Проблема теодицеи – «оправдания Бога» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема теодицеи – «оправдания Бога»



Бог зла не создавал. Зло — результат свободной воли человека.

Человек — единственное творение Бога, созданное незавершённым, и способное к самосовершенствованию.

На первой странице Библии читаем: «И задумал Бог создать человека по образу и подобию Своему». Там же, чуть ниже, шестой день творения: «И создал Бог человека по образу Своему, образу Божию». Слово «подобие» исчезло. Что это значит? Бог создал человека по «образу Своему», а вот «подобие Богу» человек должен обрести сам. В этом и заключается смысл жизни человека на земле («стяжание Духа святаго», обоживание).

1) Человек — единственное творение Бога, способное к духовной эволюции.

2) Духовная эволюция происходит, когда душа трудится («Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь»)

3) А душа трудится, когда выбирает, как поступить, что сказать, как оценить. Поэтому человеку и дана свобода выбора. Выбирая, душа ошибается, страдает, взрослеет, мудреет.

4) И в конце концов — свободно (нередко, «от обратного») выбирает путь к Богу. Только так и происходит духовная эволюция человека.

Бог зла не создаёт, но попускает в мире зло, создаваемое человеком, чтобы тот обрёл свой личный опыт соприкосновения со злом, сам понял его разрушительную, убийственную силу, и самостоятелльно принял решение развернутться в обратную сторону, к добору.

Если Бог будет уничтожать зло, создаваемое человеком, то человек будет и дальше создавать зло, так и не поняв его губительную силу. Зло должен уничтожить тот, кто его создаёт, только тогда оно начнёт уменьшатся.

5) Бог – воплощение Истины, Добра и Красоты. Мир, как творение Бога, создан по законам Красоты (проявляется в упорядоченности всех явлений). Красота – один из главных показателей бытия вещей. Безобразное свидетельствует о полном отсутствии бытия. Красота имеет иерархию, обусловленную степенью выражения духовности. Иерархичны и виды искусства, музыка и искусство слова занимают высшую ступень. Восхождение по ступеням красоты – важный путь духовного совершенствования, ведущий к «блаженной жизни».

Афоризмы:

 

«Люби – и делай что хочешь»

«Человек стоит по воле Божией, а падает по своей воле»

«Главная тайна в человеке – это тайна соединения души и тела»

«Все человеческие беды происходят оттого, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться»

«Радуясь чужой беде, человек становится подобным дьяволу»

Схоластика

(использует рационалистические методы познания при рассмотрении сверхприродных объектов)

 

Этапы:

 

 

1. Ранняя схоластика IX-XII в.в. – Иоанн Скот Эриугена (810-877); Росцелин (1050-1123); Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Пьер Абеляр (1079-1142). Именно в этот период формируется проблема универсалий (общих понятий), оформляется схоластический метод «Sis et non» (его приписывают Абеляру; смысл в том, что при рассмотрении любого вопроса сначала надо выслушать все доводы «за» и «против» и только после этого принять решение). Данный период характеризуется нерасчленностью науки, философии, теологии.

 

 

Иоанн Скот Эриугена

«первый отец схоластики»

(тосковавший по эллинской духовности, любящий одинокую, самоцельную игру ума, идеи его осуждены церковью, умер, заколотый писчими перьями своих учеников)

 

 

1) примат разума перед авторитетом религиозного предания. Дистанции между идеалистическим умозрением и христианским откровением, между философией и верой не существует

2) пантеизм: объединяет бога и мир в едином понятии "сущего", или "природы"

3) сущее проходит 4 самодвижения: 1) "природа творящая и не сотворённая", т. е. бог как предвечная первопричина всех вещей; 2) "природа сотворённая и творящая", т. е. платоновский мир идей, локализованный в интеллекте бога; 3) "природа сотворённая и не творящая", т. е. мир единичных вещей; 4) "природа не сотворённая и не творящая", т. е. снова бог, но уже как конечная цель всех вещей, вбирающая их обратно в себя на исходе мирового процесса

