Билет. Онтология и этика неоплатоников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет. Онтология и этика неоплатоников



Главное в неоплатонизме — учение о потусторонности, сверхразумности и даже сверхбытийности первоначала всего сущего и о мистическом экстазе как средстве приближения к этому первоначалу. В лице неоплатонизма античная философия приходит к тому, с чего начала индийская философия в «Упанишадах» с их непознаваемыми разумом атманом и брахманом.

Неоплатонизм выходит даже за пределы философии (если под философией понимать разумное мировоззрение). Неоплатонизм сверхразумен. В нем наблюдается возврат к мифологии, ремифологизация — процесс, обратный тому, какой происходил при генезисе философии. Гегель не случайно использовал неоплатонизм как иллюстрацию своего закона отрицания отрицания: философия сперва отрицала религию (мифологию), а затем в своих самых зрелых формах, отрицая саму себя, постигла внутреннее содержание мифологии и образовала с ней синтез. Это и произошло в неоплатонизме. Так что, по Гегелю, получается, что неоплатонизм не столько философия как антипод мифологии, сколько синтез философии и мифологии.

НЕОПЛАТОНИЗМ

— последний этап развития античного платонизма, принципиальной новизной которого по сравнению со средним платонизмом следует считать признание сверхбытийной природы первоначала и тождество ума-бытия как его первое проявление, что было впервые отчетливо представлено в философии Плотина (3 в.). Неоплатонизм замыкает средний платонизм, вбирает в себя неопифагореизм и начиная с ученика Плотина Порфирия использует аристотелизм в качестве введения — гл. о. логического — в учение Платона.
Учение Плотина — последовательный монистический идеализм и даже сверхидеализм. Бог Платона доступен разуму, он ведь и сам мировой разум, ум, нус. Платоновская теология рационалистична. Бог Плотина ускользает от мысли. Это уже мистика. Пафос учения Плотина — в сведении многого к единому и в выведении этого единого за пределы многого. Это схема тоталитаризма. Тоталитаризм выносит присущее многому единое за пределы многого и затем привносит единое во многое вне как некую высшую силу. Суть учения Плотина и в том, что он ставит во главу иерархии сущего начало, единое как таковое, сверхбытийное и сверхразумное, постижимое только в состоянии экстаза выразимое только средствами апофатической теологии. Система Плотина строго иерархична, что хорошо отражало настоящую социальную иерархию Римской империи и еще лучше предвосхищало феодальную иерархию. Вселенная Плотина строится не снизу вверх, а сверху вниз.

Неоплатонизм — последний этап развития античной философии. Его основателем считается Аммоний Саккас из Александрии (ок. 175–242). Плотин (2 до н.э.). Неоплатонизм зародился во время агонии Римской империи и выразил основные характеристики своего времени: ее универсализм и катастрофизм. Плотин преобразовал платоновскую теорию в религиозную философию.

Основой всего сущего он считал единое божественное первоначало — сверхчувственное, сверхразумное и сверхприродное. К нему не приложимы никакие определения, ему не свойственны никакие качества. Судить о его сущности можно только косвенно — по тому, что им порождено. Это первоначало едино и является причиной всего, верховой силой, высшим благом и высшей красотой. Можно заметить, что божественное первоначало Плотина — результат мистического переосмысления учения Платона об идее высшего блага и предшественник христианского учения о едином и всемогущем боге. В античной мифологии существовало множество богов (политеизм), каждый из которых обладал ограниченной силой и был подчинен богиням судьбы (мойрам или паркам). В христианстве и иудаизме признается один бог (монотеизм), обладающий всемогуществом. Бытие, согласно Плотину, зависит от божественного первоначала. Мир представляется лестницей, на которой происходит постепенное снижение первоначала: божественное первоначало—божественный ум—божественная душа—природа. Первоначало подобно свету, материя же подобна тьме. Мир образуется из материи в результате проникновения в нее света путем эманации, т. е. излучения, истечения божественного первоначала.
Переход от божества к миру есть в то же время нисхождение от совершенства к несовершенству, от единства к множественности. Отношение божественного первоначала к миру во многом воспроизводит платоновское противопоставление мира идей и мира вещей.
Следуя платоновскому учению о душе как духовной сущности, Плотин создал мистическую теорию мирообразования как космического процесса нисхождения и восхождения душ. Человек состоит из души умопостигаемой, наиболее близкой к божеству, души чувственной и тела. Единственным способом приблизиться к божественному первоначалу философ считал экстаз, в котором человек поднимается над телесным миром. В состоянии религиозного экстаза человек божественной частью своей души приближается к богу.
В целом учение Плотина — религиозно-мистический вариант объективного идеализма. В нем не содержится никаких попыток научного исследования окружающего мира, происходит полный отход от традиций античного материализма, изучения природы и реальных общественных отношений. Во взглядах Плотина на взаимосвязь божественного первоначала и земного мира, человека и бога, на религиозный экстаз начинают вырисовываться основные принципы более поздней христианской философии. Последним крупным представителем неоплатонизма был Прокл (4 в).
Он своеобразно переосмыслил античную диалектику, детально разработав мистическое учение об эманации. Эманация — это движение душ от бога к миру (нисхождение) и возвращение их от мира к богу
(восходящая ветвь эманации). В основе эманации мира из производящего его божества лежит триадический цикл, т. е. трехступенчатая смена фаз развития: пребывание произведенного в производящем; выход произведенного из производящего; возвращение произведенного в производящее.

