Содержание книги

  1. Глава 1. Экономическая природа туризма
  2. Глава I. Экономическая природа туризма
  3. Развитие отрасли: темпы и факторы
  4. Экономическое значение туризма
  5. Туристский продукт как экономическая категория
  6. Формирование туристского пакета
  7. Классификация затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта
  8. VIII. По степени коммерциализации.
  9. Жизненный цикл туристского продукта
  10. Организационная система туристской организации
  11. Характеристика предприятий туриндустрии
  12. Цена: сущность и функции цены, виды
  13. Рыночные или маркетинговые методы в формировании цен на продукцию (услуги) предприятий гостиничного комплекса
  14. Факторы, влияющие на цену в туризме
  15. Туризм и макроэкономические показатели
  16. Расчет внп по производству или по добавленной стоимости (чистый продукт)
  17. Глава 5. Экономические закономерности
  18. Эффективность использования туристских ресурсов
  19. Функционирования и развития отрасли
  20. Сущность и роль рыночной экономики
  21. Условия функционирования туристского рынка
  22. Инфраструктура и механизм функционирования туристского рынка
  23. Особенности туристского спроса
  24. Особенности предпринимательства в туризме
  25. Виды предпринимательской деятельности в туризме и классификация предпринимательства
  26. Организационно-правовые формы предпринимательства
  27. Предпринимательский риск и его сущность
  28. Безопасность предпринимательской деятельности и её виды
  29. Государство и развитие туристского бизнеса
  30. Финансовое обеспечение в туризме
  31. Размеры финансового обеспечения


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическое значение туризма



 

Экономическое значение туризма зависит не только от уровня туристской деятельности, но и от типа и характера рассматриваемой экономики.

Экономическое значение туристской деятельности (например, для развивающейся страны) может быть оценено с точки зрения ее способности генерировать приток иностранных туристов или предоставлять средства для обеспечения более гибких цен в ее экспорт. В развитой же или индустриальной стране можно отметить способность туристской индустрии содействовать разнообразию национальной экономики и противостоять неустойчивости региональной экономики.

Экономика страны в целом и туризм тесно взаимосвязаны друг с другом. Общеэкономические факторы воздействуют на туризм также, как на других отраслей экономики страны. Факторы делятся на положительные и отрицательные. Факторами положительного влияния на развитие туризма относятся:

- рост реального дохода населения;

- демографический рост населения;

- улучшение социального положения;

- экономическая политика государства;

факторами отрицательного влияния на развитие туризма являются:

- экономические кризисные явления;

- снижение реальных доходов основной части населения;

- ухудшение экономической ситуации в стране;

По своему экономическому содержанию, туризм рассматривается с двух позиции:

- как экономический комплекс, который развивается в соответствии с общими экономическими законами;

- как важнейший катализатор экономического роста.

В настоящее время по своей доходности туризм занимает в мире третью позицию после торговли нефтью и оружием.

Доходы от туризма образуются в результате туристских расходов, которые определяются как общая сумма потребительских расходов, производимых посетителем в ходе туристской поездки. Туристские расходы включают оплату:

- транспортных услуг;

- пакет услуг на отдых и туры;

- размещения и питания;

- культурных, спортивных, оздоровительных видов деятельности;

- потребительских товаров, являющихся неотъемлемых элементом путешествий и др.

Перечисленные туристские расходы являются доходами соответствующих предприятии, предлагающих данные услуги и сопутствующие товары, т.е. деятельность туризма вносит вклад в формирование национального дохода.

Сферами воздействия туризма на экономику страны являются:

- предпринимательская сфера. Деятельность туристского предприятия приносит выгоду в обществу в целом. Во-первых, предоставляют клиентам готовую продукцию в виде товаров или услуг, т.е. удовлетворяет потребительскую потребность населения; Во-вторых, трудовому персоналу выплачиваются заработная плата, акционерам выплачиваются дивиденды, государству – налоги и сборы.

- потребительская и доходная сфера. Туризм создает новую форму потребительского спроса. Спрос туристов на различные товары и услуги способствует развитию экономики региона, страны в целом. В связи с чем развивается производство потребительских товаров и повышается уровень жизни населения.

Появление новых туристских центров сопровождается образованием сервисных, торговых и развлекательных предприятий, развиваются инфраструктура туризма (гостиницы, предприятия питания, транспортные предприятия, средства коммуникации, связи и т.д.), а также предприятия, выпускающие сувениры, туристское снаряжение и т.п.

Туризм помогает решать общие экономические проблемы, но экономическая эффективность туризма напрямую связана с развитием экономики страны. Поэтому туризм в стране должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями страны.

Социальное значение туризма заключается в:

- восстановлении психофизиологических ресурсов общества и трудоспособности человека;

- рациональном использовании свободного времени;

- создание рабочих мест и обеспечении занятости населения;

- обеспечении доходов работников, занятых на предприятиях;

- экологической безопасности туризма и направленности его на поддержание и восстановление природы.

