Правовой режим земель лесного фонда, водного фонда и земель запаса. 108 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой режим земель лесного фонда, водного фонда и земель запаса. 108



ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА, ВОДНОГО ФОНДА И ЗЕМЕЛЬ ЗАПАСА.108

49. РЕКУЛЬТИВАЦИЯ И КОНСЕРВАЦИЯ НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ........................................................... 113

50. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ................. 115

51. ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ СОБСТВЕННИКАМ ЗЕМЕЛЬ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦАМ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ И АРЕНДАТОРАМ. ВОЗМЕЩЕНИЕ ПОТЕРЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА......... 117

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 120

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. 121

54. ПОНЯТИЕ НЕДР. ВИДЫ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ............................................................................................................................................... 121

55. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА НЕДРА.................................................................................................................. 125

56. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ......................................... 125

57. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ НЕДР........................................................................................................................ 127

58. ОХРАНА НЕДР ОТ ВРЕДНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФАКТОРОВ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА.............................................................................................................................................................................. 128

59. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ НЕДР............................. 130

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ РЕСУРСОВ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА 131

 

61. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕДРАХ..................................... 132

62. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА СОГЛАШЕНИЯ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ.................................. 133

63. ПОНЯТИЕ «ЛЕСА» И «ОБЪЕКТА ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ». ДЕЛЕНИЕ ЛЕСНОГО ФОНДА НА ГРУППЫ ЛЕСОВ И КАТЕГОРИИ ЗАЩИТНОСТИ........................................................................................................................................... 134

64. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЛЕСА.................................................................................................................... 136

65. ПОРЯДОК ПЕРЕВОДА ЛЕСНЫХ ЗЕМЕЛЬ В НЕЛЕСНЫЕ.......................................................................... 137

66. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ........................................................... 139

67. ВИДЫ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ. СУБЪЕКТЫ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ................................................... 141


68. ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКАМИ ЛЕСА......................................... 143

69. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЛЕСОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ...................................................................... ■........... 145

70. ДОГОВОР АРЕНДЫ УЧАСТКА ЛЕСА.................................................................................................................... 148

71. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА ЛЕСА................................................................................................................... 150

72. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЛЕСОВ.................................................. 153

73. ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО НАРУШИТЕЛЯМИ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА I54

74. АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 155

75. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ............................................................. 156

76. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ.................................................................................... 159

ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ 161

 

78. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ВОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ.................................................................................... 163

79. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ВОДООХРАННЫХ ЗОН................................................................................................... 164

80. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ИСТОЧНИКОВ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ............................................ 167

81. НОРМИРОВАНИЕ И ЛИМИТИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ....................................... 168

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ 169

83. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИЗ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА, ВЫЗВАННОГО НАРУШЕНИЕМ ВОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА................................................................................................................................ 170

АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ВОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 172

85. ПОНЯТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА. ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА И СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА.................................................................................................................................. 173

86. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЖИВОТНЫЙ МИР......................................................................................... 176

87. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОТНЫМ МИРОМ........................ 178

88. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА................................................................................... А..................................................................................................... 179

89. ПОНЯТИЕ ОХОТЫ И ЕЕ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ................................................................................................. 181

90. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ РЫБОЛОВСТВА. ПРАВЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ РЫБНЫХ РЕСУРСОВ.......... 183

91. ПРАВОВАЯ ОХРАНА РЕДКИХ И ИСЧЕЗАЮЩИХ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ. КРАСНАЯ КНИГА РФ..... 186

92. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИЗ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА, ВЫЗВАННОГО НАРУШЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЖИВОТНОМ МИРЕ......................................................................................................... 189

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЖИВОТНОМ МИРЕ 191

 

94. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЖИВОТНОМ МИРЕ _#192

95. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ЖИВОТНЫМ МИРОМ.................................................. 192

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА 193

97. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВРЕДНЫХ ВЫБРОСОВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ.......................................... 196

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВШИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА.


100. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ»............................................................................................................................................ 198

101. ПРАВОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В СФЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА................................................................................................................................................................... 201

102. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА...................... 202

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА 204

Атмосферного воздуха.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды являются атмосферный воз­дух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Атмосферный воздух — это жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмо­сферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных поме-

См.: распоряжения Правительства РФ // С3 РФ.. 1996. № 44. Ст. 5050; 1997. 29. Ст. 3562 и т. д.


