Тема 1. Теоретические и методологические основы истории науки и техники 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Теоретические и методологические основы истории науки и техники



История науки и техники – самостоятельная научная дисциплина, к особенностям которой можно отнести: - комплексность (одновременно гуманитарная, естественная и техническая дисциплина, изучает деятельность персоналий, общественные системы, научно-технические объекты); - междисциплинарность (выступает как единый язык междисциплинарных коммуникаций); - интегративность (объединяет на новом уровне достижения отдельных научных направлений); - динамичность (постоянно изменяется и пополняется новыми фактами, знаниями, концепциями).

Наука представляет собой сложный, многоаспектный феномен. Наука - это часть человеческой культуры, ее рассмотрение невозможно в отрыве от других сфер человеческой деятельности. С этим связано то, что науку изучают различные дисциплины: социология, экономика, философия. В 50-60-х годах XX века формируется науковедение, как отрасль знаний (совокупность наук) о науке, целью которой является изучение закономерностей функционирования и развития науки, структуры и динамики научной деятельности, взаимодействия науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества. Современная наука включает в себя различные аспекты: - средства, приборы, необходимые для изучения явлений; - методы исследования явлений; - лаборатории, институты, научные организации; - люди, занятые научными исследованиями; - система знаний, зафиксированных в виде текстов; - конференции, научные экспедиции, защиты дипломов, диссертаций и прочее. Общее определение науки, используемое в данном курсе как рабочее, может звучать следующим образом: наука представляет собой определенную человеческую деятельность, которая выделена в процессе разделения труда и направлена на получение знаний, то есть наука – это производство знаний.

К критериями научного знания относятся:

1. Объективность, или принцип объективности.

Имеется в виду, что природу необходимо познавать из нее самой, в этом смысле она самодостаточна; предметы изучения и их отношения должны быть познаны такими, какими они есть, без привнесения в них чего-либо постороннего или сверхприродного).

2. Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. В научном знании действует принцип достаточного основания, сформулированный Г.В.Лейбницем: «Ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение — справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе»; научное знание не может опираться на мнения, авторитет.

3. Эссенциалистская направленность. Означает нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта.

4. Системность знания. Речь идет о его особой упорядоченности в форме научных теорий.

5. Проверяемость. Здесь имеется в виду и обращение к научному наблюдению, и к практике, и испытание логикой; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными.

Знания и производственный опыт, накопленные человечеством в процессе развития общественного производства, материализованы в технике.

Техника – это:

1. совокупность технических устройств, артефактов – от отдельных орудий до сложнейших систем;

2. совокупность различных видов деятельности, знаний, способов, используемых в каком-либо деле, в том числе при создании устройств, о которых говорилось выше.

Понятие техники многообразно. Говоря о технике, могут понимать и пылесос, и автомобиль, и духовную технику йоги. Смысл техники – в освобождении человека как животного существа от подчинения природе с ее бедствиями, опасностями и ограничениями. Техника способна усилить зрение, слух, силу человека, преодолеть расстояния, сократить время, она обеспечивает удовлетворение человеческих потребностей. При этом она создает и новые потребности (например, еще тридцать лет назад ни у кого не было потребности в Интернете). Сегодня с помощью техники люди рождаются, умирают, воюют, общаются, работают, отдыхают, техника обуславливает образ жизни человека. Исторически человек формировался и развивался «вооружившись» техникой. С создания техники началось становление человека, то есть техника не просто способ человеческой деятельности, но и способ человеческого бытия.

Следует различать технику и технологию. Технология - это совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, метод преобразования данного в необходимое. Технологию можно понимать как некоторый алгоритм человеческой деятельности. Для технологии существенно не что, а как совершать действия. В технологии заключен объём знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов.

Понятие «техносферы» фиксирует определенные моменты взаимоотношений человека, природы и техники, требующих в современных условиях глубокого осмысления. Чаще всего в литературе под техносферой понимают совокупность технических творений человека. Разрастаясь, техносфера замещает, вытесняет биосферу. Однако, сегодня не достаточно представление о техносфере как о совокупности технических артефактов. Техносфера должна пониматься, прежде всего, как система отношений между человеком и природой, в которой техника выступает в качестве посредника, а так же как система отношений техники и основ человеческой культуры.

Понятия «наука» и «техника» связаны между собой. Возникает закономерный вопрос, каковы механизмы этой связи и каким образом наука и техника взаимодействуют друг с другом. Существуют различные точки зрения на взаимоотношение науки и техники.

Первая рассматривает технику как прикладную науку. За наукой признается производство знания, а технике отводится лишь его применение. Эта точка зрения была популярна в 50-60-е годы прошлого века.

Другая точка зрения исходит из положения, что развитие науки и техники – автономные, но скоординированные процессы. Техника задает условия для развития науки, а наука – для развития техники. Наука и техника используют друг друга для своих целей.

Третья точка зрения на взаимоотношение науки и техники базируется на тезисе, что в процессе своего развития наука ориентируется на развитие технического инструментария.