С социальной точки зрения основной функцией туризма является восстановление сил человека, затраченных им при выполнении своих производственных обязанностей. Туристский отдых – это смена обстановки, изменение повседневного образа и ритма жизни, освобождение от усталости, возможность развлечься, расширить кругозор и т.д. все это способствует восстановлению сил человека.

Развитие туристских клубов, способных привлечь молодежь к увлекательным путешествиям, походам, способствует формированию здорового поколения.

Развитие туризма позволяет решать проблему занятости. По данным ВТО каждое пятнадцатое рабочее место в мире приходится на туристской отрасли.

Туризм оказывает влияние на повышении уровня жизни населения. Работа в туристской отрасли высоко оплачиваются.

Современный туризм имеет двоякое влияние на экологическую обстановку. с одной стороны, окружающей среде в определенной мере наносится вред от туристской деятельности. Происходит изменение естественных жизненных условий людей, животного и растительного мира.

С другой стороны, туризм заинтересован в поддержании экологии, как с важным условием его деятельности. Эксплуатируя природные, культурные и исторические объекты, туризм заинтересован в их поддержанию. Наличие ухоженных мест отдыха повышает рейтинг туристского предприятия.

Кроме положительных аспектов, туризм оказывает и отрицательные воздействия на жизнь местного населения, которые заключаются в следующем:

- возрастание доли неквалифицированного труда;

- рост числа отклонении от общественных норм поведения;

- коммерциализация культуры;

- конфликты между местным населением и туристами.

Удовлетворение туристских потребностей на должно наносить ущерб интересам населения регионов и стран посещения, культурным и историческим ценностям, окружающей среде, природным ресурсам.

Значение туризма для экономики страны можно оценить с учетом ее относительной доли в ВВП. Также можно оценить относительное значение отдельных стран для мирового туризма.

С другой стороны, значение туризма может быть исследовано с учетом важности туристской деятельности для экономики каждой отдельной страны. Наилучший результат даст рассмотрение этих аспектов вместе, что поможет установить, почему же одни страны лидируют по отправке туристов, а другие попали в зависимость от своей туристской деятельности.

Современный туризм как экономическое явление:

• имеет индустриальную форму;

• выступает в виде турпродукта и услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться;

• создает новые рабочие места и осваивает новых районов и является катализатором ускоренного развития национальной экономики;

• представляет собой механизм перераспределения национального дохода в пользу стран, специализирующихся на туризме;

• является мультипликатором роста национального дохода, занятости и развития местной инфраструктуры и роста уровня жизни местного населения;

• характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций;

• возникает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия, поскольку именно эти элементы составляют основу его ресурсной базы;

• совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека, поскольку именно их дифференциация и дискретность создают ту разность потенциалов рекреационной среды, которая вызывает потребность людей к познанию и перемене мест своего пребывания.

Приведенные выше данные о вкладе туризма в мировую экономику создают представление об эффективности туризма только в самом общем виде. Однако, все еще не существует единой методики по оценке вклада туризма в национальное и мировое хозяйства, и пока для иллюстрации в клада туризма в экономику (его экономического эффекта) используют следующие показатели:

• вклад туризма в создание национального дохода;

• туризм и платежный баланс;

• туризм и налоговые поступления в бюджет;

• туризм и рост числа рабочих мест;

• влияние туризма на региональное развитие;

· вклад туризма в создании, развитии и восстановления рекреационных ресурсов.

Значимость каждой из этих составляющих для оценки эффекта от туризма известна, хотя теоретическая разработка оценки каждой из них требует дальнейших исследований. Особенно сложно с оценкой роли туризма в национальном доходе, поскольку кроме прямых экономических эффектов, существуют и косвенные, которых трудно оценить. Таким образом, туризм способен влиять как на экономику региона или страны, так и на его хозяйственную, социальную и гуманитарную основу.

Высокие количественные показатели туризма создают некую положительную сторону, но если произвести подробный качественный анализ, то открываются и другие характеристики этой отрасли.

Прежде всего, туризм существенно отличается от других отраслей экономики: это очень сложный сектор. Имеется огромное разнообразие туристских программ: от нескольких дней в обычном месте отдыха (для гражданина среднего достатка) до роскошного праздника (для состоятельных людей); от простых экскурсий до поездки на арендованной яхте с экипажем.

Характерно, что как в других отраслях, в туризме прибыль отнюдь не всегда получает тот, кто несет издержки. Крупнейшие корпорации вкладывают средства в строительство новых объектов в развивающихся странах, используя дешевую рабочую силу; они получают большие прибыли, а уровень благосостояния местного населения почти не повышается.

Туристы нередко нарушают спокойное течение жизни людей и их социальный уклад, а местные органы самоуправления вынуждены расходовать больше средств на строительство и эксплуатацию водоочистных установок и дорог, необходимых для обслуживания большого числа гостей и т. д.

 



Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.111 (0.01 с.)