4) Бог – не личность, а присутствующее во всём и одновременно запредельное бытие, не поддающееся предметному постижению даже для самого себя: "Бог не знает о себе, что он есть, ибо он не есть никакое „что”"

5) последовательный идеалистический монизм: всё выходит из бога и возвращается в бога

6) отрицает сущностную реальность зла — оно существует только как "ничто", как своё самоотрицание

7) сторонник реализма

 

Афоризмы

«Красота есть единство в разнообразии»

 

 

 

Иоанн Росцеллин

«отец номинализма»

1) универсалии – просто слова, или сотрясения воздуха, реально существуют только единичные вещи, нет никаких универсальных реальностей, соответствующих нашим общим понятиям.

чувственные впечатления – исходный пункт постижения внешнего мира

2) если три Лица Троицы суть одна реальность, то Отец и Святой Дух воплотились вместе с Сыном

но, если три Лица являются тремя отдельными реальностями, то в таком случае мы приходим к трехбожию (тритеизму). Росцелин был обвинен в тритеизме, но отверг обвинение и не был осужден.

св. Ансельм Кентерберийский

епископ,

представитель реализма

«ВЕРУЮ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ»

1 вера – основа рационального знания

2 Вывел бытие Бога из самого понятия Бога (онтологическое доказательство бытия Бога).

1. Все стремится к Благу — но Бог и есть Абсолютное Благо

2. Все ограничено и имеет некий верхний предел. Это и есть Бог.

3. Бытие целое по какой-то причине. Это и есть Бог.

4. Бог как совершенство

Бог превосходит по величине все мыслимое. Значит Он существует вне нас и вне этого мира (Бог есть, потому что Он есть — то есть Бог при рождении человека вкладывает в его разум идею о Себе).

 

 

Пьер Абеляр

(широкую известность получила его тайная любовь к Элоизе,

приведшая к рождению сына и оскоплению отца, постригшегося в монахи,

учение его неоднократно осуждалось церковью)

Книга

«История моих бедствий»

 

Философия

1) Бог дал человеку все силы для достижения благих целей, следовательно, и ум, чтобы удержать в пределах игру воображения и направлять религиозное верование. Вера зиждется непоколебимо только на убеждении, достигнутом путём свободного мышления; а потому вера, приобретённая без содействия умственной силы и принятая без самодеятельной проверки, недостойна свободной личности.

2) Единственными источниками истины являются диалектика и Священное писание. Даже апостолы и отцы Церкви могли заблуждаться.

3) В споре реализма с номинализмом занимал особую позицию: одна и та же сущность подходит к каждому отдельному лицу не во всём её существенном (бесконечном) объёме, но только индивидуально, конечно. Пытается примирить конечное и бесконечное.

4) Основной принцип этической концепции – утверждение полной моральной ответственности человека за свои поступки, как добродетельные, так и греховные. Деятельность человека определяется его намерениями. Сам по себе ни один поступок не является ни добрым, ни злым. Все зависит от намерений (язычники, которые преследовали Христа, не совершали никаких греховных действий, так как эти действия не находились в противоречии с их убеждениями; не были греховны и античные философы, хотя и не являвшиеся сторонниками христианства, но действовавшие в соответствии со своими высокими моральными принципами).

 

 

2. Средняя (зрелая) схоластика – XIII в.в. – представленную Бонавентурой (1221 – 1274), Альбертом Великим (1193-1280); Фомой Аквинским (1225-27-1274); Роджером Бэконом (1214-1294); Иоанном Дунсом Скоттом (1266-70-1308). Здесь наука и философия отделяются от религии; особый интерес у философов вызывает учение Аристотеля.

 

 

 

св. Бонавентура

(«счастливый жребий»)

Мир – книга, которую нужно прочесть и понять, что это микрокосмос, участвующий в бытии, а бытие – Бог. Бог - сеятель, разбрасывающий семена; в Боге есть причинный разум, от которого исходят все законы мироздания.

Идеал духовной жизни - путь медитативного восхождения к горнему, проходящий через испытание совести, размышление о страданиях и смерти Христа, приводящий к соединению с Богом через любовь и осознание божественной красоты в созерцании Троицы.

