Глава I. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции



Глава I. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции

Сущность приватизационных процессов

 

Приватизация- это переход государственной собственности в частные руки (физическим и юридическим лицам) и формирование на этой основе частной или смешанной реформ собственности в результате принятия правительством программы социально-экономических преобразований. По существу, это реформа базисных отношений - отношений собственности, фундамента социально-экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности.

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с “государственной” на “частную”. Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

Процесс приватизации государственной собственности необходимо рассматривать в рамках принятого в России курса радикальных реформ как важнейшее средство преобразования командной экономики в рыночную. При оценке приватизации на первый план должен выступать не просто экономический эффект, который достигается при изменении форм собственности, а социальный эффект; не просто воздействие приватизации на формирование более эффективной хозяйственной системы, а ее воздействие на жизненный уровень населения, на весь комплекс социальных проблем.

Подход к определению социально-экономического эффекта приватизации видится, прежде всего, в изучении взаимосвязи между процессами приватизации и процессами формирования и функционирования рыночной экономики не вообще, а конкретно, например, с позиций создания условий экономического роста в России.

Приватизация является центральным пунктом всех реформ, проводимых в Восточной Европе, но в той или иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой. В последние десятилетия наметилась общая тенденция к росту и укреплению частного сектора во многих странах.

В развитых западных странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она – следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.

В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется, прежде всего, в большом внешнем долге и в возможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться.

Проблема приватизации присутствует в дискуссиях о ее целесообразности. В ходе этих дискуссий подчеркивается, что последствия приватизации нередко оказываются отрицательными с точки зрения благосостояния нации и социальной справедливости, то есть результатом приватизации является неоправданное обогащение незначительной части общества и обнищание большинства населения. Да, это действительно так, но только в краткосрочном аспекте. Если же приватизацию рассматривать не как акт мгновенного действия, а как продолжительный и очень сложный процесс изменений, охватывающий большой период времени, то, вероятно, ее конечной целью будет создание экономической эффективной общественной системы.

 

 

Концепции приватизации

 

В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».

В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной. Поэтому приватизация представляется изменениями в структуре частной собственности.

Второй подход – «трудовой» – на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.

Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по его собственному критерию можно было бы назвать «субъектным». Он тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.

Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся – отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора. Для оценки приватизации и механизма ее осуществления в России наиболее подходящим представляется именно этот подход.

Необходимость приватизации для введения в производстве рыночных отношений определяется еще и тем, что на государственных предприятиях России было сосредоточено подавляющей части продукции народного хозяйства и почти все производство промышленной продукции.

Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.

Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и деприватизации – двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.

 

Способы приватизации

Рассмотрим различные способы приватизации, с учетом того, в каких странах и почему одни из них применялись и применяются с успехом, а другие нет.

Прямая продажа государственных предприятий является одним из наиболее простых и, возможно, самых эффективных методов приватизации, но его применение бывает, как мы видим, довольно затруднительно.

Возможно, более простым является не продажа собственно предприятия, а предложение на рынок ценных бумаг акций приватизированного предприятия (т.е. частичная продажа после предварительного акционирования).

Но для этого должны быть созданы соответствующие предпосылки. Во-первых, должен существовать развитый фондовый рынок и, во-вторых, предприятие, акции которого выставляются на продажу, должно иметь хороший финансовый потенциал и надежную репутацию. Необходимо, чтобы рынок был подготовлен к приобретению именно этих акций, т.е. рынок должен быть «разогрет», а это в свою очередь также требует определенных затрат.

Метод предварительного акционирования предприятия, а затем продажи акций применялся в Польше и Венгрии, но масштабного распространения он не получил. Следует отметить, что применение именно этого способа приватизации очень способствует развитию рынков капитала и рынка ценных бумаг. При этом страна быстро проводит институциональные преобразования, но массовое акционирование требует предварительного вложения значительных финансовых средств.