щений. «Озоновый слой — это часть атмосферного воздуха, расположенная на высоте от 20 до 50 км, предохраняющая живые организмы от радиацион­ного и ультрафиолетового воздействия. Правовому регулированию и охране

подлежат производство и применение озоноразрушающих веществ, измене-го ния целостности озонового слоя, температурного режима и т.п.».

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха согласно ст. 4 Закона об охране атмосферного воздуха осуществляется Пра­вительством РФ непосредственно или через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (МПР России), а также органами исполнительной власти субъектов РФ. Принципами государственного управ­ления в рассматриваемой сфере являются, в том числе:

- недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды;

- обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воз­действий на него;

- гласи ость, полнота и достоверность информации о состоянии атмо­сферного воздуха, его загрязнении;

- научная обоснованность, системность и комплексность подхода к ох­ране атмосферного воздуха и охране окружающей природной среды в целом;

- обязательность соблюдения требований федерального законодатель­ства в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за его нару­шение.

Среди основных функций государственного управления в сфере охра­ны атмосферного воздуха следует назвать: выдачу разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредное воз­действие на атмосферный воздух; государственный учет воздействий на атмосферный воздух и их источников; осуществление государственного мо­ниторинга атмосферного воздуха и проведение государственного контроля за охраной атмосферного воздуха.

Согласно ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха выброс вред­ных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источни­ком допускается на основании разрешения, выданного специально уполно­моченным государственным органом (МПР России). При этом разрешением на выброс таких веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно

Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М.: TK Велби, Проспект, 2003. С. 340


допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмо­сферного воздуха.

Вредные физические воздействия на атмосферный воздух также до­пускаются на основании разрешений.

В соответствии со ст.21 Закона об охране атмосферного воздуха юри­дические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) ве­ществ в атмосферный воздух и источники вредных воздействий на атмо­сферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязня­ющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету.

Государственный мониторинг атмосферного воздуха согласно ст.23 этого Закона является составной частью государственного экологического мониторинга и осуществляется органами Росгидромета, МПР России и Гос­санэпиднадзора в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха.

Статья 24 Закона об охране атмосферного воздуха устанавливает, что государственный контроль за охраной атмосферного воздуха призван обес­печить соблюдение:

- условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загряз­няющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздейст­вия на него;

- стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмо­сферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

- режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воз­дух;

- выполнения федеральных целевых программ, программ субъектов
РФ, а также различных мероприятий по его охране.

Регламентация контрольных действий специально уполномоченных государственных органов изложена в Положении о государственном контро­ле за охраной атмосферного воздуха, утвержденном постановлением Прави­тельства РФ от 15.01.01 №31, а также в постановлении Правительства РФ от 28.11.02 № 847 «О порядке ограничения приостановления или прекращения


выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух».

97. Регулирование вредных выбросов в атмосферный воздух.

Основой регулирования вредных выбросов в атмосферный воздух яв­ляется Закон об охране атмосферного воздуха, в котором закрепляются пол­номочия органов государственной власти РФ и ее субъектов в рассматривае­мой сфере, определяются функции государственного управления, формули­руются требования к охране атмосферного воздуха при осуществлении хо­зяйственной и иной деятельности.

Детализация положений названного Закона нашла свое отражение в решениях Правительства РФ, среди которых можно выделить постановление от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) ве­ществ в атмосферный воздух и физических воздействий на него».

Доля нормативных правовых актов федеральных органов исполни­тельной власти в рассматриваемой сфере крайне незначительна. В качестве примера можно привести Временные рекомендации по расчету выбросов вредных веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах твердых бытовых отходов и размера предъявляемого иска за загрязнение атмосферно­го воздуха, утвержденные Минприроды России 02.11.92.

Субъекты РФ в рамках своей компетенции достаточно активно участ­вуют в правовом регулировании вопросов охраны атмосферного воздуха. Так, постановлением Правительства Москвы от 14.10.97 № 724 были утвер­ждены Временные экологические требования при эксплуатации автотранс­портных средств в городе Москве.

98. Экологическое нормирование в области охраны атмосферного воздуха.