Человек, идущий к Богу, движется и к совершенной мудрости и на этом пути проходит три ступени: 1) воспринимаемый чувствами мир, то есть природа, являющаяся следом Бога; 2) душа человека, сотворенная по образу Бога; 3) возвышение над всем телесным и душевным, духовное созерцание, мистическая радость познания Бога и служения Ему.

Наличие необходимых истин в человеческой мысли следствие прямого и непосредственного воздействия божественного света (предвечных начал) на наш разум («Достоверное познание имеет место лишь при неизменности со стороны познаваемого и непогрешимости со стороны познающего». Свет этот, будучи неизменным и интеллигибельным, озаряет человеческий разум в познании предметов. Свет этот невидимый, ибо он - Сам Бог, созерцание которого нам недоступно из нашего тварного мира; он воздействует на человеческий разум непосредственным касанием, благодаря этому мы видим не только то, что есть, но и что должно быть.

Бога узреть может лишь душа, преображенная особой благодатью и получившая дар экстатического созерцания.

св. Альберт Великий

(за энциклопедические знания прозван

«Doctor Universalis» - «всеобъемлющий доктор»)

схоласт, доминиканец, наставник Ф. Аквинского

Наивысшее бытие есть Бог: в Нем, в отличие от всех сотворенных вещей, сущность и существование совпадают, отсюда Его единство и простота, неизменность и вечность. В божественной сущности нет никаких чуждых примесей, она есть то, что есть, то есть божественное бытие есть истина. Поскольку Бог не испытывает лишенности и не может утратить ничего, Он есть благо. Будучи высшим бытием, истиной и благом, Он является причиной всего сущего, благого и истинного.

Душа есть нематериальная субстанция, соединенная с телом. Как первичный акт она дает телу бытие, как вторичный - осуществляет его движения, поэтому верно и платоновское определение души как нематериальной субстанции, движущей тело, и аристотелевское - как формы тела. Душа – совершенство тела.

Отличия философии от теологии: 1) философия основывается на разуме, теология – на откровении. Первая берёт за исходную точку основы ясные для разума, другая является ни чем иным, как вдохновением Святого Духа. Дух Святой склоняет нас к Богу, зачастую без нашего осознания этого. 2) источником философского познания являются сущности сотворённых вещей. К ним обращается разум, Предмет познания веры есть первичные истины, будучи основой и целью истин философских. 3) вера основывается на восприятии, это значит на разуме, управляемом мотивами воли и чувства. Философия же основывается на спекулятивном т.е. умозрительном разуме, то есть на разуме, исполняющем свою деятельность чистого познания. Философия рассматривает те особенности бытия, которым оно обладает как бытие. Теология занимается свойствами (качествами) Бога и всем, что с ними связано. Цель теологии (богословия) – указать человеку путь к вечному спасению и счастью. Цель философии – теоретическое познание. Философский и теологический познания имеют свой общий источник в Боге, из чего следует, что оба этих вида истины не могут друг другу противоречить, но должны быть в согласии. Доказательства бытия Бога. Положение «Бог существует» для Альберта не очевидно само по себе. «Необходимо известное посредство, через которое мы могли бы придти к познанию Бога. Сотворённые предметы познаются нами раньше и поэтому должны вести нас к познанию Бога». Доказательства: 1) Причинность, которую мы находим в явлениях, склоняет нас согласиться с тем, что мир как целое должен иметь свою причину. Эта причина не может быть заключена в мире, мир не может сам сотворить себя, значит должна существовать общая действующая причина, которая является первопричиной. Это и есть Бог. 2) рассматривая изменчивое и непостоянное, мы должны дойти до Первого неизменного, как неизменное, должно быть нематериальным. Это и есть Бог. Интересен сам поиск этого Первого. Предложенный Альбертом. Из нашего личного опыта мы видим, что вещи в природе следуют одна за другой в порядке причинной зависимости и стоят в отношении соподчинения друг ко другу. Нам необходимо найти нечто так называемое Первое, с которого начинается ряд. Разделим всё существующее на телесное и бестелесное:  
Телесное Телесное не может быть Первым, потому, что оно сложно и предполагает в себе бытие простого. Бестелесное Следовательно первый член ряда должен относиться к бестелесной, духовной природе