Другим способом приватизации, фактически альтернативным предыдущим, является выкуп государственных предприятий их работниками. При этом, как правило, от работников отделяется администрация предприятия, которая имеет особые права или преференции при приобретении. Широкое распространение этот способ приватизации получил в Польше, Румынии, Словении. Такой способ приватизации осуществляется в короткие сроки, отличается относительной простотой с технической точки зрения. В политическом плане он снимает определенную напряженность и смягчает политическое противостояние в обществе.

Часто, когда речь идет о работниках предприятия, возникает термин «трудовой коллектив». Многие предприятия были фактически выкуплены администрацией и трудовыми коллективами.

Имеются примеры, когда целые предприятия с учетом льгот, которые давались работникам, переходили в руки трудовых коллективов. Причем в России этот способ приватизации фактически применялся с конца 80-х годов, когда в бывшем СССР принимались решения об оформлении так называемой аренды предприятий с выкупом трудовыми коллективами.

Цели приватизации

Приватизация, как и любое экономическое явление, имеет множество трактовок своих целей и задач (как правило, они несколько противоречивы), и в зависимости от политической ситуации в стране на первый план выходят то одни, то другие цели. Попробуем отметить понимание задач приватизации в целом, и в России в частности.

Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:

1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).

2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).

3. Социальная (обеспечение социального мира).

4. Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.

Эксперты по-разному пишут о целях приватизации государственной собственности в России, но все они сходятся во мнении на том факте, что реформирование отношений собственности в соответствии с идеалами свободы и справедливости обеспечивает создание многоукладной экономики, в которой каждая из форм собственности и соответствующих им типов хозяйствования, секторов экономики занимает свою нишу в удовлетворении совокупных потребностей. В разумном и сбалансированном сочетании различных форм собственности, их здоровой конкуренции, как свидетельствует опыт развитых стран, - залог успешного функционирования экономики.

Учет данной закономерности трансформации мировой экономики, а также первых результатов реформирования национальной экономики убеждают в том, что:

· долю государственного сектора в структуре ВВП необходимо существенно сократить, при этом ответственность за производство большей части продукции и услуг и за принятие инвестиционных решений должна перейти от должностных лиц к частным предпринимателям;

· государственный контроль за естественными монополиями и стратегически важными отраслями экономики (энергетика, связь, транспорт, оборонный комплекс, часть банков) должен быть сохранен;

· необходимо провести инвентаризацию государственной собственности и усилить контроль за сохранностью государственного имущества;

· прозрачным и подотчетным должно стать управление государственной собственностью; ответственность за результаты хозяйственной деятельности лиц, уполномоченных управлять государственной собственностью, повысится;

· реструктуризация и модернизация государственных предприятий должна обеспечить их конкурентоспособность;

· с целью недопущения захвата государственного имущества монопольными структурами, сращивания бизнеса с государством и появления привилегированного сектора экономики, ее криминализации, необходимо изменить методы приватизации. Процесс приватизации должен быть максимально открытым, с детально разработанным правовым механизмом, поскольку только легальная приватизация способна противостоять коррупции и привести к позитивным экономическим и политическим результатам;

· должен быть усовершенствован правовой механизм банкротства и закрытия неперспективных предприятий. Нового собственника приватизированных государственных предприятий необходимо определять с учетом национальных интересов, обеспечив контроль и периодическое информирование общественности о ходе выполнения принятых им обязательств;

· должен быть создан правовой механизм деприватизации и передачи новому собственнику на выгодных государству и обществу условиях объектов, которые управляются неэффективно.

 

В результате этих мер государство, все в большей мере отказываясь от роли владельца, контролирующего производство, станет гарантом стабильной рыночной среды для предпринимательства, создаст правовое поле для эффективной частной экономической деятельности, будет содействовать выходу на рынок новых экономических субъектов и осуществлять регулирование экономики с помощью преимущественно экономических методов - денежно-кредитной, финансовой, налоговой, амортизационной политики.

Но всё же приватизация выполняла две основные функции. С одной стороны, она должна была стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.

