Система автоматического управления комбайном САУК-М 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система автоматического управления комбайном САУК-М



Применение системы САУК-М обеспечивает: дистанционное управление с пульта управления комбайном пускателями ком­байна, насосной установки системы орошения и предохранитель­ной лебедки, а также фидерным автоматическим выключателем комбайна; дистанционное управление пускателем конвейера с того же пульта; отключение пускателя комбайна кнопками «Стоп», расположенными вблизи исполнительных органов с фиксацией этих кнопок в положении «Выключено»; автоматическое отключение пускателя комбайна при опрокидывании или за­держке запуска электродвигателей комбайна; отключение пуска­теля комбайна при концентрации метана, превышающей допу­стимую; автоматическую стабилизацию нагрузки и скорости перемещения комбайна; дистанционное управление положением исполнительных органов комбайна; сигнализацию (световую ин­дикацию) работы регулятора «УРАН», наличия напряжения пи­тания регулятора и электрогидрораспределителей РП2, целостнос­ти цепей управления пускателями комбайна и конвейера, перегрева рабочей жидкости в гидравлическом механизме перемещения.

Аппаратура САУК-М на комбайне 1ГШ68 размещена следую­щим образом (рис. 14.8). На левых редукторе и кронштейне ком­байна расположены: метан-реле /, датчик 4 пути, пройденного комбайном, клеммная коробка 3 с кнопкой «Стоп», фиксируемой в положении «Выключено». Здесь же в положении 2 может нахо­диться пульт управления комбайном.

Посредине комбайна находятся: термодатчик 5, контролирую­щий температуру масла в гидравлическом механизме перемеще­ния; электрогидрораспределители 6, один из которых управляет величиной и направлением скорости перемещения, а второй — фиксацией нулевой скорости перемещения; распределительная коробка 7; датчик скорости 8 и фара освещения 9.

К правому редуктору комбайна прикреплен электроблок 10, в котором размещены: регулятор «УРАН», контакторы раздель­ного запуска электродвигателей, штепсельные разъемы для при­соединения силового и контрольного кабелей, а также ряд вспо­могательных электронных блоков. Сверху на электроблоке имеется коробка, через которую присоединяются внешние -устройства САУК-М.

На правом кронштейне комбайна находятся: электрогидро­распределители 11 типа РП2, регулирующие положение шнеков по высоте; пульт управления 12; клеммная коробка 13, также имеющая кнопку «Стоп» с фиксацией в положении «Выключено»; реле 14 давления и расхода воды в системе орошения.

На пульте управления комбайном и конвейером аппаратуры САУК-М (рис. 14.9) имеются внизу слева и справа две пары кно-

 


пок «Пуск» и «Стоп» для управ­ления пускателями комбайна и конвейера; между ними располо­жен тумблер «Аварийный стоп», выключающий фидерный автома­тический выключатель комбайна. Слева и справа вверху распо­ложены ключи, с помощью кото­рых регулируется положение ле­вого и правого шнеков по выни­маемой мощности пласта. Пере­мещение шнеков продолжается до тех пор, пока нажат соответ­ствующий ключ.

Посредине верхней части пуль­
та расположены органы управле­
ния системой перемещения ком­
байна и лебедкой. При работаю­
щем регуляторе «УРАН» комбайн
управляется задатчиком скорости,
смещение которого влево или
вправо вызывает соответствующее
включение лебедки и задает вели­
чину уставки и направление ско-
Рис 14 9. Пульт управления аппа- Рости перемещения. Если же ре-
ратуры Слук-М гулятор «УРАН» не работает, то

лебедка по-прежнему включается поворотом задатчика, а скорость перемещения устанавливается ключом «Диет.», причем ее величина и направление контроли­руются визуально.