Это важнейший инструмент охраны атмосферного воздуха. В на­стоящее время в систему нормативов включены: а) ПДУ (предельно до­пустимые уровни), отражающие предельно допустимый максимальный уро­вень физического воздействия, при котором отсутствуют вредные воздейст­вия на здоровье человека и окружающую среду; б) ПДН, т. е. предельно до­пустимые нормативы вредного физического воздействия, устанавливаемые для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и иного физического воздействия, при котором вредное физическое воздейст-


вие от данного и от всех иных источников не приведет к превышению ПДУ; в) технические нормативы выброса устанавливаются для передвижных и ста­ционарных источников, технологических процессов, оборудования и отра­жают максимально допустимую массу выбросов загрязняющего вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности пробега транспортных средств и другие показатели; г) предельно допустимые (кри­тические) нагрузки - показатель воздействия одного или нескольких вредных веществ на окружающую среду, превышение которого может привести к вредному воздействию на нее; д) ПДВ, т. е. предельно допустимый выброс, устанавливаемый для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выброса и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником ги­гиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха и критических нагрузок; е) временно согласованный выброс представляет со­бой временный лимит выброса загрязняющего вещества, устанавливаемый для стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития территории в целях достижения установленных ПДВ; ж) гигиенический норматив - это критерий качества атмосферного воздуха, отражающий предельно допустимое макси­мальное количество загрязняющих веществ, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека; з) экологический норматив каче­ства атмосферного воздуха также отражает предельно допустимое макси­мальное содержание загрязняющих веществ в нем, при котором отсутству­ет вредное воздействие на окружающую среду.

99. Регулирование вредных физических воздействий на

атмосферный воздух.

Для реализации принципов регулирования вредных физических воз­действий на атмосферный воздух используются следующие правовые инст­рументы: установление нормативов качества атмосферного воздуха и норма­тивов выбросов и вредных физических воздействий; государственная регист­рация загрязняющих и потенциально опасных веществ; государственный учет вредных воздействий, ведение мониторинга атмосферного воздуха, ин­вентаризация выбросов, вредных физических воздействий и их источников; взимание платы за загрязнение атмосферного воздуха. Соответствующие требования определены применительно к различным стадиям хозяйственной


деятельности (проектированию и размещению предприятий, их строительст­ву, вводу в эксплуатацию и эксплуатации), к обращению с опасными вещест­вами (транспортировка и использование пестицидов и агрохимикатов, озоно­разрушающих веществ, отходов и т. п.), к функционированию отдельных групп объектов (автомобильного и иного транспорта, опасных про­изводственных объектов, объектов атомной энергетики). Кроме того, россий­ский законодатель устанавливает достаточно жесткую систему ограничений и запретов. Например, запрещаются производство и эксплуатация транспорт­ных и иных передвижных средств, содержание вредных веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов, за­прещаются проектирование, размещение и строительство объектов, не имеющих установок для очистки газов и средств контроля за выбросами, ко­торые могут привести к изменениям климата или озонового слоя Земли, и т. п. Правительством РФ принято решение о запрещении с 1 июля 2000 г. соз­дания новых мощностей по производству озоноразрушающих веществ, а их ввоз и вывоз осуществляются по квотам, исходя из расчетных ставок, сроков и других требований Монреальского протокола. Производство же озонораз­рушающих веществ в нашей стране начиная с 1 июля 2000 г. осуществляется только в тех случаях, когда они используются исключительно в качестве сы­рья для производства других химических веществ и в особых случаях, преду­смотренных Монреальским протоколом, при транзитных перевозках их через территорию РФ из государств и в государства, являющиеся сторонами Мон­реальского протокола. Установлен запрет на такие воздействия на погоду, которые могут вызвать неблагоприятные изменения климата. Органы госу­дарственной власти субъектов РФ могут вводить ограничения въезда транс­портных средств в населенные пункты, места отдыха и туризма.

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА, ВОДНОГО ФОНДА И ЗЕМЕЛЬ ЗАПАСА.108

49. РЕКУЛЬТИВАЦИЯ И КОНСЕРВАЦИЯ НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ........................................................... 113

50. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ................. 115

51. ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ СОБСТВЕННИКАМ ЗЕМЕЛЬ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦАМ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ И АРЕНДАТОРАМ. ВОЗМЕЩЕНИЕ ПОТЕРЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА......... 117



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.175.21 (0.025 с.)