Также можно сказать о том, что каждый гражданин на начальном этапе приватизации в России по-разному понимал её цели: кто-то извлекал из этого собственную выгоду, «прибирая к рукам» огромное государственное имущество, а кто-то смотрел на это со стороны, удивляясь, как же быстро меняется время.

На этот счет интересен доклад, подготовленный Центральным финансово-контрольным управлением США, в котором говорилось о следующих целях приватизации государственной собственности в России:

«Стремление ранее господствующего класса номенклатуры в условиях быстрого рушения старых ограничений приватизировать де-факто, а затем и де-юре объекты государственной собственности, созданные тяжким трудом многих поколений. Именно уникальная историческая возможность в кратчайшие сроки захватить и юридически оформить государственную собственность в собственность частную – причина быстрого, относительно легкого и бескровного процесса приватизации в России».

Этапы приватизации

Начиная с 1992 г. приватизация в России прошла несколько этапов. В качестве основных можно рассмотреть: ваучерную приватизацию (1992-1994 гг.) и денежную приватизацию (1995-1997 гг.) Также стоит отметить важность современного этапа приватизационного процесса. Все указанные этапы принципиально отличаются друг от друга, как по соотношению целей, так и по используемым методам и формам приватизации государственного имущества, используемой нормативно - правовой базе. На денежном этапе действовали разные подходы и конкретные методы передачи госсобственности в частные руки -- от принятых в мировой практике публичных продаж до таких специфически российских схем, как залоговые аукционы, передача госпакетов из федеральной собственности в собственность регионов в порядке возмещения средств по несостоявшимся трансфертам, передача в доверительное управление и многое другое.

Итоги приватизации в РФ

Российская приватизация носила беспрецедентный характер не только по своим масштабам, но и по содержанию. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где передача в частные руки государственного имущества решала задачу повышения эффективности отдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, т.е. решить задачи изменения экономического базиса общества.

По оценкам экспертов, начальные этапы приватизации создали определенные предпосылки для решения задач преодоления кризисных явлений в экономике и дальнейшего развития.

Приватизационные процессы, развивавшиеся в течение десяти лет, привели к существенному изменению структуры собственности в Российской Федерации в целом.

В качественном плане структура российской собственности является весьма специфической и отличается от структуры собственности развитых государств с рыночной экономикой. Ее основными чертами стали преобладание акционерной формы собственности, причем преимущественно в форме открытых акционерных обществ; аккумулирование на ранних этапах приватизации основной части капитала в руках "инсайдеров" - работников и менеджеров приватизированных предприятий; обесценивание приватизируемой собственности, ее продажа лицам, происхождение капитала которых не было связано с развитием реального производства; сохранение значительного числа пакетов акций в собственности государства, как правило, по величине ниже контрольного и даже блокирующего пакетов.

 

Следует отметить, что такая структура собственности не являлась продуктом эволюции, она не была обеспечена соответствующей ей институциональной средой: отсутствовали как экономические институты, так и законодательные основы защиты и реализации прав собственности, особенно владельцев незначительных пакетов - миноритарных акционеров.

В начале приватизации предполагалось, что сформировавшаяся структура собственности будет носить переходный характер и должна в дальнейшем трансформироваться в более эффективную структуру, и главным фактором в ходе приватизации станет приход на предприятия новых внешних инвесторов, в том числе иностранных, которые через биржевой и внебиржевой фондовые рынки будут инвестировать средства в развитие этих предприятий в обмен на участие в акционерном капитале. Однако эти ожидания не оправдались - очень многие предприятия не смогли привлечь реальные инвестиции в обмен на участие в акционерном капитале.

Итоги приватизации "в цифрах" можно посмотреть в нижеприведенных таблицах.