§ 6. Взрывозащнта электрооборудования очистных комбайнов

Очистные комбайны эксплуатируются в условиях шахтной атмосферы, которая содержит метан и угольную пыль. Содержа­ние последних может достигать опасной концентрации, при которой возможен взрыв, угрожающий безопасности обслужи­вающего персонала. Взрыв смеси метана или угольной пыли с воздухом происходит только при ее поджигании. Источником поджигания этой смеси может быть любой источник тепла, тем­пература которого превышает 200 °С, — электрические дуги, искры, пламя, нагретые до опасной температуры части оборудо­вания и т. п.

Таким образом, чтобы избежать взрыва, необходимо: ^стро­гое соблюдение пылегазового режима, не допускающего взрывоопасной концентрации метана и угольной пыли в шахтной атмосфере; 2) взрывобезопасное исполнение всего электрооборудования и тщательный контроль за его исправным состоянием.

 


В горных машинах может применяться только руднич­ное взрывозащищенное электрооборудо­вание. Оно отличается тем, что источники поджигания взры-вобезопасной окружающей среды в нем либо отсутствуют, либо так изолированы, что не могут ее поджечь. В зависимости от на­дежности его взрывозащиты, рудничному оборудованию присваи­ваются следующие уровни: РП (повышенной надежности для не газовых шахт), РВ (для шахт, опасных по газу или пыли), РО (для шахт, опасных, кроме этого, по внезапным выбросам угля и газа).

Взрывозащищенность рудничного электрооборудования обес­печивается специальными средствами, из которых в электрообо­рудовании очистных комбайнов распространение получили взрыво-непроницаемая оболочка и искробезопасная электрическая цепь.

Взрывонепроницаемая оболочка изолирует находящееся внутри нее электрооборудование от взрывоопасной окружающей среды и тем самым обеспечивает уровень взрывозащиты РВ; она должна отвечать следующим основным требованиям: оболочка не должна разрушаться или деформироваться взрывом скопившейся внутри нее взрывоопасной газопылевоздушной смеси; стенки оболочки должны быть плотными и не должны пропускать продукты ука­занного выше взрыва; подвижные и неподвижные соединения частей оболочки должны иметь такой зазор между соединяемыми поверхностями и такую длину, которые обеспечивали бы охлаж­дение до безопасной температуры продуктов взрыва, выходящих через соединения оболочки во взрывоопасную среду.

Качество каждой взрывонепроницаемой оболочки гаранти­руется ее заводом-изготовителем. С этой целью каждая оболочка проходит на заводе специальный контроль, во время которого проверяются:

соблюдение установленных размеров и качество поверхностей, образующих подвижные и неподвижные соединения частей обо­лочки;

прочность и плотность стенок оболочки, которые должны вы­держивать давление воды, равное давлению при взрыве в оболочке метановоздушной смеси и достигающее 1—1,5 МПа; течь воды и потение стенок оболочки во время гидроиспытания не допуска­ются.

Искробезопасная электрическая цепь отличается такими схем­ными решениями, при которых ее нормальное и аварийное искре­ние во взрывоопасной среде не вызывает поджигания этой среды.

Рудничное электрооборудование должно быть взрывозащищен-ным не только в процессе нормальной работы, но и при сборке, наладке и демонтаже. Безопасная последовательность выполнения этих операций обеспечивается с помощью блокировок элементов рудничного электрооборудова­ния. Так, например, розетку штепсельного разъема РШВС-320 нельзя снять, не выключив предварительно реверсивный комбай­новый выключатель ВРК2, а крышку камеры электрооборудова-

 

ния можно открыть, только сняв предварительно розетку штепсель­ного разъема и т. д. На крышках, механическое блокирование которых невозможно, вблизи знака уровня взрывозащиты должна быть нанесена выпуклая надпись «Открывать, от­ключив от сети».