Затем всё существующее бестелесное можно разделить на изменяемое и неизменяемое:

 

Изменяемое приводится в движение чем-то высшим и следовательно тоже не может иметь необходимого первенства. И душа человека и Ангелы хотя и бестелесны, однако изменяемы. Неизменное Итак, эту неизменную и бестелесную природу, возвышающующуюся над всем сущим, мы, по выводу св. Альберта называет БОГом.

3) Рассуждение Аристотеля о движении приводит к понятию Перводвигателя, который сам не может находиться в движении, а следовательно является чистым актом.

4) Различие между сущностью и существованием, склоняют нас принять, что есть нечто, в котором сущность тождественна существованию, т.е. они является чем-то единым и полностью тождественны. Это – Бог.

"Истинная и совершенная любовь к богу есть тогда, когда душа всеми своими силами пламенно отдаётся Богу, не ища в Нём ни временной, ни вечной корысти, но только благодаря врождённой доброте, святости, совершенству и блаженству приклоняется к Богу. Ибо каждая душа гнушается любить Бога из-за корысти или награды, так как и Бог всей Своей силой отдаётся душе человека, не ожидая от неё никакой корысти, желая передать ей Своё естественное блаженство. Затем, кто любит Бога только потому, что Он для него добрый, и главное потому, чтобы принять участие в Его блаженстве, тот проявляет только естественную и несовершенную любовь...

И пусть никто не доверяет себе, пока его душа не даст подтверждения делом. Языком, мыслью жизнью устремляйтесь к любви Творца. Потому что нет любви к Богу свободной от дел. Ибо многое из того, что делается, делается с тягостью (отвращением), и это не есть любовь. Ибо такое только исполнение дел и соблюдение заповедей должно нас освобождать от искушений, которое совершается не из-за какого-либо страха, но в награду за любовь, как свидетельствует божественный Августин: "Бога любит не тот, который побуждаем строгим приказанием, и не тот, который делает это ради огромного страха или в ожидании награды, но тот, который сам этого желает, - и такая любовь самая лучшая и достойная".

УЧЕНИЕ О СОТВОРЕНИИ МИРА

Из того что мир сотворён, следует, что он не вечен и не безначален. «Если» – говорит Альберт – «рассмотреть поближе перипатетические доводы в пользу вечности мира, то они, в сущности доказывают лишь то, что мир или все вещи вообще не могут возникать посредством естественного рождения (GENERATIO) и не могут исчезать через естественное разрушение (CORRUPTIO). Это во всяком случае надо допустить. Но существует ещё другой вид возникновения – творение. До понятия творения философы не могли возвыситься, т. к. Они всегда останавливались только на естественных принципах вещей, следовательно искали их ближайшую а не вечную причину. Они не могли стать выше положения: «Из ничего ничего не бывает», поскольку в области естественных причин оно имеет своё полное оправдание и всеобщую значимость. Исходя отсюда они не могли допустить начала движения и времени и вынуждены были даже отрицать его».

Приведённые в предыдущей главе представления о Боге и его качествах, содержат в себе больше элементов Священного Писания и платонизма, нежели аристотелевского подхода к данному вопросу. То же самое можно сказать об отношении Бога к миру, в раскрытии этой темы св. Альбертом. Здесь он опирается на Александра Гэльского, продолжателя платоновской традиции в XIII веке.

Богу как Первопринципу, должно присвоить силу производить вещи вне Себя, т.к. без этого Его нельзя мыслить первопричиной. Сила эта приводится в действие свободной волей. Бог творит из ничего (ex nihilo) все творения не только по их форме, но и по их материи. Материя не может быть вечной и несотворённой, ибо тогда П е р в ы й П р и н ц и п перестал бы быть общей причиной бытия поскольку бытие материи не зависело бы от него.