 

Таблица 1. Источники средств от приватизации государственного и муниципального имущества (миллионов рублей)

  Всего в том числе по государственному и муниципальному имуществу, находившемуся
    в федер собственн в собственности субъектов Российской Федерации в муниципальной собственности
  2005 г.
Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества - всего 87462,6 34875,2 36597,4 15990,0
в том числе:        
от продажи акций открытых акционерных обществ 60396,5 32407,4 26836,5 1152,6
от продажи государственного и муниципального имущества 27065,5 2467,2 9760,9 14837,4
в том числе:        
продажи имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий 1322,1 - 798,4 523,7
продажи зданий, строений и сооружений, объектов, строительство которых не завершено 4123,9 - 395,5 3728,4
выкупа земельных участков собственниками объектов недвижимости 5259,5 646,9 3095,8 1516,8
продажи акций закрытых акционерных обществ, долей государственного и муниципального участия в обществах с ограниченной ответственностью, вкладов в товариществах на вере 3415,7 1807,2 1261,4 347,1
продажи арендованного государственного и муниципального имущества 3375,1 - 2463,9 911,2
продажи иного имущества 9569,2 13,1 1745,9 7810,2
прочие поступления средств 0,6 0,6 - -
  2006 г.
Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества - всего 93606,9 19211,7 41184,3 33210,9
в том числе:        
от продажи акций открытых акционерных обществ 36737,4 17901,9 12801,3 6034,2
от продажи государственного и муниципального имущества 56869,5 1309,8 28383,0 27176,7
в том числе:        
продажи имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий 1477,0 - 1166,0 311,0
продажи зданий, строений и сооружений, объектов, строительство которых не завершено 9695,9 22,3 2091,0 7582,6
выкупа земельных участков собственниками объектов недвижимости 5445,9 1150,6 3069,7 1225,6
продажи акций закрытых акционерных обществ, долей государственного и муниципального участия в обществах с ограниченной ответственностью, вкладов в товариществах на вере 1577,9 60,2 1262,9 254,8
продажи арендованного государственного и муниципального имущества 4938,8 - 3420,8 1518,0
продажи иного имущества 33734,0 76,7 17372,6 16284,7
прочие поступления средств 0,03 0,03 - -
  2007 г.
Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества - всего 109076,9 17752,7 38003,4 53320,8
в том числе:        
от продажи акций открытых акционерных обществ 34738,7 16222,7 13032,2 5483,8
от продажи государственного и муниципального имущества 74037,5 1528,8 24921,5 47587,2
в том числе:        
продажи имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий 383,4 - 99,3 284,1
продажи зданий, строений и сооружений, объектов, строительство которых не завершено 16288,1 - 2492,9 13795,2
выкупа земельных участков собственниками объектов недвижимости 8080,7 - 4755,7 3325,0
продажи акций закрытых акционерных обществ, долей государственного и муниципального участия в обществах с ограниченной ответственностью, вкладов в товариществах на вере 1935,0 1484,0 132,5 318,5
продажи арендованного государственного и муниципального имущества 14667,2 - 10475,7 4191,5
продажи иного имущества 32683,0 44,8 6965,3 25672,9
прочие поступления средств 300,7 1,2 49,7 249,8
  2008 г.
Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества - всего 74122,2 6686,9 23457,4 43977,9
в том числе:        
от продажи акций открытых акционерных обществ 15762,6 6505,0 6050,9 3206,7
от продажи государственного и муниципального имущества 57933,0 172,3 17355,4 40405,3
в том числе:        
продажи имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий 220,2 - 104,9 115,3
продажи зданий, строений и сооружений, объектов, строительство которых не завершено 12549,2 - 3167,8 9381,4
выкупа земельных участков собственниками объектов недвижимости 9007,8 - 4781,0 4226,8
продажи акций закрытых акционерных обществ, долей государственного и муниципального участия в обществах с ограниченной ответственностью, вкладов в товариществах на вере 393,1 7,1 310,6 75,4
продажи арендованного государственного и муниципального имущества 8319,1 2,0 4935,0 3382,1
продажи иного имущества 27443,6 163,2 4056,1 23224,3
прочие поступления средств 426,6 9,6 51,1 365,9
  2009 г.
Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества - всего 55145,9 2758,4 20306,0 32081,5
в том числе:        
от продажи акций открытых акционерных обществ 7074,8 1766,9 2665,6 2642,3
от продажи государственного и муниципального имущества 47349,9 922,5 17413,2 29014,2
в том числе:        
продажи имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий 61,1 - 0,4 60,7
продажи зданий, строений и сооружений, объектов, строительство которых не завершено 11530,0 - 4079,9 7450,1
отчуждения земельных участков 15257,4 807,3 5109,9 9340,2
продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций закрытых акционерных обществ, долей в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладов в товариществах на вере 3345,1 - 3149,3 195,8
продажи арендованного государственного и муниципального имущества 5242,6 1,1 115,8 5125,7
продажи иного имущества 11913,7 114,1 4957,9 6841,7
прочие поступления средств 721,2 69,0 227,2 425,0