Устройство блокировки комбай­нового электрооборудования пока­зано на примере механизма переме­щения 1Г405 (рис. 14.10). Только когда рукоятка 4 выключателя ВРК2 находится в среднем по­ложении и он выключен, тягу 3 можно сдвинуть в сторону ру­коятки 4, блокируя ее при этом. Выдвигаясь, тяга 3 выходит из паза на полосе 2; последнюю после этого можно поднять вверх и снять штепсельную розетку 5. Далее, полосу 2 опускают на­столько, что она освобождает крышку 1, которую снимают, пере­мещая по опорной поверхности корпуса. Сборка возможна только в обратной последовательности.

§ 7. Пневмомоторы

В пневмомоторе используется сжатый воздух, поступающий из шахтной пневматической сети, питающейся от компрессорной станции на поверхности. Большая протяженность пневматиче­ской сети, ее низкий к. п. д. и недостаточная прочность не позво­ляют применять воздух высокого давления. Номинальное давление питания шахтных пневмомоторов составляет всего 0,3—0,4 МПа, что является одной из главных причин относительно малой мощ­ности и пониженной эффективности комбайнов с пневматическим приводом.

В очистных комбайнах нашли применение следующие пневмо­моторы:

типа 8ШК40М, мощностью 35 кВт, потребляющий 43 м3/мин воздуха и имеющий частоту вращения выходного вала 1000 об/мин; пневмомотор используется для привода исполнительного органа комбайнов «Темп», конвейероструга щитовых агрегатов 1АЩМ, 1АНЩ и др.;

типа К18Л1, мощностью 19 кВт, потребляющий 20 м3/мин воздуха и имеющий также частоту вращения выходного вала 1000 об/мин; этот пневмомотор используется для привода тягаль-нопредохранительных двухбарабанных лебедок типа 1ЛГКН.

В обоих пневмомоторах рабочими элементами являются сцеп­ленные между собой косозубые роторы. По принципу дей­ствия пневмомотор аналогичен шестеренному насосу. Рассмотрим устройство и работу пневмомотора 8ШК40М (рис. 14.11). В чу­гунном корпусе 7 пневмомотора выполнены каналы, подводящие сжатый воздух и отводящие отработанный. Роторы установлены

 

на подшипниках 2 в стака­нах 1 к 8, закрепленных в корпусе. По торцам роторы 5 и 6 уплотнены фланцами 4, причем требуемый зазор меж­ду торцами роторов и флан­цев устанавливается про­кладками 3 Выходом пнев-момотора является вал И, который шестернями 9 я 10 соединен с роторами 5 и 6

Сжатый воздух поступает к роторам ниже линии их за­цепления и, действуя на зубья, как на лопасти, вра­щает роторы Отработанный воздух поступает в камеру, расположенную выше линии зацепления роторов. Из этой камеры через глушители, выполненные в корпусе пнев-момотора, отработанный воз­дух выбрасывается в атмос­феру. Применение косозубых роторов увеличивает плав­ность работы пневмомотора и улучшает разделение его компрессионной и выхлопной частей. Помимо пневмомото­ра, пневмопривод очистного комбайна содержит: краны местного и клапаны дистан­ционного управления, арма­туру для сборки пневмопро­водов, гибкие шланги для питания пневмомоторов и дистанционного управления лебедкой. Последнее затруд­нено относительно малой ско­ростью прохождения пнев-мосигнала по шлангам и относительно большим сече­нием управляющих пневмо-линий.

На заводе им. Петровско­го (Донецкая обл.) освоено серийное производство ново­го пневмомотора К45-16 мощ­ностью 45 кВт, предназна-

 

 

ченного для привода очистных комбайнов «Темп», а также конвейероструга щитовых агрегатов и мощных буровых машин, работающих в шахтах, опасных по внезапным выбросам угля и газа, где применяется пневматическая энергия. Освоено произ­водство также более мощного винтового пневмомотора В110-25 мощностью 90 кВт, который заменяет два пневмомотора 8ШК40М на щитовых агрегатах типа 1АЩМ для крутых пластов.

Глава 15



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.43.190 (0.012 с.)