Поэтому следует особо сказать о понимании Альбертом времени и вечности. В «Summa de creaturis», приняв за основу классическое толкование Священного Писания, он развивает своё учение о четырёх соприсносущих или «сверстниках» (coaeva) сотворённых Богом вначале, прежде других сущих. Они суть:

материя,

время,

эмпирея (или эмпирическое небо)

ангельская природа.

Время – мера длительности всякого сущего (ens). Соответствующая его природе. Бог же неизменен и пребывает вне времени, мера его – вечность, то есть ничто иное как вечное настоящее. Об этом уже говорилось подробно во главе посвящённой богопознанию.

1. Изменчивые смертные существа пребывают во времени.

2. Соприсносущные (изменчивые, сотворённые, но никогда не не умирающие) находятся в эоне (aeon) нескончаемом времени, которое есть ничто иное как потенциально бесконечная вечность.

3. Бог пребывает в подлинно бесконечной вечности. Только в нём представлена сама вечность – «бесконечная внепоследовательная собранная воедино длительность, не имеющая прежде, после и теперь, т.е. абсолютное теперь, в отличие от теперь временного, связанного со временем текучим, единственно доступного человеческому восприятию и разумению.

Таким образом философ различает и разделяет вечность актуально бесконечную – aeternitas и потенциально бесконечную – sempiternitas или aevum. Фома, кроме того полагал Что в Боге воплощается вечность.

У Альберта Бог, как активный, деятельный Разум, есть истинная причина мира, ибо в Его сознании содержатся идеи всего. Всё было сотворено в соответствии с этими идеями. Эти первоначальные идеи творят в сотрудничестве с Божиим замыслом, и образуют единство, в котором несомненно сокрыто множество, потому, что одна мысль Бога охватывает разнородность и множество. Бог – причина, устрояющая мир, поскольку Он его Творец. Бог сотворил мир. Процесс творения – деятельность не только Его разума, но также и воли. Так как воля Бога безусловна свободна, значит и сотворение мира является актом абсолютной свободы. Бог несомненная причина всего.

Ч.Ф. Коплстон отмечает, что святой философ в своих трактатах «употреблял термины теории эманации, хотя его разъяснение этой теории было созвучно христианской теологии творения». Здесь мы как раз видим, то, что Альберт не был таким уж последовательным аристотеликом. Он фактически принимает концепцию «разумных семян» (говоря иными словами – теорию зародышевых форм или принципов) св. Августина, восходящую ещё к стоикам и разработанную в ключе доктрины Плотина. Мысль о неких творящих идеях, в сущности, неоплатонического происхождения. Об этом говорит и Татаркевич, называя «rationes seminales» сохранившимся в философии Альберта элементом августинизма. Мир наш был сотворён одновременно. Но не сразу было актуализировано всё множество возможных вещей. В сотворённое были вложены «семена» всех возможностей. Эти заложенные «семена» или «зёрна» при различных обстоятельствах и различным образом развивались с течением времени. Иными словами, одновременно с материей Бог создал «виртуальный набор всех возможностей, заложив в основу каждой из её актуализаций зерно разума». Вся последующая эволюция мира во времени – реализация в той или иной мере этих «разумных семян».

Множественность и разнообразие вещей в мире, по мнению Альберта, нельзя вместе с философами объяснить возрастающей отдалённостью твари от Бога, так как они имеют своё основание непосредственно в Божественной Премудрости. Так же как мастер создаёт своё художественное произведение из множества различных частей, объединяя их в единое целое, что является необходимым условием красоты произведения, так и Бог в Своей Премудрости «...построил всё мироздание из множества разнообразных вещей, обнаруживая во всех их Свою мудрость, благость и силу». Всё стремится к благу, вершиной которого является Наивысшее Благо – Бог. Бог именно с той целью и сотворил мир, чтобы каждое творение по-своему участвовало в его великолепии. Всё в мире служит для достижения этой конечной цели, и Бог ведёт всё в этом направлении. Даже зло служит тому, чтобы косвенно привести к добру. Это руководство Божие есть Провидение.