Из таблицы 1 видно, что в 2005 году большинство средств получено от продажи акций открытых акционерных обществ, но, начиная с 2006 года, большинство средств получено от продажи государственного и муниципального имущества. Более того, можно отследить прогрессию, что с наступлением кризиса (2008-2009 год) интерес к приватизационной деятельности совсем спал, практически на 50%. Это обусловлено тем, что покупатели явно старались придержать финансовые средства "до лучших времен". И, как говорят некоторые источники, государство в какой-то степени стало проводить политику национализации и придерживало акции и имущество "при себе".

В табл. 2 и на рис. 1 представлено распределение средств от приватизации государственного и муниципального имущества, поступающих в различные уровни бюджетов.

 

 

Таблица 2. Распределение средств от приватизации государственного и муниципального имущества (миллионов рублей)

  Всего в том числе по государственному и муниципальному имуществу, находившемуся
    в федеральной собственности в собственности субъектов Российской Федерации в муниципальной собственности
  2005 г.
Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества - всего 87268,3 35204,0 36285,1 15779,2
в том числе:        
в федеральный бюджет 34177,5 33795,7 2,2 379,6
в бюджеты субъектов Российской Федерации 34845,6 291,8 34397,2 156,6
в муниципальные бюджеты 14945,7 0,2 4,0 14941,5
на покрытие расходов на организацию и проведение приватизации государственного и муниципального имущества 1858,9 1114,9 480,2 263,8
прочие перечисления средств 1440,6 1,4 1401,5 37,7
  2006 г.
Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества - всего 90751,7 18838,2 39125,6 32787,9
в том числе:        
в федеральный бюджет 18802,2 18648,1 1,8 152,3
в бюджеты субъектов Российской Федерации 36236,1 - 36084,8 151,3
в муниципальные бюджеты 32186,6 - 0,9 32185,7
на покрытие расходов на организацию и проведение приватизации находящегося в собственности субъектов Российской Федерации имущества и муниципального имущества 892,8 - 647,8 245,0
прочие перечисления средств 2634,0 190,1 2390,3 53,6
  2007 г.
Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества - всего 109402,0 17808,2 38697,6 52896,2
в том числе:        
в федеральный бюджет 18057,7 17808,2 8,5 241,0
в бюджеты субъектов Российской Федерации 37701,1 - 36978,5 722,6
в муниципальные бюджеты 51679,8 - 92,1 51587,7
на покрытие расходов на организацию и проведение приватизации находящегося в собственности субъектов Российской Федерации имущества и муниципального имущества 1071,2 - 751,8 319,4
прочие перечисления средств 892,2 - 866,7 25,5
  2008 г.
Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества - всего 73943,2 6593,9 23422,6 43926,7
в том числе:        
в федеральный бюджет 6648,3 6593,9 - 54,4
в бюджеты субъектов Российской Федерации 23735,6 - 22459,2 1276,4
в муниципальные бюджеты 43174,0 - 612,5 42561,5
на покрытие расходов на организацию и проведение приватизации находящегося в собственности субъектов Российской Федерации имущества и муниципального имущества 6,2 - 5,0 1,2
прочие перечисления средств 379,1 - 345,9 33,2
  2009 г.
Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества - всего 55128,9 2899,6 20493,2 31736,1
в том числе:        
в федеральный бюджет 3032,1 2899,6 12,2 120,3
в бюджеты субъектов Российской Федерации 20390,7 - 19509,6 881,1
в муниципальные бюджеты 31676,1 - 948,1 30728,0
прочие перечисления средств 30,0 - 23,3 6,7

 

Из таблицы 2 видно, что большинство средств от приватизации уходит в муниципальные бюджеты. А средства, которые поступают в федеральный бюджет - сокращаются.