До XIX века, действительно, техника обычно опережала научное знание. Уместно вспомнить, что техника гораздо старше науки, так как возникла еще 2 млн. лет назад, когда Homo habilis (Человек умелый) начал изготовлять первые каменные орудия, раскалывая гальку так, что бы получались острые края.

Четвертая точка зрения противоположна третьей. Она считает, что наука обгоняет технику повседневной жизни. Ее развивал французский ученый, родившийся в Таганроге, Александр Койре.

Наконец, согласно пятой точке зрения до конца XIX века регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но оно характерно для настоящего времени.

Наука и техника всегда существует в конкретных культурных, экономических, социальных условиях. Определенный уровень развития науки и техники задает соответствующий социокультурный контекст. Наука и техника детерминированы производительными силами общества, способом производства.

В свою очередь, они генерируют общественные изменения, обеспечивают развитие производительных сил. Но при этом научные и технические достижения, сделанные в одной стране, способны использовать и развивать люди в других странах, с различной социальной и экономической структурой. Наука и техника не восприимчива к социокультурным отличиям. Научные знания, технические артефакты становятся неотъемлемой частью культуры разных народов. Это означает единство и всеобщий характер науки и техники. В мировую историю науки и техники внесли вклад различные страны и народы. Так, значительное число изобретений, на которых основывается жизнь людей на всей планете родом из Китая. Среди китайских изобретений – компас, стремена, порох, бумага, фарфор, шелкоткачество, зубная щетка.

Компас позволил европейцам совершать великие географические открытия; стремена, помогающие держаться в седле, обеспечили эпоху рыцарства; затем, порох позволил создать оружие, пробивающие рыцарские доспехи, и эпоха рыцарства стала уходить в прошлое; бумага обеспечила распространение грамотности в Европе. Не было бы дешевых китайских товаров – не наступила бы современная эпоха «массового потребления» в западных странах.

Значительный вклад в историю науки и техники совершил арабо-мусульманский мир. Наследие античности, которую европейцы считают колыбелью своей цивилизации, дошло до них только благодаря арабам. Многие изобретения, являющиеся неотъемлемой частью повседневной жизни современного человека, родом из древних цивилизаций: мыло, пиво, гвозди из Междуречья, косметика – из Египта.

Следует отметить, что долгое время Западная Европа в научно-техническом плане отставала от других регионов. Лидерство в науке и технике к Европе переходит только в XVII веке. Идея европоцентризма с точки зрения истории науки и техники не выдерживает критики. Западные страны (Европа, США) не являются абсолютными центрами развития науки и техники. Япония, Южная Корея, Индия, другие страны – наглядный тому пример.

Западные подходы к развитию науки и техники сегодня нуждаются в существенной корректировке, так как их потенциал без обогащения наследием восточных культур близок к исчерпанию. Несмотря на единство и всеобщий характер науки и техники условное разделение науки на восточную и западную (европейскую) позволяет в определенных случаях увидеть специфику различных традиций научного миропонимания.

Западная наука носит дифференциальный характер, что привело к современной ситуации узкой специализации научных дисциплин. Для западной науки характерно четкое разделение субъекта и объекта, вывод субъекта из процесса познания. Интуиции придается минимальное значение. Восточная наука носит интегративный характер, она видит мир во всей его целостности, отрицает строгое противопоставление субъекта и объекта, отводит особую роль интуиции.

Современная наука, становления которой происходило в русле западного миропонимания, обретает сходство с восточной наукой. Прежде всего, это отражается в квантовой физике, где обнаруживается зависимость физического явления от наблюдателя.

Н.Бор обратил внимание, что наблюдатель становится частью наблюдаемого, субъект переплетается с объектом. В отличие от классической науки, современная наука стремится к синтезу европейской и восточной научных традиций. Поэтому не случайно появление таких работ, как книга Ф.Капры «Дао физики».

В рамках изучения истории науки и техники при выделении культурных особенностей, обусловленных, в частности, различным уровнем развития науки и техники, их местом в жизни людей, заслуживают внимания так называемые теории техногенного общества. В этом случае речь идет о существовании двух типов обществ: традиционного (восточного типа) и техногенного (западного тип).

Традиционное общество обладает замедленным типом развития, канонизированными формами мышления. Главная роль принадлежит традициям, как способу сохранения культуры. Товарные отношения находятся под контролем власти, слаба развита частная собственность, власть рождает собственность. Привязанность к традиции и авторитету обусловили характер деятельности, который опирается на чувственно-индивидуальный опыт и интуицию. В традиционных обществах не выработалось такого средства логического мышления как доказательство. Знания оформлялись в предписания «что и как делать», не было потребности в формализации знания в понятийном аппарате для получения ответа «почему». Поскольку в таком обществе в экономике преобладает аграрный сектор, иногда называют аграрным обществом.

Техногенное общество возникло в Европе в XV—ХVII в результате социальной мутации традиционного общества. В техногенном обществе определяющей ценностью становится не традиция, а новация, как способ обновления культуры. Отсюда – быстрая смена стилей жизни, мышления, ценностей. Символом техногенного общества может считаться Книга рекордов Гинесса, в отличие от семи чудес света традиционного общества, которые подчеркивают, что все грандиозное и необычное уже состоялось.