Изменяемость явлений мира, св. Альберт рассматривает согласно взглядам Аристотеля, то есть, используя понятия потенциальной материи и активной, образующей формы. Альберт Великий делает различие между "чем является" (quod est) и "посредством чего является" (quo est). Первое – suppossitum, второе – существованием этого suppossitum. Опираясь на данное различие, Альберт Великий разрешает проблему общих понятий (универсалий). Общие понятия не могут быть в вещах, ведь тогда вещь, к которой относится общее понятие не могла бы отличаться от другой вещи, к которой относится то же самое понятие. Общие понятие должны быть в разуме. Собственно, как утверждает Б. Рассел, Аверроэс и Альберт Великий просто повторили в отношении универсалий формулу изобретённую ранее Авиценной: «МЫШЛЕНИЕ ВЫВОДИТ ВСЕОБЩЕЕ ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ВЕЩЕЙ». Можно было бы подумать, что этой формулой отрицается существование универсалий вне мышления. Как бы не так! Такой взгляд являлся бы недопустимым упрощением. Ещё Авиценна говорил, что универсалии существуют до вещей, в вещах и после вещей.

Как было сказано, общее понятие должно быть в разуме, однако его не бывает без эквивалента в вещах. Им (эквивалентом) является форма, будучи сущностью предмета, будучи его субстанциальной формой. Чувственные восприятия дают познание предметов в единичности вещи. ум, при помощи понятия, охватывает сущность сокрытую среди свойств предмета.

Итак, понятие сокрыто в предмете особенным образом, ум однако придаёт ему общее значение, охватывая множество объектов одним понятием. Следовательно, общие понятия есть in re, т.е. в предметах, и, т.е. в уме человека, есть они и ante rem в уме Бога. Бог сотворил мир по идеальным образцам, содержащимся в Его уме. Эти идеальные образцы – идеи вещей. Они – понятия, существующие в уме Божием ante rem.

Попробуем объяснить это.

1. Допустим Бог решает сотворить ослов. Для этого Ему необходимо иметь идею «осла», которая таким образом в данном отношении предшествует ослам конкретным. Здесь – существование универсалий ante rem, т.е. в Божественном Разуме.

2. Когда ослы сотворены, в каждом из них заключено ослиное. Здесь – универсалии, существующие в естественных предметах, в вещах. (То есть in re)

3. Видя пред собою множество ослов, рассматривая их, мы замечаем, что они похожи друг на друга. Это приводит нас к общей идее «осла». В данном случае универсалии существуют после вещей – post rem – в нашем человеческом мышлении.

Очевидно, что найденная и предложенная Альбертом концепция универсалий была выдвинута им также и для того, чтобы прийти к компромиссу в бесконечном споре реалистов и номиналистов.

Проблема отношения понятий к вещам приводит к вопросу, как объяснить индивидуальность единичных объектов, если принимается, что понятия имеют общий характер. Специфические особенности предметов – отвечает св. Альберт – различия формы. Индивидуальные различия зависят от материи. Не смотря на разнородность предметов, мир, однако представляет собой организованное целостностное единство, в котором являет себя единство Бога.

 

Роджер Бекон

 

1) есть три источника познания: вера в авторитет, рассуждение и опыт, только посредством опыта разум достигает полного и истинного постижения явлений, и потому «экспериментальная наука — владычица умозрительных наук»;

2) есть два типа опыта: 1) реальный, жизненный опыт, который можно приобрести только в процессе жизни; и 2) опыт-доказательство, полученный через внешние чувства. Он касается только материальных предметов.

3) только математика, чьи истины являются врожденными и обладают самоочевидной достоверностью, есть «врата и ключ» (porta et clavis) всех прочих наук. С её помощью можно проверять данные всех остальных наук («Без математики невозможно знать небесное, а небесное — причина происходящего в низшем мире»).

4) Ни одна частная наука не имеет самостоятельной ценности, она подобна “вырванному глазу”, если не устремлена в союзе с другими к “пользе”—высшей цели, которая извне организует все науки в единый корпус знания («совокупную мудрость»), так же, как архитектор придает смысл частным “операциям” строителей

4) но существует ещё духовный опыт, который возможно познать только избранным людям через мистическое состояние, через внутреннее озарение в акте божественной иллюминации сверхъестественных объектов: истин веры и самого Бога. Высшей формой знания является теология.

