение как форма мышления. Суждение и предложение. Виды простых суждений. 19.Атрибутивные суждения и их структура. Классификация суждений по количеству и качеству. 20.Объединенная классификация простых суждений. 21.Сравнимые и несравнимые, совместимые и несовместимые суждения. 23.Отношение совместимости между простыми суждениями. 24.Отношение несовместимости между простыми суждениями. 25.Логический квадрат. 26.Распределенность терминов суждения. 27Сложные суждения и их виды. 28.Конъюнктивные и дизъюнктивные суждения. 29.Импликативные и эквивалентные суждения. 30.Умозаключение как форма мышления. Структура умозаключений. Виды умозаключений. 31.Дедуктивное умозаключение. Виды дедуктивного умозаключения. 32.Непосредственные дедуктивные умозаключения: операция превращения и обращения 33.Простой категорический силлогизм. Термины силлогизма. 34.Правила терминов и посылок простого категорического силлогизма 35.Фигуры и модусы простого категорического силлогизма. 36.Правила фигур простого категорического силлогизма.
37.Чисто-условное умозаключение из сложных суждений. 38.Условно-категорическое умозаключение. 39.Разделительно-категорическое умозаключение. 40.Условно-разделительное умозаключение. 41.Индуктивное умозаключение. Его структура и особенности. 42.Полная и неполная индукция. 43.Научная и популярная индукция. 44.Методы научной индукции: метод сходства и метод различия. 45.Методы научной индукции: объединенный метод сходства и различия. 46.Методы научной индукции: метод сопутствующих изменений и метод остатков. 47.Умозаключение по аналогии. Виды аналогии.Условия состоятельности выводов по аналогии. 48.Понятие закона мышления. Основные и неосновные законы логики. 49.Закон тождества. 50.Закон противоречия и закон исключенного третьего. 51.Закон достаточного основания. 52.Доказательство и его структура. 53.Прямые и косвенные доказательства. 54.Правила тезиса доказательства и ошибки. 55.Правила аргументов и ошибки. 56.Правила и ошибки демонстрации. 57.Уловки и внелогические приемы, используемые при доказательстве. 58.Понятие гипотезы. Виды гипотез. 59.Доказательство и опровержение гипотез. 60.Диалог как вопросно-ответный комплекс. Виды диалога. Требования к вопросу и ответу.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Брюшинкин В.Н.Практический курс логики для гуманитариев: учебное пособие вузов.- М., 1995. Гетманова А.Д. Логика: для педагогических учебных заведений. 2009. Демидов И.В. Логика. Учебник. М., 2008. Ивин А.А. Логика. Учебное пособие. М.,1997. Иванов Е.А.Логика. Учебное пособие для юридических вузов и факультетов. М., 2008. Кириллов В.А., Старченко А.А. Логика. Учебное пособие для юридических вузов и факультетов. М., 2008. Рузавин Г.И. Логик. Учебник для вузов. М., 2002.
ГЛОССАРИЙ Абстрактное понятие - понятие, в котором отображен не конкретный предмет как таковой, а какое-либо свойство предмета или отношение, в котором он находится к другим предметам. Абсурд - бессмыслица, нелепость. Свести к абсурду - значит доказать, что в чем-либо заключается скрытое противоречие, и тем самым опровергнуть его. Адекватный - одинаковый, вполне соответствующий, равный, тождественный. Аксиома - истинное положение, утверждение, которое не требует доказательства, в нем: содержание логического сказуемого заключено в содержании логического подлежащего. Аналогия - подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах и отношениях. Умозаключение по аналогии - такое умозаключение, по которому в результате делается вывод, что исследуемый предмет, возможно, имеет признак X, поскольку все предметы из области, к которой принадлежит этот предмет, имеют признак X. Антецедент - первый член импликации, характеризующий, причинные условия. Антиномия - противоположность между двумя взаимоисключающими суждениями, но в то же время производящими впечатление, что оба могут быть логически доказаны в качестве правильных. Антитеза - положение, противоположное тезису, т. е. какому-либо исходному утверждению. Апагогическое доказательство - непрямое, косвенное доказательство, стремящееся доказать, что истинным является не тезис, а ложное выражение, противоположное ему. Апория - безвыходное положение. Термин, с помощью которого античные философы и логики обозначали противоречия в понятиях, непреодолимые логические затруднения. Аргумент - довод доказательства, основание вывода, положение, с помощью которого обосновывается тезис. Аргументация - приведение доводов для доказательства тезиса или опровержения антитезиса. Безотносительное понятие - понятие, которое не находится в непосредственной связи, с другими понятиями. Большая посылка - посылка, в которую входит больший термин. Больший термин - термин, который является предикатом заключения простого категорического силлогизма. Верификация - принцип установления осмысленности, т. е. возможности какого-либо высказывания оказаться истинным или ложным. Это логический смысл верификации. В общеметодологическом смысле верификация есть установление фактуальности, достоверности, правдоподобности. Вероятность - степень возможности какого-либо определенного события. Видовое понятие - понятие, которое отображает существенные признаки, класса предметов, являющихся видом какого-либо рода. Вывод - последовательность высказываний: или формул, состоящая из аксиом, посылок и ранее доказанных высказываний (теорем). Последняя из формул данной последовательности, выведенная как непосредственное следствие предыдущих формул по одному из правил вывода, представляет собою доказуемую формулу. Генетическое определение - определение, в котором указывается на происхождение предмета. Гипотеза - вероятное предположение о причине какого-либо явления, достоверность чего еще не доказана ни наукой, ни практикой. Дедуктивное умозаключение - умозаключение, которое обеспечивает при истинности посыпок и соблюдении правил логического вывода истинность заключения, следующего из этих посылок. Дедукция - в широком смысле - такая, форма мышления, когда новая мысль выводится чисто логическим путем. В узком смысле, принятом в традиционной логике, это дедуктивное умозаключение. В целом в логике, дедукция - это последовательность мыслей или суждений, каждый компонент которой логически вытекает из предыдущих мыслей и суждений. Деление объема по |
||||||||||||||||||||||||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.75.117 (0.017 с.)