Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Категории материалистической диалектики ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Общая характеристика Существует 2 подхода к категориям формы и содержания. 1- Подход идущий от Аристотеля: у Аристотеля форма задает чтойность (сущность) вещи. А категории содержания в аристотелевской диалектике нет. Форма первична – эйдес. 2- Материалистическая диалектика (Энгельс, Ленин) ленинская диалектика формы и содержания форма это вторичная, внешняя характеристика, которая определяется содержанием. – содержание первично. В юриспруденции обе точки зрения присутствуют: 1) Форма рассматривается как вторичная внешняя характеристика, с точки зрения юридической значимости. 2) В юриспруденции понятие форма значительно больше употребляется в аристотелевском смысле: формы права, только письменная. Форма влияет на квалификацию.
Форма это категория обозначающая внешнюю границу содержания, и границы вида в рамках рода.
Категории сущности и явления Категории диалектики – это парные категории, эти категории в рамках диалектической пары удовлетворяют определение противоположности, сущность явление, необходимость-случайность, причина-следствие. В рамках каждой диалектической пары удовлетворяют отношение противоположности, взаимно отрицают, но при этом взаимно обуславливают, дополняют, составляя единое смысловое целое. Категории наиболее общие понятия – обладающие наиболее высокой степенью общности. В ленинской гносеологии, которая долгое время составляло методологическое основание процессуальных методологических дисциплин. Познание движется от явления к сущности. В ленинской диалектике явление, это внешнее проявление сущности. В категории детерминизма (причина-следствие), причинно следственные связи являются предметом такого предмета науки как учения о детерминизме. (философские, научные, философия, естественные науки, синергетика, юриспруденция и т.д.) Детерминизм – учение о причинно-следственных связях. Виды детерминизма: - жесткий лапласовский детерминизм: каждое событие точно предопределено с начало времен. Энгельс это критиковал и называл фатализмом, Энгельс это критиковал называя фатализм мистической предопределенностью. -индетерминизм, это концепции, отрицающие причинно-следственные связи вообще. - теория вероятностей, математическая теория, согласно которой каждое событие происходит с определенной долей вероятности- подчиняющееся закону больших чисел, то есть статистическим закономерностям. Динамические закономерности – линейные закономерности в которых имеет место, четко определенная связь между причиной и следствием.
Диалектическая концепция детерминизма в которой причина и следствие связаны генетически, то есть причина порождает следствие. (отличать от функциональной связи, там нет генетической связи между явлениями). В юриспруденции диалектика имеет большое методологическое значение особенно в уголовном праве: Причину не надо путать с поводом, очень часто преступником разрабатывается сценарий, нередко преступник совершает конфликт, пользуясь поводом, который сам подстроил. Мотив субъективная причина. Более подробно самостоятельно изучить.
Необходимость и случайность, Необходимость – закономерность, случайность форма проявления необходимости, а так же ее дополнения. Возможность и действительность: возможность – категория обозначающая перспективы развития наличной ситуации, возможности бывают: реальная и формальная, реальная - это наиболее вероятная при данных обстоятельствах, формальная – это не противоречащая закономерностям но обладающая очень малой вероятностью реализации; конкретная и абстрактная, конкретная это соответствующая закономерностям и ситуации, абстрактная это не соответствующая ни закономерности ни ситуации.
Проблема свободы в философии и юриспруденции. Этика Канта в предпосылках философии и права. Кант (1724-1804) Кант основоположник европейской теории права. Который создал этическую систему послужившую философским основанием новой научной отрасли – философии права. Этика Канта: Есть 2 вида поступков: а) нравственные (моральные)- это поступки основным мотивом которых является только 1, - стремление следовать нравственной норме, даже вопреки своим страстям, выгоде, потребностям. При этом Кант удовлетворение от морального поступка называл «сверхвыгода». Б) легальные - поступки которые не нарушают моральных норм, но в основе их другой мотив, страсть, корысть, выгода.