Царственная экспериментальная наука остается, однако, все еще спекулятивной в сравнении с подлинно высшей и единственно практической моральной философией. На первом месте среди благодеяний этой “госпожи всех частей философии” стоит упорядочение государства как громадной машины с тем, чтобы в нем “никто не остался праздным”, а главное, осуществлялся бы отбор одаренной молодежи и интенсивное обучение ее наукам и искусствам “ради всеобщего блага”. Возрождение нравственности тем более необходимо, что знание проникает только в чистую душу. Лишь она способна принять иллюминацию свыше и оформить свои потенции энергиями деятельного интеллекта (intellectus agens), под которым Бэкон понимает божественную премудрость. Глубины знания откроются только христианам, и Бэкон уверен во всемирном распространении католичества путем покорения, уничтожения или обращения иноверцев. Судя по “дошедшей до крайности” порче человеческого существа и веря пророчествам Мерлина, Бэкон ожидал с года на год пришествия Антихриста, схватки с ним христиан и последующего обновления мира. Отсюда проект научного и нравственного вооружения христианского народа ради вселенского “государства верных” под водительством папы.

 

 

Иоанн Дуннс Скотт

3. Поздняя схоластика XIV-XV в.в. – Ульям Оккам (1300-1349) – прозвище «непобедимый доктор» - разграничивающий философскую и теологическую истинность; Жак Буридан (1300-1358) сторонник казуального (телеологического) доказательства бытия Бога; Майстер Экхарт (1260-1327) и др.

 

 

В период схоластики — спор и природе универсалий («общих понятий»): какова соотносимость единичных вещей и общих понятий, отражающих их сущность. Существовало два подхода: реализм и номинализм.

Реализм (поддерживали Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский) в своих крайних формах восходил к учению Платона, которой утверждал, что идеи, т. е. общее, существует до и вне вещей – в Божественном разуме. Умеренный реализм опирался на теорию Аристотеля об общих родах, по которой общее реально существует, но обязательно в вещах, а не вне их (т.е. абсурдно утверждать, что реально есть человечность вне конкретного человека).

Номиналисты (Росцелин, Дунс Скотт, Оккам полагали, что общее есть лишь после вещей), умеренное направление считало, что универсалии не самостоятельные вещи, а мысли, понятия, слова, имена, создаваемые нашим умом путем абстрагирования; т. е. это продукт ума, имеющий основания в самих вещах. Крайний номинализм утверждал, что это условные понятия, голоса, иллюзии, которых вовсе нет. Такая постановка вопроса, создала новую проблему – каков путь познания универсалий? Если они лишь понятия, следует использовать разум; если они существуют на самом деле – то опыт и ощущения. Т.е. обозначался спор между рационализмом и сенсуализмом.

 

 

Ф О М А А К В И Н С К И Й

(XIII век)

Святой, отец церкви

Тома - томизм

Неотомизм

Главные сочинения:

«Сумма теологии», «Сумма философии»,

«Сумма против язычников»

Пять доказательств бытия Бога:

если Бог не дан опыте, как доказать, что он есть? Онтологическое обоснование (т.е. если есть понятие, не данное нам непосредственно, должна существовать и сущность, которая его порождает) не устраивало философов)

1) все движется, значит, движимо чем – то другим, т.е. Богом; движение — перводвигатель

(Всё находится в вечном непрерывном движении. У движения всегда есть источник, движущая сила. У вечного, всеобщего, непрерывного движения должен быть вечный источник. В материальном мире такового («вечного двигателя») нет, значит его надо искать в сверхматериальном, духовном мире. Вечным, духовным, всеобщим перводвигателем мира может быть только Бог).

2) все имеет причину, должна существовать первопричина (Бог) причина и следствие — первопричина

(Все события, происходящие в мире можно расставить в одну причинно-следственную цепочку. Первая причина в ней будет причиной самой себя. Только для Бога нет других причин, а весь мир — лишь следствие).