Философские учения позднего эллинизма разрабатывались в парадоксальной, на первый

взгляд, ситуации: при политическом господстве Рима над греческим миром в самом Риме складывалась эллинизированная культура.

Наиболее яркое и глубокое учение поздней античности — неоплатонизм выразил глубочайшие характеристики своей эпохи: ееуниверсализм и катастрофизм.

Агония Римской империи длилась века: военные поражения, всеобщее обнищание, развал, восстания рабов и национальные восстания, потеря территории. Катастрофизм последних веков Римской империи вызвал настойчивые попытки уйти, отрешиться от всего земного. что было характерно не только для философского учения неоплатонизма, но и для зародившегося и набиравшего силу христианства.

«Назад, в милую общину!» — восклицал величайший мыслитель не только позднего эллинизма, но и всей античной философии Плотин (204—270 из.), имея в виду небеса, вечное божественное бытие. Плотин был последователем философии Платона, но не простым его эпигоном, а творческим мыслителем, обогатившим платонизм новыми идеями. Его роднит с Платоном противопоставление реальности сверхчувственного мира иллюзорному миру видимости — чувственному бытию.

Высшей ступенью бытия, по Плотину, его субстанцией являются не идеи, как у Платона, а божественное Первоединое, или Единое, которое может быть определено только как самодовлеющее первоначало, лишенное всяких свойств.

Философская задача Плотина заключалась в том, чтобы последовательно вывести из божественного первоединства градацию всего существующего в мире. Полнота бытия Первоединого приводит к творению: при этом Единое не умаляется, оно остается Единым, обладающим всей полнотой бытия. Первое, что происходит из Единого, есть Ум (Нус), который по степени совершенства бытия ближе всего к Единому. Но как производимое Ум ниже производящего — Единого, в силу чего он содержит в себе многое. Первый момент Ума — вещество, понимаемое Плотином не как материя чувственного мира, а как

сущее. Второй момент Ума — мыслимое бытие, или существование.

Третий момент Ума — мышление. Таким образом. Ум включает в себя сущность, существование и мышление.

За Единым и Умом следует душа, которая относится к Уму так, как Ум относится к Единому. Она имеет двойственную природу:

одна ее часть стремится внутрь, к Уму, а другая обращена вовне.

Видимый мир, природа является эманацией Души, или истечением, когда она не обращена вверх — к Первоединому: «Спрашивать, почему Душа создала космос, значит, спрашивать, почему существует Душа и почему творец творит».

В философии Плотина продуктивными с культурно-исторической точки зрения были основные его идеи, а не сама философская схема:

• ценностный подход к бытию на основе его иерархизации;

• признание высшего бытия как творческого начала;

• идея творения высшим бытием низшего, понимаемая как его эманация

Этим идеям, наиболее близким к христианской теологии, суждена была долгая жизнь. По выражению Б. Рассела, философия Плотина является одновременно концом и началом, концом античной философии и началом христианской теологии.

В качестве философского фундамента теологии Августин избрал учения Платона и неоплатоников. Поэтому он провел серьезную и глубокую работу по христианизации платонизма и неоплатонизма, возводя в абсолют те принципы этих учений, которые соответствовали христианству, и отвергая те, которые для христианства были неприемлемы. В результате платонизм и неоплатонизм в течение нескольких веков воспринимались европейскими философами исключительно в христианизированной, а значит и усеченной форме, заданной им Августином.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 956; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.187.15 (0.008 с.)