 

 

Рисунок 1 - Распределение средств полученных от приватизации.

 

На рисунке 1 ярко выражен рост средств, которые переходят в муниципальную собственность от приватизации, но сокращается доход в федеральную собственность, а что касается субъектов РФ - доход практически стабилен. В таблице 3 представлено количество предприятий в государственной и частной собственности за 5 лет с 2005 по 2009 гг.

 

 

Таблица 3. Количество предприятий в государственной и частной собственности

Общая характеристика предприятий и организаций 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год
Число предприятий и организаций прошедших гос.регистрацию          
В том числе по формам собственности:          
Государственная 3,5% 3% 3% 3% 2,5%
Муниципальная 5,5% 6% 6% 5,5% 5%
Частная 80% 81% 84% 87% 88%
Прочие формы собственности 11% 10% 7% 4,5% 4,5%
Из таблицы 3 видно, что число предприятий и организаций, переходящих в состав частной собственности стремительно растет, а уровень гос.собственности стабильно держится, снижается уровень прочих форм собственности но, следует отметить, что перед кризисом (2008-2009 год) произошло некое торможение в динамике приватизационных процессов. Самая большая часть предприятий принадлежит частному сектору, нежели государственному или муниципальному. [19] С увеличением и доступностью приватизационных процессов начал формироваться такой класс как мелкие собственники или средний класс. Это класс, у которого доход не низкий, но и не самый высокий. На 2007 год доля этого класса была равна 15%, а за годы кризиса снизилась до 11. Но, как утверждает президент, в 2010 году доля среднего класса возросла практически до 30%, что говорит о том, что идет активное формирование мелких частных собственников.

 

 

Заключение

Приватизация в РФ представляет собой системообразующее явление, для которого характерны два параллельных процесса: с одной стороны - постепенное самоустранение государства от тех функций регулятора отношений собственности, которые не свойственны ему в рамках рыночно- конкурентного хозяйства, т.е. идет процесс сужения возможностей государства как субъекта имущественных правоотношений; с другой стороны идет процесс формирования новых экономических и правовых механизмов и структур, без которых невозможна в полной мере реализация системы частной собственности.

Актуальность данной работы является то, что на сегодняшний день вопрос о приватизации в России имеет ярко выраженный характер.

Данная курсовая работа написана на тему "Приватизация в РФ и ее социально-экономические последствия". Перед началом работы были поставлены следующие задачи:

. рассмотреть сущность осуществления приватизации в России. В России приватизация проходила в три этапа: ваучерный, денежный и современный этап. Ваучерный этап проводился на самой начальной стадии формирования рыночной экономики. Второй этап - денежный, он представлял собой некое нововведение, приватизация осуществлялась за реальные деньги. Участниками являлись крупные инвесторы. Последний этап - современный, он продолжается до сих пор. Его основная деятельность, это увеличить бюджет государства. В основном идет приватизация крупных промышленных комплексов. Изучив этапы, я пришла к следующему выводу: приватизация со временем набирала свои обороты, и если на начальном этапе стояла цель разгосударствления, то уже к данному моменту стоят цели немного иные - это, в большей части, пополнение госбюджета и формирование частного сектора.

. рассмотреть цели приватизации. Общая цель приватизации заключается в том, чтобы обеспечить условия для функционирования рыночной системы. Из нее выделяют 3 основных: на экономическую, фискальную и социальную. Вывод отсюда можно сделать следующий, что государственная приватизационная политика направлена не только на благо государства, но и на благо населения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1773; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.174.224 (0.054 с.)