3) все случайное зависит от необходимого, абсолютная необходимость – Бог, порождающий мир закономерность и случайность

(Предположим, что мир возник случайно. Тогда бы он не смог существовать так долго, и не смог бы многократно повторять-воспроизводить себя. Чтобы возник наш мир, необходимо совпадение бесчисленного множества случайностей. Бесчисленной множество слу чайностей случайно совпасть не может. Значит на мир возник закономерно. Законодателем мира мог быть только Бог)

4) у всего в мире есть цель, которую определяет Бог. цель и целеполагание (телеология)

(Из определённого зерна вырастает не какое-угодно, а определённое растение. Мир мог бы быть другим, почему из множества вариантов выбран именно этот? Кто заложил именно эту цель в развитие мира. Кому по силам быть Программистом вселенной? Программистом вселенной может быть только Творец мира, Бог).

5) есть различные степени совершенства, и только Бог высшая из них, т.е. эталон совершенство и несовершенство

(Всё существующее в мире — совершенно в определённом отношении. Фиалка — совершенное растение. Уж совершенно ползает. Чайка совершенно летает. Обезьяна совершенно прыгает. В человека вложены чувства красоты, справедливости, способности познавать и творить. В истоке мира должна пребывать сумма всех этих совершенств. То есть, начало мира должно быть всесовершенным. Всесовершенным является лишь Бог).

Вера и знание

В идеале, вера (истинная) и знание (истинное) должны сойтись. Ведь это — разные (нерациональный и рациональный) способы познания одного и того же мира. Если же они расходятся, то выбор нужно делать в пользу веры.

Так как вера — более короткий путь к истине. Вера — универсальнее, доступнее: так как поверить может каждый (и глупый, и необразованный). Вера — нравственнее, так как означает победу над сомнением. Вера — фундаментальнее, без неё не может обойтись никто: мы не знаем, что будем завтра живы, что будем любимы, счастливы, здоровы... но верим в это.

 

 

Признаки красоты

1) Красота — целостна, не частична, не ущербна (если у человека красив только нос, его нельзя считать красивым)

2) В красоте есть соразмерность, гармония (слишком оттопыренные уши нарушают красоту)

3) Всё истинно красивое — возвышает душу («смотрю на красивое и становлюсь красивее», гениальное (кубизм Пикассо) не всегда — красивое)

4) Истинно красивое обладает внутренним светом (лицо доброго, влюблённого, милосердного человека — светится)

 

Истинная красота (превращающая красивое в прекрасное) есть синтез внешней и внутренней (красота души — её доброта) красоты, при ведущей роли внутренней.

Афоризмы:

«Добро — то, чего желают все»

Литература

Антология текстов раннехристианских авторов. - М.. 1995.

Антология текстов раннехристианских авторов. - М.. 1995.

Августин А. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. - М., 1992.

Майоров Г.Р. Формирование средневековой философии. - М., 1979.

Боргош Ю. Фома Аквинский. - М., 1975.

Соколов_В.В. Средневековая философия. - М., 1979.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Ответьте на вопросы

1) Чем отличается, по выражению Б. Паскаля, «Бог философов» от «Бога веры»?

2) В чём сходство и отличия научного и религиозного (христианского) представлений о рождении мира и человека?

3) В чём причина кризиса средневековой философии?

4) В каком смысле используется ныне слово «схоласт»?

 

 

Выполните тестовые задания

1. Господствующим типом философского мировоззрения в эпоху Средневековья являлся:

а) наукоцентризм

б) антропоцентризм

в) теоцентризм

г) космоцентризм

2. Философия в Средние века занимала подчинительное положение по отношении к…

а) религии

б) этике

в) эстетике

г) науке

Видеофилософия

Посмотрите на You tube

Ток-шоу «Культурная революция. М. Швыдкой. Атеизм – безнравственен» и сформулируйте своё мнение по обсуждаемым проблемам

Выберите тему для реферата



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.45 (0.125 с.)