История свидетельствует, что моральные нормы меняются от эпохи к эпохе, но в отличие от правовых норм они складываются стихийно,- за счет постепенного нарастающего нарушения устаревших моральных норм, (пример: Россия - подбор девушке жениха,)
Соотношение морали и права, Кант доказывал что мышление и совесть свободны по своей природе, по сущности, поэтому не могут регулироваться правом, право на свободу мысли и совести не может предоставляться, однако в нормах международного права о правах человека, в Конституции РФ такое право предоставляется, такие формулировки противоречат вышеописанным принципам, чрезвычайно колизионны в правоприменении, а так же используются при злоупотреблении правом, используются тоталитарными сектами, провокаторами, борцами за права меньшинств. У Канта право и мораль взаимно дополняющие способы нормативного регулирования, отношения между людьми, поведения, однако мораль и права – разные способы нормативного регулирования. Моральные нормы - внутренний регулятор поведения, а правовые нормы – внешний регулятор поведения; структура моральной нормы не содержит санкции, а структура правовой нормы содержит санкцию. Свобода по Канту: 2 практическая свобода – свобода, реализованная в поступке. 3 произвол – свобода без правил- фактически несвобода. Потому что свобода по Канту это производное от ограничений – нет ограничений, нет свободы как феномена. Разум налагая на себя ограничения создает тем самым пространство своей свободы- Кант.
ФИЛОСОФИЯ СПИНОЗЫ Спиноза: в основе такого подхода лежит следующая философия Спинозы, 1) Спиноза – развил аристотелевскую идею субстанции, дав такое определение, Субстанция – ничем вне себя не обусловленное бытие, субстанция – причина самой себя. 2) Природа – это субстанция, значит бог не сотворял природу.
Пропущена лекция
Рационализм Декарта Философия Декарта – дуализм, так как он равноправно признавал материальную и духовную субстанции. Декарт – автор теории «Врожденных идей» Свойства материальной субстанции: Протяженность, инертность и т.д. Свойства духовной, мыслящей субстанции – способность мыслить. Человек состоит из этих двух субстанции – его тело носитель свойств материальной субстанции, а мышление человека это проявление духовной субстанции. Отсюда, из этой онтологии его рационализм. Если в человеке изначально присутствует мыслящая субстанция, значит у него изначально в сознании представлена содержание этой субстанции.
Диалектика материалистическая гносеология Вопрос № _____ Истина как процесс- в философии и юриспруденции Диалектика материалистическая гносеология была создана Марксом и Энгельсом, развита Лениным. В отечественной юриспруденции именно эта концепция истины актуально до сих пор. (например в уголовном процессе.) Сама идея истины как процесса, заимствована марсизмом у Гегеля. Концепция истины как процесса: 1) Объективная истина это содержание наших знаний, которые не зависят от субъекта. От субъекта не зависит не только ядро истинной теории, но и сопутствующие ему заблуждения, которые могут быть преодолены только в дальнейшем ходе развития познания- ни одна теория не является абсолютно верной, в ней обязательно есть дополнения.
2) Истина относительна, так как она конкретна, относится к определенному времени, культуре, области знаний. Нет истин абсолютных, истина верная для всех времен и народов не верна ни для одного времени, ни для одного народа. Потому что она абстрактна, и не конкретизирована. Каждая истина объективна, относительна – потому что конкретна. 3) Истина носит характер процесса- ее содержание развивается, ядро абсолютной истины в объективной и относительной истине увеличивается, то есть увеличивается сумма знаний которая в дальнейшем развитии познания развивается. А моменты заблуждения преодолеваются, но при этом возникают новые. Поэтому абсолютная истина – это только недостижимый идеал познания. Она существует только в виде ядра, и невозможно полное окончательное познание о мире. 4) В отечественной юриспруденции имена эта модель истины достигаемая в следствии и судебном разбирательстве. Истина как процесс – судебные инстанции, институции кассации, обжалования.
Вопрос №________Гносеология И. Канта У канта нельзя жестко разграничить онтологию и гносеологию. Кант развил идеи следующих философов: А) Д. Юм: «У субъекта нет средств ни для того чтобы отрицать, ни для того чтобы отрицать существование внешнего мира.» Б) Дж. Локк Теория вторичных качеств: В) Теория врожденных идей Декарта. Кант задается вопросом: «Как возможны доопытные синтетические суждения, то есть не извлеченные из опыта, но добавляющие некоторые свойства»? (вселенная бесконечна, бог всеблаг – откуда мы это знаем????!!!) Синтетические внеопытные суждения: А) Кант считал, что источником таких суждений являются априорные (доопытные- изначально присутствующие в разуме представления.) Б) Кант выделял следующие способности: - чувственность -рассудок – способность действовать по правилам. - разум – создает правила для рассудка, творческая способность человека. Кант выделял антиномии чистого разума Антиномии – равнодоказуемые суждения с противоположным смыслом, они возникают в результате попыток объяснить ноуменальные явления с помощью рассудочных схем.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.106 (0.016 с.) |