Техногенный тип развития – это ускоренное изменение природной среды и формирование техносферы как искусственного материального мира, который становится основой последующего развития. Особую значимость приобретает научно-технический взгляд на мир, что определено тем, что научное познание мира является условием для его преобразования в расширяющихся масштабах.

Природа в техногенном обществе – кладовая, арена активной деятельности. Диалог с природой ведется с позиции силы, оформляется идеал господства человека над природой, ориентированный на силовое преобразование. Такой подход привел к современным экологическим проблемам, ставящим вопрос выживаемости человечества.

Техногенное общество разделяется на индустриальное (преобладание тяжелой промышленности) и постиндустриальное общество (преобладание высоких технологий и сферы услуг).

Поскольку в постиндустриальном обществе во всех сферах деятельности важную роль начинают играть информационные потоки, обусловленные цифровой революцией в сфере информационно- коммуникативных технологий, в ряде случаев целесообразно говорить о формировании информационного общества.

Для понимания механизмов и закономерностей развития науки и техники необходимо рассмотрение природы и структуры коренных, качественных изменений научного знания, которые принято называть научными революциями. Особый интерес в этой связи представляет работа Томаса Куна «Структура научных революций». До Куна никто с такой остротой не ставил вопрос о том, чем постепенные, количественные изменения в научном знании отличаются от изменений революционных, качественных. Поэтому история науки нередко излагалась в виде простого перечня фактов и открытий, вследствие чего не раскрывались внутренние закономерности происходящих в процессе научного познания изменений. Этот подход Кун критикует и противопоставляет ему свою концепцию развития науки.

Теория Куна исходит из положения, что периоды спокойного развития («нормальной науки») сменяются кризисом, который может разрешиться революцией, заменяющей господствующую парадигму новой парадигмой.

Парадигма (греч. παράδειγµα - пример) – это система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.

В периоды «нормальной науки» постепенно обнаруживаются так называемые аномалии, которые невозможно объяснить при помощи существующей парадигмы, и потому эти аномалии либо отметаются в виде допустимой ошибки, либо игнорируются и замалчиваются. Когда накапливается достаточное количество аномальных данных, противоречащих принятой парадигме возникает кризис, заканчивающийся формированием новой парадигмы.

Этот момент Кун назвал научной революцией или сдвигом парадигм. Конфликт парадигм, возникающий в периоды научных революций – это конфликт различных систем ценностей, способов решения научных задач. Научная революция в широком смысле приводит к коренному перевороту в представлениях о мире, к смене научных картин мира.

В истории науки и техники широко используется понятие «научная картина мира», поэтому имеет смысл уточнить его значение.

Картина мира – это совокупность мировоззренческих знаний о мире, то есть представление о том, как устроен мир, что и кто его населяет, какие законы действуют в мире, каково место и роль человека в мире. Картина мира систематизирует и обобщает результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления.

Можно говорить о существовании различных картин мира:

мифологической (характерна, прежде всего, для доцивилизационного, первобытного периода развития человечества, действительность отражается в виде художественных образов, характерен синкретизм, неотделение себя от окружающего мира),

религиозной (выделяется из мифологической, характерно восприятие мира через призму религиозных догм),

научной.

Первые две характерны для традиционных обществ, последняя знаменует становление техногенного общества.

Научная картина мира – одна из возможных форм картины мира. Это есть целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий, принципов, методологических установок.

В науке происходит постоянное обновление знаний, идей, концепций, в результате более ранние представления нередко приобретают статус частных случаев новых теорий.

Поэтому научная картина мира — не догма и не абсолютная истина. В истории науки выделяются аристотелевская, механическая, релятивистская, квантово-стохастическая научные картины мира.

В отличие от парадигмы, научная картина мира более широкое понятие. Парадигма находится внутри научной картины мира и ограничивается ее рамками. Фактически она является специально разработанной, наиболее строгой с точки зрения доказательности, частью научной картины мира.

От ненаучных картин мира (мифологической и религиозной) научную картину мира отличает то, что она строится на основе доказанной и обоснованной научной теории.

Смена картин мира не всегда предстает в виде линейного последовательного процесса замещений одной картины мира другой. Различные картины мира могут некоторое время существовать одновременно, в определенной степени не исключая, а дополняя друг друга. Для истории науки интерес представляет не только научная, но и ненаучные картины мира, поскольку в них скрыты основополагающие элементы научного знания, определяющие его истоки и специфику.

 

Вопросы

1. Предмет истории науки и техники.

2. Определения науки, техники, технологии, техносферы.

3. Связь науки и техники.

4. Единство и всеобщий характер науки и техники.

5. Западная и восточная традициями научного миропонимания.

6. Основные характеристики традиционного и техногенного обществ.

7. Научные революции. Парадигма.

8. Понятие «научная картина мира».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 766; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.207 (0.032 с.)